Б. Ключевая аналитическая проблема: экономика или политика?
К несчастью для теоретической интеграции, исследования, показавшие связь политических переменных с проводимым политическим курсом, оказались менее последовательными и более противоречивыми, чем изыскания, в результате которых были получены данные о воздействии экономических факторов. Свидетельствует ли это о том, что такие экономические факторы, как богатство, оказывают влияние на проводимый политический курс, а такие политические факторы, как уровень развития демократии — нет? На наш взгляд, это не так. Научная любознательность порождает в нас стремление понять, какие факторы воздействуют на ход событий в целом. По моральным соображениям мы вынуждены выяснить те факторы (независимые переменные), которые можно изменить или сохранить для того, чтобы оказывать влияние на желаемый комплекс обстоятельств, определяющий последующее развитие событий (зависимые переменные). Ни научная любознательность, ни стремление к переменам не спасают от ошибочных суждений о сути причинно-следственных связей.
Для того чтобы понять, почему люди останавливаются на перекрестке, обычно бывает достаточно посмотреть на сигнал светофора — красный он или зеленый. Цвет сигнала является в данном случае независимой переменной величиной. Стоят люди или переходят дорогу — это зависимая переменная величина. Является ли красный сигнал светофора причиной остановки автомобилей? Или прекращение движения определяется воздействием красного цвета на сетчатку глаза водителя (что особенно важно для дальтоников)? Может быть, это муниципалитет принял решение, которое заставляет водителей останавливаться? Или об этом говорится в учебнике, по которому водители изучали правила дорожного движения? А что, если остановку вызвало давление ноги водителя на педаль тормоза, и это, в свою очередь, привело к трению тормозных колодок о тормозные диски и т.д.?
Выбор причинно-следственных связей во многом определяется интересом выбирающего. Термин, ошибочно употребленный одним ученым, для другого исследователя может стать источником блестящих догадок о причинно-следственных связях явлений. Инженеры, разрабатывающие правила дорожного движения, конструкторы автомобилей, социологи, офтальмологи или исследователи законопослушного поведения граждан — каждая из этих категорий
специалистов будет в данном случае использовать свое собственное уравнение, а то, что представляет интерес для других, им будет казаться заблуждением или ошибкой. И каждый из них будет по-своему прав. Причинно-следственные связи — понятие весьма неоднозначное. Причем его нельзя упростить, прибегая к различным статистическим уловкам, просто потому, что причинная взаимосвязь неизвестных в уравнении показывает, что различия тормозных систем не имеют ровным счетом никакого значения для безопасности движения, по сравнению с тем, какой курс обучения прошел водитель или каковы закрепленные в законодательстве правила дорожного движения. Глупо было бы пытаться убедить в этом конструктора автомобиля. Столь же нелепо было бы убеждать законодателя или руководителя политической партии бросить работу, которой они занимаются, из-за того, что она ограничивается определенными социально-экономическими факторами.
Каузальная терминология в такой же степени сбивает с толку, в какой помогает понять суть дела. С особой наглядностью это проявилось в ходе дискуссий о том, что — политика или экономика — оказывает более сильное влияние на политический курс. Нет никакого сомнения в том, что любой исследовательский проект, авторы которого стремятся противопоставить политическую систему или политический процесс экономическим условиям, рискует получить ошибочные результаты. Еще в 1979 г. Дж. Стоункаш написал серию работ, где был предложен ряд убедительных методов статистического исследования, с помощью которых эта фундаментальная гносеологическая проблема максимально упрощалась (Stonecash, 1979; Stonecash, Hayes, 1980).
Стоункаш доказывает, что основной вопрос, связанный с противопоставлением политики и экономики, состоит не в «отборе тех или иных областей практической политики и не в типах используемых переменных, а в использовании конкретной теории». Его точка зрения сводится к тому, что статистические данные, обрабатываемые с помощью обычных уравнений регрессии, не отражают сути того процесса, определение которого пытаются дать с их помощью. Более того, по его мнению, рост технической сложности быстро развивающейся методики регрессий, применяемой в последние годы, как правило, не имеет никакого отношения к этой проблеме. Политическая система, как считает Стоункаш, «вторгается в происходящее, возможно, облегчая при этом реализацию выдвигаемых требований. Политика не является лишь «причиной» политического курса, независимого от предпочтений и богатства» (Stonecash, 1979, р. 464).
Таким образом, согласно данному подходу, политика не оказывает непосредственного влияния на проводимый курс, а опосредствованно воздействует на соотношение выдвигаемых требований (социально-экономические условия стимулируют их и придают им реальность) и различных политических курсов. Политика составляет необходимое условие для существования такого соотношения; иначе говоря, без политического процесса соотношение между требованиями и политическим курсом не может существовать. «Различия в политических процессах между курсами, проводимыми разными правительствами, определяют различия трансформации исходных факторов в результаты, т.е. правила такого рода трансформации зависят от природы политического процесса» (Stonecash, 1979, р. 464).
Путь к решению проблемы, как убедительно доказывает Стоункаш, лежит через продуманное использование взаимосвязанных понятий. Так, например,
не без оснований можно предположить, что лишь в богатых, промышленно развитых государствах могут быть выдвинуты требования о выплате пособий по безработице. Предположим также, что вопрос об их выплате должно решать социал-демократическое правительство. Если выразить это соотношение с помощью уравнения, то будет неверным записать его следующим образом:
Страхование = a + b1, (экономика) + b2 (социал-демократия) + е. (1)
Скорее, это уравнение должно выглядеть так:
Страхование = а + b1, (экономика) + b2 (социал-демократия × экономика) + е. (2)
В уравнении (2) понятие b2 (социал-демократия × экономика) указывает на то, что определяет относительный вклад социал-демократических правительств в осуществление проводимых мероприятий.
Использование взаимосвязанных понятий, действительно, представляет собой определенную сложность на начальной стадии интерпретации (например, таких, как встроенная мультиколлинеарность, правильный подход к типичным ошибкам и т.п.), однако стремление к получению статистических определений, более точно отражающих происходящие в реальном мире процессы, оправдывает это дополнительное усложнение решения проблемы.
Тем не менее, нет таких способов обработки статистических данных, которые позволили бы преодолеть главное препятствие, стоящее на пути к созданию исчерпывающей модели политических различий между неким конечным числом субъектов, обладающих собственной юрисдикцией, к которым, в частности, относятся национальные государства. Если принять в расчет творческий характер и непостоянство человеческой природы, можно с уверенностью сказать, что количество возможных объясняющих переменных неизбежно будет превосходить число вероятных конкретных ситуаций. Технические приемы для изучения все большего количества ситуаций, такие, как совокупный анализ с пересечением временных рядов и единиц измерения (pooled cross-time/cross-unit analysis) вполне пригодны для определенных, достаточно ограниченных целей, однако вряд ли их можно успешно применять для решения давних, кажущихся неразрешимыми гносеологических проблем. С другой стороны, более адекватное соотношение технической обработки данных с основанными на здравом смысле прогнозами того, как взаимодействуют отдельные компоненты политического процесса (например соответствующие уравнения для доказательства предположений о том, что определенные объективные условия, скорее, предшествуют возникновению предпосылок проведения того или иного политического курса, чем конкурируют с ними), несомненно поможет углубить представление о том, почему ведомства, наделенные различными полномочиями, проводят различный политический курс.
До тех пор пока такого рода процедура не станет обычным явлением, искусство политики по-прежнему останется оторванным от жизни. Пока мы будем пользоваться так называемой моделью Касабланки, пока мы будем «ловить традиционных подозреваемых» и помещать их в правую часть уравнения, цели, стоящие как перед политической экономией, так и перед теорией демократии, останутся столь же трудно достижимыми.