Формационный подход в типологии государств
Формационный подход к типологии государств был воспринят в научном мире довольно неоднозначно: некоторые ученые стали его игнорировать, но были и такие, кто пытался его усовершенствовать, поправить, а то и по-своему развить. Так, известный государст-вовед Еллинек в свое время сделал попытку усовершенствовать формационный подход, пользуясь понятием типа государства в своем «Общем учении о государстве». Он отмечал: «Элементы понятия государства... получают различное выражение в различной культурной среде... Несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно, однако, установить некоторые прочные признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа»1. Историческими типами он считал древневосточное государство, греческое государство, римское, средневековое и «современное». Таким образом, рабовладельческое государство у него распадается на три типа, вследствие чего отметается то существенное общее, что имеется у всех рабовладельческих государств, — организованное господство рабовладельцев над рабами. «Современное» государство охватывает западноевропейские государства, начиная с образования абсолютизма, т.е. в один и тот же тип включаются такие разнородные по своей сущности государства, как абсолютная монархия и конституционное буржуазное государство.
Либерализм. этатизм
Много говориться о либеральной правовой идеологии. Либерализм исходит из основополагающей ценности индивидуальной свободы, понимая ее как свободу от какого бы то ни было вмешательства в самоопределение поступков человека.
Несистематизированное ценностное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний называется правовой психологией. На иррациональном уровне правовой психологии происходит ценностная легитимация права, которая впоследствии может получить идеологическое оправдание и обоснование. Повседневная правовая жизнь воспринимается прежде всего на уровне правовой психологии.
Конечно, эту точку зрения на структуру правосознания можно признать за исходную. Она больше «преломляется» и учитывает сегодняшние условия бытия, характер рыночных отношений. Однако определения правовой идеологии и правовой психологии как важнейших частей правосознания все же нуждаются в уточнениях.
Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных нормативных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового воздействия в демократическом обществе. Правовая наука создает теоретические концепции, которые отражают закономерности развития правовой системы: является базой для правовой политики и идеологии; содержит методологию изучения государства и права; формулирует предложения о путях совершенствования правового регулирования.
Правовая психология выражает психологическое отношение к праву и правовым институтам. Она включает следующие элементы: общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, богатых, бедных, мужчин, женщин, вытекающие из их места в структуре общества; психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам; представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада; чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущее социальным группам; способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.
Правовая психология включает значительную область бессознательного — целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых индивид не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правомерного (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.) так и неправомерного поведения. Бессознательное может проявляться как интуиция, аффект.
Этатизм (от франц. Etat - государство) - направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат, цель социального развития.
39. Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных религиозных догм, к определенному миропониманию.
Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на категории, каждая из которых
имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, справедливости.
Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его ригористически (по всей строгости). Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть.
В период колониальной зависимости индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами общего права. Сложилось нечто вроде англо-индусского права, т.е. индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда, с определенными ограничениями.
Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако новый основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии.
40.