Причины и предпосылки образ-я гос-ва
1- разлож-ие родоплеменного строя у вост-ых славян.
2- имущественное неравенство, возникновение частной собств-сти и классов.
1.Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. во главе с князем Кием (IV в .) Накануне образования Древнерусского государства существовало три крупных объединения славянских племен: Куябы(Киев), Славии(Новгород) и Артании.
Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. Тогда там шла междоусобная борьба и новгородцы решили пригласить варяжских. В 862 г. Рюрик и 2 его брата были призваны на Русь.
882 – образование Др Рус гос-ва .Олег захватил власть после Рюрика , убил в Киеве Аскольда и Дира и перенес столицу в Киев.
Вывод: Объединение Киева и Новгорода в Великое единое гос-во –882 г. – отправная точка Российской истории. В 988 г. произошло Крещение Руси.
Были двух- и трехпольные севообороты. Внутренняя торговля была развиты слабо , поскольку в экономике господствовало натуральное хоз. Из Руси вывозили: мед , воск, меха. Ввозили: вино, шелковые ткани, ароматные смолы приправы.
Основу древнерусского общества составляли свободное сельское и городское население (люди). Существовали рабы (челядь, холопы), зависимые от князя земледельцы (закупы, рядовичи, смерды — о положении последних историки не имеют единого мнения).
2. Норманская теория (Г. Байер, Г. Миллир и А. Шлецер В XVIII в. ) Отсутствие на Руси предпосылок образования гос-ва. Факт призвания иноземной власти довольно типичен для Средневековья. В наши дни норманская теория зачастую трактуется следующим образом: всё, что - либо значительное в России создано иностранцами и под руководством иностранцев. Русские к самостоятельному государственному творчеству не способны. Однако вряд ли норманны могли дать что-то Руси:
1- в основе ее лежит летописная легенда о призвании варягов в 862 г. (сам вопрос о призвании – спорный).
2- Норм.Теор. противоречит другим фактам, имеющимся в письм-ых источниках.
3- вост-ые слав-е и варяге находились на одном уровне соц-но-эконом-ого и полит-ого разв-ия. Вывод: варяге не могли привнести государственность восточным славянам.
4- Легенда о призвании варягов является более поздней вставкой в повесть временных лет, которая была сделана по указанию Влад-ра Мономаха.
Функции древнерусского государства:
- объединение
- защита территории от военных набегов (в IX - начале XI в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов)
- проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970гг., русско-византийские договоры 911 и 944гг., разгром Хазарского каганата в 964-965 гг. и др.).
15.Система госуправления в Древнерусском государстве. Взаимоотношения государства и общины. Роль городов в государственной структуре Руси.
Государственное управление в Древней Руси (IX-XII вв.)
Название государства – Киевская Русь
Столица – с 862 г. - Новгород, с 882 г. - Киев
Титул монарха – Каган, с XI в. Великий князь
Высшая исполнительная, законодательная власть, судебная инстанция – Великий князь
Основной закон – Русская Правда
Форма правления - раннефеодальная монархия
Политический режим – военная демократия, авторитарный
Структура государства – федерация княжеств и городов
Князь. Обязательно член семьи Владимира Великого. За все время существования Киевской Руси был только один случай, когда в Галиче на княжеский престол сел не член этого рода, а боярин Владислав Кормильчич. Единство княжеского рода способствовало идее единства, соборности Русской земли. Князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация; возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить», имел право принимать новые законы, изменять старые.
Боярский совет, а сначала — совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее — с боярами, было моральной обязанностью князя. В своем «Поучении...» Мономах указывает на совещания с боярами как на постоянные, ежедневные. Несмотря на это, боярские советы не стали государственным органом, с четко определенным составом, компетенцией, функциями.
Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя.
Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор — «ряд». Содержание таких «рядов» до нас не дошло. Скорее всего, в этом договоре указывались обязанности князя перед населением.
Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли. Участие в вече принимали главы семей свободных людей.
Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.
Органом местного крестьянского самоуправления была вервь — сельская территориальная община.
Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.
ОБЩИНА.
Основным населением Древней РУСИ являлись свободные общинники люди (в единственном числе людин, отсюда простолюдин). В Древней РУСИ и в ХI в. земледельческая ОБЩИНА ВЕРЬВЬ составляла экономическую и социальную основу общества. Она ОТВЕЧАЛА за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или НАЙТИ и выдать убийцу), ПЛАТИЛА штраф-виру за своих членов, ВЛАДЕЛА землей, которую периодически распределяла между семьями.
(Само слово ВЕРЬВЬ чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.) За владение, т.е. РАСПОРЯЖЕНИЕ и ПОЛЬЗОВАНИЕ землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник всей земли.
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЛИ ГОРОДА В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ.
Место средоточия власти – именно здесь находился князь, его наместник или посадник. Городу подчинялась обширная сельская округа, с которой люди князя собирали дань.
В городах проживали бояре и другие знатные люди, имевшие здесь свои усадьбы. В Новгородской земле, например, все боярские роды – «300 золотых поясов» - жили исключительно в столице.
Велико было и военное значение городов. Их жители формировали свои ополчения – городовые полки. В хорошо укреплённых городских крепостях находился также постоянный военный гарнизон, который состоял из воинов-профессионалов.
В центре города высился собор – главная церковь всей округи. В столицы крупных земель, как правило назначались епископы, в другие города – протопопы, которым подчинялись приходские священники. Монастыри также первоначально возникали преимущественно в городах или рядом с ними. Именно через города в языческую среду проникло христианство.