Правовой институт, его разновидности
Правовой институт – это основной элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.
Правовому институту свойственно:
1. однородность фактического содержания – каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей.
2. юридическое единство правовых норм. Нормы, входящие в правовой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, что создает особый, присущий для данного вида отношений, правовой режим регулирования.
3. нормативная обособленность, т.е. обособление образующих правовой институт норм в главах, разделах и иных структурных частях закона либо иного нормативно-правового акта.
4. полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм, который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.
В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.
По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институт залога в гражданском праве.
Сложный институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного и иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты. Например, институт ренты – в гражданском праве включает субинституты – постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением. Кроме названных принято выделять материальные и процессуальные институты, охранительные и регулятивные.
Формы права.
Форма права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
Применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:
1. источник в материальном смысле ( материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей…)
2. источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.)
3. источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.
Выделяют 4 основные формы права:
- нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, законы подзаконные акты)
- правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота)
- юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен в странах общей правовой семьи – Англия, США, Канада.. )
- нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права ( например, Федеративный договор РФ 1992 г.)
-------------------------------------------------------------------------------------------
Формы права - это внешнее выражение результатов правотворческой деятельности. Форму (=систему) права нельзя путать с формами (=источниками) права.
Выделяются:
Материальные (все права)
Юридические.
Все источники права - нормативные акты, или, что вернее, нормативно-правовые акты.
Юридические акты включают в себя нормативно-правовые акты, но юридические акты могут быть и неправовыми (например, указ Президента о награждении заслуженного профессора РФ).
Основные источники права в РФ
Изъявление воли государственного органа, на то уполномоченного.
" Закон
Критерии, отличающие закон от других нормативно-правовых актов:
" высшая юридическая сила
" принимается специальными законодательными органами
" специальная процедура принятия законов
Субъект законодательства: Федеральное Собрание (различать Федеральные законы и Федеральные Конституционные законы) + законодательные органы субъектов федерации + гражданин ?
Виды законов в РФ:
основные: Конституция РФ, Конституция республик РФ, уставы Субъектов РФ
федеральные законы и федеральные конституционные законы (предусмотрены Конституцией РФ)
2/3 от общего числа голосов Госдумы
от общего числа голосов Федерального Собрания.
При этом Президент отлагательного права вето не имеет.
Посмотреть критерии выделения Федеральных Законов и Федеральных Конституционных законов.
региональные
Кто имеет право законодательной инициативы?
Процедура принятия закона = чтения (отдельно о федеральных конституционных законах и поправках)
Следует различать пересмотр Конституции, поправки к Конституции, изменения в Конституции. Самой сложной процедурой является пересмотр Конституции (фактически - принятие новой Конституции).
Выделяют следующие стадии в пересмотре Конституции:
1. Инициатива (относительно 1, 2 глав Конституции). Должна быть поддержка 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федераций и депутатов Госдумы.
2. Избрание Конституционного Собрания
3. Принятие решения Конституционным Собранием
" Ничего менять не надо
" Принимается проект новой Конституции
" Проведение референдума
4. Роспуск Конституционного Собрания
" Нормативные акты Президента РФ (указы)
Не могут изменять законы, они подзаконные. ИСКЛЮЧЕНИЕ: принятие указа о введении чрезвычайной ситуации в стране (законы временно перестают иметь первостепенное значение).
" Постановления Правительства РФ
" Ведомственные нормативные акты (службы, министерства)
" Подзаконные акты органов местного самоуправления.
Корпоративные нормы - не все признают их в качестве правовых норм.
Правовой обычай (юридический прецедент) в РФ не распространен (это главный источник права в англосаксонской правовой семье).
Форма права используется в нескольких смыслах:
1. правовая форма экономической жизни
2. форма самого права
1) ед. число - форма права - способ организации права
- выделение публичного и частного права
- за чем ведущая роль, процесс или материальная сторона
- отраслевой или институциональный тип деления права
2) мн. Число - формы права - внешние формы права, конкретные, формализованные, материализованные, правотворческие или правоприменительные выражения права. Внешние формы права - это источники права, результат правотворческой деятельности.
Источники права - это официально определенные формы внешнего выражения содержания права:
Правовой обычай
Судебный
Юридическая доктрина
Религиозный памятник
Нормативно-правовой договор
Естественное право
Нормативно-правовой акт
Правоприменительные нормы - все способы реализации права. Они всегда индивидуальны.
Существуют невидимые формы права, на которые мы не обращаем внимания, делаем их на автомате (остановка на красный свет, перейти дорогу по переходу). Выявляется в основном то, что характеризует только правовую действительность.
Источники права РФ
Основной источник права это нормативно-правовые акты...в том числе и закон, конституция. Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.
Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Они различаются:
-по юридической силе;
-по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
-по порядку принятия;
-по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом Российской Федерации.
Примерами федеральных конституционных законов могут служить:
-"О референдуме Российской Федерации" N 2-ФКЗ от 10.10. 1995 года 1;
-"Об арбитражных судах в Российской Федерации " N 1-ФКЗ от
28.04 1995 г. 2;
-"О судебной системе Российской Федерации "N 1-ФКЗ от 31.12 1996г3;
-"Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
N 1-ФКЗ от 26.02.1997 г. ;
- "О правительстве Российской Федерации" N 2-ФКЗ от 17.12.1997 4г.
Среди федеральных законов источниками конституционного права являются такие, как:
-"О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации " N 3-ФЗ от 08.05.1994 г5.;
1. См.: "Российская газета", N 204, 19.10.95.
2. См.: "Российская газета", N 93, 16.05.95.
3. См.: "Российская газета", N 43-44, 04.03.97.
4. См.: "Российская газета", N 245, 23.12.97.
5. См.: "Российская газета", N 88, 12.05.94.
-"Об общественных объединениях" (1995 г.)1
-"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (1996 г.)1
-"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 124-ФЗ от 19.09.1997 г.2;
Следующий источник конституционного права образуют три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Формы реализации права
Реализацию права можно определить как такое социальное поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм, как форму практической деятельности по осуществлению прав, выполнению обязанностей.
Выделяются 4 формы деятельности по реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение права.
Соблюдение права предполагает обычное рутинное, но очень важное для упорядоченности и стабильности общества поведение субъектов права. Соблюдение – это пассивная форма реализации права, осознанное или неосознанное поведение по привычке, соблюдение известных принципов или норм правового поведения. Соблюдение не требует от субъекта каких-либо активных действий в правовой сфере. Соблюдение права становится попутной формой обычной жизнедеятельности людей в рамках установленных прав и обязанностей.
Исполнение права предполагает активное выполнение обязанностей. Эти обязанности возникают из требований закона или условий договора. Поэтому их реализация определяется как исполнение права. Исполнение права предполагает существование механизма, принуждающего в случае необходимости к выполнению обязанностей. Использование права – это активный способ воплощения права в жизнь, форма активного, даже творческого обеспечения субъектом своих законных интересов.
Использование права предполагает активное, сознательное отношение к своим правам и свободам – субъект имеет возможность осуществить выбор разных вариантов поведения. Но при интенсивном использовании своих прав не редко проявляется такой юридический феномен, как злоупотребление правом, когда нарушается мера возможного поведения, нарушаются границы, устанавливаемые этой мерой.
Применение права – властная правовая деятельность органов государства, а так же их должностных лиц, наделенных специальными полномочиями по организации или обеспечению социальной упорядоченности, стабильности в жизни общества. Формой применения права может быть принуждение, насилие над личностью, однако основанное на законе. Принуждение может осуществляться непосредственно, например для предотвращения преступления, либо в четко установленной процедурной форме. Применение права осуществляется в отношении гражданина и, как правило, затрагивает его права и свободы. Но правоприменение – это не только борьба с нарушителями общественного порядка, это еще и властная организация самого порядка, отношений участвующих в социальной жизни субъектов. Субъектами правоприменения – правоприменителями – являются органы исполнительной власти, судебной власти, администрация предприятий, различные инспекции, прокуратура, общественные организации.
Закон, признаки и виды.
Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы принимаются в особом порядке высшими органами власти или непосредственно народов в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан и т.д. Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс.
Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что:
1. все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случаи расхождения акта с законом действует последний;
2. законы не подлежат утверждению со стороны какого–нибудь другого органа;
3. никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.
Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия – вот особенности этой разновидности нормативных актов. Отсюда вытекают и требования к ним:
- законы должны регулировать действительно коренные вопросы;
- они должны быть совершенными по содержанию и по форме;
- их соблюдение должно быть непререкаемым.
Законы подразделяются на обыкновенные и конституционные. К последним относятся конституции и примыкающие к ним основополагающие законы, регулирующие вопросы общественного и государственного устройства. Обыкновенные законы делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы(это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни) и кодексы(это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой – либо одной отрасли права).
Подзаконные акты, их виды
Подзаконные нормативные акты - это акты, издаваемые в пределах, компетенции исполнительными органами государственной власти.
В системе подзаконных нормативных актов ведущее место занимают нормативные указы и распоряжения Президента Российской Федерации как главы государства.
Указы и распоряжения Президента России обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент вправе издавать по частным вопросам распоряжения, не являющиеся нормативными, содержащие конкретные, поручения, задания. В форме президентских указов могут быть изданы акты применения права, например, указ о награждении конкретного лица орденом и т. п.
Правительство Российской Федерации издает на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, указов Президента постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.
Среди подзаконных актов большое место отводится нормативным актам, принимаемым министерствами, государственными комитетами, ведомствами, федеральной службой. Они носят отраслевой характер, предназначены регулировать общественные отношения в процесс реализации своих полномочий в определенной сфере управления. Наиболее распространены среди них приказы, решения коллегии, инструкции, правила, положения, уставы, распоряжения.
Самостоятельную группу актов образуют акты субъектов федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), которые вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая -издание законов и иных нормативных актов.
Отдельно выполняются решения органов местного самоуправления. Их особенность - территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления муниципальной собственностью, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и т.п.