Деятельность пресс-служб органов власти и управления
Глава 1
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕСС-СЛУЖБ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ1
Деятельность пресс-служб высших органов власти Российской Федерации всегда являлась объектом пристального внимания со стороны всех тех, кто интересовался политикой и стратегией развития нашего государства. Во многом пресс-службы этих институтов формировали представление о власти в России не только внутри страны, но и за ее пределами.
Пресс-служба как таковая в высших органах власти и управления появилась только в период правления последнего руководителя СССР М.С. Горбачева, когда пресс-секретарем президента стал Виталий Игнатенко (ныне — генеральный директор ИТАР-ТАСС). По словам экспертов, тогда пресс-служба в основном играла роль «теневого проводника» информационной политики, то есть занималась организацией работы журналистов на пресс-конференциях (подготовка вопросов, порядок реплик и т.п.) и вмешивалась в ситуации, когда нужно было направить того или иного журналиста на «правильный путь» демократическими методами.
1 Авторы учебника выражают благодарность за помощь в подготовке материала директоруаналитического центра ЗАО АИФ Костикову В.В., старшему вице-президенту международной информационной группы «Интерфакс» Терехову В.К. и заместителю председателя ФГУ РГРК «Голос России» по международным связям Крусткалну Э.Ф.
Далеев работе пресс-службы первого лица государства можно выделить два периода:
1) с 1992 г. по 2000 г.
2) с 2000 г. по настоящее время.
Ключевые слова, характеризующие информационную работувысших органов власти в России в 90-е гг., — «спонтанность, импровизация», а в 2000-е — «упорядоченность, системность».
Эксперты отмечают, что пресс-службы Президента РФ и Правительства РФ с момента своего создания во многом служат примером для всех аналогичных подразделений, отвечающих за взаимодействие с журналистами и населением, формируют вектор развития современных технологий связей с общественностью. В большинстве случаев именно пресс-службы данных государственных институтов выступают новаторами на уровне методов построения собственной работы, в применении новых технологий и подход к выполнению основной задачи — информированию общественности. В частности, во многом благодаря этим Пресс-службам получила распространение практика обеспечения деятельности данного подразделения соответствующими нормативно-правовыми актами, правилами и распоряжениями. Данная система способствует повышению качества работы пресс-службы, так как позволяет оценить сделанное и быстро выявить существующие ошибки.
Одним из наиболее проработанных документов, обеспечивающих деятельность пресс-службы, в настоящее время им является Положение об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации. Данный документ, как и собственно пресс-служба Президента, прошел значительную эволюцию с 20 июля 1992 года, когда распоряжением Президента РФ Б.Н. Ельцина была создана первая профильная структура — Пресс-служба Президента Российской Федерации. С тех пор часто выходили новые редакции положения, регламентирующего деятельность в данной сфере. Ниже представлен перечень соответствующих указов Президента Российской Федерации:
♦ от 18 мая 1995 года, № 494;
♦ 2 мая 1996 года, № 645;
4- 28 октября 1996 года, № 1498;
♦ 21 апреля 1998 года, № 430;
♦ 14 мая 2004 г. № 613;
♦ 21 октября 2008 г., № 1510.
Такие интенсивные изменения, безусловно, связаны с тем, что политическая, управленческая и социальная реальность страны изменялась и требовала соответствующих управленческих решений. Для того чтобы оценить их масштабы достаточно сравнить текст положения о Пресс-службе Президента РФ от 1992 года с действующим положением от 2004 года, в который были внесены небольшие дополнения в октябре 2008 года.
Ниже приведен текст приложения № 1 к распоряжению Президента Российской Федерации от 20 июля 1992 г. № 388-рп о создании Пресс-службы Президента Российской Федерации.