Тема 1. Метод как научная категория.

Оглавление

Раздел 1. БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА...................................................................................................... 4

Тема 1. Язык и речь......................................................................................... 4

Тема 2. Язык как иерархически организованная система. Уровни языковой системы. ......................................................................................................... 4

Тема 3. Парадигматика и синтагматика. ..................................................... 4

Тема 4. Функциональные стили. .................................................................. 4

Тема 5. Содержание понятия "Лингвистический анализ" .......................... 5

Раздел 2. Теория метода в лингвистике .................................... 5

Тема 1. Метод как научная категория. ............................................................. 5

Тема 2. Классические методы лингвистического анализа. ............................ 5

Тема 3. Современные методы лингвистических исследований. ................... 5

Раздел 3. Техника научной работы .............................................. 6

Тема 1. Сбор библиографического материала и его паспортизация. ...... 6

Тема 2. Сбор и обработка языкового материала. .................................... 7

Тема 3. Структура научной работы, ее основные разделы. .................... 8

Тема 4. Требования к научной рецензии. ................................................ 8

Приложение 1. Образцы оформления титульных листов научных работ ................................................................................... 11

Приложение 2. ОБРАЗЕЦ ОГЛАВЛЕНИЯ ............................................. 13

Приложение 3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ .......................................................... 14

Приложение 4. СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ........................................................................................... 15

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ПО СПЕЦКУРСУ ЛИТЕРАТУРЫ... 18

Раздел 1.

Базовые категории и принципы лингвистического анализа

Тема 1. Язык и речь.

Язык как система. Социальная природа языка и его основные функции. Взаимоотношение языка и мышления; роль языка в процессе отражения реальной дейст­вительности. Речь, ее основные признаки и характе­ристики. Формы речи. Диалектика понятий «язык» и «речь».

Тема 2. Язык как иерархически организованная система. Уровни языковой системы.

Язык как «система подсистем», роль стратификационного прин­ципа в построении языковой иерархии. Лингвистические единицы разных уровней языка, их дифференциальные при­знаки, научные дисциплины, их изучающие. Основные уровни языковой системы:

1) фонологический уровень (уровень фонем);

2) морфологический уровень (уровень морфем);

3) лексический уровень (уровень слов);

4) коммуникативно-синтаксический уровень (уровень предложе­ний);

5) уровень текста.

Промежуточные уровни: морфонологический уровень, лексико-морфологический уровень, конструктивно-синтаксический уровень. Дискуссионные моменты в выделении языковых уровней.

Тема 3. Парадигматика и синтагматика.

Парадигматика и синтагматика как два аспекта лингвистического анализа, основанные на дихотомии «язык - речь».

Понятие парадигмы. Виды морфологической парадигмы; словооб­разовательная парадигма. Синтаксическая парадигма, ее типы и виды:

1) внутримодельная парадигма предложения.

2) межмодельная парадигма.

Понятие синтагмы, внутренняя и внешняя синтагмы. Синтагмати­ка как учение о линейной соотнесенности языковых элементов.

Тема 4. Функциональные стили.

Функциональные типы речи: стилистический аспект. Понятие функционального стиля языка. Характеристики функциональных стилей литературного языка: научный стиль, официально-деловой стиль, разговорно-обиходный стиль, газетно-публицистический стиль, а также нетрадиционно выделяемые стили.

Тема 5. Содержание понятия "Лингвистический анализ"

Лингвистический анализ как основа интеграции научных исследований частных языковедческих дисциплин, как изучение языковых единиц в комплексе их содержательных, формальных и функциональных признаков. Сферы применения лингвистического анализа, создание письменностей алфавитов, машинный перевод, школьная грамматика и др.

Роль лингвистического анализа в математической лингвистике, социолингвистике, психолингвистике, прагмалингвистике, лингвосинергетике, когнитивной и гендерной лингвистике.

Раздел 2.

Теория метода в лингвистике

Тема 1. Метод как научная категория.

Факторы, обусловливающие необходимость применения научных методов в процессе познания. Понятие методологии науки. Метод, его основные аспекты. Понятие методики научного исследования. Методические принципы и приемы: наблюдение, анализ и синтез, гипотеза, понятие логического конструкта.

Тема 2. Классические методы лингвистического анализа.

Метод лингвистического описания как основной прием инвента­ризации и классификации языковых единиц. Теоретическая база мето­да, три последовательных этапа его реализации. Сферы применения метода лингвистического описания.

Сравнительно-исторический метод. Синхрония и диахрония как два основных подхода к изучению языковых явлений. Сравнительно-исторический метод как основной прием лингвистической реконст­рукции и анализа систем родственных языков. Понятия «внутренней и внешней» реконструкции. Основоположники сравнительной германи­стики; ее основные аспекты и достижения.

Сопоставительный метод как основной научный прием изучения языковой типологии. Понятие языковых универсалий как важнейший компонент теоретической основы метода. Роль сопоставительного ме­тода в выявлении общего, всеобщего и особенного в сравниваемых языках. Классификация индоевропейских языков как пример примене­ния сопоставительного метода.

Наши рекомендации