Конституционно-правовые основы построения гос органов
Государственный орган — это гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций в определенной сфере и действуют в рамках своей компетенции в установленном государством порядке.
К основным признакам государственного органа можно отнести следующие:
— каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями;
— орган государства — это определенная организация, коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деятельности. Вместе с тем государственный орган может быть представлен и отдельным гражданином (например, президент);
— каждый государственный орган образуется и действует в установленном законом порядке;
— каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции;
— каждый государственный орган является составной частью единой системы государственных органов Республики Беларусь. Система государственных органов характеризуется целостностью, обладает единством, которое обусловлено общностью их задач и целей. Единство системы проявляется, с одной стороны, в том, что все составляющие ее органы действуют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. С другой стороны, между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь.
Единство системы государственных органов предполагает и разграничение ее на составные части — виды государственных органов.
Классификация государственных органов.
1. По территории действия выделяют:
— республиканские государственные органы (Совет Министров Республики Беларусь);
— местные государственные органы (Минский городской исполнительный комитет).
2. В соответствии с принципом разделения властей выделяют:
— законодательные органы;
— исполнительные органы;
— судебные органы.
3. В зависимости от порядка образования определяют:
— избираемые органы (Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь);
— назначаемые органы (Совет Министров Республики Беларусь).
4. В зависимости от своего организационного устройства существуют:
— коллегиальные органы (Совет Министров Республики Беларусь);
— единоначальные органы (Президент Республики Беларусь).
Все государственные органы можно разделить на две большие группы:
1. органы государственной власти:
1) органы государственной власти с особым статусом (Президент Республики Беларусь);
2) органы законодательной, исполнительной, судебной власти;
3) другие органы государственной власти (Прокуратура, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Центральная комиссия по выборам);
2. другие государственные органы (Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь и др.).
60. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ПАРЛАМЕНТА – НАЦ. СОБРАНИЯ РБ
Согласно Конституции Республики Беларусь (ч.1 ст.90) Парламент Республики Беларусь — Национальное собрание является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Следует отметить, что согласно прежней редакции Конституции Республики Беларусь 1994 г. Парламент назывался Верховным Советом и характеризовался как «высший представительный постоянно действующий и единственный законодательный орган государственной власти Республики Беларусь».
Представительный характер Национального собрания означает, что:
— в отличие от органов исполнительной и судебной власти Парламент является непосредственным выразителем интересов и воли народа;
— в отличие от местных представительных органов государственной власти Парламент выражает интересы всего населения страны.
Другая конституционная характеристика Национального собрания состоит в том, что оно является законодательным органом, т.е. обладает правом принимать законы. В общем, Парламент — это общегосударственный законодательный орган, олицетворяющий в системе разделения властей одну из самостоятельных ветвей власти.
Принципами деятельности Национального собрания Республики Беларусь являются следующие принципы:
— демократичности;
— гласности;
— разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
— верховенства права;
— приоритета общепризнанных принципов международного права;
— равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов;
— свободного обсуждения и принятия решений;
— многообразия мнений;
— участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни.