Конституционно-правовые принципы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации (на примере города Москвы)
Конституция в ч.2 ст.11 установила, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Эта норма составляют правовую основу проблематики, рассматриваемой в рамках данного вопроса. Другим важным конституционным положением является закрепленное в ч.1 ст. 77 Конституции условие, согласно которому система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительный органов государственной власти, установленными федеральным законом.[181]
Речь идет о Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
К числу таких принциповуказанный Законотносит:
· государственную и территориальную целостность Российской Федерации;
· распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
· верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
· единство системы государственной власти;
· разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
· разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии c Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами;
· самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
· самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления;
· обеспечение реализации прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов;
· содействие развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;
· изменение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации;
· передачу федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по взаимному соглашению друг другу осуществления части своих полномочий[182].
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, государственная власть в ее субъектах должна быть организована и осуществляться в соответствии с закрепленными в Конституции принципами:
- демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ч.1, ст.1);
- единства системы государственной власти (ч.3 ст.5);
- разделения законодательной, исполнительной и судебной власти и самостоятельности органов (ст.10)[183].
Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность взаимосвязанных органов исполнительной, законодательной и судебной власти, в рамках которой обеспечивается их согласованное функционирование для решения возложенных на них конституционных задач. Систему органов государственной власти субъекта РФ надо отличать от структуры органов государственной власти субъекта, которая характеризует перечень государственных органов, образованных и функционирующих в субъекте РФ.[184]
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 1 и 2 ст. 78 Конституции). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ч. 3 ст. 78 Конституции).
На основании п. «н» ст. 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что в совместном ведении находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти именно субъектов Российской Федерации, а не самой Российской Федерации. Такой вывод можно сделать из анализа п. «н» ст. 72 в системном единстве с иными положениями Конституции, касающимися разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, в том числе во взаимосвязи с нормами п. «г» ст. 71 и ч. 1 ст. 77 Конституции.[185]
В соответствии с приведенными выше требованиями Конституции и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в Уставе города Москвы от 28 июня 1995 г. (ст.7) закрепляются следующие основные принципы организации и осуществления публичной власти в городе:
1) Государственная власть и местное самоуправление осуществляются на основе закона в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города Москвы в интересах населения города Москвы;
2) Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления, их должностные лица действуют на основе разграничения предметов ведения, функций и полномочий;
3) Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы;
4) Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления обеспечиваются необходимыми для осуществления их полномочий материальными и финансовыми ресурсами;
5) В пределах своих полномочий органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность;
6) Осуществление местного самоуправления не должно нарушать единство городского хозяйства и целостность развития города Москвы[186].
Местное хозяйство внутригородских муниципальных образований является неразрывной составной частью единой системы городского хозяйства Москвы. Вместе они составляют, единый хозяйствующий механизм[187]. Об этом свидетельствуют такие общие для двух этих хозяйств признаки как: публичность; социальная направленность; общность подходов в определении субъектов права собственности, органов и лиц, которые вправе от их имени права осуществлять вещные права; взаимосвязанность объектов; территориальное единство функционирования[188].
Подчеркивая общность публичных целей местного и городского хозяйства, Закон города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (ч.6, ст.1) указывает на то, что перечень вопросов местного значения устанавливается, исходя из необходимости сочетания интересов жителей города Москвы и жителей муниципального образования[189].