Конституционно-правовой статус республики в составе российской федерации

Статья 1

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Статья 2

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Статья 3

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Статья 4

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Статья 5

1. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

2. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

7. Правовой статус иностранных граждан РФ.

Основной принцип определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ закреплен в части 3 статьи 62 Конституции РФ. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев установленных ФКЗ или международным договором РФ.


Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

ФКЗ от 22 ноября 2003 года Закон о правовом положении иностранных граждан РФ:

Временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие.

Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы. Если он прибыл в россию в порядке не требующем получения визы то срок его пребывания не может превышать 90 суток.

Временное проживание ин.гр. обусловлено разрешительным порядком. Разрешение выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел по заявлению иностранного гражданина. Срок проживания 3 года.

Разрешение на временное проживание может быть выдано в пределах квоты, утверждаемой ежегодно правительством РФ по предложениям исполнительных органов гос. Власти субъектов Федерации.

ФЗ определяет категории лиц, которым выдается разрешение на временное проживание без учета квоты: Родившимся на территории РФ; состоящим в браке с гражданином РФ, проживающим в России; осуществляющим инвестиции в РФ в размере, установленном правительством РФ.

Установлена обязательная дактилоскопическая регистрация для лиц; обязанность ежегодно проходить перерегистрацию.

Постоянное проживаниеоформляется документом, именуемым вид на жительство. До этого обязан прожить в России не менее года на основании разрешения на временное проживание. Выдается сроком на 5 лет и может быть по заявлению лица продлен ещё на 5 лет, число таких продлений неограниченно. Новой формой контроля въезда является миграционная карта. Она заполняется иностранными гражданами, въезжающими в РФ и содержит о них необходимые сведения. В карте содержаться въездные и выездные части и отметки о регистрации по месту пребывания.

Иностранный гражданин, прибывший в Россию, обязан зарегистрироваться в течении трех рабочих дней со дня прибытия в органах внутренних дел по месту пребывания.И.Гр. имеют право на свободное передвижение в пределах территории РФ.Не обладают правом избирать и быть избранным в органы гос.власти,а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов федерации. Не распространяется на постоянно проживающих. Не могут быть призваны на военную службу,только по контракту. Не имеет права находится на муниципальной, гос.службе. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Не распространяется на постоянно и временно проживающих, журналистов аккредитованных в рф, обучающихся.

В ч.1 ст.63. конституции РФ- Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России.

19 февраля 1993- законы РФ о беженцах и о вынужденных переселенцах.

Понятие беженцы применяется к лицу, которое

- Не является гражданином РФ

- Находится вне страны своей гражданской принадлежности

- Покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы,вероисповедания,гражданства,национальности,принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

- Не может или не желает пользоваться ее защитой, вернуться в нее вследствие таких опасений.

Понятие вынужденный переселенец – как правило, гражданин россии, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территории россии или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта федерации и прибывший на территорию другого субъекта.

Для получения любого из этих статусов необходимо обращение с ходатайством лица в соответствующий орган федеральной миграционной службы по месту пребывания лица. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган федеральной миграционной службы выдает свидетельство о принятии, регистрации ходатайства. Это влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. Названный орган принимает решение о предоставлении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение. Оно действительно на территории россии для беженца- 3 лет, для переселенца- 5 лет. Может продлеваться на каждый послед.год.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина рф, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Эти лица вправе в течении 3 месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа прилагаемых органом миграционной службы,либо населенный пункт в котором проживают их родственники.

9. Федеративное устройство России, его принципы. Предметы введения РФ.

Ст.65 крф – в составе РФ находятся субъекта РФ: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, еврейская автономная область, 4 автономных округа.

Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

ПРИНЦИПЫ И ПРЕДМЕТЫ ВВЕДЕНИЯ РФ В ВОПРОСЕ НОМЕР 3, ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ , ,РОССИЯ ПРИЗНАЕТСЯ ФЕДЕРАЦИЕЙ, ,

10. Статус субъектов РФ. Сфера совместного ведения РФ и ее субъектов.

Конституционно-правовой статус республики в составе российской федерации.

21 республика, существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т.д. Все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе российской федерации. Это демократическое правовое государство, созданное в рамках РФ. Ее статус определяется федеральной конституцией и конституцией республики. Т.о. именно конституция РФ устанавливает характер взаимоотношений между федерацией и ее субъектами.

- Является государством в составе федерации, обладающим всей полнотой гос.власти на своей территории,кроме тех полномочий, которые в соответствии с конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов гос.власти.

- Имеет свою территорию. Может иметь как внутреннюю так и внешнюю границы,отделяющую ее от иностранных государств, является государственной, определяется международными договорами и соглашениями РФ с иностран.государствами. внутренние границы могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов,путем более половины голосов на референдуме.

- Имеет свою конституционно-правовую систему,которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и др нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с рф, с другими субъектами федерации, а также с зарубежными странами. Конституции принимаются в порядке,определенном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами гос власти РФ. Республиканская конст-прав система входит в федеральную в качестве ее составной части, поэтому не могут противоречить конституции РФ и федеральным законам,принятым в пределах полномочий РФ.

! Республика в составе РФ пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном собрании РФ. Республика вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик.

- Самостоятельно определяют систему своих органов гос. Власти в соответствии с основами конституционного строя.

Согласно ФЗ от 4 июля 2003 года О внесении изменений и дополнений в ФЗ об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. Власти субъектов РФ – проекты ФЗ по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами гос.власти субъектов. Для представления в гос. Думу поправок к указанным законопроектам в 30- дневный срок. Должны принять более 1/3 субъектов Федерации, либо создается согласительная комиссия.

Наши рекомендации