Великие географические открытия 2 страница

Л Е К Ц И Я 2

ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

1. Первоначальное накопление капитала (ПНК) в марксистской и либеральной историографии.

2. Развитие капитализма в промышленности и в сельском хозяйстве.

3. Новые классы - новое государство.

Литература (см. лекцию 1)

Известный французский историк Фернан Бродель писал: «Я вовсе не считаю, что в капитализме все материально, или все социально, или все есть общественные отношения. Вне сомнения, остается, на мой взгляд, одно: он не мог выйти из одного (сугубо) ограниченного истока. Свое слово сказала здесь экономика, свое слово ­­­ политика, свое слово общество, свое слово сказали культура и цивилизация. А также история, которая зачастую была последней инстанцией, определяющей соотношение сил». Далее историк продолжает: «История изучает лишенный равенства мир людей. Как раз такие неравенства, несправедливости, противоречия... оживляли мир. Но один только капитализм преобладал относительною свободою движения... Именно это сделало из предкапитализма ... источник или признак всякого великого материального прогресса и всех самых тяжких форм эксплуатации человека человеком» (Бродель Ф. Игры обмена. – М., 1989. – С. 597).

1 . Первоначальное накопление капитала в марксистской и либеральной историографии

Проблема первоначального накопления достаточно полно изучена в зарубежной и отечественной (марксистской) историографии. По мнению сторонников формационного подхода, ПНК – это предыстория капитализма, исторический период в 100 - 200 лет, когда создаются предпосылки перехода от феодального способа производства к капиталистическому. Пальма первенства в изучении этого явления принадлежит Карлу Марксу.

Либеральная историография, в том числе историки школы “Анналов” также выделяют условный переходный период, который Бродель назвал предкапитализмом. Макс Вебер употребляет термин современный капитализм. Согласно его концепции, капитализм, как «идеальный тип» существовал всегда и везде, но «современный капитализм» тесно связан с рождением нового мышления, с протестантизмом и протестантской этикой. Именно протестантская этика создала особый образ действия - дух капитализма.

Термин «капитализм» происходит от «capital», от «caput» (поздняя латынь) – голова. Слово «капитал» появилось в XII - XIII вв. в значении «ценности»: запасы товаров, масса денег, приносящих проценты. Слово «капиталист» относится к середине XVII века и означает в то время «обладатель денежный средств». Еще позднее появляется термин «капитализм», впервые оно встречается в XVIII столетии, затем в работах Карла Маркса, но в научный оборот его ввел блестящий германский историк Вернер Зомбарт в своем исследовании «Современный капитализм». Интересный факт, слово не часто употребляемое Марксом, войдет в марксистскую методологическую модель. Интересное и, пожалуй, достаточно точное определение капитализму дал французский социалист, теоретик анархизма Пьер Жозеф Прудон (1809-1865): «Экономический и социальный строй, при котором капитал – источник дохода, в целом не принадлежит тем, кто приводит его в действие своим собственным трудом». В наше время среди отечественных и зарубежных авторов нередко возникает желание изъять это слово из научного оборота, но сделать это довольно сложно, даже самые суровые критики не предложили взамен лучшего термина. В целом же и марксистская, и либеральная исторические школы считают, что выделение переходного периода исторически неизбежно, ибо феодальное общество существенно отличается от общества капиталистического. В чем же проявляется это отличие?

1. В отношении к собственности. Феодальное общество базируется на условной земельной и безусловной ремесленно-торговой собственности, капиталистическое – на безусловной частной собственности на орудия и средства производства, на землю, на труд.

2. Отношение к свободе личности. Феодальное общество не знает личной свободы. «Наверху» ее заменяет система вассалитета, «внизу» – различные формы личной зависимости. При феодализме собственник земли – феодал мог получать ренту с крестьян лишь при наличии внеэкономического принуждения, так как крестьянин был собственником орудий труда, имел дом, приусадебный участок и был наделен землей. Внеэкономическое принуждение в средние века принимает различные формы: от чисто формальной зависимости до тяжелого крепостничества. Капиталистическое общество состоит из свободных индивидов, не знающих внеэкономических форм зависимости.

3. В культурно-идеологическом плане. Феодальное общество базируется на традиционных религиозно-культурных ценностях. Буржуазное общество – на либеральных светских ценностях.

В экономическом плане ПНК, по мнению Маркса, имеет две стороны. С одной стороны – накопление определенной суммы денег в руках отдельных лиц, при высоком сравнительно уровне развития товарного производства. С другой же стороны, наличие «свободного» в двояком смысле рабочего. Свободного от всяких стеснений и ограничений продажи рабочей силы и свободного от земли и вообще от средств существования, бесхозяйственного рабочего, который не может существовать иначе, как продавая свой труд. Таким образом, первая сторона процесса ПНК – небольшая группа людей, обладающих денежными богатствами, способная не только купить средства производства, но и нанять рабочих (т.е. купить труд). Вторая сторона – массовая армия лично свободных и свободных от собственности людей, готовых продать свой труд. Эти предпосылки и были созданы в период ПНК.

Начинается новая игра. Французский историк знаменитой школы «Анналов» Фернан Бродель прав: «Новая игра смешивает карты, дает преимущества немногим, а остальных отбрасывает в неудачники... Именно таких условно осужденных, которым, впрочем, не избежать своей судьбы, прошлое беспрестанно нам показывает. То были довольно наивные осужденные ... Жизнь била по ним со всех сторон – справа, слева, а они не понимали порой, откуда нанесен удар» (Бродель Ф. Указ. раб., с.466). Для ПНК характерно было и обезземеливание крестьянства, грабеж колоний, и система протекционизма, а также государственных долгов и захватнических войн. Эти моменты ПНК присущи различным странам в разной степени, их можно найти в конкретной истории Испании и Португалию, Англии и Франции, Германии и Италии. В основе процесса – свобода личная и свобода от собственности. В классической форме ПНК происходило в Англии. Именно на примере Англии Маркс показал мучительный процесс рождения капитализма, заострив внимание на проблеме насилия при свободе. Почему именно Англия? В XVI веке Англия была небольшой страной, ее население составляло от 3 до 3,5 миллионов человек, из которых 20% жило в городах. Английский капитализм вырос из производства, переработки и вывоза сукна – шерстяных тканей. Это исходный пункт английского капитализма. За 200 лет с XIV по XVI вв. вывоз английских тканей возрос в 25 раз. В начале XVII века 90 % всего английского экспорта составляло сукно. Нужно помнить, что развитие шерстяной промышленности шло на капиталистической основе. Именно это вызвало аграрный переворот в деревне – знаменитые английские огораживания. В связи с повышением спроса на шерсть, разведение овец стало чрезвычайно прибыльным делом, ибо оно не требовало больших денежных затрат. Овцеводство требовало только новых обширных пастбищ. Однако большая часть земли, удобной для пастбищ, принадлежала лично свободным крестьянам. Разведением же овец в Англии традиционно занимались лендлорды. Еще в XIII-XV они захватили все пустоши и значительную часть общинных земель. В конце XV-XVI вв. лендлорды и т.н. “новое дворянство” приступили к захвату пахотных земель, сгоняя крестьян с наделов, снося их дома, уничтожая целые деревни. Эти земли превращались в пастбища, они огораживались рвом, частоколом и т.д. Процесс насильственного выселения крестьянства со своих земель получил название – огораживание. Известный гуманист Томас Мор писал: «Овцы, обычно такие кроткие, довольные немногим, теперь стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей и опустошают целые поля, дома и города». Так в Англии происходил, по мнению Маркса, процесс ПНК. Насильственным путем масса английского крестьянства была отделена от земли, превращена в неимущих, для которых оставался только один выход – искать новую работу, т.е. продавать свой труд.

Насильственная экспроприация крестьянства во Франции происходила главным образом путем его разорения через систему государственных налогов (тяжелых, чрезвычайных, постоянно повышающихся). Здесь не было сгона крестьян с земли. Задушенные налогами крестьяне вынуждены были сами продавать свои земли и покидать деревни.

В Нидерландах обезземеливание крестьянства шло за счет активизации купеческого капитала: купцы-ростовщики скупали земли у крестьян и переходили к капиталистическим формам ведения хозяйства.

Во всех странах параллельно с обезземеливанием крестьянства, идет процесс разорения ремесленников, как цеховых, так и работающих вне цеха. Купцы – скупщики, ростовщики опутали их сетью непосильных долгов. Обнищанию городских мастеров способствовало абсолютистское государство, увеличивая налоги и подати. В результате уже в XVI веке в таких странах, как Нидерланды, Англия, Франция многие мелкие ремесленники теряли свою самостоятельность и становились наемными рабочими, т.е. получали заработную плату. Переход к новому образу жизни осуществлялся с помощью насилия. Почему необходимо было насилие? С одной стороны – только зарождавшаяся мануфактура не могла сразу поглотить всю массу свободных людей. С другой стороны – молодые наемные рабочие не могли быстро привыкнуть к новой, казарменной дисциплине наемного труда. Как же создавались богатства? Какими путями идет обогащение будущей буржуазии?

Первый путь. Обогащение идет за счет колоний. Первыми накопили деньги испанские и португальские конкистадоры. Они расхищали природные богатства стран Америки и Азии, наживались за счет колониальной торговли. За ними вслед двинулись английские и нидерландские купцы. «Сокровища, добытые за пределами Европы посредством прямого грабежа, порабощения туземцев, убийств, – писал Маркс, – притекали в метрополию и тут превращались в капитал» (Маркс К. Капитал.- Т. 3, с. 763). По официальным данным, флоты из Индий с 1500 по 1650 г. выгрузили в Севилье 180 тонн золота и 16000 тонн серебра. Это и много и мало. Важна не только сумма, но и скорость обращения денег. Последняя, по свидетельству Броделя, выросла в пять раз.

Второй путь создания денежных накоплений – это система государственных долгов. В XVI веке государства для ведения войн, содержания армий, чиновников, постоянно испытывали нужду в деньгах. Поэтому монархи часто занимали деньги у купцов и ростовщиков, выплачивая по займам высокие проценты. Свои долговые обязательства государство выполняло за счет налогов, т.е. ограбления налогоплательщиков. Государственный долг был одновременно и источником обогащения буржуазии и одним из способов разорения крестьян и ремесленников.

Третий путь. Введение системы протекционизма. Протекционизм – это экономическая политика периода ПНК. Она сформировалась на базе экономических учений эпохи. Главным экономическим учением был меркантилизм. Предметом анализа учения стала сфера обращения. В учении рассматривались эффективные средства увеличения национального богатства. Меркантилизм прошел три стадии в своем развитии: монетаристскую, протекционистскую и аналитическую. На первой стадии абсолютной формой богатства считалось золото. Отсюда, стратегической задачей государства было накопление денег. Основными формами стали административная регламентация денежного обращения, запрет вывоза золота, ограничение импорта. На второй развитой стадии протекционистской золото продолжает быть абсолютной формой богатства. Стратегической задачей государства было обеспечение растущего и стабильного притока денег в госказну. Государство поощряет развитие мануфактурного производства, стимулирует внешнюю торговлю, расширяет экспортно-импортные операции при преобладании экспорта. Идет либерализация денежного обращения. На третьей – аналитической стадии, акцент сделан на развитие мануфактурного производства и сферы обращения как основного источника богатства. Протекционизм как практическая политика привел к тому, что европейские страны, особенно Англия, Нидерланды и Франция стали вводить высокие пошлины на ввозимые товары, запрещать вывоз из страны сырья, продовольствия, денег. Купцы и предприниматели получали от государства денежные субсидии, премии, всевозможные льготы. Делалось все это в интересах самого феодального государства, но значительные преимущества имела и молодая буржуазия.

Четвертый путь. Обогащению буржуазии и обнищанию народа способствовала и так называемая «революция цен», охватившая Испанию, Португалию, а затем Францию, Англию и другие страны. Рост цен на предметы первой необходимости при сохранении фиксированной заработной платы резко повысил прибыли всех тех, кто был связан с рынком, кто успел приспособиться к новым формам ведения хозяйства. Разорялись же старое феодальное дворянство, крестьянство и цеховые ремесленники.

2. Развитие капитализма в промышленности и сельском хозяйстве

Первоначальное накопление капитала и складывание капиталистического уклада происходили одновременно. Для XV-XVIII веков характерны две стадии развития капитализма: торговый капитализм и мануфактурный. Основными формами организации производства стали капиталистическая простая кооперация (КПК) и капиталистическая сложная кооперация (мануфактура). Капиталистическая простая кооперация – это единство совместных действий и форма объединения. Это кооперация однородного (одинакового) конкретного труда. Она может принимать различные формы:

1) скупка готовых изделий купцом;

2) авансирование или кредитование тех или иных работ, купец в этом случае выступает ростовщиком;

3) система раздач, купец – ростовщик – предприниматель контролирует почти весь процесс производства псевдосамостоятелыных ремесленников-надомников.

Фернан Бродель объединяет вторую и третью формы, называя такое производство «надомничеством». Надомничество – такая форма производства, при которой купец выступает как работодатель. Простая кооперация появилась задолго до капитализма, но только капиталистическая свобода – свобода личная и материальная сделали КПК явлением повсеместным. Исследователи находят надомничество в XIII веке и в XVIII, но пик его приходится на XVI столетие. Приведем источник. Путешественник пишет о швабских деревнях начала XVIII века: «Было лето, все женщины вышли из домов, сидели на пороге своих жилищ. И каждая ...усердно занималась работой: пряла кружева, черные или белые, или «блонды», в которых переплетались льняные, золотые и шелковые нити. В конце недели кружевница отнесет плоды своего труда либо на соседний рынок, либо же чаще всего – скупщику, который авансировал ее сырьем, рисунками, привезенными из Голландии, и который оставил за собой ее продукцию. Тогда она купит растительного масла, немного мяса, риса для воскресного пиршества». Оказывается, знаменитые голландские кружева делались в швабских деревнях, удивлялся путешественник.

Вторая стадия развития капитализма – это мануфактурная стадия. Маркс считает, что с середины XVI века до последней трети XVIII в Западной Европе был мануфактурный период капитализма. Мануфактура – это относительно крупное капиталистическое предприятие, основанное на разделении наемного труда и ремесленной технике. Она возникла в XV-XVI вв. и в конце XVIII была заменена машинным производством. Владельцами мануфактур были купцы, разбогатевшие ремесленники, работали же на них наемные рабочие или псевдосамостоятельные мелкие ремесленники. Основными типами были рассеянные, смешанные и централизованные мануфактуры. Основой их развития не могло служить цеховое ремесло с его полицейско-запретительными уставами. Поэтому первые мануфактуры появились в сельской местности на базе промыслов. Мануфактура вышла из простой кооперации. Первоначально, купец-предприниматель занимался скупкой и продажей готовой продукции самостоятельных сельских ремесленников (например, тканей, сукна). Затем он стал привозить ремесленникам сырье, в дальнейшем и более совершенные станки. Таким образом, он отрезал ремесленника от рынка готовых изделий, от рынка сырья, а, предоставив ему станки – фактически подчинил себе все производство. Бывшие самостоятельные ремесленники превратились в наемных рабочих, получающих заработную плату. Единственное, что осталось у них в собственности – это домашняя мастерская. Такая форма организации производства есть рассеянная мануфактура. Постепенно предприниматель мог выделить одну или несколько операций и сосредоточить их в отдельной мастерской под одной крышей (например: процесс крашения тканей – красильня). Так появились смешанные мануфактуры. Третий тип – централизованные предприятия, их предприниматель создавал сам: строил большую мастерскую, покупал оборудование, сырье, нанимал рабочих, т.е. контролировал весь процесс производства. Централизованная мануфактура была двух разновидностей: гетерогенная и органическая. Гетерогенная мануфактура – это объединение в одной мастерской рабочих различных специальностей, связанных между собой последовательным выполнением всех операций по изготовлению сравнительно сложного продукта. Например, суконная мануфактура, кроме ткачей здесь работают валялыцики, прядильщики, красильщики и т.д.

Органическая мануфактура объединяет в одной мастерской рабочих одной специальности с последующим расчленением однородных работ на более детальные операции, закрепленные за отдельными работниками. Примером может служить красильная мастерская. Органическая централизованная мануфактура была более прогрессивной по сравнению с гетерогенной, ибо она давала более высокую производительность труда, высокое качество за счет расчлененности производства и, стало быть, более высокую прибыль. Действительно, в органической мануфактуре разделение труда достигает своего предела, каждый работник выполняет одну или две операции, благодаря чему становится виртуозом своего дела, а его инструменты приобретают такую степень специализации, что это вплотную подводит к созданию машин и механизмов. Правда, в XVI-XVII вв. мануфактур было еще не очень много. Карл Маркс считал, что «мануфактура выделялась как архитектурное украшение на экономическом здании, широким основанием которого было городское ремесло и сельские побочные промыслы». ( Маркс К. Капитал. – Т. 23, с. 381).

То есть мануфактура существовала в феодальном окружении и часто подвергалась преследованиям как со стороны цехов, так со стороны государства. Примером может служить Испания XVI столетия.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве шло параллельно с появлением мануфактур. Удобно это проследить на истории Англии XVI века. Согнав крестьян с земли, лендлорды сосредоточили в своих руках огромные земельные владения. Часть земель они сдавали в аренду крестьянам или зажиточным горожанам.

1. Первоначальной формой такой аренды была издольщина.

Исследователи находят ее в Англии, Франции, Италии, Германии, России! Издольщина – вид аренды (сдачи во временное пользование) земли, при которой землевладельцу уплачивается арендная плата в форме определенной доли урожая (половина, треть, десятина и т. д.). В жизни бывало по разному: иногда земельный собственник давал арендатору землю, семена, инвентарь. Порою издольщик сам, целиком или частично обеспечивал свое хозяйство семенами, а также живым или мертвым инвентарем. Арендатор не всегда самостоятельно обрабатывал землю, он мог прибегнуть к наемному труду – сдать часть земли субарендатору. Осенью издольщик отдавал часть урожая собственнику земли, часть продавал, часть оставлял себе на питание и посев. Рента при издольщине носила полуфеодальный характер.

В Англии издольщина постепенно уступает место чисто капиталистической форме предпринимательства – фермерству. Фермер арендовал большой по площади участок земли у лендлорда и платил за нее твердо установленную плату. Он сам покупал семена, инвентарь, сам оплачивал труд наемных рабочих. Естественно, такое хозяйство мог вести только состоятельный человек. В дальнейшем он мог выкупить землю у лендлорда и стать ее собственником. Так создавалось крупное капиталистическое хозяйство. И вновь сделаем оговорку – таких хозяйств в XVI веке было очень немного, новое всюду жило рядом со старым – феодальное дворянство, зависимые крестьяне были повсеместно. Уже во Франции развитие капитализма в сельском хозяйстве шло медленнее, чем в Англии. В таких же странах, как Германия, Чехия, Италия, Испания общее историческое развитие оказалось заторможенным и пошло по пути регресса. Здесь феодальное дворянство было настолько сильным, что сумело с помощью государства уничтожить элементы прогресса в промышленности и сельском хозяйстве. В этих странах в середине XVI в. начался процесс рефеодализации.

В странах необратимого развития капитализма технический и экономический прогресс вызвал к жизни новые классы и новый облик государства.

3. Новые классы - новое государство

Для раннего нового времени характерна все усиливающаяся сословная размытость общества. Это касается и духовенства, и дворянства, и представителей третьего сословия. Например, духовенство не только состояло из аристократического слоя и низшего, но и в ходе Реформации с ее секуляризацией церковных земель и монастырей пополняло ряды нищих и бродяг. Мы уже не говорим о том, что именно из среды духовенства формировалась духовная элита раннего нового времени. Подобные процессы происходили в среде дворянства, бюргерства, крестьянства. Новые формы развития экономики, внутренней и внешней торговли требовали новых людей, с нетрадиционным мышлением, с предпринимательской хваткой и т.д. Так возникают новые классы, социальные слои, изменяется традиционная стратификация общества.

Термин «буржуазия» произошел от французского слова «бург» – город. Лингвистически буржуазия – это жители городов. Карл Маркс писал: «Буржуазия выросла из экономики капиталистической, эволюция в экономике привела к эволюции социальной, то есть общественной». Вернер Зомбарт и Макс Вебер дают буржуазии, как и капитализму, исключительно идеалистическое объяснение. Вебер находит буржуазию в древнем Китае, Индии, Вавилонии, Зомбарт – во Флоренции XIV века. Фернан Бродель справедливо упрекает либеральных историков в том, что они ставят проблему исключительно в «ментальном плане», рассматривая эволюцию рационального мышления, вместо того, чтобы заниматься эволюцией общества или даже экономики, из-за боязни последовать по пути, проложенному Марксом. Знаменитый французский историк полагает, что столь явный «идеализм» есть не что иное, как «увертка», которой воспользовались сторонники «цивилизаций», чтобы ускользнуть от признания заслуг Карла Маркса (Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. – М., 1986-1992. – Т.1, с.546).

В любом случае очевидно одно – представители нового класса выросли в основном из третьего сословия – сословия горожан и крестьян. Еще в XIII веке короли с помощью городов одержали победу над реакционными силами феодальной аристократии. Благодаря этому союзу сложились централизованные государства в Западной Европе. В этот период происходит возвышение городов, буржуазия богатела под покровительством сословных монархий. Однако было бы неверным связывать возникновение буржуазии только с эволюцией средневекового бюргерства. В ходе ПНК буржуазия складывалась из различных социальных слоев: а) это горожане (купцы, ростовщики, отдельные цеховые мастера, ремесленники, работающие вне цеха, и даже немногие наемные работники); б) в состав буржуазии вливалась и нарождавшаяся буржуазная интеллигенция: юристы, врачи, представители свободных профессий; в) сельская буржуазия формировалась преимущественно из зажиточного крестьянства, именно оно стало заниматься фермерством; г) постепенно сближался с буржуазией и тот слой дворянства, который приобщался к капиталистическим формам ведения хозяйства. Например, английское дворянство – джентри. Можно согласиться с Броделем, а также с Максом Вебером в том, что становление нового класса было бы невозможно, если бы, как отмечал именитый французский историк, не «сложился новый образ мышления, в общих чертах – образ мышления еще раннего капитализма, совокупность правил, возможностей, расчетов, умения жить и обогащаться одновременно. То была рискованная игра». (Бродель Ф. Указ. раб. - Т. 2, с. 546).

В это же время складывался и класс наемных рабочих. Главная составная часть нарождавшегося пролетариата была создана в процессе обезземеливания крестьянства и разорения мелких ремесленников. Лишенные средств существования бывшие крестьяне, ремесленники, кустари превращались в работников мануфактур или батраков.

Рассмотренные выше изменения в экономике изменили и облик феодального государства. На смену сословно-представительным пришли абсолютные монархии.

Абсолютизм как историческое явление – особая социально-политическая система, складывающаяся в ранний период перехода от традиционного к индустриальному обществу и отражающая временный баланс социальных сил. Абсолютная монархия – политический режим с юридически неограниченной деспотической властью. Черты нового государства находят на рубеже XV-XVI веков и сторонники формационного и сторонники цивилизационного подхода в изучении истории.

1. И те, и другие отмечают, что это связано с изменениями в экономике, политике, идеологии. Правда, последователи Маркса акцент делают на экономические факторы, последователи Вебера - на идеологические.

2. И те, и другие полагают, что новая форма государства начинается с Генриха VII в Англии, Людовика XI во Франции, Фердинанда Католика в Испании.

3. И те, и другие считают, что абсолютные монархии сломали все предшествующие сословные учреждения: провинциальные штаты, вольные города, сеньории и даже мелкие государства.

Однако суть абсолютных монархий сторонники «формаций» и «цивилизаций» определяют по-разному.

Маркс и Энгельс считали, что абсолютные монархии возникают в переходные эпохи, когда старые феодальные классы приходят в упадок, а из сословия горожан формируется класс буржуазии, и не одна из этих двух сил не имеет перевеса в обществе. Государство в лице монарха получает на время определенную самостоятельность, то есть становится выше уже слабого дворянства и еще слабой буржуазии. В дальнейшем равновесие двух слабых сил (классов) будет нарушено, возвышение буржуазии и дальнейшее ослабление дворянства приведет к тому, что буржуазия будет требовать политического участия – настанет эпоха буржуазных революций. Такова марксистская схема эволюции абсолютизма.

Вебер и Зомбарт термин «абсолютизм» не употребляют, полагая, что новое государство осталось почти таким же, каким оно было прежде. Главнейшие его задачи почти не изменились, менялись лишь средства решения этих задач. Какие же важнейшие задачи были у традиционной западноевропейской монархии.

Первая задача – заставить себе повиноваться, заменить возможную вспышку ярости легитимным насилием.

Вторая задача – контролировать экономику, чтобы завладеть значительной частью национального дохода и обеспечить свою роскошь, свою войну - то есть свои расходы.

Третья задача – участвовать в духовной жизни страны и даже руководить ею, то есть извлечь дополнительную силу из могущественных религиозных институтов. Все вместе взятое поможет обеспечить порядок. Что же такое порядок в государстве? По мнению Макса Вебера, порядок – это компромисс между силами «за» и «против». В этом положении с Вебером солидарны и историки школы «Анналов». За порядок – это те, кто наверху, они не смогут выстоять, не будь у них жандарма, против порядка – те, кто внизу, кого нужно сдерживать, возвращать к исполнению своего долга, то есть к труду. Макс Вебер считал, что государство имеет право уничтожать индивидов во имя общественного блага. Бродель полагал, что изменения в экономике, социальной и политической сферах привели к усилению диктата государства ко всем тем, кто «против» с наибольшей опорой на тех, кто «за». Насилие государства было гарантией внутреннего мира, безопасности дорог, надежности рынков и городов. Не потому ли оно сохранило эти драгоценные и хрупкие блага – мир, дисциплину и порядок, что королевская власть стала «абсолютной», – задает риторический вопрос Фернан Бродель, отвечая на него утвердительно?

Различные трактовки абсолютизма не меняют его характерных черт:

а) наличия общегосударственной бюрократической машины;

б) формирования профессиональной постоянной армии;

в) образования общегосударственной налоговой системы;

г) унификации законодательства, административного устройства, мер и весов;

д) создания общегосударственного судебно-следственного аппарата;

е) образования государственной церкви;

ж) проведения единой государственной экономической политики.

Абсолютистские режимы были различных типов:

национальный абсолютизм (консервативный, теологический, просвещенный и т.д.) и очаговый (региональный абсолютизм). Особенности каждого типа будут рассмотрены ниже.

Л Е К Ц И Я 3

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

1. Причины и предпосылки великих географических открытий.

2. Открытие Америки Христофором Колумбом.

3. Открытие португальскими мореплавателями морского пути в Индию.

4. Первое кругосветное путешествие Магеллана.

Литература

1. Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. – М., 1950.

Наши рекомендации