Iii.4. антонимы в современной речи
Слово антоним происходит от греч. anti- - «против» и опута – «имя». Антонимы– слова, противоположные по своему лексическому значению: холодный – горячий, толстый – тонкий, враг – друг, мало – много, до – после. Антонимы могут обозначать противоположность качеств (богатство – бедность, весело – грустно, молодой – старый), противоположность направлений, действий, свойств (восход – заход, собирать –разбирать, вверх – вниз); противопоставленность обозначений времени и пространства (север – юг, лето – зима). Антонимы есть не у всех слов. Так, обычно не имеют антонимов слова, обозначающие конкретные предметы: шкаф, подушка, бумага и т. п.; многие термины: секвестировать, имплантация, морфема. Разные значения многозначного слова могут иметь свои антонимы: тяжелый чемодан – легкий чемодан, тяжелое известие – радостное известие; трудная, сложная работа – простая, легкая работа; глубокая река – мелкая река; глубокий человек – поверхностный человек.
В художественной литературе противопоставление антонимов нередко используется как средство художественной выразительности, например:
Полюбил богатый– бедную,
Полюбил ученый– глупую,
Полюбил румяный– бледную,
Полюбил хороший– вредную,
Золотой– полушку медную.
(Марина Цветаева)
Иногда антонимы позволяют автору ярче передать сущность художественного образа: «Глаза княжны, большие, глубокие, лучистые... были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивостьвсего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты»(Л. Н. Толстой. Война и мир).
Противопоставление антонимов лежит в основе многих русских пословиц: Старое старится, молодое растет; Даровой рубль дешев, заработанный – дорог; Подальше положишь, поближе возьмешь. При сытости помни голод, при богатстве – бедность.
В речи антонимы используются для создания контраста, для выражения противоположности, противопоставления одного явления другому. Антонимы очень характерны для современной русской речевой практики, в частности, они нередко используются в газетных заголовках для привлечения внимания читателя к острым, полемичным вопросам:
(1) Россия и ОПЕК: союзники или конкуренты! (Коммерсантъ. ВЛАСТЬ. 2000. № 34); Не верьте, что будущее зависит от прошлого (Эксперт. 2000. № 31); Невеселые размышления в веселоммузее (Эксперт. ВЕЩЬ. 2000. № 3).
В последние годы в современном русском языке наметилась тенденция к появлению новых антонимических пар, которые активно используются не только в публицистике, но и в разговорной речи. Приведем несколько примеров из газет и журналов.
(2) Глобальные ориентиры моды вечны: жарко – холодно, дорого – дешево, массово – эксклюзивно(Известия. 17.01.1995).
(3) Зато В. Шумейко, как всегда, активен, дрейфуя между теми, кто за силовыеметоды, и теми, кто за мирные(Сов. Россия. 29.12.1994).
(4) Не лучше ли постараться увидеть в ближнем не соперника, а партнерана колесном ходу. И тогда тропа автомобильной войны станет просто путем, который приводит из пункта «А» в пункт «Б» без неприятных приключений (Итоги. 1.02.2000).
Годы политической и экономической нестабильности породили не только социальные различия между людьми, но и новые явления в общественной жизни, нередко контрастирующие друг с другом. Непостоянство, изменчивость признаков многих явлений не могли не отразиться в сознании и в языке, и в частности, не могли не сказаться на моделировании новых смысловых противоположностей:
благотворительный – коммерческий;
богатые – малообеспеченные, неимущие;
государственный – коммерческий, частный;
законный – пиратский;
порядок, законность – беспредел;
силовые – политические (обычно о методах);
стартовая – окончательная (обычно о цене);
фирменный – фальшивый, поддельный;
эксклюзивный – обычный, массовый.
Распространенными становятся антонимические пары, в которых представлена сниженная, жаргонная лексика: законность – беспредел, легальный – мафиозный, порядок – бардак. Нетрудно заметить еще одну интересную тенденцию: некоторые антонимические пары характеризуются более высокой частотностью по сравнению с 70–80-ми годами XX века, так как обозначаемые антонимами явления очень актуальны в наши дни: богатство – бедность, богатство – нищета; богатые (обеспеченные) – бедные (малоимущие); правые – левые; демократы – коммунисты; либералы – коммунисты; подъем (активизация) – спад.
Еще одна закономерность связана с тем, что в антонимических парах, обозначающих «качественные» или логические отношения, слова нередко «меняются местами»: то, что раньше было «плохим», отрицательным, стало «хорошим», и наоборот. Так, например, индивидуализм в советское время считался отрицательной чертой человека (общества), а коллективизм – положительной, прогрессивной. Это отразилось в словарной статье «Школьного словаря антонимов русского языка» М. Р. Львова: