Процессы глобализации и становление единого человечества
Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой — целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особенности подробнее. О многообразии современного мира говорят такие факты: на планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основные (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, объединенных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи; в современном мире существует более 2000 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства, эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки госу-дарств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни. Многообра-зен также религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама или буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений; велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.
Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.
Ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распространенным является выделение в современном мире двух общественных типов — традиционного и так называемого «западного». Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанности. Факторами его целостности являются: а) развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты; б) развитие транспорта, сделавшее современный мир «маленьким», доступным для передвижения; в) развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технологическое пространство, с другой — сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества; г) развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества; д) острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.
Отмеченные процессы являются элементами глобализации, в которой реализуется тенденция к единству и целостности современного мира. Глобализация становится ведущей тенденцией развития, главным вызовом современной эпохи. Все теснее и теснее становятся связи между странами и регионами мира, многие вопросы выходят за рамки государств и приобретают транснациональный характер. Мы являемся свидетелями процесса интеграции народов и государств в единое мировое сообщество — пространство, функционирующее на основе единых стандартов, норм, правил поведения, ценностей. Очевиднее всего глобализация проявляется в таких явлениях, как действующая по всему миру сеть закусочных «Макдональдс», компания «Кока-кола». Глобализация наступает вместе с автомобилями, бытовой техникой, стандартами потребления, словно океанская волна, которой так трудно противостоять. Хорошо это или плохо? Можно ли вообще в подобной системе координат оценить всю сложность и противоречивость этого явления, ведущего к унификации мира?
Идея объединения людей в планетарном масштабе не нова. О едином мировом государстве мечтали и просветители и утописты. Много лет назад, на заре советского государства, руководители большевистской партии мечтали о единой Земшарии с единым центром управления экономикой как результате победоносной мировой революции. Поэт Маяковский определил эту мечту как жизнь «единым человечьим общежитием». Но осуществление интеграции в мировом масштабе, вопреки чаяниям большевиков, стало возможным именно на путях капиталистического развития. Основой процесса глобализации стало формирование мирового рынка, обеспечивающего свободный приток капиталов, выходящий за рамки национальных экономик, доступ крупнейших компаний к источникам сырья, где бы они не находились, конкуренцию на мировом рынке труда. Институтами экономической глобализации стали созданные после Второй мировой войны Всемирный банк, Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, а также усиливающиеся в последние десятилетия крупнейшие транснациональные корпорации.
Политическая глобализация затрагивает всемирные интересы и сопровождается введением в мировую практику новых механизмов обеспечения безопасности, таких как миротворческие операции, международные санкции, антитеррористическая борьба. Институтами глобальной политики стали Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году, региональные интеграционные структуры, прежде всего ЕЭС, Совет Европы и др.
Глобализация экономики и политики дополняется развитием информационных технологий и средств связи, формированием единого мирового информационного пространства. Благодаря сети Интернет любая информация в считанные секунды способна преодолевать расстояния в десятки тысяч километров. Кроме того, можно говорить о создании мировой массовой культуры. Нашумевшие премьеры голливудских блокбастеров, например, знаменитого «Властелина колец», практически одновременно проходят в разных странах на разных континентах. Весь мир закупает и смотрит бесконечные бразильские «мыльные оперы», читает книги о Гарри Поттере, слушает музыкальные хиты. Все унифицируется, подгоняется под единые стандарты производства и потребления. Адепты глобализации убеждены в ее благотворном воздействии на мировое сообщество, в том, что ее плоды будут полезны людям во всем мире, что в итоге на всей Земле победят и утвердятся гуманистические демократические ценности, генерируемые западноевропейской цивилизацией. Однако столь оптимистический сценарий столкнулся реалиями жизни и вызвал сильнейшее противодействие со стороны национальных культур, групп и движений, не заинтересованных в поглощении своих традиционных ценностей западной культурой.
Глобализация породила сложный комплекс противоречий и вызвала к жизни противоположный процесс — антиглобализм.
Безусловно, процесс глобализации влечет за собой включение национальных экономик в эффективные международные связи и контакты, повышает стандарт и качество жизни многих народов, но наряду с этим растет и количество проблем. Экономикоцентризм идеологии и практики глобализации определяет потребительское отношение к окружающей среде, духовной культуре. В условиях глобализации все подчиняется экономическому росту. Зачастую в ущерб гуманитарным интересам и ценностям. Нещадная эксплуатация природных ресурсов приводит к возникновению экологических проблем.
Экономика эпохи глобализации все больше внимания уделяет не производственной деятельности, а финансовым отношениям. Господствующие на мировом рынке транснациональные корпорации, названные теоретиком антиглобализма Д. Коргеном «империями нового корпоративного колониализма», мало учитывают интересы и потребности местного населения с его исторически сложившимися устоями и традициями. Вместо национально ориентированных экономик складывается отстраненный и бездушный глобальный рынок, задающий единые вкусы и стереотипы потребления.
Культ экономики, потребительства, денег угрожает самым сущностным гуманитарным основам человеческого бытия. Ведь сказано: «Не хлебом единым жив человек». Не менее важную, а может быть, и более значимую роль играют политические институты, культура. Поэтому задачей, стоящей перед современным человечеством, можно считать обеспечение непротиворечивого единения экономических, политических и культурных процессов.
Глобализация, словно паровой каток, укладывающий асфальт, безразлична к национальной специфике, традициям. Она сопровождается стремительной экспансией западных ценностей и западного образа жизни, вестернизацией, вступает в противоречие с традициями и культурой. Увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами. Богатые, мировой «север», становятся еще богаче и могущественнее, все более превращаясь в замкнутый элитарный клуб вершителей судеб мира, а бедные, мировой «юг», становятся беднее и в принципе неспособны приблизиться к более или менее приемлемым стандартам жизни. Известный политолог С. Хантингтон признает, что «навязывание миру западных ценностей по своим последствиям аморально» и ведет к борьбе с вестернизацией, к рецидивам традиционализма.
Для нас стало уже привычным, что во время проведения встреч на высшем уровне представителей ведущих стран мира — «Большой восьмерки», Всемирного экономического форума и т. д. — происходят и массовые выступления антиглобалистов. Молодые люди, студенты сжигают государственные флаги ведущих стран, разбивают витрины кафе «Макдональдс», автомобили, выражая тем самым протест против унификации, подчинения своих стран интересам транснациональных компаний. И этот протест объединяет разные доселе политические силы.
Ущемленные в своих интересах круги в различных странах и регионах мира ищут ответы на вызовы глобализации. Одним из подобных ответов является рост экстремизма, радикализма, международный терроризм.
В современную эпоху важно правильно и четко осмыслить свои национальные интересы, ответить на вопрос, как и в какой степени сочетаются они с глобализацией, понять свою специфику, найти оптимальное для каждой страны сочетание универсалий и уникального, присущего только данной стране и ее народу.
Представляется бесспорной правота англичанина Коукера: «Бросит ли снова Россия вызов Западу, зависит от того, будет ли складывающееся в ней общество таким же отвлеченным как прежде. Если оно растеряет свои ценности, пытаясь стать таким, каким его хочет видеть Запад, то не сможет модернизироваться. Культура его уникальна. И модернизация должна сохранить эту уникальность, а не нивелировать ее. Россия никогда не станет частью западного политического сообщества, или, если на то пошло, западного мира».
Подобные слова можно адресовать не только России, но и многим другим странам и регионам.