Конституционно-правовые основы построения гос органов

Государственный орган — это гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций в определенной сфере и действуют в рамках своей компетенции в установленном государством порядке.

К основным признакам государственного органа можно отнести следующие:

— каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями;

— орган государства — это определенная организация, коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деятельности. Вместе с тем государственный орган может быть представлен и отдельным гражданином (например, президент);

— каждый государственный орган образуется и действует в установленном законом порядке;

— каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции;

— каждый государственный орган является составной частью единой системы государственных органов Республики Беларусь. Система государственных органов характеризуется целостностью, обладает единством, которое обусловлено общностью их задач и целей. Единство системы проявляется, с одной стороны, в том, что все составляющие ее органы действуют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. С другой стороны, между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов предполагает и разграничение ее на составные части — виды государственных органов.

Классификация государственных органов.

1. По территории действия выделяют:

— республиканские государственные органы (Совет Министров Республики Беларусь);

— местные государственные органы (Минский городской исполнительный комитет).

2. В соответствии с принципом разделения властей выделяют:

— законодательные органы;

— исполнительные органы;

— судебные органы.

3. В зависимости от порядка образования определяют:

— избираемые органы (Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь);

— назначаемые органы (Совет Министров Республики Беларусь).

4. В зависимости от своего организационного устройства существуют:

— коллегиальные органы (Совет Министров Республики Беларусь);

— единоначальные органы (Президент Республики Беларусь).

Все государственные органы можно разделить на две большие группы:

1. органы государственной власти:

1) органы государственной власти с особым статусом (Президент Республики Беларусь);

2) органы законодательной, исполнительной, судебной власти;

3) другие органы государственной власти (Прокуратура, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Центральная комиссия по выборам);

2. другие государственные органы (Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь и др.).

60. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ПАРЛАМЕНТА – НАЦ. СОБРАНИЯ РБ

Согласно Конституции Республики Беларусь (ч.1 ст.90) Парламент Республики Беларусь — Национальное собрание является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Следует отметить, что согласно прежней редакции Конституции Республики Беларусь 1994 г. Парламент назывался Верховным Советом и характеризовался как «высший представительный постоянно действующий и единственный законодательный орган государственной власти Республики Беларусь».

Представительный характер Национального собрания означает, что:

— в отличие от органов исполнительной и судебной власти Парламент является непосредственным выразителем интересов и воли народа;

— в отличие от местных представительных органов государственной власти Парламент выражает интересы всего населения страны.

Другая конституционная характеристика Национального собрания состоит в том, что оно является законодательным органом, т.е. обладает правом принимать законы. В общем, Парламент — это общегосударственный законодательный орган, олицетворяющий в системе разделения властей одну из самостоятельных ветвей власти.

Принципами деятельности Национального собрания Республики Беларусь являются следующие принципы:

— демократичности;

— гласности;

— разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

— верховенства права;

— приоритета общепризнанных принципов международного права;

— равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов;

— свободного обсуждения и принятия решений;

— многообразия мнений;

— участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни.

Наши рекомендации