Политический строй России в XVII в

Основные даты и события: 1613 г. — воцарение Михаила Федоровича Романова; 1649 г. — принятие Соборного уложения; 1653 г. — последний Земский собор.

Первым русским царем новой династии стал Михаил Федорович Романов (1613—1645). В 16 летнем возрасте он не мог быть самостоятельным политиком. Вступая на престол, Михаил произнес торжественную клятву, в которой обещал не править без Земского собора и Боярской думы.

Филарет, провозглашенный в 1619 г. патриархом, получил также титул «великого государя» и стал соправителем своего сына. Вплоть до своей смерти в 1633 г. Филарет являлся фактическим правителем России. После смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (1645—1676).

Уже при первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление монаршей власти и ослабление роли сословно-представительных органов в государственной жизни.

В усло­виях хозяйственного разорения и слабости центральной власти царь вынужден был искать опору. Такой опорой стал в первую очередь Земский собор. На протяжении всего царствования Ми­хаила Федоровича особенностью Земских соборов был значи­тельный рост представительства низших сословий. Причем избранные на Собор депутаты получали от своих избирателей «наказы» и должны были отстаивать их перед царем. Однако по мере укрепления царской власти и стабилизации обстановки в стране Земские соборы стали собираться все реже.

После смерти Филарета некоторые дворяне предложили преобразовать Земский собор в постоянно действующий парла­мент. Эти идеи не отвечали интересам самодержавной власти. Соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов, а не для обсуждения путей развития страны. Последний Земский собор, на котором были широко представлены различные слои российского общества, был созван в 1653 г. Он принял в российское под­данство население Левобережной Украины и Киева. В дальнейшем главной опорой самодержавной власти стали бю­рократия и армия.

Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Состав Думы был расширен Михаилом Федоровичем — так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение (до ста человек). Причем в Думу входила теперь не толь­ко родовая аристократия, но и представители незнатных ро­дов. Дума по-прежнему была призвана решать наиболее важные вопросы — войны и мира, утверждения законопроектов, введе­ния новых налогов, решения спорных вопросов и т. д. Руково­дил ее работой царь либо назначенный им боярин.

Увеличение численного состава Думы сделало ее слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган уп­равления, состоявший из наиболее доверенных лиц — «ближ­нюю» («малую», «тайную») Думу, которая постепенно замени­ла собой «большую». В полном составе Боярскую думу стали созывать все реже. «Ближняя» дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.

Рост территории страны, усложнение экономических задач привели к значительному увеличению числа приказов. В разное время в России их насчитывалось около ста. Вопросами внешней политики (в том числе освобождения военнопленных за выкуп) ведал Посольский приказ. Дворцовым хозяйством и имуществом царя занимался приказ Большого дворца. Казенный приказ отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи. Конюшенный приказ распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов. Разрядный приказ распределял дворян и бояр на царскую службу. Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин ведал Поместный приказ. Ямской приказ отвечал за быструю и надежную почтовую связь. С ростом масштабов каменного строительства в столице и крупных городах возник Приказ каменных дел. Едва ли не центральное место занимал Челобитный приказ, рассматривавший прошения и жалобы царских подданных. При Алексее Михайловиче существовал также Приказ тайных дел, который контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи.

Численный рост приказов негативно отражался на системе управления в целом, запутывал обязанности служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребления служебным положением. Порой приказы занимались решением одних и тех же или близких по характеру задач. Так, судебные вопросы решали Разбойный и Земский приказы. Военными делами ведали Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Иноземский, Рейтарский, Казачий приказы. Целый ряд приказов отвечал за контроль над местным управлением. Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.

В XVII веке главной административной единицей оставал­ся уезд. К концу века их насчитывалось более 250. Уезды, в свою очередь, делились на станы и волости. С самого начала века во главе уездов и ряда приграничных городов царь назначал воевод. Они не только возглавляли местные военные отряды, но и обладали высшей административной и судебной властью: отвечали за сбор налогов, выполнение населением повинностей, вершили суд.

Для преодоления последствий Смуты необходимо было принять множество новых законов. Как и прежде, их проек­ты готовились по поручению царя приближенными к нему лицами и обретали силу после согласия Боярской думы и ца­ря. В тех случаях, когда законопроект был особенно важен, его утверждал Земский собор. Появление в первой половине века новых законов, применявшихся наряду с законами более раннего времени, потребовали их упорядочения, сведения в единый документ — свод законов. Составление такого сво­да было поручено приближенным царя Алексея Михайловича во главе с князем Н. И. Одоевским. При составлении Собор­ного уложения (принятого Земским собором в 1649 г.) ис­пользовались не только российские законы, но и зарубеж­ные. В разработке свода законов участвовал и сам молодой царь Алексей.

Уложение отразило возросшую роль царя в жизни страны. Впервые в закон было введено понятие «государственное пре­ступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, предста­вителей государственной власти и церкви), за которое предус­матривалось суровое наказание. Уложение утвердило полное право землевладельца на землю и зависимых (крепостных) крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглых кресть­ян и большой штраф за укрывательство беглецов.

Таким образом, в течение XVII века нарастали тенденции усиления самодержавной власти царя, опиравшегося теперь не на сословное представительство, а на бюрократический ап­парат и армию; произошло окончательное утверждение крепо­стничества; значительно возросли права и привилегии дворян­ства — социальной опоры царского самодержавия.

Наши рекомендации