Культура монгольского периода.
Трагические события русской истории – нашествие на Русь монголо-татар и установление на 2,5 века золотоордынского ига – не могли не сказаться на развитии культуры в этот период. В результате истребления и увода в плен массы ремесленников была подорвана основа материальной культуры ремесло, основанное на ручной технике. Многие секреты ремесленного производства были утрачены. Так исчезли сердоликовые бусы, стеклянные браслеты, пропала полихромная строительная керамика, полтораста лет не было филиграни и тиснения металла, навсегда утратилось искусство тончайшей перегородчатой эмали и т.д.
Катастрофические последствия имело монголо-татарское нашествие для русского зодчества. Более чем на полвека вообще прекратилось каменное строительство. Были утрачены многие строительные приемы. В XIV –XV вв. кладка стен храмов осуществлялась из одного тесаного камня, хотя уже в XII – начале XIII вв. Владимиро-суздальские зодчие умели сочетать камень и кирпич, плотный известняк и известковый туф. Исчезло уникальное искусство белокаменной резьбы, потеряны приемы перекрытия сводов.
В результате вторжения монголо-татар погибло огромное количество памятников письменности. Летопись сообщает в 1382 г., что когда москвичи отбивали внезапное нападение Тохтамыша, горожане и жители окрестных сел принесли свои книги и сложили их в каменные церкви, чтобы защитить от огня. Книг было так много, что они заполнили помещения кремлевских храмов доверху. Все это погибло, когда Тохтамышу удалось ворваться в город. Пришли в упадок живопись, прикладное искусство и другие области культуры.
Прямое влияние на всю русскую культуру XIII –XV вв. оказала тяжелая борьба с внешним врагом и стремление к объединению страны для борьбы с завоевателями. Идея единства русской земли проходит через произведения письменности, живописи, образы, характеры. В XIV в. начинается процесс формирования великорусской народности, в основе которого лежало постепенное сглаживание этнических различий, складывание общей государственной территории, формирование общего языка, рост национального самосознания, особенно усилившегося после победы на Куликовом поле (1380). В целом, складывание великорусской народности оказалось важнейшим фактором, повлиявшим на развитие культуры.
Со второй половины XIVв. начинается хозяйственный подъем на Руси. Если на протяжении второй половины XIII – первой половины XIVв.в. все внешние связи русского государства, в том числе и культурные, были почти полностью прерваны, то постепенно на основе хозяйственной деятельности начинает преодолеваться замкнутость русской культуры.
Центральной темой литературы во второй половине XIII –XV вв. стали события монголо-татарских вторжений и героической борьбы русского народа против завоевателей. В составе летописей дошло до нашего времени несколько повестей об отдельных событиях битв на р. Калке, вторжении Батыя, разорении Рязани, обороне Козельска и т.д. Эти повести по характеру весьма близки произведениям народного эпоса.
В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия летописание переживало упадок. Но, прервавшись на время в одних городах, оно возобновлялось в новых политических центрах. Летописи были важнейшим политическим документам, орудием в политической борьбе. В конце XIIIв. развивается летописание в Твери, в Новгороде, Пскове, Ростове, Суздале, с XIVв. начинается в Москве. В этот период особенно ярко выступают локальные особенности, большое внимание уделяется местным событиям, откровенно тенденциозный характер имеет оценка одних и тех же событий в зависимости от политических симпатий и антипатий летописцев.
При всем различии политических тенденций во всех летописях отчетливо проявляется их общерусский характер. Какие бы местные интересы не защищались в той или иной летописи, единой темой является тема общности русской земли, ее борьбы против завоевателей, понимаемой летописцами как борьба в защиту православия. Даже война Москвы против Новгорода была представлена как борьба против отступничества Новгорода от православия. При этом указывался факт связей боярской аристократии Новгорода с Литвой и католической церковью. Подобный религиозно окрашенный патриотизм был своеобразной чертой русского летописания.
Первой жертвой монголо-татарское нашествия явилась Рязань, уничтоженная татарами в 1237 году. Этому горестному событию посвящена одна из русских воинских повестей «Повесть о разорении Рязани Батыем». Повесть состоит как бы из двух самостоятельных частей. В первой части рассказывается о разорении 1222 году монголо-татарами ряда городов в Крыму и перенесении из Корсуни в Рязань особо чтимой иконы Николы. Вторая часть собственно повесть о разгроме Рязани.
В литературе XIII –XIV вв. отразилась также борьба с немецкими и шведскими рыцарями. Этой теме посвящены дружинные повести об Александре Невском и Псковском князе Довмонте, недошедшие до наших дней. Они были переработаны в последствии в жития (после канонизации князей). Памятником Тверской литературы является «Повесть о Шевкале», написанная на основе народного сказания, возникшего после 1327 года , когда в Твери было подавлено восстание против монголо-татар. «Повесть о Шевкале» производит впечатление рассказа, записанного со слов очевидца восстания.
Мощным толчком к новому подъему русской литературы в конце XIVв. явилась победа русского народа над монголо-татарами на Куликовском поле, вызвавшая подъем национального самосознания. Под ее воздействием возник цикл произведений, которые объединяет одна главная мысль – о единстве Русской земли как основе победы над врагом.
Наиболее объемным и самым популярным произведением куликовского цикла было «Сказание о Мамаевом побоище». Повесть построена по четкому плану, послужившему образцом для последующих поколений на ту же тему. «Сказание о Мамаевом побоище» начинается о том, как Мамай решает на совете идти на Русь. Дальше сообщается об измене рязанского князя Олега, вставшего на строну монголо-татар, литовском князе Ягайло, также спешившем на помощь Мамаю. Автор отдает должное полководческому таланту Дмитрия Донского, отмечает удачный выбор места для битвы, подчеркивает значение единства Русских князей и представляет победу на Куликовом поле как награду за христианские добродетели, как покровительство первых русских святых Бориса и Глеба.
В конце XIV в. появляется «Задонщина», автором которой был рязанец Сафоний. Автор не стремился дать последовательное и обстоятельное изображение событий. «Задонщина» – литературное произведение и его цель воспеть победу над ненавистным врагом.
Литература конца XIV – XV вв развивалась очень интенсивно, и можно различить большое количество стилей и тенденций, разнообразие жанров и местных особенностей. Один из жанров, возникших в это время, жанр витиеватых пышных похвал, обращенных первоначально к святым покровителям побед. В стиле этого нового литературного течения выдержано слово «О житии великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского», посвященного Дмитрию Донскому. Наиболее известные агиографические произведения этого периода «Житие митрополита Петра», переработанное митрополитом Киприаном, «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Стефана Пермского», составленные, видимо, одним из самых блестящих писателей конца XIV начала XV вв Епифанием Премудрым. Именно Епифанию Премудрому принадлежит торжественный, высокопарный литературный стиль.
Во второй половине XV в стал распространяться жанр сюжетной повести. Внешне произведения этого жанра вполне историчны, но в действительности, здесь уже появляются вымышленные сюжеты. Одно из наиболее ярких произведений этого жанра «Повесть о Петре и Февронии», возникшая вероятно в Муроме. В классическом жанре путевых записок выдержано «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Повествование отличает правдивость, строгость и скупость в отборе фактов, какие –либо фантастические сведения почти отсутствуют. Он пишет только то, что видимо наблюдал сам, а по рассказам – лишь о географии и торговле. Но больше всего его интересуют люди.
Как уже отмечалось выше в результате монголо-татарского нашествия на Руси на целых полстолетия прекратилось каменное строительство, возобновившееся лишь в самом конце XIII в. В 1285-1290 гг. был построен главный тверской храм Спасо-Преображения, продолживший традиции владимиро-суздальского зодчества. Но каменное строительство в Твери в XIV в не было значительным: была построена еще одна каменная церковь в 1323 г., но разгром Твери после восстания 1327 г. надолго ослабил ее.
Одним из крупнейший центров развития искусства в XIV-XV вв., имевшем не только русское, но и европейское значение, был Новгород, переживавший в это время экономический и политический подъем. Новгородские постройки возводились чаще всего на средства отдельных бояр, купеческих объединений и «уличан» (жители той, или иной улицы), поэтому в памятниках Новгорода ярче всего отражались вкусы заказчиков.
Новгородские зодчие также основывались на традициях архитектуры домонгольского периода, но при этом вели поиск новых художественных и строительных приемов. Это нашло воплощение уже в первой постройке, возведенной после длительного перерыва в церкви Николы-на-Липне. Одним из классических памятников новгородского зодчества является построенная по заказу посадника Семена Андреевича на Торговой стороне церковь Федора Стрателата (1360-1361 гг.). Четерехстолпный одноглавый храм был вместе с тем и хозяйственным помещением. В нем были устроены тайники и камеры для хранения ценностей. Новый стиль новогородского зодчества отличался нарядным внешним убранством храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, скульптурными вкладными крестами. В этом стиле выдержана церковь Спаса-на-Ильине (1374 г.), Петра и Павла в Кожевниках (1406-1407 гг.), Иоанна Предтечи на Опоках (1454 г.), центра знаменитой новгородской купеческой корпорации «Иваново сто».
Значительным своеобразием отличалось зодчество Пскова. Псковские сооружения XIV-XV вв. производит впечатление крепостных. Это естественно, так как Псков в течение столетий вел упорную борьбу против завоевателей. Именно во Пскове был возведен в XV в. самый большой каменный Кремль, стены которого протянулись на девять километров. Большинство псковских храмов XV в. представляют собой небольшие кубические постройки с одной главой, украшенной простыми поясами в виде треугольных и квадратных углублений. Внешний облик этих церквей прост и лаконичен. Псковские мастера разработали особую систему перекрытия зданий взаимно перекрещивающимися арками, что дало возможность в последствии строить бесстолпные храмы.
Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. При Иване Калите в московском Кремле строятся четыре каменных храма, несохранившихся до наших дней. Есть основания предполагать, что выстроены они были в духе традиций Владимиро-суздальского зодчества. В 1367 г. в Москве возводится храм, единственный в то время в Северо-Восточной Руси, и с этого времени начинается полоса интенсивного каменного строительства. Отличительной особенностью московской архитектуры стало внимание к традициям строительства Владимиро-Суздальской Руси. Не случайно в конце XIV в было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переславле-Залесском, Ростове. Древнейшим, сохранившемся памятником московского зодчества был Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввина Сторожева монастыря (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Образцами для них послужили храм Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире.
Вторую половину XIV – начало XV в. называют «золотым веком» стенной живописи Древней Руси. Со второй половины XIII в., с прекращением каменного строительства, фресковая живопись исчезает почти полностью и восстанавливается во второй половине XIV в. Но живопись как вид искусства не исчезает, а активно развивается в иконописи, в книжной миниатюре. Иконы в церкви должны были заменить стенную роспись, поэтому их старались размещать в определенной последовательности, в соответствии со сложившимися канонами, религиозными традициями. Постепенно складывается система иконостаса.
До середины XIII областные особенности живописи были выражены очень слабо, хотя уже начинают формироваться местные художественные школы. В XIV в. складываются новгородская, ростовская, тверская, псковская, московская и вологодская школы живописи. Несмотря на отличия, все местные школы объединяет одна черта – внимание к человеческой психологии.
Высокого развития достигает новгородская живопись, использовавшая как достижения византийского и суздальского искусства, так и местные традиции.
Знаменитым художником XIV в. был Феофан Грек. Он приехал из Византии, работал сначала в Новгороде, а затем в Москве. Его живопись восприняла многое из русского искусства и в свою очередь оказала сильное влияние на русских художников. Его необыкновенной талант живописной импровизации, необычная уверенность письма, мудрость и глубина содержания, умение проникать в человеческую психологию, справедливо заслужили ему прозвище «философ». Лучшей работой Феофана считается фресковая роспись церкви Спаса-на-Ильине улице. Всему творчеству Феофана присущи духовная возвышенность, эмоциональность, экспрессивность. Его фрески исключительно выразительны и в них есть что-то суровое, даже грозное.
Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV начале XV вв. Здесь работал Феофан Грек, расписавший Благовещенский собор. Следы влияния Феофана отчетливо прослеживаются и в иконах и в книжной миниатюре. Наиболее ярким представителем национальной школы живописи этого периода был Андрей Рублев.
Несмотря на то, что творчество Рублева сыграло огромную роль в древнерусской живописи, о его жизни известно очень немного. Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор из Городца расписывали Благовещенский собор в Кремле. В 1408 г. Андрей Рублев вместе в Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем возвратился в Москву. В 1425-1427 гг. Андрей Рублев принимал участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а затем работал над фресками Спасо-Андронникова монастыря. Умер Андрей Рублев в 1435 г. в глубокой старости. Из его произведений сравнительно неплохо сохранились фрески Успенского собора во Владимире, и самым замечательным произведением Рублева, выдающимся памятником мирового искусства является икона «Троица», написанная для иконостаса Троице-Сергиева монастыря. Изображение исполнено средневекового символизма. Вся композиция вписана в восьмиугольник, символизирующий вечность. Стол, за которым сидят ангелы, символизирует собой жертвенник и т.д. Однако символика изображения доступна лишь лицам с богословскими знаниями, а на первый же план выступает чисто человеческое содержание, грусть, навеянная сочувствием к страдающему человечеству, безмолвная беседа ангелов о грядущих судьбах мира. Настроение бесконечности присуще и окружающему пейзажу.
Огромную силу воздействия этого шедевра отмечали уже современники Рублева. В XVI в. глава русской православной церкви митрополит Макарий собрал собор, решением которого художникам предписывалось писать, как писал Андрей Рублев.
Культурное развитие русских земель в XIII –XV вв. было чрезвычайно важным этапом формирования общерусской культуры, вобравшей в себя достижение местных культур. Усиливающийся интерес к явлениям природы, появление сюжетной повести в литературе и блестящий подъем русской живописи XV в. – все это многообразные проявления того общего развития культуры, в котором зарождались рационалистические и гуманистические начала. Завершение этого процесса относится к следующему периоду, начавшемуся с конца XV в.
[1] Тумен – десятитысячный отряд монгольских воинов.
[2] В этой битве отличился и дальний предок А.С. Пушкина Гаврила Олексич.
[3] Борисов Н.С. Русские полководцы XIII - XVI веков, с.27.