Тема 1. Метод как научная категория.
Оглавление
Раздел 1. БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА...................................................................................................... 4
Тема 1. Язык и речь......................................................................................... 4
Тема 2. Язык как иерархически организованная система. Уровни языковой системы. ......................................................................................................... 4
Тема 3. Парадигматика и синтагматика. ..................................................... 4
Тема 4. Функциональные стили. .................................................................. 4
Тема 5. Содержание понятия "Лингвистический анализ" .......................... 5
Раздел 2. Теория метода в лингвистике .................................... 5
Тема 1. Метод как научная категория. ............................................................. 5
Тема 2. Классические методы лингвистического анализа. ............................ 5
Тема 3. Современные методы лингвистических исследований. ................... 5
Раздел 3. Техника научной работы .............................................. 6
Тема 1. Сбор библиографического материала и его паспортизация. ...... 6
Тема 2. Сбор и обработка языкового материала. .................................... 7
Тема 3. Структура научной работы, ее основные разделы. .................... 8
Тема 4. Требования к научной рецензии. ................................................ 8
Приложение 1. Образцы оформления титульных листов научных работ ................................................................................... 11
Приложение 2. ОБРАЗЕЦ ОГЛАВЛЕНИЯ ............................................. 13
Приложение 3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ .......................................................... 14
Приложение 4. СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ........................................................................................... 15
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ПО СПЕЦКУРСУ ЛИТЕРАТУРЫ... 18
Раздел 1.
Базовые категории и принципы лингвистического анализа
Тема 1. Язык и речь.
Язык как система. Социальная природа языка и его основные функции. Взаимоотношение языка и мышления; роль языка в процессе отражения реальной действительности. Речь, ее основные признаки и характеристики. Формы речи. Диалектика понятий «язык» и «речь».
Тема 2. Язык как иерархически организованная система. Уровни языковой системы.
Язык как «система подсистем», роль стратификационного принципа в построении языковой иерархии. Лингвистические единицы разных уровней языка, их дифференциальные признаки, научные дисциплины, их изучающие. Основные уровни языковой системы:
1) фонологический уровень (уровень фонем);
2) морфологический уровень (уровень морфем);
3) лексический уровень (уровень слов);
4) коммуникативно-синтаксический уровень (уровень предложений);
5) уровень текста.
Промежуточные уровни: морфонологический уровень, лексико-морфологический уровень, конструктивно-синтаксический уровень. Дискуссионные моменты в выделении языковых уровней.
Тема 3. Парадигматика и синтагматика.
Парадигматика и синтагматика как два аспекта лингвистического анализа, основанные на дихотомии «язык - речь».
Понятие парадигмы. Виды морфологической парадигмы; словообразовательная парадигма. Синтаксическая парадигма, ее типы и виды:
1) внутримодельная парадигма предложения.
2) межмодельная парадигма.
Понятие синтагмы, внутренняя и внешняя синтагмы. Синтагматика как учение о линейной соотнесенности языковых элементов.
Тема 4. Функциональные стили.
Функциональные типы речи: стилистический аспект. Понятие функционального стиля языка. Характеристики функциональных стилей литературного языка: научный стиль, официально-деловой стиль, разговорно-обиходный стиль, газетно-публицистический стиль, а также нетрадиционно выделяемые стили.
Тема 5. Содержание понятия "Лингвистический анализ"
Лингвистический анализ как основа интеграции научных исследований частных языковедческих дисциплин, как изучение языковых единиц в комплексе их содержательных, формальных и функциональных признаков. Сферы применения лингвистического анализа, создание письменностей алфавитов, машинный перевод, школьная грамматика и др.
Роль лингвистического анализа в математической лингвистике, социолингвистике, психолингвистике, прагмалингвистике, лингвосинергетике, когнитивной и гендерной лингвистике.
Раздел 2.
Теория метода в лингвистике
Тема 1. Метод как научная категория.
Факторы, обусловливающие необходимость применения научных методов в процессе познания. Понятие методологии науки. Метод, его основные аспекты. Понятие методики научного исследования. Методические принципы и приемы: наблюдение, анализ и синтез, гипотеза, понятие логического конструкта.
Тема 2. Классические методы лингвистического анализа.
Метод лингвистического описания как основной прием инвентаризации и классификации языковых единиц. Теоретическая база метода, три последовательных этапа его реализации. Сферы применения метода лингвистического описания.
Сравнительно-исторический метод. Синхрония и диахрония как два основных подхода к изучению языковых явлений. Сравнительно-исторический метод как основной прием лингвистической реконструкции и анализа систем родственных языков. Понятия «внутренней и внешней» реконструкции. Основоположники сравнительной германистики; ее основные аспекты и достижения.
Сопоставительный метод как основной научный прием изучения языковой типологии. Понятие языковых универсалий как важнейший компонент теоретической основы метода. Роль сопоставительного метода в выявлении общего, всеобщего и особенного в сравниваемых языках. Классификация индоевропейских языков как пример применения сопоставительного метода.