Лекция 5. Волжская Булгария и Половецкая (Кыпчакская) степь
1. Волжская Булгария (IX-XIII вв.)
В раннем средневековье обитатели Поволжья – булгары и степные буртасы – являлись врагами прикаспийских хазар и были покорены тюркскими кочевыми племенами в VII в. В династическом противостоянии тюрок, в котором одна часть опиралась на хазар, а другая – на булгар, победила группировка в союзе с хазарами. В результате поражения степные булгары были вынуждены бежать на Среднюю Волгу, где неподалеку от места впадения Камы в Волгу основали город Великий Булгар. Другая часть булгар под предводительством Аспарух-хана ушла на Дунай и, смешавшись с южными славянами, положила начало новому народу – современным дунайским болгарам.
Булгары постепенно вытеснили или завоевали местные тюрко- и финно-угроязычные племена. Позднее в состав населения Волжской Булгарии вошли отдельные группы огузо-печенежских и кипчакских племён, а также соседних народов (буртасы, маджары, мурома и др.). В процессе формирования государства наиболее сильным оказалось этнополитическое объединение (союз племён) булгар во главе с правителем Алмушем. Противостояние с Хазарским Каганатом вынудило волжских булгар обратиться к Арабскому Халифату за поддержкой и принять ислам.
Просьба болгарского правителя была удовлетворена: из Багдада через Среднюю Азию в 922 году прибыло к болгарам посольство во главе с послом Сусаном ар-Расси и секретарем посольства Ахмедом ибн-Фадланом. Именно Ибн-Фадлан, который фактически выполнял основную миссию посольства, написал потом, уже после возвращения в Багдад, путевые заметки под названием “Записка”. Посольство прибыло в страну древних болгар 12 мухаррема 310 года по хиджри, что соответствует 12 мая 922 года по нашему летосчислению. Булгарским царем Алмушем (как главу государства Ибн-Фадлан называет его “малик”, что в переводе с арабского означает царь) был устроен торжественный прием посольства. Арабы преподнесли ему дорогие подарки и знамя халифата – символ покровительства халифа. Через несколько дней, в пятницу, было проведено торжественное богослужение: произнесли хутбу. Через два месяца, собрав всеболгарский съезд, Алмуш при тех же багдадских послах всенародно закрепил официальное принятие ислама.
Таким образом, принятие ислама в качестве государственной религии явилось завершающим этапом объединения разрозненных болгарских и родственных племен и стало началом окончательного становления нового централизованного государства болгар на севере – Волжской Булгарии.
Разгром Хазарского каганата привёл к образованию единого Булгарского государства. Наряду с тюркскими племенами, пришедших в Поволжье из Приазовских степей, в формировании Волжско-Камской Булгарии участвовали многочисленные финно-угорские племена.
Зона активного влияния Волжско-Камской Булгарии имела довольно обширную территорию. К концу XII в. ее северная часть доходила до реки Казанки, восточная - рек Яик и Белая, южная - Жигулей, западная охватывала правобережье Волги, простираясь до рек Суры и Оки. «Достоверно установлено, - отмечает Ф. Ш. Хузин - что юго-восточные районы соседней Чувашии, связанные с бассейном Свияги, также были заселены древними булгарами... Булгарские памятники количеством около 70, открытые в Пензенской области, убеждают нас в том, что река Сура действительно служила западной границей государства»
Столицей государства до середины XII в. был город Болгар, расположенный на левом берегу Волги, а во второй половине XII - начале XIII в. - город Биляр. Кроме того, имелись другие города - Сувар на реке Утке, Ошель на правобережье Волги, Джукетау (Жукотин) на левобережье Камы, Нохрат на реке Актае, Керменчук, Tухчин и др
Археологические раскопки дают подтверждение существования в Волжско-Камской Булгарии крупного землевладения и развитой сети торговых дорог, связующих Восточную Европу с Поволжьем и Востоком. Уже в X в. арабские летописцы упоминают о торговле Булгара с Арабским Халифатом, Русью, Византией, странами Закавказья.
Города Булгара к этому периоду превратились в крупные торговые и ремесленные центры.
Основным видом хозяйства волжских булгар было пашенное земледелие. Землю обрабатывали железным плугом (сабан) и сохой с железным сошником. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, чечевицу.
Хлеб убирали серпами, которые были найдены в ходе археологических раскопок. При изучении отдельных городов и поселений открыты многочисленные зерновые ямы, обшитые дубовыми досками. Зерно хранили также в больших глиняных горшках, называемых хумами.
Важной отраслью хозяйства было скотоводство, тесно связанное с земледелием. Разводили лошадей, коров, овец и коз.
Занимались булгары охотой, добывая в лесах пушных зверей, также рыболовством и бортничеством. В волжских и камских водах, в их многочисленных притоках и прилегающих озерах было много рыбы, а в лесах — меда диких пчел. Часть этой продукции также отправлялась на продажу в другие страны.
В Волжской Булгарии были широко развиты строительное дело и ремесло. С окончательным переходом к оседлому образу жизни и ростом городов стала развиваться архитектура, наладилось строительное дело.
Довольно высокого уровня в Волжской Булгарии достигала металлургия, а также обработка железа. По преданиям, печи по выплавке железа находились в глубине территории страны и тщательно охранялись; чужестранцев туда не пускали. Из железа делали многочисленные орудия труда и предметы быта: топоры, пилы, молоты, косы, серпы и многое другое. Особую категорию кузнецов составляли оружейники, которые изготовляли почти все виды необходимого для войска оружия и снаряжения. Часто оружие поставлялось на внешний рынок.
Медный и костяной промыслы, кожевенное дело, гончарное производство, прядение и ткачество, резьба по камню — в каждом из этих ремесел булгарские мастера достигли высокого уровня.
Широкой известностью пользовались изделия золотых и серебряных дел мастеров. В X веке в двух больших городах Булгаре и Суваре чеканились серебряные монеты от имени булгарских эмиров - правителей. Важное место в жизни булгарского общества занимало военное дело. Вокруг городов строились оборонительные укрепления в виде высоких земляных валов и глубоких рвов. По валу шла двухрядная дубовая стена с высокими сторожевыми башнями.
На высоких берегах Волги и Камы, на пограничных рубежах и на пересечении караванных дорог располагались военные крепости — форпосты. В пограничных районах и вблизи крупных городов воздвигались дополнительные укрепления — длинные валы и рвы протяженностью порой до десяти километров.
Под влиянием Волжской Булгарии находились местные племена финно-угорской языковой группы, а также некоторые соседние тюрко-язычные племена. В первую очередь это маджары, жившие восточнее Волжской Булгарии. В таких же отношениях с волжскими булгарами находились и племена йура. Русские летописи называли их югра или угра. Жили они на далеком северо-востоке, примерно в трех месяцах пути от Булгарии. Торговля с ними носила меновый характер. Торговлю с вису и йура нередко называли еще немой. Это потому, что северные лесные люди из-за боязни перед иностранными купцами не сходились с ними лично, не общались, а торговали «на расстоянии». Из Булгара экспортируется хлеб, ремесленные изделия, меха, рыба, рабы и др.
Еще до принятия ислама волжские булгары имели богатую письменность, основывавшуюся на древнетюркских рунах енисейско-орхонского типа. Письменность развивалась и распространялась как средство эффективно содействовать экономике (торговля) и политике.
С принятием ислама руническую письменность сменила арабская, в основном двух видов каллиграфии — «куфи» и «тулут». Примерно с X века была введена в употребление бумага, пришедшая из Хорезма.
Ислам стал ядром, вокруг которого развивалась вся духовная и культурная жизнь Волжской Булгарии. Арабская письменность была не только средством распространения новой религии, но и ключом к знаниям, открывающим дверь в богатейшее культурное наследство мусульманского Востока.
В свою очередь арабская письменность явилась средством этнокультурной консолидации булгарского общества. Примерно к XII веку сложился литературный булгарский язык, способствовавший постепенному стиранию межплеменных языковых различий.
Установившиеся тесные культурные связи с арабским миром способствовали развитию у булгар просвещения, научных знаний и литературы. На арабского ученого аль-Гарнати, посетившего Волжскую Булгарию в 1135 году, большое впечатление произвел труд местного историка Йакуба ибн-Ногмана «История Булгарии», написанный в 1112 году. К сожалению, этот труд до нас не дошел. Известно, что Йакуб ибн-Ногман был кадием (судьей) Булгара.
Другой булгарский ученый, Бурханеддин ибн-Юсуф, прославился своими трудами по риторике, медицине и богословию. Известностью пользовались также ученые богословы (улемы) Хами ибн-Идрис, Ахмед аль-Булгари, Мухаммед Садри ибн-Аладдин, Хасан ибн-Омар и другие.
В Волжской Булгарии развиваются художественная литература и устное поэтическое творчество. Через арабскую письменность булгарское общество знакомится с произведениями литературы других тюркоязычных стран. История сохранила имя только одного булгарского поэта того времени — Кул Гали, который написал поэму на коранический сюжет - «Кыйсса-и-Юсуф» («Поэма о Юсуфе»), в которой воспевается прекрасная любовь Зулейхи и Юсуфа. Хотя события, легшие в основу этой поэмы, происходят в далеком Египте, ее содержание и пафос были понятны и близки булгарам, как позднее и всем татарам.
Поэма «Кыйсса-и-Юсуф» представляет огромный историко-культурный интерес в качестве выдающегося памятника духовной культуры булгарского общества XIII века. За последнее столетие она издавалась в Казани около 80 раз.
Ближайшими соседями Булгара на западе были русские города-княжества Суздаль, Углич, Муром, которые с переменным успехом вступали в единоборство с булгарами. В русских летописях рассказывается о неудачном походе киевского князя Владимира с ратью на Великий Булгар (ок. 985). К XII в. походы русских князей на Булгар участились – в 1120, 1164, 1172, 1183, 1186, 1220 годах. Взаимоотношения Волжской Булгарии с русскими княжествами в первые десятилетия XIII века продолжали оставаться сложными, неустойчивыми. В 1209 и 1218 годах булгары предприняли военные походы на Рязань и Устюг. В 1220 году состоялся поход князя Святослава на булгарский город Ошель.
Только в 1221 году было достигнуто перемирие, а в 1229 году удалось заключить мирный договор, в соответствии с которым был проведен обмен пленными, а купцам обеих сторон разрешалось свободно торговать с обязательной уплатой государственной пошлины. К этому еще добавим, что в том же году Волжская Булгария оказала русским княжествам, страдавшим от очередного неурожая, помощь хлебом.
На юге и востоке соседями булгар с XI века стали кыпчаки, с которыми складывались достаточно противоречивые отношения. В начале XII в. булгары отразили ряд походов кипчаков (в 1113 был убит кипчакский хан Аепа). Во 2-й пол. XII в. йемеки совершили нападения на Саксин и Волжскую Булгарию; пользуясь междоусобицей, они во главе с булгарским князем напали в 1183 на Биляр.
Вслед за описанными событиями противостояния Волжско-Камской Булгарии и русских княжеств в XII – первой половине XIII вв., на Булгар обрушилось новое бедствие – монголо-татарское нашествие орд Чингисхана. На протяжении первого десятилетия (1223–1232) булгары оказали сопротивление монгольским агрессорам, что высоко характеризует военную подготовку феодального войска булгар во главе с княжеской дружиной. Только в 1236 монголо-татарам под предводительством хана Батыя удалось сломить сопротивление защитников города и захватить хорошо укрепленную крепость Биляр. Вслед за этим вся Волжско-Камская Булгария была покорена и разорена. Территория некогда могущественного средневекового государства на Волге была включена в состав нового огромного государственного объединения монголо-татар – Золотой Орды, при этом город Булгар стал первой столицей этого государства.
2. Кыпчаки
В IX—Х вв. половцы (кипчаки, как именовали их восточные авторы) кочевали в степях Прииртышья и Восточного Казахстана. В начале XI в. они появились в Поволжье, а в середине XI в. подкочевали уже к границам Руси. С конца 50-х годов XI в. летопись пестрит записями о грабительских походах половцев на русские пограничные княжества. Половцы не ограничивались грабежом русских окраин. Они уходили из восточноевропейских степей далеко на юго-запад: в Болгарию, Венгрию, Византию. Особенно прославились в походах XI в. два половецких военачальника — ханы Боняк и Тугоркан. Из византийских походов половцы привозили огромные богатства, получаемые в виде откупов, а чаще — в результате обычных грабежей городов и населения степей. Уже тогда они стали активными участниками русских междоусобиц, выступая на стороне то одного, то другого русского князя. Неоднократно воевали они на стороне русских в борьбе с соседними государствами — Венгрией, Польшей и др. Совместные походы были так выгодны половцам, что даже рьяный враг Руси хан Боняк соглашался иногда на военный союз с русскими князьями. Так, в 1097 г. он воевал вместе с князем Давыдом против Галицкой земли, на стороне которой были венгерские отряды.
В 1095 г. Тугоркан и Боняк последний раз ходили «на греки». На этот раз они шли на Византию с претендентом на императорский престол Романом Диогеном. Половцы были наголову разбиты, а Роман Диоген схвачен и ослеплен. Вернувшись в степи, половцы сделали попытку организовать большой поход на русские княжества, но и здесь потерпели поражение, причем в бою был убит Тугоркан.
В этот период половцы находились на первой стадии кочевания. Постоянные их передвижения по степи делали половцев практически неуловимыми. В течение всего XI в. русским не удалось организовать ни одного похода в глубь степи. Однако к концу XI в. жизнь в степях несколько стабилизировалась. Можно уверенно говорить о формировании в то время нескольких рыхлых объединений — орд, владевших определенными территориями, разделенными внутри на более или менее устойчивые кочевья с определенными стойбищами и путями перекочевок. Во главе одного из них — Приднепровского стояли Боняк и Тугоркан. Ордами на Нижнем Днепре, в так называемом Лукоморье, правил Урусоба, а в Подонье утвердился у власти род Шарукана.
По-видимому, к началу XII в. особой опасности объединение Боняка и Тугоркана для Руси уже не представляло. Именно поэтому русские нанесли первый удар половцам, кочевавшим в низовьях Днепра. Случилось это в апреле 1103 г. Очевидно, половцы подкочевали весной к берегу моря для проведения весенней путины. Орды были ослаблены и малоподвижны после тяжелой зимы: скот только начал выгуливаться и плодиться. Все это прекрасно учитывали организаторы русского похода Владимир и его союзники. Опасность положения видел старый и опытный хан Урусоба. На съезде аристократов, состоявшемся сразу же как половцы узнали о продвижении русских войск в степь, он говорил: «просим мира в Руси, яко крепко ся имуть бити с нами», а «уныие» — молодые аристократы, привыкшие к легким победам и грабежам сел на русском пограничье, отвечали ему: «аще ся ти боиши Руси, но мы ся не боим...» (ПСРЛ. II. Стб. 253—255). После полного уничтожения передового отряда под руководством хана Алтунопы половцы всеми силами двинулись на русских и были впервые на собственной земле разгромлены.
Все остальные походы русских князей, зафиксированные летописью, были направлены на наиболее экономически развитый район Половецкой земли — бассейн Северского Донца. В декабре 1109 г. там было взято воеводой Владимира Мономаха 1000 веж, в марте 1111 г.— огромный полон и два половецких города — Шарукань и Сугров. В 1116 г. два молодых русских княжича снова взяли оба эти города и еще один — Балин. Походы Владимира Мономаха заставили половцев откочевать на восток: «за Дон, за Волгу, за Яик и на юг — в Прикавказские степи. Много разбитых, разрозненных орд ушло на запад — в Болгарию, Венгрию, Византию.
Там они получили пограничные степные участки земли и нa правах вассалов активно участвовали в войнах и внутриполитических смутах этих стран.
В восточноевропейских степях появились отдельные группы половцев, называемые в русской летописи «дикими», т. е., видимо, оторванными от старых, хорошо известных на Руси орд. Эти половцы также охотно шли на любые совместные с Русью походы, их главари роднились с русскими князьями, отдавая за них своих дочерей. Обыкновенно их услугами пользовались князья Черниговского княжества. Впрочем, и князь Владимиро-Суздальской земли Юрий Долгорукий имел в степи родственников, к которым обращался в случае необходимости за помощью.
Большая группа половцев, откочевавшая в Предкавказье, заключила военный союз и фактически стала в вассальные отношения с Грузией. Хан Атрак — глава этой орды (Отрок русских летописей) жил при дворе грузинского царя Давида и выдал за него свою дочь Гурандухт.
Оставшиеся в днепровских и донских степях половцы в первой половине XII в. были разделены на отдельные более или менее крупные орды. Названия некоторых из них сохранились в русской летописи: Токсобичи, Терьтробичи, Бурчевичи и др. Эти группировки были настолько устойчивыми, что остались в степях и после татаро-монгольского разгрома. Однако несмотря на крепость внутренних связей, ни одна из орд не могла противостоять русским полкам. Только в 50-х годах XII в. половцы отважились на два небольших набега на русское пограничье, закончившиеся неудачей для них: захваченный полон был отобран и сами с трудом ушли в степь от преследования русских дружинников. В течение всей первой половины XII в. половцы грабили русские земли только в составе войск того или иного русского князя.
В 1125 г. умер Владимир Мономах, и в донские степи из Грузии осмелился вернуться хан Атрак. Его сын Кончак, появившийся на исторической арене в начале 70-х годов XII в., стал ханом-объединителем половцев и в то же время ярым врагом Руси. В это десятилетие определились вновь возникшие в степях крупные объединения орд: Приднепровское, где главенствующее положение занимала орда Бурчевичей, Лукоморское, возглавленное ордой хана Кобяка, а позже (в конце XII в.) — объединения Тоглия, Крымское, Предкавказское и самое большое — Донское, возглавленное Кончаком. Это последнее объединение в конце XII в. сильно расширилось за счет присоединения к нему приднепровцев. Хан Кончак постоянно воевал с русскими князьями, грабил русское пограничье и окрестности великокняжеских городов — Чернигова, Переяславля и Киева. Особенно усилился он после знаменитой победы над новгород-северским князем Игорем Святославичем (1185 г.). Его сын и наследник Юрий Кончакович в начале XIII в. назван русским летописцем «больший всех половцев».
Половцы этого периода повсеместно перешли ко второй стадии кочевания — с постоянными зимниками и летниками. По своему составу эти союзы орд, несомненно, были полиэтничны, как и любые другие кочевнические сообщества такого типа. Помимо самих половцев — кыпчаков, в союзы входили остатки самых разных народов, обитавших на данной территории до прихода сюда кыпчаков. Это были аланы и болгары, печенеги и торки, полностью подчинившиеся кыпчакам. Характерно, что кыпчаки, имевшие, видимо, ярко выраженный южносибирский антропологический тип, очень быстро утратили его, растворившись в южнорусских степях в инородной массе.
Кыпчаки были только организующей политической основой новой общности. Они дали ей этническое имя, которое не было связано с первоначальным названием пришедших сюда в первой половине XI в. орд. Новое объединение получило тюркское название «куманы» (команы) или переведенные на славянский язык – «половцы», что означало «светло-желтые».
В степях получение нового этнонима для нового объединения не редкость. Так, акациры начали называться хазарами – кочевниками. Вошедшие в каганат народы отнюдь не теряли своих собственных наименований (болгары, савиры, аланы и пр.). Так случилось и с половецкой общностью — включенные в нее печенеги и торки кочевали по половецкой земле отдельными равноправными ордами, помнящими свое происхождение и даже сохраняющими кое-какие обычаи. Аланы на Северском Донце тоже отделялись от половцев и, судя по летописи, у них была даже своя религия — христианство. Тем не менее территория, занятая ими, называлась Половецкой землей, а восточные авторы, хорошо знавшие кыпчаков и факт их ухода на запад, именовали всю европейскую степь «Дешт-и-Кыпчак» (Половецкая степь).
С 1170-х кыпчаки снова стали совершать опустошительные набеги на Русь и нападать на торговые караваны, шедшие в Византию. В ответ русские князья предприняли новые походы в степь. В 1184 им удалось разбить половцев и взять в плен Кобяка. Однако поход новгород-северского князя Игоря Святославлича на Кончака в 1185 оказался неудачным, и в 1185–1186 хан напал на Киев и Черниговскую землю.
К середине 1190-х самостоятельные набеги кыпчаков на Русь прекратились, но ханы по-прежнему участвовали в усобицах русских князей. В 1203 Кончак в союзе с князем Рюриком Ростиславичем захватил и разграбил Киев.
В 1223, когда на северный Кавказ вторглись с юга монгольские отряды Джэбэ и Субэдея, кыпчаки отказались от союза с аланами и позволили монголам расправиться с ними, но затем сами были разбиты. После этого хан Котян, кочевавший в причерноморских степях, обратился за помощью к русским князьям, однако в битве при Калке русско-половецкое войско потерпело поражение. В 1239, разбитый в астраханских степях войском монгольского Бату-хана (в русских летописях – Батыя), Котян вместе с 40 тыс. кыпчаками бежал в Венгрию, что спровоцировало поход монголов против этой страны. Хан Котян был убит венгерской знатью, часть половцев нашла убежище на Балканах. Но подавляющее большинство кыпчаков вошло в состав Золотой Орды. Они ассимилировали монгольских пришельцев и передали им свой язык. После XIV в. кыпчаки вошли в состав татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др. народов.