Богучарский В. Я. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912. С. 274
Принципиально менялось значение С. Е. И. В. канцелярии. В соответствии с указом 31 января 1826 г. реформировалась ее структура, предусматривалось наличие в ней нескольких отделений, которые по существу представляли собой самостоятельные учреждения. I отделению передавались уточненные и дополненные функции прежней С. Е. И. В. канцелярии. Почти все ведомства (исключение было сделано только для военного и морского), управляющий делами Комитета министров и обер-прокурор Синода, согласно повелению Николая I от 10 мая 1826 г., должны были ежедневно по утрам доставлять туда краткие сведения о своей деятельности, а также представлять дела, которые должен был рассматривать сам император. II отделение С. Е. И. В. канцелярии должно было заниматься законодательной деятельностью, это было продиктовано стремлением Николая I держать под собственным контролем все, что касалось законотворчества. На долю II отделения вскоре выпала обязанность составить и издать «Полное собрание законов» и «Свод законов». В дальнейшем предполагалось — на этом особенно настаивал М. М. Сперанский — переработать и систематизировать собранный материал и на этой основе создать новое «Уложение». Отделению, помимо занятий всеми видами законодательной деятельности, вменялось в обязанность «в порядке верховного управления» разрешать те или иные отступления от законов или вносить изменения в законы: во II отделение следовало направлять все просьбы такого рода. Николай I давал этим понять, что именно самодержец осуществляет законотворчество и контролирует исполнение законов.
Особенную роль суждено было сыграть учреждению, получившему название III отделения С. Е. И. В. канцелярии и призванному возглавить политическую полицию в России. Идея создания такого учреждения содержалась в проекте, который под заглавием «Об устройстве высшей полиции» представил Николаю I А. X. Бенкендорф еще в январе 1826 г. А. X. Бенкендорфу в начале царствования Николая I было чуть больше сорока лет. С молодых лет он находился на военной службе, участвовал во многих войнах. С 1820 г. был начальником штаба гвардейского корпуса, с 1821 г. — начальником 1-й кирасирской дивизии. В мае 1821 г. передал Александру I донос, написанный М. К. Грибовским, о деятельности Союза Благоденствия. Во время следствия в январе 1826 г. он составил и подал Николаю I проект «Об устройстве высшей полиции».18 В записке шла речь о том, что нужно создать новую по- > литическую полицию, построенную по принципу «строгой цен- \ трализации» и охватывающую «все пункты империи». По мысли автора проекта, новая политическая полиция должна была иметь ' распорядительный орган в центре (Министерство полиции) и ис- ! полнительные органы (жандармские офицеры и жандармские ча- ; сти) на местах. Жандармские службы и их личный состав предлагалось свести в корпус жандармов, во главе которого стоял бы министр полиции — инспектор корпуса. Предусматривалось и со-
18 Проект А. X. Бенкендорфа об устройстве высшей полиции // PC. 1900. Т. 104. С. 615—616.
здание специальной секретной агентуры, насаждение системы доносительства и других мер вроде рекомендации почтмейстерам заниматься перлюстрацией писем.15 12 апреля 1826 г. Николай I передал проект Бенкендорфа генерал-адъютантам И. И. Дибичу и П. А. Толстому.
Николай I решил придать политической полиции статус не министерства, а нового отделения С. Е. И. В. канцелярии. 25 июня 1826 г. последовало назначение А. X. Бенкендорфа шефом жандармов и командующим Императорской главной квартирой, а 3 июля — указ об учреждении III отделения С. Е. И. В. канцелярии во главе с А. X. Бенкендорфом, который становится одним из наиболее влиятельных высших сановников империи.20 Практически основу III отделения составила бывшая Особенная канцелярия Министерства внутренних дел, из которой сюда были переведены 18 чиновников во главе с М. Я. Фоком. При Бенкендорфе как главном начальнике Фок занял должность начальника его канцелярии. Ведению III отделения подлежали: 1) «все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей полиции»; 2) сбор сведений о сектантах и раскольниках; 3) дела о фальшивомонетчиках и подделке документов; 4) контроль за лицами, состоящими под надзором полиции; 5) «высылка и размещение людей, подозреваемых и вредных»; 6) места заключения, в которых содержатся государственные преступники; 7) «все постановления и распоряжения об иностранцах»; 8) ведение ведомостей «о всех без исключения происшествиях»; 9) «статистические сведения, до полиции относящиеся».21 В указе 3 июля подчеркивалось, что все документы, направляемые в III отделение, следует адресовать на имя императора с уточнением: «По III отделению». Эта, казалось бы, чисто формальная деталь служила еще одним напоминанием о том, что III отделение находится в непосредственном ведении императора и действует от его имени.
5 июля 1826 г. на заседании совета Министерства внутренних дел было принято решение передать в III отделение секретные политические тюрьмы. Министерству вменялось в обязанность сообщать в III отделение статистические сведения. Всем губернаторам предписывалось сноситься с III отделением по делам, входящим в его компетенцию. 14 июля 1826 г. Бенкендорфом была представлена записка о создании в III отделении 4 экспедиций. Наиболее важной была первая (секретная) экспедиция, на которую возлагалось «наблюдение за общим мнением и народным духом». В ее ведение входили сыск и следствие по политическим делам, слежка не только за революционерами и революционными организациями, но и за общественными деятелями, писателями и т. п. Здесь же должны были составляться ежегодные отчеты, представляемые императору, обзоры, сводки и т. п. Вторая экспедиция
19 Там же. С. 615—616.