Домби и сын» Ч. Диккенса как социальный и семейный роман
Литература Германии 30-40-х гг. Х1Х века
В 30-40-е гг. XIX в. в Германии начинается общественнополитический подъем. В стране активизируется оппозиция феодально-монархическому строю. Толчком к развитию освободительного движения в немецком обществе послужила июльская революция 1830 г. во Франции. Под ее непосредственным влиянием в ряде немецких земель происходят революционные выступления бюргерства и передовой интеллигенции. Под влиянием общественного мнения некоторые немецкие князья становятся на путь реформ, идут на ограничение самовластья. В Германии постепенно складывается революционная ситуация.
Значительно левеет в эти годы передовая немецкая литература. Она проникается оппозиционным духом. Лучшие немецкие писатели этой поры (Гейне, Берне, Бюхнер, Гервег, Веерт, Фрейлиграт, деятели «Молодой Германии») призывают немецкий народ к политической борьбе. Их творчество носит ярко выраженную революционную направленность. В большинстве своем они меньше всего уповают на мирное решение общественно-политических вопросов, резко отделяют себя (особенно Берне и Гейне) от того периода в истории немецкой литературы, когда в ней господствовали идеи морального, эстетического воспитания человечества, защищаемые Гете и Шиллером. Передовая немецкая литература 30-40-х гг. находится под сильным воздействием революционно-демократической идеологии. Лучшие из писателей той поры (Гейне, Фрейлиграт) испытывают влияние формирующегося марксизма. Наиболее стойким знаменосцем марксистских взглядов на жизнь в 40-е гг. выступает Георг Веерт, близкий друг Маркса и Энгельса, первый поэт немецкого революционного пролетариата.
Немецкая литература первой половины XIX в. тесно связана с жизнью. Она идет в своем развитии по пути реализма. Реалистические черты особенно явственно обнаруживаются в поэзии Гейне («Современные стихотворения», «Германия, Зимняя сказка» и др.), они сильны в драматургии Бюхнера, в творчестве Веерта. Немецкое реалистическое искусство формируется в борьбе с реакционным романтизмом. Оно развивает все лучшее, что было в творчестве передовых немецких и европейских романтиков (Байрона, молодого Гейне, Гельдерлина, Шамиссо). Преодолевая идею романтического двоемирия, реалисты ищут и находят прекрасное в самом обществе, в революционной борьбе народа. Тем не менее Гейне и другие писатели реалистического направления не порывают с традициями романтизма. Они широко используют символику, фантастику. Их связь с романтиками обнаруживается также в насыщенности поэзии лиризмом, субъективной настроенностью. Но все эти романтические элементы подчинены в реализме реалистической концепции жизни и, следовательно, приобретают характер лишь стилевого явления.
Георг Бюхнер (Georg Bиchner, 1813- 1837)
Георг Бюхнер прожил короткую, но насыщенную драматическими событиями и вдохновенным трудом жизнь. Oн явился одним из самых талантливых представителей революционно-демократической литературы.
Бюхнер родился в 1813 г. в семье врача. В Дармштадтской гимназии юноша мало занимался официальной наукой, которую называл «мертвым хламом», а с интересом читал произведения Гомера, Шекспира, Гете, Тика, Брентано, Гюго и Мюссе. В это же время Бюхнер пробует силы в литературном творчестве. Гимназические стихотворения «Лучшей матери», «Тленность» и «Ночь» написаны в романтической манере. В них он высказывал мысль о губительноЙ силе времени, уничтожающей все живое, и рисовал фантастические картины.
Речь о Катоне Утическом, которую Бюхнер произнес на выпускном вечере, была посвящена герою Древнего Рима. Юный автор с явным восхищением отзывался о Катоне, который боролся с властолюбивым Цезарем и во имя свободы, в знак протеста против деспотизма кончил жизнь самоубийством.
После окончания гимназии Бюхнер учился в Страсбургском, а потом в Гессенском университетах. В это время в Гессене пастор Вейдиг организовывал оппозиционное демократическое общество. Бюхнер примкнул к нему, но не был согласен со взглядами Вейдига. Пастор считал, что в переустройстве современной Германии решающую роль будет играть интеллигенция, и не хотел принимать в организацию ремесленников и крестьян. Бюхнер же утверждал, что больше всех заинтересованы в изменении существующего положения в Германии люди труда, и поэтому их в первую очередь необходимо привлекать к революционной работе.
В Гессене Бюхнер создал «Общество прав человека» и написал для него «Воззвание к гессенским крестьянам» (Der hessische LапdЬоtе, 1834). Это смелое и страстное публицистическое сочинение, начинающееся словами: «Мир хижинам, война дворцам». В нем автор проанализировал социально-политическую систему гессенского княжества. Он привел убедительные факты и цифры, показывающие бесправное положение крестьян, и развенчал конституционные иллюзии. Несмотря на то что Вейдиг-редактор смягчил многие места воззвания, каждая строка его дышит ненавистью к власть имущим. Писатель прямо и откровенно высказал в воззвании свои симпатии и антипатии, подчеркнул, что материальные интересы играют первостепенную роль в жизни общества, и призывал народ к революционным действиям.
После разгрома организации и ареста друзей Бюхнеру удалось бежать из Гессена в Страсбург. Потом он поселился в Цюрихе. Там Бюхнер усиленно изучал естественные науки, философию и медицину. Вскоре ему присвоили звание доктора.
В 1835 г. он написал историческую драму «Смерть Дантона» (Dantons Tod). В «Смерти Дантона» автор высказал свои социально-политические взгляды. Содержание пьесы заключается в показе борьбы народа за удовлетворение своих насущных потребностей и трагедии вождей французской революции Дантона и Робеспьера, не понявших этого.
Дантон, будучи эпикурейцем, изменил делу революции. Он и его друзья Камилл Демулен, Геро Сешель считают, что период борьбы кончился и наступило время наслаждений. Психология Дантона противоречива. Проповедуя эпикуреизм, он в то же время скептически относится к своим идеалам. Борец за освобождение от феодализма, Дантон не идет дальше решения буржуазных задач в революции.
Робеспьер воплощает, героические черты революционера. Он обладает неистощимой энергией, сильной волей и последователен в действиях. Обвинив Дантона в измене революции, он казнит его, выражая тем самым настроения народных масс.
В то же самое время Бюхнер показал фатализм и обреченность вождей революции. Робеспьер и Дантон не смогли проникнуть в сущность исторического процесса и своими индивидуалистическими устремлениями изолировали себя от масс.
Кто же является истинным двигателем истории? На этот вопрос драматург отвечает совершенно ясно. По его мнению, только народ может кардинально изменить общественные условия. Голод и нужда революционизируют его сознание, и он, лишенный всего, способен на активные и решительные действия.
В массовых сценах (сцена гулянья) Бюхнер с реалистическим мастерством изобразил настроения и взгляды представителей народа. Они осуждают и дантонистов и террористов.
Идеи, высказанные Бюхнером в Гессенском воззвании, получили в пьесе совершенное художественное воплощение. «Смерть Дантона» - произведение острых социальных конфликтов и психологических коллизий. Пьеса состоит из динамичных и контрастных сцен. Длинные монологи чередуются со стремительными диалогами. В пьесе нет ничего внешне занимательного. Автор показывает внутренние процессы, происходящие в сознании героев. Язык основных и второстепенных персонажей индивидуализирован и в то же время типичен для людей, представляющих различные слои французского общества периода революции.
В незаконченной новелле «Ленц» (Lепz) Бюхнер рассказывает о представителе движения «Бури и натиска» писателе Ленце, описывает его жизнь в Вогезах, душевную болезнь и раскрывает сложную психологию героя. Ленцем часто овладевают сомнения и чувство безнадежности. Он даже склонен считать, что безумие - основа бытия. Бюхнер тонко анализирует духовную эволюцию Ленца, который из верующего человека превращается в атеиста.
В «Ленце» автор сформулировал свою эстетическую программу. Источником подлинной Красоты, по его мнению, является жизнь. Сама по себе она не красива и не безобразна. Она противоречива, и настоящий художник отражает эту дисгармоничность бытия.
Бюхнер осуждает писателей, «украшавших» жизнь, и критически относится к «консервативным» романтикам. Он считает, что в их произведениях преобладают субъективные тенденции и они не способны проникнуть в глубину действительности. Им он противопоставляет Шекспира и Гете, которые, по его убеждению, были художниками, раскрывшими красоту многогранного мира и человеческой души.
Своеобразна форма новеллы. Внешняя сюжетная основа ее проста. Почти все действие развертьrвается в сознании Ленца. Конфликты, раскрытые Бюхнером, - это конфликты психологические. Новелла насыщена внутренними монологами и реминисценциями.
Георг Гервег (1817 - 1875)
Георг Гервег на протяжении всей жизни боролся за прогресс и свободу. Идейная и эстетическая позиция еще молодого литератора выражена прежде всего в статье «Фауст у трех наций». В ней он не соглашается с мнением Жорж Санд, которая не находила в произведениях Гете героев. Гервег заявлял, что гениальный писатель и не пытался создавать надуманных героев, а изображал людей. В этом он и видел его величие.
Отношение Гервега к Гете было сложным. В заметке «Недостатки политического образования у немецких литераторов», не умаляя заслуг великого писателя, критик порицал его сервилизм. Он считал, что поэт должен быть неподкупным судьей и борцом за свободу.
Гервега, естественно, интересовали и романтики. Он отрицал их иронию и, критикуя Тика, положительно оценивал творчество Арнима, в сочинениях которого видел выражение национального характера. Особенно его восхищала свободолюбивая муза Гельдерлина.
В своих рецензиях и заметках Гервег последовательно отстаивал принципы народности и прогрессивности литературы. В статье «Литература в 1840 году» он высказал отрицательное мнение о творчестве представителей «Молодой Германии» Мундта и Лаубе. Осудив их идейную нечеткость и аморфный .либерализм, Гервег противопоставил им Роберта Бернса как поэта истинно народного. Здесь же он отметил новаторские тенденции в поэзии Гейне и заявил, что новое десятилетие ожидает нового певца.
Гервег был убежден в том, что источником поэзии является жизнь народа. Поэтому в этюде «Литература и народ» (1839) критик, подчеркивая талантливость произведений Бернса и Беранже, отмечал их народный характер.
Писатель считал, что литераторы обязаны бороться за свержение гнета и тирании. Гервег был стойким защитником тенденциозной литературы.
В 1841 г. в Цюрихе выходит первый том его поэтических опытов «Стихи живого человека». Этот сборник явился событием в литературной жизни. Все экземпляры книги были быстро распроданы. Имя поэта было у всех на устах. Гервег сразу завоевал положение одного из ведущих писателей Германии. Такой успех объяснялся тем, что каждая страница «Стихов живого человека» воспевала свободу и осуждала недостатки немецкого общества.
Стихотворения Гервега разнообразны по своим темам. Многие из них с большой силой обличали деспотических правителей, феодалов и служителей церкви. В других стихах были раскрыты классовые противоречия и выражены революционно-демократические взгляды поэта. Гервег в них говорил о том, что надо разрушить «старинную власть сословий» и призвать богача к ответу. Он был уверен, что уже наступила пора, когда бароны должны «снять короны», а Князья «проститься с тронами». Поэт знал, что борьба за свободу будет тяжелой и кровавой.
Поэтому он призывал:
Все кресты с могил снимайте, В меч возмездья обращайте. Бог на небе нас простит.
(Пер. Н. Вержейской)
Гервег, как и многие его современники, увлекался идеями Фейербаха, но в «Песне о ненависти» он освободился от влияния философа, проповедующего общечеловеческую любовь, и утверждал:
Тиранов нет ли, глянь вокруг. Найдешь, покличь - нагрянем,
Любить нам больше недосуг,
Мы ненавидеть станем.
(Пер. Б. Пастернака)
Поэт звал трудящихся на борьбу с эксплуататорами и развенчивал ложные теории об абстрактном человеколюбии.
Самые вдохновенные строки он посвятил великому спору народа с врагами революции. Только восстание освободит «истекающий кровью» народ и «распрямит спины» угнетенных. Во имя этой великой цели:
Пусть буря грянет над страной, Пусть Молний не избыть ... Отважься, мой народ родной, Хоть день свободным быть.
(Пер. Н. Вержейской)
Гервега, как и его современников, волновала проблема объединения Германии. Но он был противником объединения государства под эгидой прусского короля.
Поэт был сторонником и поборником интернационального содружества народов.
Прославляя борьбу трудящихся за свободу, Гервег восхищался прогрессивными историческими событиями, передовыми деятелями и писателями - носителями разума и гуманизма. Так, он с восторгом писал о фермопильской битве в 480 г. до н. э. между греками и персами. По его мнению, в этом сражении греческий народ проявил храбрость и патриотизм. Именно эти чувства необходимо воспитывать у каждого немца. Изобретателю книгопечатания Гутенбергу Гервег посвятил три песни. Поэт называл его знаменосцем пробуждающихся народов и борцом за культуру и прогресс. С большой симпатией он отзывался о Георге Бюхнере и считал его «глашатаем бурь».
В жанровом отношении большинство «Стихов живого человека» - песни. Гервег всегда ценил песню как средство выражения свободолюбивых идей. Об этом свидетельствуют его высказывания о Бернсе и Беранже.
Многие стихотворения Гервега сопровождаются рефреном, в котором выражена основная мысль произведения.
Последние годы поэт жил в Швейцарии, в Бадене. В стихотворениях и письмах этого периода Гервег осуждал режим империи во Франции, политику Наполеона 3, прусский милитаризм и высказывал симпатии борцам освободительного движения в Италии.
Немецкая литература 50-80-х годов ХIХ века
Немецкая литература 50-80-х годов ХIХ века представляет новый этап в истории национальной и мировой литературы. И хотя перемены в социальных и политических обстоятельствах; национального развития не всегда впрямую связаны с судьбами культуры, три события немецкой истории XIX века - мартовское поражение революции 1848 года; воссоединение в середине 1860-х годов Германии; ее победа во франко-прусской войне в 1870 году с последующим подавлением в союзе с французском буржуазией Парижской Коммуны и, наконец, провозглашение! 18 января 1871 года в Версале прусского короля Вильгема 1 германским императором - оказали значительное воздействие на общественное сознание и культуру.
Германия стала быстро догонять в буржуазно-капиталистическом развитии европейских соседей-соперников. Очевиден был переход к периоду грюндерского развития Германии, то есть монополистическому хозяйствованию, разрушавшему традиции длительного культурного и социально-экономического развития страны, что не могло не встревожить историческое и общественное сознание. Предреволюционные оптимистические, просветительские и романтические традиции, гуманистические буржуазно-демократические ценности и иллюзии ("патрицианско-городское, традиционно-любекское или вообще ганзейское начало") теснились грюндерской бесцеремонностью, грубым хищничеством, наглым напором официальной и буржуазной культуры. Однако в сознании подлинных художников гуманистические «любекские» (то есть традиционно бюргерские) корни оставались исходными ценностными ориентирами. Они определенным образом проявлялись в духовной жизни общества, в творчестве крупнейших мыслителей XIX - ХХ веков: "музыкальном пессимизме Шопенгауэра", "упаднической психологии Ницше", в лейтмотивах вагнеровской трилогии "Смерть Зигфрида" и, наконец, в лукавой иронии и духовном лиризме Т. Манна. Бюргерско-патрицианские ценности духовной национальной жизни нашли своеобразное преломление в непрерывающейся романтической традиции в творчестве Т. Шторма, в "поэтическом реализме" В. Раабе.
"Любекская форма жизни" продолжала существовать лишь как форма духовной жизни. Как писал Т. Манн, "дух есть нечто высокое и чистое, и тот, кто поднимает известную форму жизни в сферу духовности, сохраняет эту форму чистой, сберегает ее от всякого вырождения и окоснения, которые грозят ей в мире реальном". Защищая духовную жизнь, Т. Шторм, В.Раабе видели невозможность сохранения и продолжения того материального и социального мира, который породил бюргерский гуманизм.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) - наиболее примечательное явление духовной жизни Германии этой поры. Его философия захватила сознание многих деятелей мировой культуры второй половины XIX века и вошла как линия Шопенгауэра - ВагнеРа - Ницше в ХХ век, в культурологию О. Шпенглера, творчество Л. Толстого, Б. Шоу, братьев Генриха и Томаса Маннов. Популярность Шопенгауэра была поздней: основной его труд "Мир как воля и представление", появившийся в 1819 году, не вывел Шопенгауэра за предел "частного ученого" в противовес "кафедральным философам". Успех пришел к нему в 1851 году, когда он издал в двух томах "Парергоны и парамепомены" - свои эссе, высказывания, афоризмы.
Всеобъемлющий пессимизм был основным качеством консервативного романтического мировосприятия Шопенгауэра: "Уже в семнадцатилетнем возрасте ... я был настолько проникнут горестью жизни, как Будда в своей молодости, когда он узрел болезнь, старость, страдания и смерть". Философия Шопенгауэра непримирима к материализму и идеалистическому рационализму. Пространство, время, причинно-следственные отношения суть субъективные представления. "Мир есть мое представление" - тезис, который соединяет Шопенгауэра с Беркли, но философ глубоко чтил и Канта, признавая за явлением скрытую реальную "вещь в себе". Материя "сама по себе ничто" - "объективность" нашей воли. Классическому идеалистическому панлогизму Гегеля Шопенгауэр противопоставляет панволюнтаризм. Его концепция мира дуалистична: мир представлений (продукт деятельности мозга) и мир как воля. Mир как воля - реальный, но постигаемый с помощью иррациональных средств. Он писал: "Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир - это самопознание воли". Гносеология Шопенгауэра не была понята современниками, значительно больший интерес вызвала его этика. Kaтегорический императив Канта, как считал Шопенгауэр, несостоятелен ибо ориентирован на разум: "Действовать разумно и действовать добродетельно - две вещи совершенно различные".
Т. Манн говорил о захватывающей музыкальности пессимизма Шопенгауэра, музыка смерти, движение к резиньяции (покорности, смирению) - лейтмотивы его этики. Воля к жизни и воля к смерти - главные понятия его этики. Воля к жизни стихийна, вне интеллекта, инстинктивна, она определяет главную пружину человеческой личности – эгоизм. Скептицизм Шопенгауэра в значительной мepe связан с постижением им природы буржуазного эгоизма. Шопенгауэр видел несчастье современного ему человека в неутоленности его желаний, стремлении к счастью. Действительно, жажда наживы, стремление к карьере, успеху, счастью составили формулу жизни молодого человека первой трети Х1Х века. Однако, как полагал философ, исполнение желаний ведет к рождению новых. Человек обречен на страдание.
Всем предшествующим этическим учениям Шопенгауэр противопоставляет принцип резигнации (самоотрицания, самоотвержения воли к жизни), следуя которому человек достигает спокойствия, безжелания, преодолевает эгоизм жизни. Воздействие этики Шопенгауэра во второй половине XIX века описано в романе Т. Манна «Будденброки».
В 80-е годы XIX века Шопенгауэр становится популярным в России: в 1881 году А. Фет переводит его "Мир как воля и представление", затем в 1886 году "О воле и природе". Работы Шопенгауэра вызвали немалый интерес А. И. Герцена, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева.
Литературный процесс Германии складывался в специфических исторических и эстетических обстоятельствах. Незрелость буржуазных отношений, их осложненность прусско-юнкерскими традициями придавали литературе острый хаpактep, хотя масштаб социальной критики и обобщений не вывел национальную литературу на уровень европейских достижений. Чаще всего в изображении современной им жизни писатели продолжали темы предшествующего этапа развития на основе идей К. Гуцкова, Ф. Шпильгагена. В эстетическом плане для литературного процесса сохраняли свое значение споры между "реалистами" и "идеалистами ".
Густав Фрейтаг (1816- J 895) был одним из популярнейших писателей Германии этого периода. Наибольший писательский успех его был связан с романом "Приход и расход" [1855], в основе которого лежит обыденный и прозаический сюжет. Образ честного и трудолюбивого буржуа не только противопоставляется дворянской и аристократической праздности, но и становится воплощением народа. Немецкая критика того времени склонна была видеть в произведении Фрейтага новый вариант воспитательного романа.
Теодор Шторм (1817-1888) - один из наиболее значительных представителей реализма в немецкой литературе второй половины XIX века. Уже первый его стихотворный сборник, изданный совместно с университетскими друзьями и относящийся к 40-м годам, обозначил горячую любовь поэта к родному краю (Шторм родился в приморском Хузуме, принадлежавшем тогда Дании), которая станет сквозной темой всего его творчества. Вступление в литературу в качестве лирического поэта предопределило особенности его прозы: Шторм - признанный мастер лирической новеллы, традиции которой восходят к романтизму. Сам писатель так характеризовал свою прозу: "Я по сути своей лирик. В прозе я отдыхал от волнений дня, в ней я искал тихое земное летнее одиночество"
Творчество Шторма принадлежит переходному периоду литературного развития Германии, рамки которого условно определены 50-80-ми годами. Сороковые годы соединяют Шторма с позднеромантическими традициями лирики и лирической прозы, а 70-80-е отмечены трагическим мировосприятием происходящих в немецком обществе перемен, связанных с гибелью в нем патрицианско-патриархального уклада жизни, со все более зримо обозначающимся социальным расслоением. Писатель скептически относился к успехам Германской империи в европейской политике в 70-е годы XIX века. Особенности мирочувствования и мировидения писателя, естественно, отражались на его эстетике.
Исследователи, исходя из этой динамики Т. Шторма, выделяют в его творческом пути три этапа. Ранний приходится на 1830-1850 годы. Второй (1848-1870) связан с разрешением проблемы Шлезвиг-Гольштейна, когда в творчестве поэта естественно появляется освободительно-патриотическая тематика. В эстетическом плане творчество этого этапа характеризуется высочайшим мастерством психологического рисунка ("Иммензее", 1849; "В университетские годы ", 1862; "Из заморскuх стран ", 1865). В этот же период происходит утверждение социальной новеллы Шторма, в которой сохраняется в полной мере мастерство воспроизведения внутреннего мира героя, но очевиднее становится также социально-демократический пафос; трагическое разрешение сюжетного конфликта все чаще взрывает внешне идиллические зарисовки течения жизни старинного патрицианского городка. В новеллах "Тuхuй музыкант" (1875), "Psyche" (1875), "Aquis submersus" (1877) Шторм выступает во многом родоначальником традиции (впоследствии развитой в качестве основной темы Т. Манном) антитезного противопоставления искусства бюргерской среде, идиллической зарисовки патрицианско-патриархального уклада немецкой жизни с одновременным признанием неизбежности его гибели. Эта проблематика входит в новеллы и исторические хроники Шторма третьего периода 70-80-х годов ("Карстен попечumель ", 1877; "Сыновья сенатора ", 1880; "Двойнuк ", 1886). Трагический взгляд писателя на происходящие в Германии социально-политические и духовные перемены подвинул его на создание исторических новелл-хроник ("Хроника Грисхуса ", 1883; "Празднuк в Гадерслевгусе ", 1884). Трагизм этих новелл Шторма неотделим от утверждения высоких и сильных чувств. Определяя общий тон новеллистики Шторма этого периода, Р. М. Самарин пишет: «Прекрасен и значителен мир человеческих чувств, о которых повествует Шторм, прекрасна природа, для которой он вновь находит свежие краски, свидетельствовавшие о неистощимом таланте художника. Можно сказать, что поздний Шторм, даже рассказывая о смерти старых отношений и гибели старых общественных типов, воспевает жизнь, торжествующую над упадком и разрушением вековых связей»
Поэзия Шторма - наиболее изученная сторона его поэтического наследия. Очерк Томаса Манна "Теодор Шторм", написанный в 1930 году, являет собой образец блистательного разбора поэтического наследия писателя. Справедливо замечая, что разговор о поэзии Шторма порождает "большой соблазн" приводить примеры и образцы его поэзии, т. Манн делает предварительное замечание: «Никогда и нигде человеческие переживания не были выражены с более проникновенной и бесхитростной чистотой, чем в таких стихотворениях, как "Умершей", "Строки о старости ... ». В ряде стиховТ. Манн обнаруживает традицию, восходящую к Гейне, в других - прообраз Георге, слышит интонации Вальтера фон дер Фогельвейде. Национальная, историческая и культурная основа поэтических образов Шторма, как и общие особенности его поэтики, предопределили блистательную оценку Т. Манна: "В лирике Шторма, которую он несчетное количество раз просеивал и процеживал, остались, кажется, одни только жемчужины, и в любом стихотворении здесь встречаешь такую могучую концентрированность переживаний и ощущений, такое искусство простоты, что все мы, как бы мы ни старели и сколько раз ни перечитывали и ни твердили наизусть его строки, - все мы снова и снова чувствуем тот комок в горле, то волнение, выдаваемое неумолимо страстным и острым чувством жизни, благодаря которому голос Поэта так пленяет нас в шестнадцать, семнадцать лет"
Новеллистика Шторма привлекала внимание исследователей в большей мере своим проблемно-тематическим содержанием.
Новелла "Иммензее" - один из шедевров не только немецкой, но и мировой новеллистики XIX века. Она была написана в 1849 году и опубликована в 1850 году. При жизни автора "Иммензее" выдержала тридцать изданий. Она написана в жанре новеллы настроения, которая была разработана и блистательно представлена романтиками. В новелле такого типа сюжетно-событийная основа подчинена лирическому сюжету, который не разрушает эпически объективного воспроизведения действительности. Р.М. Самарин говорит об "органическом слиянии лирики и эпоса" в новеллистике Шторма. Немецкие критики, подчеркивая объективность поэтики писателя, сопоставляли его новеллы с реалистической традицией Гете.
Повествование в "Иммензее" строится как воспоминание, что определяет элегический тон рассказа и доминирующее в нем грустное, меланхолическое настроение. Событийный сюжет движется в плотном контексте сопровождающего его настроения. Это история утерянной любви, когда оба героя - и Рейнгард, и Элизабет - оказались не в состоянии отстоять свое чувство: Элизабет уступает "заботам" матери и выходит замуж за состоятельного, но нелюбимого человека, а Рейнгард, в свою очередь, не проявляет должной решительности. Сюжет не нов, история почти повседневная в жизни бюргерской среды. Главное событие новеллы связано со встречей героев, сохранивших в душе свое чувство и, как оказалось, тяжело переживающих утрату.
Сентиментально-меланхолическое настроение пронизывает все произведение. Оно задается изначально во вступлении: "Поздней осенью в тихий вечерний час по дороге к городу медленно спускался пожилой хорошо одетый господин ... Под мышкой он держал длинную трость с золотым набалдашником, его темные глаза, странно сочетавшиеся с белыми, как снег, волосами и, казалось, затаившие в себе горечь несчастливой юности, спокойно глядели по сторонам или вниз, на город, расстилавшийся в дымке золотых лучей". Завершает новеллу фрагмент, названный, как и вступительный, "Старик"; вместе они создают рамочную конструкцию, внутри которой на основе припоминаний и развивается сюжетное действие: оно драматично и по проблеме, и по форме развертывания.
Перед нами герои завершенной судьбы, отдельные фрагменты которой стали узлами припоминаний: "Дети", "В лесу", "Письмо", "Элизабет" и др. Это по существу самостоятельные сценки лирического сюжета, которые "крепятся" переживанием героя. Как верно заметил Е. Брандис, "разрозненные сцены выдержаны в одной тональности и включаются в замкнутое гармоническое построение. Здесь важен не сюжет, а художественные средства, с помощью которых автор воплощает свой замысел. Главное внимание уделяется не продвижению действия, а созданию лирического настроения". В совокупности сценки воспроизводят драматическую историю любви.
Новелла Шторма отличается сложным взаимодействием родовых поэтических начал, охватившим все поэтические формы литературы Х1Х века.
Последний этап творчества Шторма завершается новеллой "Всадник на белом коне ".
"Всадник на белом коне" (1888) - лучшее, по признанию самого Шторма, его произведение. Жизненный путь талантливого строителя плотин Хауке Хайена составляет сюжетную основу произведения: герой показан с детских лет до своей кончины. Повесть - так можно определить жанровые особенности этой новеллы - представляет сильную, даже титаническую личность в столкновении с природой и с людским непониманием. Замысел о драме "фаустовского" труда-творчества возникал у писателя не однажды; о фольклорных мотивах произведения свидетельствует и образ всадника на белом коне - предвестника смерти, трагедии. Описание жизни Хауке заключено в рамочную конструкцию (рассказ в рассказе); введение в повествование рассказчика и слушателя его истории придает произведению особую достоверность.
Р. М. Самарин считал, что эта новелла дает одну из самых глубоких реалистических авторских разработок народной темы: Хауке Хайен - подлинно народный эпический характер; глубоко обрисованы и другие характеры тружеников моря, представителей общины. Это жители сурового края, борьба с природной стихией - их удел. Характер героя приобретает романтическую исключительность, но остается в пределах типических, реалистически воспроизведенных обстоятельств. Таковы детальные описания быта, будней, привычек и привязанностей жителей фрисландского рыбачьего поселка. Из множества персонажей создается собирательный, отнюдь не идеализированный образ общины.
В реализации своих замыслов Хауке наталкивается на косность среды, непонимание, издевательства недоброжелателей, отрицающих его заслуги. Только верная жена Эльке понимает и поддерживает его. Строительство новой дамбы вызывает со стороны окружающих не поддержку, а обвинения в корыстолюбии. Дамба Хауке - это символ противостояния человека злу, развернутая метафора. Хауке выстоял в своем противостоянии с судьбой, он стал "сильнее воды", но жизнь наказывает его - у него не хватает сил противостоять своему врагу Оле Петерсу, защитить старую дамбу, расположенную рядом с новой. В потоке, прорвавшем старую дамбу, гибнут Эльке, их дочь и сам Хауке на своем белом коне. Рассказчику автор отводит резюмирующую роль: "Но дамба Хауке Хайена стоит и поныне, хотя минуло уже более ста лет с тех пор… Что же касается благодарности… то ее Хауке Хайен от внуков не получил».
Домби и сын» Ч. Диккенса как социальный и семейный роман
1. Проблематика романа
2. Образная система и принципы создания характеров:
• Образ мистера Домби как идейно-художественный центр романа
• Положительные и отрицательные герои (Уолтер Гэй и Джеймс Каркер...)
• Женские образы (Флоренс, Эдит Грейнджер)
• Поль Домби младший, тема детства и воспитания в романе
• Образы чудаков (Соль Джиле, капитан Катль и др.)
• Образ Лондона (Ср.: образ Петербурга у Достоевского)
3. Художественное своеобразие романа (особенности сюжетно-композиционного построения, сатира в романе, предметный мир и его связь с героями, лейтмотивная деталь и др.)
Творчество Ш. Бронте и ее роман «Джейн Эйр» (4 ч.)
1. Сестры Бронте. Жизненный и творческий путь Ш. Бронте.
2. Социальная проблематика романа «Джейн Эйр». Сущность, природа конфликта.3. Образ Джейн Эйр. Джейн Эйр и мистер Рочестер. Мастерство психологического анализа.4. Романтизм и реализм в романе.