Что ищет в искусстве «человек массы»?
Что называет большинство людей эстетическим наслаж& дением? Что происходит в душе человека, когда произведе& ние искусства, например театральная постановка, нравится ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих су& деб. Их сердца волнует любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они бы& ли реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лири& ке он будет искать любовь и печаль, которыми как бы ды& шат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажется ему «милым» как место для прогулки.
Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни... Такие зри& тели смогут допустить чистые художественные формы, фан& тазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Как только эти собственно эстетические элементы начинают преобладать и публика не узнает привычной для нее исто& рии Хуана и Марии, она сбита с толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И понятно: им неведомо иное отношение к предметам, нежели практичес& кое, то есть такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов.
Скажем сразу, что радоваться или сострадать человечес& ким судьбам, о которых повествует произведение искусства, есть нечто отличное от подлинно художественного наслаж& дения...
Тот, кто в произведении искусства ищет переживаний за судьбу Хуана и Марии... не увидит художественного произ& ведения как такового... Художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально. Толь& ко при одном условии мы можем насладиться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность — вместо этого мы должны видеть только
|
портрет, ирреальный образ, вымысел. Человек, изображен& ный на портрете, и сам портрет — вещи совершенно разные: или мы интересуемся одним, или другим. В первом случае мы «живем» вместе с Карлом V; во втором «созерцаем» ху& дожественное произведение как таковое.
Эстетика: философия культуры. — М., 1991.
fllll Вопросы и задания к источнику. 1) Что, по мысли автора, свой& ственно эстетическому восприятию произведения искусства широ& кой публикой? 2) Чем характеризуется подлинное художественное наслаждение? 3) Разделяете ли вы утверждение философа о том, что художественное творение является таковым лишь в той степе& ни, в какой оно нереально? Поясните свою позицию.
Выводы к главе III
1. Культура — социальный по своему происхождению и характеру механизм регулирования общественной жизни. В современном мире сохраняется культурное многообразие. В сближении, взаимодействии, взаимообогащении проявля& ется диалог культур. Духовный мир каждой личности уни& кален, вместе с тем он может быть понят лишь в связи с духовной жизнью общества.
2. Влиятельным институтом общества является наука. Она превратилась сегодня в непосредственную производи& тельную силу, выполняет познавательную, культурно&миро& воззренческую, социальную функции. Возрастающее воздей& ствие науки на различные сферы жизни общества ведет к усилению социальной ответственности ученых за результа& ты научной деятельности.
3. Усиливается роль образования в обществе. Без него не& возможно формирование качественного человеческого интел& лектуального капитала — основного фактора прогресса в современном обществе. В условиях постиндустриального об& щества особое значение наряду с усвоением готовых знаний приобретает овладение умениями искать необходимую ин& формацию в различных источниках, осмысливать ее, опира& ясь на имеющиеся знания, собственный социальный опыт.
4. Одним из наиболее долговременных, устойчивых, мас& совых институтов общества является религия. Место и роль религии в нынешних условиях общественного развития оп& ределяются ее важными функциями: регулятивной, воспи& тательно&мировоззренческой, компенсаторной, культурной, интеграционной. Большинство верующих в современном ми& ре являются приверженцами одной из трех мировых рели& гий: христианства, ислама, буддизма.
5. С переходом от традиционного к индустриальному об&
ществу появились предпосылки зарождения массовой куль&
туры. Сегодня продукты массовой культуры, начиная серий& но изготовленными вещами и заканчивая музыкальными, литературными произведениями, модой и рекламой, вошли в повседневную жизнь людей. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают сред& ства массовой информации, роль которых в обществе суще& ственно возросла в последние десятилетия. Отношение ко все более широкому распространению в обществе массовой культуры неоднозначно.
Вопросы и задания к главе III
1. Составьте развернутый план ответа на вопрос «Роль духовной культуры в жизни общества».
2. Сопоставьте общественные функции науки и образова&
ния, выявите общее, укажите различия.
3. Ниже приведены статистические данные, отражающие изменение числа приверженцев мировых религий, а также изменение численности нерелигиозного населения за 70&лет& ний период.
Население Земли Христиане Мусульмане Буддисты
Сторонники нерелигиозных взглядов
1 9 2 8 Г '
1550 млн чел.
550 млн чел.
210 млн чел.
120 млн чел.
214 млн чел.
4700 млн чел.
1300 млн чел.
800 млн чел.
230 млн чел.
1555 млн чел.
|
Какие выводы об эволюции числа адептов мировых рели& гий и сторонников нерелигиозных взглядов можно сделать на основании этих данных? Какие социальные факторы ока& зали наибольшее влияние на эти процессы? Сохранились ли тенденции указанного периода в последующее десятилетие? Отвечая на этот вопрос, используйте свои обществоведческие знания, другую социальную информацию.
4. Составьте два небольших сообщения на одну и ту же тему для: а) солидного еженедельника «Культурное насле& дие»; б) бульварного издания «Богема». В основу положите следующий факт: известная актриса М. серьезно заболела и не сможет принять участие в премьерном спектакле.
5. Изучите приведенную ниже таблицу.
Структура капитала в странах Запада (в %)
Физический (маши&
ны, оборудование)
Человеческий (обра& зование, квалифика& ция)
L
70—80 77—79 67—69 52—53 31—33
20—22 21—23 31—33 47—48 67—69
|
Готовимся к экзамену
1. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к:
а) элитарной культуре; б) экранной культуре; в) массовой культуре;
г) народной культуре.
2. Форма культуры, в которой выражается способность че&
ловека к эстетическому освоению мира, называется:
а) наукой;
б) искусством;
в) моралью;
г) образованием.
3. В ряде стран приняты законы, облегчающие получение инвалидами среднего и высшего образования. Какую тенден& цию характеризует этот факт?
а) Гуманизацию образования;
б) интернационализацию образования;
в) гуманитаризацию образования;
г) информатизацию образования.
4. Найдите в приведенном ниже списке средства массовой коммуникации, возникшие в XX в.
а) Кинематограф;
б) Интернет;
в) телевидение;
г) газеты;
д) радио.
|