Государство, право и личность 6 страница

Однако о благополучии в этой сфере общества говорить пока преждевременно. По-прежнему продолжается беспрецедентная "утечка мозгов". 17 эмигрантов-ученых из России являются членами Национальной АН США. За 1991 - 2005 годы из России уехало около 20000 научных сотрудников высшей квалификации.

Ведущая роль мирового лидера в экономике США базируется на мощном научном потенциале. Цифры свидетельствуют о следующем. Из 222 продолжающих работать лауреатов Нобелевской премии в области науки (сентябрь 2008 года) 155 (около 70%) работали в США. Остальные 67 лауреатов работали в следующих странах: 13 - в Великобритании; 11 - в Германии; 9 - в Швейцарии; 8 - во Франции; 4 - в Японии; по три - в Дании, Швеции, Италии, Израиле и Австралии; по одному - в Канаде, Китае, Нидерландах, Бельгии и на Тайване.

В России (2009 г.) работают два лауреата - это академики Алферов и Гинзбург. Для сравнения отметим, что в 1980 году в СССР работали семь нобелевских лауреатов в области науки (академики Капица, Семенов, Басов, Прохоров, Канторович, Франк и Черенков).

Из примерно 40 живущих в мире лауреатов Филдовской медали (аналог Нобелевской премии для математиков) 8 являются гражданами России. Это второй показатель после США. Однако 6 из них работают в США и 1 во Франции. Всего в США работает 21 лауреат Филдовской премии, 8 - во Франции, 5 - в Англии, 2 - в Японии, по одному - в ФРГ, Бельгии и России (Перельман).

На 1 января 2006 года в системе РАН было 413 организаций, в которых работало 112633 человека, в том числе научных работников - 55533 человека. Из них - 10008 докторов наук и 26226 - кандидатов наук. 14% сотрудников РАН - в возрасте 30 - 39 лет и 53% - в возрасте старше 50 лет.

Членами РАН являлись 1164 человека (467 академиков и 697 членов-корреспондентов). Их возрастные характеристики выглядели следующим образом <1>.

--------------------------------

<1> См.: Выжутович Валерий. Академическая задолженность; Медведев Юрий. Тайное становится явным; Медведев Юрий. Академический марафон // Российская газета. 2006. 24 мая; 2007. 30 марта; 2008. 28 мая.

┌─────────────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐

│ │ 1970 год │ 2004 год │ 2005 год │ 2008 год │

│ │(возраст) │(возраст) │(возраст) │(возраст) │

├─────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│ Академик │ 65 лет │ 72,2 года │ 72,9 года │ 70,7 года │

├─────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│ Член-корреспондент │ 59 лет │ 65,7 года │ 66,5 года │ 66,2 года │

├─────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│ Доктор наук │ - │ 60,8 года │ 61,7 года │ - │

├─────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│ Кандидат наук │ - │ 50 лет │ 50,5 года │ - │

├─────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│ Научный сотрудник │ - │ 40,2 года │ 41,6 года │ - │

│без ученой степени │ │ │ │ │

└─────────────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘

По состоянию на май 2008 года в составе РАН работало 24 секции и более 100 региональных и тематических отделений. Эти структуры объединяли свыше 4500 ведущих ученых страны, из которых: более 200 членов государственных академий и 23 лауреата Нобелевской премии <1>.

--------------------------------

<1> Справка "РГ" // Российская газета. 2008. 30 апреля.

Впервые РАН была создана Петром I как государственная организация. Президент Академии всегда назначался царем. В советское время президенты в соответствии с уставом академии избирались научным сообществом. Однако практически по любому серьезному вопросу негласно требовалось получение одобрения от курирующего науку отдела ЦК КПСС. В советский период во главе РАН стояли такие яркие личности, как академики С. Курчатов, М. Келдыш (14 лет), С. Вавилов (6 лет), С. Королев, А. Александров (11 лет). С 1991 года президентом РАН является академик Ю. Осипов. 30 мая 2008 года он был переизбран на очередной 5-летний срок.

В структуру РАН входят: президент РАН; президиум РАН; 10 вице-президентов; главный ученый секретарь президиума РАН; 9 академиков-секретарей отраслевых отделений; три территориальных отделения (Сибирское, Уральское и Дальневосточное); Санкт-Петербургский научный центр РАН; 9 отраслевых отделений (математических наук; физических наук; нанотехнологий и информационных технологий; энергетики, машиностроения, механики и процессов управления; химии и наук о материалах; биологических наук; наук о Земле; общественных наук; историко-филологических наук). После состоявшихся в конце мая 2008 года выборов количество академиков составило 522 человека, а членов-корреспондентов - 822 человека. До этого кадры РАН характеризовались следующим образом (см. таблицу).

  На 1 января 2002 г. На 1 января 2008 г.
Общая численность сотрудников РАН
Из них: академики 458 (108 работают вне системы РАН) 478 (137 работают вне системы РАН)
Члены-корр. РАН 686 (237 работают вне системы РАН) 710 (256 работают вне системы РАН)
Доктора наук
Кандидаты наук
Без научной степени
Принято на работу выпускников вузов
Поступили в аспирантуру

Выдающийся российский ученый академик Владимир Вернадский считал, что наука должна быть свободна. Организация научной работы должна принадлежать "свободному научному творчеству" ученых. Задачей государства должна быть "не государственная организация науки, а государственная помощь научному творчеству нации".

В современной России президент РАН также избирается научным сообществом и утверждается Президентом Российской Федерации. В соответствии с уставом РАН "избранный общим собранием президент Российской академии наук вступает в должность после его утверждения Президентом Российской Федерации". До процедуры утверждения вновь избранный президент считается исполняющим обязанности. "Если Президент Российской Федерации принимает решение о неутверждении президента Российской академии наук, избранного общим собранием, вновь избранный президиум РАН назначает из состава избранных вице-президентов РАН исполняющего обязанности президента".

Правительство Российской Федерации уполномочено утверждать устав РАН, а также определять численность академиков и членов-корреспондентов. В 2006 году 2/3 их численности были старше 70 лет.

Правительством Российской Федерации с 1 июня 2008 года были установлены следующие размеры окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук <1>: за звание действительного члена РАН - 50 тыс. рублей; за звание члена-корреспондента РАН - 25 тыс. рублей; за звание действительного члена отраслевой академии наук - 30 тыс. рублей; за звание члена-корреспондента отраслевой академии наук - 15 тыс. рублей.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 года N 386 "Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук" // Российская газета. 2008. 28 мая.

Процедура избрания в РАН разбита на три этапа. Вначале за кандидата голосует секция, затем - отделение. На третьем этапе голосование проходит на общем собрании РАН. В соответствии с уставом академии в выборах действительных членов РАН участвуют только академики. В выборах членов-корреспондентов участвуют все члены РАН. Выборы проводятся не реже одного раза в три года. Члены РАН избираются на пожизненный срок.

Порядок избрания членами РАН воспринимается в обществе не всегда адекватно. Так как академия имеет государственный статус, то государство должно четко сформулировать свою позицию по возможности разрешения государственным служащим высокого ранга баллотироваться в РАН. В СССР такая практика существовала. Например, известный специалист в области климатологии Ю.А. Израэль, возглавлявший Гидрометеоцентр страны, дважды не получал "добро" от секретариата ЦК КПСС на возможность выставления своей кандидатуры для баллотирования в члены академии.

В зарубежных странах вопросы взаимоотношений между наукой и государством строятся по-разному, исходя из исторических традиций и особенностей организации государственной власти <1>.

--------------------------------

<1> Красов Петр. Кто управляет наукой за рубежом // Коммерсантъ. 2006. 25 июля.

Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе (Англия) было создано 28 ноября 1660 года и утверждено королевской хартией 15 июля 1662 года. Оно является негосударственной некоммерческой организацией, но обладает статусом совещательного органа при правительстве страны по вопросам определения научной политики. Его деятельность финансируется за счет фонда частных пожертвований, членских взносов (70 млн. евро) и ежегодных парламентских субсидий (30 млн. евро).

В обществе состоит 1451 член, из которых 135 - иностранцы. За исключением совета общества (главный орган управления) и президента все члены общества работают на безвозмездной основе и платят членские взносы. Фундаментальные исследования в Англии, как и в США, главным образом проводятся в университетах и специальных лабораториях.

Во Франции главным научным объединением страны является Институт Франции, основанный 25 октября 1795 года. Его деятельность полностью финансируется государством в объеме более 120 млн. евро. Институт управляет пятью академиями: Французская академия, Академия естественных наук, Академия надписей и изящной словесности, Академия искусств, Академия моральных и политических наук.

Помимо этого он курирует деятельность ряда фондов и музеев, а также занимается ежегодной выплатой грантов научным организациям в размере около 5 млн. евро. Руководящим органом является бюро, которое ежегодно выбирает президента (он отвечает за финансовые вопросы), а каждые пять лет - консула (почетного главу).

Национальная академия наук США была создана решением конгресса 3 марта 1863 года. Она является негосударственной организацией и финансируется общественными фондами, среди которых: Национальный научный фонд и Фонд Рокфеллера. Размер ее ежегодного бюджета составляет 160 млн. долларов. Академия выполняет функции консультативного органа при Правительстве США. В ее составе 1922 члена, из которых 341 - иностранец. Организацией работы академии руководит совет, обладающий правом один раз в шесть лет из числа своих членов избирать президента. Члены академии работают на безвозмездной основе.

Китайская академия наук была основана 27 сентября 1949 года по решению государственного совета (правительства) страны. Она является одним из структурных подразделений госсовета. Ее деятельность полностью финансируется из бюджета государства. Академия контролирует деятельность 84 вузов страны и более 100 исследовательских центров. Членами академии являются 39 тысяч человек. Руководство деятельностью академии осуществляет президент, избираемый каждые пять лет советом академии.

Израильская академия естественных и гуманитарных наук была создана 28 декабря 1959 года. Имеет статус некоммерческой организации. Ее деятельность финансируется из Фонда науки Израиля, который получает ежегодно около 53 млн. долларов от государства и частных лиц. Организацией работы Академии руководит совет. Он один раз в шесть лет обладает правом избрания президента. В состав членов академии входит более 400 человек.

Много споров вызывают способы финансирования науки. Например, в Венгрии в соответствии с законом об академии наук весь научный бюджет разделен на две части. Одна часть идет на выдачу заработной платы научной элите и членам академии. Поступая таким образом, государство считает, что эта категория ученых по своему научному и общественному статусу является наиболее уважаемой в обществе и поэтому должна получать достойную оплату своего труда. Вторая часть бюджетных средств направляется на финансирование деятельности исследовательских институтов, объединенных в единую структуру.

Общее управление ими осуществляет совет директоров под руководством ученого секретаря, выбираемого из числа ученых, являющихся членами венгерской академии наук. Сам совет директоров формируется по следующим одинаковым пропорциям: 33% численности совета директоров предоставлено право выбирать директорам научно-исследовательских институтов; еще 33% избирает научное сообщество и последние 33% назначает правительство Венгрии.

21.3. Принципы правового статуса личности

В основу разработки этих принципов положено ясное понимание того, что высшей ценностью должен рассматриваться сам человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, безопасность и личная неприкосновенность. К основным принципам правового статуса личности относятся следующие:

- права и свободы принадлежат человеку от рождения;

- никто не вправе лишить человека прав и свобод или ограничить их без законных на то оснований;

- осуществление прав и свобод одним человеком не должно нарушать права других лиц;

- конституционный перечень прав и свобод человека не является исчерпывающим;

- все равны перед законом и судом;

- использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя страны запрещается.

21.4. Механизм реализации правового статуса личности

Под механизмом реализации правового статуса личности следует понимать совокупность правовых и организационных методов, направленных на достижение реальной возможности и условий для наиболее полного самовыражения человека в обществе.

Ведущая роль в мире по вопросам защиты прав человека принадлежит ООН и ее многочисленным структурам. Например, в мае 2006 года в ООН был сформирован Совет по правам человека, в котором представлены все регионы мира. Он обладает статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН. Для его формирования потребовалось проводить три тура голосования. Помимо России (получила 137 голосов при необходимых 96) в его состав из числа бывших советских республик вошли Украина и Азербайджан. Не смогли войти Литва, Латвия, Грузия, Киргизия и Армения.

Вопросы защиты прав человека в объединенной Европе призван решать Совет Европы, возглавляемый генеральным секретарем. Его членами являются 46 европейских государств (за исключением Белоруссии) с численностью населения, составляющей более 800 миллионов человек.

Россия является государством, которое продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР. Это в полной мере распространяется и на все подписанные СССР международные документы и ратифицированные им пакты о правах человека.

Являясь членом Совета Европы, Россия подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Ныне действующая Конституция России содержит необходимые нормы, признающие приоритет международных стандартов прав человека и международные механизмы их защиты (статья 17; п. 4 ст. 15 Конституции России).

Изначально Конвенция была задумана для того, чтобы искоренить ужасы Второй мировой войны и навсегда покончить с геноцидом. Конвенция виделась как оплот политического образования Европы после катастрофы 30-х и 40-х годов. Сейчас она достигла уровня конституционного закона Европы благодаря тому, что государства - участники всегда ясно осознавали необходимость создания объединенной системы защиты прав человека.

В национальной правовой системе России Конвенция занимает особое место по сравнению с традиционными нормами международного права и международными договорами. Европейским судом Совета Европы по правам человека и господствующей среди юристов доктриной она характеризуется как "конституционный инструмент европейского правопорядка". Конвенция в силу ст. ст. 15 и 17 Конституции действует в качестве конституционного инструмента признания и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Перечень гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав соответствует Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а в части социально-экономических прав он выглядит существенно шире. Исключением является предусмотренное Конвенцией запрещение рабства (ч. 1 ст. 4), не упомянутое в Конституции Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации "смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей".

Россия является единственным государством среди остальных членов Совета Европы, которая подписала, но не ратифицировала Протокол N 6 к Конвенции и, таким образом, не приняла на себя обязательство о полном запрещении в стране смертной казни. Однако, в соответствии с Указом Президента России и в силу решения Конституционного Суда, смертная казнь в стране не может применяться.

22 ноября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Декларацию прав, основные положения которой вошли в текст Конституции России. Это свидетельствует о дальнейшем расширении прав и свобод граждан, их политической раскрепощенности. Статья 40 Декларации предусматривает парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в России. Эта задача возлагается на парламентского Уполномоченного по правам человека.

26 февраля 1997 года был принят Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В соответствии с этим Законом 22 мая 1998 года Государственная Дума Российской Федерации избрала Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Этот институт функционирует в соответствии с одобренными Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 48/134 от 20 декабря 1993 года Принципами, касающимися статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (Парижскими принципами).

В составе Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрена такая должность. Парламентский уполномоченный назначается Федеральным Собранием на совместном заседании его палат только на один срок (5 лет), подотчетен ему и обладает депутатской неприкосновенностью. Уполномоченные по правам человека назначены в 44 субъектах Российской Федерации (из 83). Кроме того, в 28 странах Европы и в 60 странах мира (в том числе и в России) предусмотрены должности уполномоченных по правам ребенка.

По законодательству Российской Федерации Уполномоченный по правам человека не наделен властными функциями. Он призван создать условия для повседневного придания гласности действий бюрократических структур и чиновников, для ознакомления общества с объективной информацией о нарушениях прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный по правам человека как особый институт государства предназначен выполнять основную базовую функцию - быть арбитром между властью и обществом. Это предполагает его независимость и неподотчетность государственным структурам или должностным лицам. Принимаемые Уполномоченным в рамках его компетенции решения не подлежат обжалованию и пересмотру государственными органами, в том числе органами правосудия и прокуратуры. В то же время деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность государственных структур, предназначенных обеспечивать защиту прав и свобод граждан. Она способствует совершенствованию их работы в этой области.

Уполномоченные учреждаются в целях создания дополнительных гарантий защиты прав и свобод личности, укрепления атмосферы доверия между гражданином и аппаратом управления, действующим от имени государства. Впервые такая должность была введена в практику контроля за государством в Швеции (1809 г.), где она имеет название "омбудсмен". В Финляндии (1919 г.), Норвегии (1952 г.), Дании (1953 г.) его называют парламентским омбудсменом. В Великобритании (1967 г.) - парламентским комиссаром, на Кипре (1991 г.) - комиссаром по вопросам администрации, в Нидерландах (1983 г.) - национальным омбудсменом, в Греции (1969 г.) - защитником граждан, во Франции (1973 г.) - посредником Французской Республики, в Португалии (1976 г.) - уполномоченным по делам правосудия (проведором).

Маастрихтский договор 1992 г. также ввел в систему органов Европейского союза институт омбудсмена. Совет Европы учредил должность Комиссара по правам человека Совета Европы. Необходимость создания института омбудсмена наиболее актуальна в государствах с межэтническими и конфессиональными проблемами. Институт омбудсмена создается только в соответствии с Конституцией или специальным законом. Все омбудсмены в странах СНГ и Балтии избираются парламентами.

Все международные организации омбудсменов (Международный институт омбудсмена, Европейский институт омбудсмена и др.) считают политическую неангажированность государственных правозащитных институтов важнейшим залогом их независимой деятельности.

Уполномоченный осуществляет защиту прав и свобод гражданина, предусмотренных международными гуманитарными пактами, Конституцией России и другими законоположениями, а также иных прав и свобод, защита которых необходима в правовом государстве.

Уполномоченный не вправе заниматься партийной, иной политической и коммерческой деятельностью. Ежегодно он готовит доклад по правам человека в России, который публикуется в официальных источниках. В 2007 году в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступило 48235 обращений, содержавших индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения прав конкретных лиц в виде: информационных сообщений о нарушениях прав человека; предложений о сотрудничестве; политических заявлений; печатной продукции по правозащитной тематике и др.

Здесь же следует отметить расширение возможности граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан России. Помимо Конституционного Суда РФ законом предусмотрена возможность создания конституционных (уставных) судов в субъектах Федерации. С 1998 года граждане России могут обращаться в Страсбургский суд по правам человека.

Должность Уполномоченного по правам человека предусмотрена (с 1995 г.) и в Европе для осуществления контроля за деятельностью институтов власти европейского сообщества. В 2003 г. в его адрес поступило более 2000 заявлений. Только четвертая часть из них была рассмотрена, а остальные отклонены из-за нарушения процедурно-процессуальных требований. В частности, не подлежат рассмотрению обращения, ранее разбиравшиеся в национальных инстанциях.

В целях более полной реализации положений Конституции России и Декларации прав и свобод человека и гражданина в 1993 году был принят Закон Российской Федерации об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Судебному обжалованию по данному Закону подлежат коллегиальные и единоличные действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Не могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ, а также те действия (решения), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Контрольные вопросы

1. Понятие личности.

2. Международное право о статусе личности.

3. Законодательство СССР о правовом статусе личности.

4. Законодательство Российской Федерации о правовом статусе личности.

5. Правовое положение личности в России.

6. Механизм реализации правового статуса личности в России.

7. Правовой статус Уполномоченного по правам человека.

Рекомендуемая литература

а) основная

Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.

Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.

Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.

Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.

Общая теория права: Учебное пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.

Теория государства и права. Часть I. Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995.

Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 570 с.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. 382 с.

Поляков В.А. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2004. 864 с.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-е, доп. М.: Омега-Л, 2004. 584 с.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.

Наши рекомендации