Урок 5. Античные этические учения периода эллинизма: скептицизм, киники, эпикуреизм, этика стоицизма, неоплатонизм.
Эллинизмом называют период в истории восточного Средиземноморья, длившийся со времени походов Александра Македонского (356–323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Эта эпоха характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям и смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет. Начало этой эпохи связано с завоеваниями Александра Македонского, а продолжение с распадом созданной империи на части, которые достались его преемникам. Впоследствии эти малые империи были поглощены Римом. Этот период длился около 4-х столетий. Наиболее значительными философскими направлениями, в которых отразились в том числе и этические учения, были скептицизм, кинизм, эпикуреизм, стоицизм и неоплатонизм.
Очень важно отметить, что в рассматриваемую эпоху происходило изменение образа жизни представителей античной культуры, что существенным образом отразилось в философии. Скептицизм появился еще до Сократа, но широкое распространение его идей произошло в период эллинизма в рамках иных этико-философских течений. Пик популярности кинизма и эпикуреизма пришелся на тот период, когда греки еще жили в самоуправляемых городах. Соответственно их этические учения были ориентированы на городское общество. Они предлагались не для человека вообще, а для гражданина античного полиса. То есть эти учения были обусловлены конкретными историческими и социальными условиями. Тогдашний город представлял собой большую семью, или большую деревню. В нем практически все зависели друг от друга не только в хозяйственном или политическом плане, но и в межличностных отношениях. Жители античного полиса, очень сильно зависели от общественного мнения о них (так же как и наши современники, проживающие в сельской местности). В этих условиях этика ориентировала человека на то, чтобы своими добродетелями и трудом на пользу отечества заслужить одобрение своих сограждан. Не случайно, что наряду с высокой нравственностью важнейшим идеалом греков классического периода было служение своему отечеству. Вкупе добродетель и служение отечеству сочетались в едином нравственном идеале, который назывался каллогатией, что можно перевести как «нравственная красота». До Сократа эту характеристику относили прежде всего к аристократии, поскольку именно эти люди вносили наибольший вклад в политическое благополучие города и были нравственным образцом для горожан. В эпоху эллинизма разрозненные и самостоятельные полисы стали объединяться в государства и это привело к тому, что жители полиса переставали осознавать себя как единое образование (племя) и включались в более широкую общность – народ. Раньше город гарантировал удовлетворение жизненных потребностей (то есть жизнь) всем своим гражданам и эта забота была вполне конкретна и ощутима. Когда же города стали объединяться в государства эта забота стала заметно слабее. Племенное устройство полиса размывалось. Горожане перестали жить по-деревенски и становясь более самостоятельными, но вместе с этим в их жизнь вошли неуверенность и страх за свое будущее, чувство одиночества.
Данные изменения отразились в этических учениях. Киники противопоставили себя городской аристократии и сформулировали идеал независимости от внешнего мира. Эпикуреизм также был ориентирован на индивидуальную жизнь. Нравственные учения стоицизма были уже предельно индивидуалистичны.
Скептицизм как способ философствования возник еще в софистике, однако свое наибольшее развитие получил уже в эпоху эллинизма. Специфика скептицизма состояла в том, что главным принципом мышления было сомнение, особенно сомнение в надёжности истины. Основателем скептицизма как отдельного движения был Пиррон, который считал, что можно жить искусно и вполне счастливо, не зная истины и ценностей. Он придерживался того мнения, что в действительности ничто не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т.к. в себе все одинаково (αδιάφορον (адиафорон) – безразличное), ибо любая вещь и есть и не есть. Все неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями. Поэтому нужно жить без мнений, без поисков истины (ведь ее невозможно найти), ни склоняясь к чему-то, ни отвращаясь от чего-либо. При таком подходе к жизни уместны лишь апатия (бесстрастие) и непоколебимость. В этом и состоит счастье.
Кинизм возник как школа одного из учеников Сократа. Вслед за Сократом главным счастьем киники считали добродетель. Однако их не занимали рассуждения о счастье. И если Сократ философски пытался вывести добродетельную жизнь из понятия блага и отождествить её со счастьем, то киники были более конкретными в своих рассуждениях. Счастьем для человека они считали такое состояние, когда его душа спокойна и весела. Стремление к дорогим удовольствиям и славе, которые для большинства горожан недосягаемы, ввергают простых людей в беспокойство, уныние и отчаяние. Киники предлагали всем довольствоваться тем, что есть у каждого. Но для этого нужно было освободиться от груза общественного мнения, сделать так, чтобы мировоззрение индивида освободилось от этого диктата. Достичь этого было отнюдь не просто. Они полагали, что большинство людей стремится к подражанию жизни богатых и знатных горожан. В основе этого неправильного стремления лежала жажда наслаждений, стремление к удовольствию. Для того чтобы устранить этот корень всех несчастий человека нужно было отказаться от удовольствий и это было самым сложным. В этом состояла основная задача аскетизма, который проповедовали киники. Они довольствовались самой простой пищей, носили нищенскую одежду, отказывались от самых элементарных бытовых условий. Их лозунгом было выражение: «лучше сойти с ума, чем наслаждаться». Зависимость от наслаждений они считали рабством, освободиться от которого можно было лишь усиленной работой над собой. Высшее счастье состояло для киников в самопреодолении и освобождения от рабства желаний. Диоген, наиболее яркий представитель этого движения, давал своим последователям такое наставление: «следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами». Аскетизм отсекал те действия души, которые приводят человека к бесплодным страданиям.
Киники отрицали многие общественные нормы, но при этом они не мыслили себя вне города, то есть в этом плане они были обычными представителями античного полиса. Киники не уходили из городов, напротив сама их общественная жизнь была способом служения своим согражданам. Они хотели своим примером сделать лучше жизнь других людей. В этом состоял идеал нравственной красоты (каллогатии) кинизма.
Их противопоставление себя обществу было настолько вызывающим, что поведение киников порой было просто скандальным. Это были нищие мудрецы, которые могли ходить обнаженными, говорить что вздумается кому угодно, нарушать общественные приличия. Таким образом они стремились показать своим соплеменникам, что общественные нормы не абсолютны и условны, и из за них не нужно сильно переживать и волноваться, тем самым лишая себя покоя. Напротив, пренебрежение ими и следование своей природе – вот путь к счастью. В их шокирующем поведении был большой смысл, ведь в то время, свободным гражданам полиса считалось постыдным не иметь рабов и обслуживать себя самому. Киники не стыдились своей бедности. Напротив, они даже считали что богатство и добродетель не совместимы, так что богатым путь к настоящему счастью закрыт.
Идея самодостаточности (автаркии) была одной из важнейших для киников. С ней было связано требование обходиться минимумом для удовлетворения насущных нужд, отказ от привычных вещей (зачем изобилие в еде, когда достаточно хлеба с водой для утоления голода и жажды, зачем жить в доме с крышей, если укрыться можно и в большой бочке, зачем пить из чашки, когда можно из ладони, и т. д.). Кинический образ жизни включал суровые аскетические требования, воздержность, твердость духа (апатия). Антигедонизм (отрицание чувственных наслаждений) киников был доведен ими до того предела, чтосовременники усматривали в этом безумие. Автаркия (самодостаточность), и апатия (безмятежность, бесстрастие), вот тот идеал счастья к которому призывали стремиться киники.
Эпикуреизм. Эпикурейцев считают последователями Аристотеля. Эпикур выводил нравственность из потребности человека в удовольствии, почему его этику считают натуралистической. Философия для Эпикура также имела практический смысл: он писал, что пусты слова того философа, которыми не врачуется человеческое страдание. Таким образом также как и киники он желал сделать человека счастливым научив его избегать страданий. Однако он не был столь суров к своим последователям как киники и не разделял их абсолютного антигедонизма. Эпикур предложил людям «тетрафармакон» – четверолекарствие, указывающее путь к счастливой жизни: «Бог не внушает страха; смерть не внушает опасения; благо легко достижимо; зло легко претерпеваемо». Три из четырех главных принципов Эпикура направления против страха и страданий.
Основанием счастья для человека является его способность испытывать удовольствие. Но под истинным наслаждением он понимал отнюдь не потакание своим чувствам и страстям, которое неизбежно приводят человека к страданию. Истинное удовольствие, которое одно приносит счастье, состоит в уклонении от страданий и стремлении к достижению спокойного и радостно умиротворенного состояния духа: «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог».
В отличие от киников Эпикур не требовал порывать связи с обществом, поскольку считал, что ради собственного спокойствия лучше смириться с общественными законами и ограничениями как наименьшим злом. Ведь жизнь в городе избавляет человека от излишних забот о минимальных бытовых благах. Вместе с этим добрые взаимоотношения с близкими людьми он считал очень важными, поскольку они приносят такую радость, за которой не приходит страдание. Дружба – неотъемлемая составляющая счастливой жизни.
Высшей добродетелью Эпикур считал благоразумие, которое достигается в результате самостоятельного выбора своего поведения и отношения к жизни. Он считал, что боги не определяют критерий нравственности, не устанавливают для человека нравственный закон, но человек обретает свое счастье сам, научившись «размышлять о том, что создает счастье», и должен надеяться в жизни только на себя. Эпикур считал, что душевные страдания хуже телесных, так как тело мучится лишь страданиями настоящего, а душа – и прошлого, и настоящего и будущего. В связи с этим важно не только избавиться от диктата желаний тела, но и тех желаний души, которые вносят разлад и страдание в жизнь человека.
Самым слабым местом его учения было отношение к смерти. Мысль о ней сильно угнетает простых людей. Эпикур считал, что душа смертна и не может существовать без тела, однако призывали не бояться смерти, поскольку когда человек умрет, уже некому будет страдать: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Страх смерти необходимо преодолевать благоразумием, то есть философией. Нужно сказать, что это весьма слабое утешение.
Стоицизм –это тоже практическая философия, однако не чуждая сложных теоретических изысканий. Особенностью этики стоицизма является соединение идеи счастья, как основания добродетели, и антигедонизма, что близко к этическим учениям киников. От последних стоицизм отличался отсутствием антисоциальной направленности. Если киники отвергали закон в угоду свободе, то стоики как раз в подчинении закону и видели свободу. Они считали, что в природе действия всякого живого организма изначально предопределены стремлением к самосохранению. У разумного существа эта эгоистическая склонность с возрастом необходимо превращается из «расположенности» к близким до уважения к самому себе и другим как носителям разума в мире. Таким образом законы социальные и нравственные возникают как естественное развитие склонностей, заложенных в человеке природой.
Конечной нравственной целью для стоицизма является жизнь согласно разумной природе, тождественная добродетели и приводящая к достижению счастья («добродетели довольно для счастья»). Добродетель основана на разумности человека. Благодаря ей человек познает, что есть благо, что есть зло и безразличное, и применят это знание практически. То есть добродетель есть разумное поведение, соответствующее природе человека. Противоположность добродетели – порок, представляющий собой неразумное и противоприродное движение души, непреодолимое влечение, страсть. Поэтому отсутствие страстей (апатия), которые вносят в жизнь человека страдание, есть необходимое условие нравственной жизни. Естественные неразумные потребности человека, которые с одной стороны не осмысляются человеком (т.е. являются неразумными), а с другой стороны не разрастаются до сильных влечений, считались в стоицизме ни добрыми, ни злыми, то есть безразличными. Действия направленные на удовлетворение этих потребностей заданы первичной склонностью к самосохранению и оправданы природой. Они не имеют нравственного характера.
Воплощением идеала добродетельности в стоицизме является мудрец. Такой человек ни от кого независим, то есть автономен, поскольку его главная цель – добродетель, а её достижение зависит только от самого человека. Он контролирует разумом все свои внутренние потребности и желания, не давая им обладать собою. Кроме этого его бесстрастие (апатия) проявляется в том, что никакое внешнее событие не колеблет его спокойного состояния духа, поскольку он видит в своей судьбе проявление разумного закона. В понимании стоицизма нравственные законы были одним из проявлений законов природы, которые управляли космосом. Целью мудреца является его собственное совершенство, подобное совершенству космоса и выраженное в действии: мудрец имеет друзей, участвует в делах общества и т.п. Поскольку мудрец следует только своим внутренним принципам, он может демонстративно пренебрегать сферой «безразличного» и совершать шокирующие поступки. Так например, при определенных обстоятельствах, когда человек оказывается не в состоянии быть добродетельным, то есть не в силах жить в соответствии со своей природой (болезнь, старость), стоики предлагали совершать самоубийство.
Отношение к другим людям основывается в стоицизме на такой добродетели как справедливость. Справедливость основывается на уважения к другому индивиду, так как он разумен от природы, а разум является высшим свойством человека, который отличает его от других объектов этого мира. То есть сама природа побуждает ценить людей. Разум – свойство любого человека. Социальные различия не должны влиять на отношения к людям, ведь по природе все равны и никто не является рабом. Все механизмы совместной жизни (социальные законы) возникли естественным образом, а не по установлению. Писаные законы установлены лишь по причине несовершенства большинства людей. Подлинно «справедливый муж» – гражданин мира, сообразующий свои действия с требованиями всекосмического разума. Жизнь мудреца не может противоречить юридическим законам, поскольку они есть одно из отражений всеобщего закона, в согласии с которым должны жить добродетельные стоики.
Неоплатонизм – как течение мысли лишь условно следует относить к эпохе эллинизма. Дело в том, что он возник уже в христианскую эпоху в III в. н.э., однако по своему содержанию эта философия была тесно связана с античной мыслью предыдущих веков. Еще нужно сказать, что неоплатонизм не только как этическая система, но и как философия имел серьёзную религиозную окраску. Эта философия имела культовую составляющую. Плотин, основатель неоплатонизма, ставил своей целью и призывал последователей подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету, чтобы объединиться в божественном, научившись созерцать его и достигать в экстатическом единстве.
Плотин основывал своё учение на идеях Платона. Прежде чем переходить к этике Плотина нужно осветить его учение о мире (онтология) и человеке (антропология). Мир, согласно Плотину, устроен иерархически. Его творение происходило по нисхождению, от высших форм к низшим. Соответственно и весь мир можно представить как ступени (уровни) нисходящей лестницы, каждая из которых менее совершенна чем предыдущая. Самым несовершенным является последний уровень творения – видимый мир. А самый совершенный уровень, источник, из которого все произошло, Плотин называет Сверхсущим Единым. Из него происходит Ум (соответствует платоновскому миру идей), порождающий Мировую Душу. В свою очередь Мировая Душа порождает весь видимый мир (Космос) и оживотворяет его. Причиной подобного возникновения мира из Единого является абсолютное совершенство этого начала. То есть Сверхсущее Единое настолько совершенно, настолько исполнено бытия, что выходит за свои пределы и порождает Ум. Так начинается дробление Единого начала, в ходе которого появляется иерархически устроенный мир. Вершина этого мира – Ум, основание – материальный мир. Между ними находится Мировая душа. Она создает этот мир и управляет им.
Под человеком Плотин понимал душу, живущую в теле. Тело – материя, принадлежащая этому миру и являющаяся низшим уровнем творения, а душа – осколок Мировой Души и существует вечно. Причина по которой душа опадает от Мировой Души состоит в продолжении процесса дробления Сверхсущего Единого. С телом же душа соединяется потому, что желает существовать отдельно, индивидуально. И в этой воле, согласно Плотину, состоит ее первый грех. Второй грех души заключается в том, что в заботе о теле душа забывает саму себя, свое происхождение и цель своего существования. Судьба души в том, чтобы достичь божественного, то есть Блага, вернуться на родину.
Активность наиболее интенсивная состоит в свободе души и тесно связана с ее нематериальностью. Свобода есть страстное желание Блага. Судьба души в том, чтобы достичь божественного. Плотин принимает платоновскую эсхатологию (учение о спасении человека), утверждая, впрочем, что уже на земле возможно отделение от телесного и воссоединение с Единым.
Добро и зло, приобретающие в случае человека форму добродетелей и пороков, имеют вторичную природу. Они обозначают причастность Благу и Злу. В человеке добро и зло смешаны. Он может лишь в относительной мере быть добрым (мера обладания добром) и злым (мера отсутствия добра).
Бегство из чувственного мира в божественный, на свою отчизну, к Отцу означает освобождение души от тела. Но само освобождение нельзя понимать как бегство от земной жизни, как избавление от тела и движение навстречу к смерти. Плотин даже осуждает тех, кто сознательно убивает свое тело, насильно порывает связи с чувственным миром, полагая, что в этом случае Душа перекладывает на тело свою вину. Освобождение в том, чтобы правильно прожить саму земную жизнь, не давая чувственному миру власти над собой. Надо убегать не от земной жизни, а от порока. Речь идет, следовательно, не о пространственном процессе, а о внутреннем очищении, которое состоит в познании (гнозисе).
Задача состоит в том, чтобы не ценить чувственное больше, чем душу, т.е. самих себя, отрешиться от всего происходящего, ничтожного и, помня о своем высоком происхождении и достоинстве, углубиться в себя, ориентируясь на сверхчувственные сущности горних сфер, а через них на само Благо. "Блага же Душа может достигнуть посредством добродетелей, но не тех, которыми она удерживает и укрепляет свою связь с телом, а тех, которыми она очищается от всего телесного, восходя к Духу и Благу". По мнению Плотина, существуют четыре класса добродетелей, которые позволяют Душе очиститься и воссоединиться с Благом: практические, аскетические, теоретические, мистические. Это четыре пути возврата к Сверхсущему Единому: а) путь добродетели, б) путь платоновской любви, в) путь диалектики (философии) и путь «опрощения», «воссоединения с Единым» и «экстаза» (мистического союза).
На первой ступени человек регулирует, обуздывает чувственную и социальную (общественную) сторону своей жизни, подчиняет ее определенной мере, что достигается через практические (социальные, общественные) добродетели. Эти добродетели переплетены с чувственной стороной человека, и душа, занимаясь этими добродетелями, еще смотрит вниз, на тело. А у Плотина, добродетели различны по качественному уровню. Низшими среди них являются практические (социальные) добродетели. Они лишь частично способствуют достижению главной цели соединения с божественным за счет того, что ослабляют зависимость души от тела. Их задача – упорядочивание желаний, достижение гармонии душевных сил. Это первичное очищение души (катарсис).
Вторая ступень, на которой происходит радикальное освобождение души от тела, состоит в совлечении тела (хаплозис). Душа должна совлечься всего, что относится к телу при помощи аскетизма. Под аскетизмом понимается не телесное воздержание, а особые интеллектуальные практики, возделывание в себе особого отношения к собственному телу. Первая аскетическая добродетель – благоразумность. Следуя этой добродетели душа отвлекается от внешнего мира, от своих чувств и привязанностей к нему. Из этой добродетели возникает следующая – справедливость, благодаря которой формируется справедливое отношение души к себе, телу и миру. Оно состоит в том, что душа должна всецело обратиться к её наиболее совершенной части – уму, который бессмертен, и всецело отвергнуть мир и тело, поскольку они преходящи, смертны и несовершенны. Должно изгнать из души всех прочих кумиров, кроме разума. Помогает в этом такая добродетель как мужество (бесстрашие), ведь отделение души от тела по сути дела смерть для человека. Однако без этой смерти не может состояться бесстрастие – конечное отделение души от тела. На этой стадии душа обращается к самой себе, становится безгрешной. Последняя аскетическая добродетель – разумность, которая обращает душу к развитию её интеллектуальных способностей.
Третья ступень – соединение души с умом, которое происходит в результате того, что вся жизнь души сводится к философско-теоретической, созерцательной деятельности. Человек начинает отождествлять себя с содержанием своего сознания, а в конечном итоге с мышлением. Идентифицируя себя со своей разумной частью человек полностью погружается в духовную сферу. Одним это удается сделать прямо через занятия философией и науками, они первой и высшей частью своей души сразу попадают в царство чистой мысли. Другие используют окольные пути, опираясь на мнения, даже чувственные способности, искусство, практическую деятельность, и поднимаются до созерцания эйдосов Ума постепенно. Движущей силой соединения души и ума является любовь к искусству и к мудрости. Благодаря им человек узревает умом, что есть красота и благо. Очищая своё сознание от внешних впечатлений, чтобы созерцать красоту и благо не в чем-то материальном, а сами по себе, душа все более устремляется в сферу ума. Здесь она познает идеальные формы мира, которые описываются при помощи математики и диалектики. На этой ступени душа становится умом, вся её деятельность сводится только к мышлению.
Последней ступенью является экстаз – выход ума из себя и его соединение со Сверхсущим Единым, возвращение к истинному отечеству, достижение беспредельного Покоя. Ум должен забыть сам о себе. Личность должна перестать быть предметом или даже фоном мышления и тогда человек сливается с божественным. Это ступень уподобления Богу, когда человек непосредственно созерцает Бога, сливается с ним, из множества единого становится единством многого, наполняется "небесной любовью". Путь к этому – мистический экстаз, который вообще-то нельзя описать в строгих рациональных понятиях, ибо он представляет собой послерациональную стадию, это – своего рода восхищенное, полностью удовлетворенное, абсолютно успокоившееся, все собой заполнившее мышление, соприкосновение с богом всем существом, каждой частичкой, превращение мыслящего в само мышление, святого в саму святость, любящего в саму любовь. В этом состоянии человек созерцает себя пребывающим в свете, полным умопостигаемого света, даже самим светом.
Вопросы для самостоятельного повторения материала.
1. Каким образом в кинизме соотносятся идеал счастья, аскетизм и самодостаточность (автаркия)?
2. Изложите учение Эпикура о счастье, страдании и нравственном законе?
3. Чем отличалось от киников его отношение к общественной жизни.
4. В чем состоит счастье и добродетель по стоицизму.
5. Почему целью нравственной жизни в стоицизме является апатия (бесстрастие)?
6. В чем по Плотину состояла высшая цель нравственной жизни (достижение Блага).