Сущность государства. Современные взгляды на сущность государства.
Сущность государства — это внутренний смысл его деятельности, который выражает единство общесоциальных и узкоклассовых (групповых) интересов граждан. Любое государство. наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи («общие дела»), без которых не может функционировать ни одно общество. Это — средства транспорта и связи, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по обеспечению мира и другие.
Два аспекта сущности государства определились с момента его возникновения:
• классовый аспект — защита интересов экономически господствующего класса, осуществление организованного принуждения;
• общесоциальный аспект — защита интересов всего общества, обеспечение общественного блага, поддержание порядка, выполнение других общесоциальных дел.
Сутью наиболее значимых из них являются:
- теория элит (нач. XX в.) — народные массы не могут управлять государством — только элитарные (способности, образование, опыт) слои общества обладают таким умением. Народ находится между элитами и выбирает ту или другую для управления государством и собой;
- технократическая теория (греч. tehne — ремесло, kratos — власть) получила распространение в 60—70-х годах XX в. — государством должны управлять специалисты — управленцы, менеджеры. Только они способны обеспечить прогрессивное развитие общества;
- теория плюралистической демократии — современное общество представляет собой не классовое общество, а совокупность социальных объединений людей — страт, которые формируются по самым разным основаниям (возраст, место жительства, профессия, интересы и т.д.). П. Сорокин различал страты экономические, политические, профессиональные. Создавая различные динамичные объединения (политические и общественные организации), население оказывает воздействие на государственную политику, участвует в управлении государством. Тем самым государство становится выразителем воли всего общества;
- теория государства всеобщего благоденствия (50-е гг. XX в.) — государство — выразитель интересов всего общества и поэтому может и обязано проникать во все сферы общественного бытия;
- теория правового государства (оформилась в XVIII в.) — государство связывает себя правовыми узами, которое само же и создает для блага общества;
- теория конвергенции (50—60-е гг. XX в.) — с течением времени происходит сближение сходных по уровню социально-экономического и политического развития государственно-правовых систем. Развиваясь, они перенимают у друг друга все лучшее. Со временем различия между ними исчезнут вовсе, и появится “постиндустриальное государство” единого типа;
- марксистко-ленинская теория (историко-материалистическая) основывается на том, что государство выступает орудием власти экономически господствующего класса и после создания коммунистического общества оно исчезнет, растворившись в общественном самоуправлении.
18. Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.
Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.
Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.
Подходы к типологии государств:
1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;
2) цивилизационный подход.
Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:
1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
2) класс, инструментом власти которого становится государство;
3) социальное назначение государства.
Формационный подход выделяет следующие типы государств:
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) буржуазный;
4) социалистический.
По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.
Формационный подход имеет следующие достоинства:
1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.
Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.
В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:
1) современных и древних;
2) западных, восточных, православных и др.
В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.
С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.
Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.
Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.