Классификация чрезвычайных ситуаций. Критерий Кол-во пострадавших (чел.) Нарушены условия жизне-деятель-ности (чел.) Матери-альный ущерб (тыс
Критерий | Кол-во пострадавших (чел.) | Нарушены условия жизне-деятель-ности (чел.) | Матери-альный ущерб (тыс. МРОТ*) | Зона ЧС не выходит за пределы | Ликвидация осуществляется силами и средствами |
Локальная ЧС | Не более 10 | Объекта производствен-ного или социального назначения | Предприятий, учреждений и организаций | ||
Местная ЧС | 10—50 | 100—300 | 1—5 | Населенного пункта, района, города | Органов местного самоуправления |
Территориальная ЧС | 50—500 | 300—500 | 5—5000 | Субъекта РФ | Органов исполнительной власти субъекта РФ, оказавшегося в зоне ЧС |
Региональная ЧС | 50—500 | 500—1000 | 500—5000 | 2-х субъектов РФ | Органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС |
Федеральная ЧС | Свыше 500 | Свыше 1000 | Свыше 5000 | 2-х субъектов РФ | Органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС |
Трансграничная ЧС | Выходит за пределы РФ | По решению Правительства РФ в соответствии с нормами права |
* МРОТ — минимальный размер оплаты труда.
Причинами возникновения чрезвычайных ситуаций могут быть:
§ стихийные бедствия — чрезвычайные ситуации природного происхождения;
§ аварии и катастрофы вследствие нарушения технологического процесса, превышения сроков эксплуатации техники и оборудования, нарушения правил их эксплуатации – чрезвычайные ситуации техногенного происхождения;
§ загрязнение мирового океана и атмосферы, деградация почв, опустынивание и обеслесение, изменение климата – чрезвычайные ситуации экологического происхождения;
§ эпидемии, войны, общественные беспорядки, террористические акты – чрезвычайные ситуации социального происхождения.
Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды.
Концепция государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС – это система взглядов, принципов и общих положений, определяющих цели и конкретные задачи, как предупреждения, так и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории России. Она обеспечивает организацию и подготовку органов управления, сил и средств для защиты населения, объектов экономики и военной инфраструктуры, а также окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действий характерных для них опасных факторов.
Ликвидацией чрезвычайных ситуаций занимается Министерство Российской Федерацией по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В состав сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций. К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны РФ, Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.
Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994 г.). В главе I закона "Общие положения" разъясняются его основные понятия, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности информации о ЧС. Глава II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ; глава III — принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС; глава IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС; глава V связана с подготовкой населения к ЧС; глава VI — с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; глава VII — с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области; глава VIII посвящена международным договором по защите от ЧС.
Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях составляют отдельные разделы законов «О безопасности», «О военном положении», «О гражданской обороне», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «Об охране окружающей среды».
Подзаконные акты исполнения по ЧС включают в себя целый ряд Постановлений Правительства, Положений и Правил Госгортехнадзора, приказов МЧС и Госгортехнадзора. Следует отметить Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Подзаконные нормативные акты по ЧС представлены, прежде всего, системой стандартов "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" (БЧС), включающей в себя 11 групп стандартов:
§ 0 группа – Основополагающие стандарты.
§ 1 группа – Стандарты в области мониторинга и прогнозирования.
§ 2 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства.
§ 3 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности населения.
§ 4 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов.
§ 5 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений.
§ 6 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения.
§ 7 группа – Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения.
§ 8 группа – Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций.
§ 9 группа - Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей.
§ 10, 11 группы – Резерв.
Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. В положении определена система мер предупреждения ЧС, организационный порядок реагирования на их возникновение и порядок действий в ЧС.
ГЛАВА 1