Богучарский В. Я. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912. С. 274


Принципиально менялось значение С. Е. И. В. канцелярии. В соответствии с указом 31 января 1826 г. реформировалась ее структура, предусматривалось наличие в ней нескольких отделе­ний, которые по существу представляли собой самостоятельные учреждения. I отделению передавались уточненные и дополнен­ные функции прежней С. Е. И. В. канцелярии. Почти все ведом­ства (исключение было сделано только для военного и морского), управляющий делами Комитета министров и обер-прокурор Си­нода, согласно повелению Николая I от 10 мая 1826 г., должны были ежедневно по утрам доставлять туда краткие сведения о своей деятельности, а также представлять дела, которые должен был рассматривать сам император. II отделение С. Е. И. В. канце­лярии должно было заниматься законодательной деятельностью, это было продиктовано стремлением Николая I держать под соб­ственным контролем все, что касалось законотворчества. На долю II отделения вскоре выпала обязанность составить и издать «Пол­ное собрание законов» и «Свод законов». В дальнейшем предпола­галось — на этом особенно настаивал М. М. Сперанский — перера­ботать и систематизировать собранный материал и на этой основе создать новое «Уложение». Отделению, помимо занятий всеми ви­дами законодательной деятельности, вменялось в обязанность «в порядке верховного управления» разрешать те или иные отступ­ления от законов или вносить изменения в законы: во II отделение следовало направлять все просьбы такого рода. Николай I давал этим понять, что именно самодержец осуществляет законотворче­ство и контролирует исполнение законов.

Особенную роль суждено было сыграть учреждению, получив­шему название III отделения С. Е. И. В. канцелярии и призван­ному возглавить политическую полицию в России. Идея создания такого учреждения содержалась в проекте, который под заглавием «Об устройстве высшей полиции» представил Николаю I А. X. Бен­кендорф еще в январе 1826 г. А. X. Бенкендорфу в начале царст­вования Николая I было чуть больше сорока лет. С молодых лет он находился на военной службе, участвовал во многих войнах. С 1820 г. был начальником штаба гвардейского корпуса, с 1821 г. — начальником 1-й кирасирской дивизии. В мае 1821 г. передал Александру I донос, написанный М. К. Грибовским, о деятельно­сти Союза Благоденствия. Во время следствия в январе 1826 г. он составил и подал Николаю I проект «Об устройстве высшей по­лиции».18 В записке шла речь о том, что нужно создать новую по- > литическую полицию, построенную по принципу «строгой цен- \ трализации» и охватывающую «все пункты империи». По мысли автора проекта, новая политическая полиция должна была иметь ' распорядительный орган в центре (Министерство полиции) и ис- ! полнительные органы (жандармские офицеры и жандармские ча- ; сти) на местах. Жандармские службы и их личный состав предла­галось свести в корпус жандармов, во главе которого стоял бы министр полиции — инспектор корпуса. Предусматривалось и со-

Богучарский В. Я. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912. С. 274 - student2.ru 18 Проект А. X. Бенкендорфа об устройстве высшей полиции // PC. 1900. Т. 104. С. 615—616.

здание специальной секретной агентуры, насаждение системы до­носительства и других мер вроде рекомендации почтмейстерам за­ниматься перлюстрацией писем.15 12 апреля 1826 г. Николай I пе­редал проект Бенкендорфа генерал-адъютантам И. И. Дибичу и П. А. Толстому.

Николай I решил придать политической полиции статус не министерства, а нового отделения С. Е. И. В. канцелярии. 25 июня 1826 г. последовало назначение А. X. Бенкендорфа ше­фом жандармов и командующим Императорской главной квар­тирой, а 3 июля — указ об учреждении III отделения С. Е. И. В. канцелярии во главе с А. X. Бенкендорфом, который становится одним из наиболее влиятельных высших сановников империи.20 Практически основу III отделения составила бывшая Особенная канцелярия Министерства внутренних дел, из которой сюда бы­ли переведены 18 чиновников во главе с М. Я. Фоком. При Бен­кендорфе как главном начальнике Фок занял должность началь­ника его канцелярии. Ведению III отделения подлежали: 1) «все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей поли­ции»; 2) сбор сведений о сектантах и раскольниках; 3) дела о фальшивомонетчиках и подделке документов; 4) контроль за лицами, состоящими под надзором полиции; 5) «высылка и раз­мещение людей, подозреваемых и вредных»; 6) места заключе­ния, в которых содержатся государственные преступники; 7) «все постановления и распоряжения об иностранцах»; 8) ве­дение ведомостей «о всех без исключения происшествиях»; 9) «статистические сведения, до полиции относящиеся».21 В ука­зе 3 июля подчеркивалось, что все документы, направляемые в III отделение, следует адресовать на имя императора с уточне­нием: «По III отделению». Эта, казалось бы, чисто формальная деталь служила еще одним напоминанием о том, что III отде­ление находится в непосредственном ведении императора и дей­ствует от его имени.

5 июля 1826 г. на заседании совета Министерства внутренних дел было принято решение передать в III отделение секретные политические тюрьмы. Министерству вменялось в обязанность со­общать в III отделение статистические сведения. Всем губернато­рам предписывалось сноситься с III отделением по делам, входя­щим в его компетенцию. 14 июля 1826 г. Бенкендорфом была представлена записка о создании в III отделении 4 экспедиций. Наиболее важной была первая (секретная) экспедиция, на кото­рую возлагалось «наблюдение за общим мнением и народным ду­хом». В ее ведение входили сыск и следствие по политическим де­лам, слежка не только за революционерами и революционными организациями, но и за общественными деятелями, писателями и т. п. Здесь же должны были составляться ежегодные отчеты, пред­ставляемые императору, обзоры, сводки и т. п. Вторая экспедиция

Богучарский В. Я. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912. С. 274 - student2.ru 19 Там же. С. 615—616.

Наши рекомендации