Материальное производство
В узком смысле - собственно производство;
в широком смысле - единство четырех основных сфер: собственно производства, распределения (между участниками продукта), обмена (перераспределение в соответствии с индивидуальными потребностями Ч) и потребления (продукт потребляется, уничтожается; продукт есть, если он потребляется). Производство определяет распределение, обмен и потребление, т.к. есть продукт.
Индивид производит предмет и через его потребление возвращается к себе, как производящий и воспроизводящий себя индивид, поэтому производство есть не только исходный пункт, но и господствующий момент. Потребление же выступает как сторона производства. Она есть прежде всего потребление рабочей силы и средств производства, которые используются, изнашиваются и т.д. В то же время, потребляя производимые материальные блага, индивиды производят и самих себя, свое социальное бытие.
Производство и потребление как противоположности тождественны, по Марксу в трех смыслах:
1) каждое из них есть непосредственно другое;
2) каждое из них опосредует другое
3) каждое из них, совершаясь, создает себя как другое.
С производства, а не с потребления начинается каждый раз процесс снова. Оно есть исходный, а следовательно и господствующий момент. Маркс отмечает, что производство, распределение, обмен и потребление не идентичны, а образуют собой части единого целого, различия внутри единства.
Источник прогресса: способности или потребности? П – это нужда в чем либо, обусловленная противоречием между наличным и необходимым состоянием человека. С – это готовность к различным видам деятельности, преобразованию среды и самого себя. С и П опосредствуют друг друга.
С: -формируют потребности; - создают предмет для П. П: - стимулируют развитие С. С определяют потребность → возникновение новых П → П обуславливают усложнение С. Двойственность характеристик: 1) производство всегда отстает от порожденных им потребностей 2) производство опережает только еще зарождающиеся потребности.
Реализация и развитие потребностей зависит от уровня развития способностей, выраженный в количестве и качестве труда. Неравным способностям и вкладу в общественное развитие должны соответствовать и неравные условия, неравное удовлетворение потребностей, как простых, так и сложных. Направленность системы потребностей на опережающее развитие способностей, в первую очередь способностей к труду. Также структура потребностей имеет ярко выраженную направленность на развитие способностей высококвалифицированному труду.
Структура собственно МП. МП имеет исторический характер, т.е. оно развивается, усложняется. $-ют этапы развития, формы или способы МП. Выделяют:
1.Производительные силы (источник производства). 2 эл-та:
* Личный (человек или человеческий труд)
* Вещественный (средства производства). Выделяют:
- предмет труда
- средство труда: орудия труда и средства хранения
- продукт труда
2.Производственные отношения (отношения, которые складываются в процессе производства).
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ.
ПС выражают единство двух сторон: личной (чел-к и чел.труд) и вещественной (средства производства). ПС – это силы, которые Ч задействует при превращении вещества природы в продукт.
ПС:
1. Личный (гуманистический) элемент: труд, рабочая сила Ч, его материальные способности).
2. Вещественный элемент (технический): средства производства
- предмет труда (камень): на что направлено воздействие Ч
- средства труда: орудия труда (проводники воздействия на предмет, ручное, машинное, АС) и вспомогательные средства.
Человек-топор-пенек.
Труд - всегда опосредованный процесс, сам по себе не реализуется, а реализуется в диалоге с техникой. Подходы:
1) Технократический (Плеханов, теории индустриального и постиндустриального общества). Полагают, что производство зависит от состояния техники. Этот подход появляется, т.к.:
·Труд не имеет предметной формы выражения. Возникает иллюзия, что движение и развитие происходит только в технике.
·Труд зависит от техники (орудий труда). Но эта зависимость не абсолютна: человек, который произвёл машину от неё не зависит, а наоборот.
2) Гуманистический. Техника сама не производит, а производит человек и её, и блага. Она не имеет источника саморазвития. Стоит уделять внимание развитию рабочей силы, а не техники. Техника появляется из потребностей, способности воплощаются в технику – на поверхности (технократический подход).
Источники развития производительных сил. В производительных силах наиболее подвижным, динамичным является общество, люди, ибо техника - преобразованный природный элемент общества, средство существования. Изменение техники осуществляется людьми, создается в результате целесообразной деятельности человека, это значит, что человек должен меняться раньше, чем техника. Однако изменение человека происходит в диалоге с техникой.
СУЩНОСТЬ ТРУДА.
Труд – важнейшее проявление человеческой сущности, непрерывно производит, порождает человека из окружающих его природных условий. Основной способ и средство существования человека.
Труд - единство всеобщего, особенного и единичного.
1) Во всеобщем плане - наивысшая форма материальной активности, высший способ движения и развития высшей формы материи – человека. Непосредственно всеобщность и универсальность труда выражается в том, что труд приложим к любым формам материи, бесконечному качественному многообразию материального мира. Труд в этом смысле является потенциально бесконечным и содержит в себе возможность и необходимость бесконечного существования человека, бесконечной неисчерпаемой человеческой сущности.
2) В особенном плане труд есть конкретный процесс преобразования природы и человека. Так как этот процесс осуществляется индивидом, труд всегда индивидуален.
Чтобы раскрыть сущность труда, необходимо представить его как совокупность элементарных процессов труда. Элементарный процесс труда – это ячейка труда, заключающаяся в превращение некоторого исходного предмета продукт труда, служащего для удовлетворения определенной человеческой потребности. Такой процесс разлагается в свою очередь на более простые процессы, результатами которых оказываются промежуточные процессы, промежуточные продукты труда, выступающие предметами для последующего процесса труда. В элементарном процессе труда проявляется, прежде всего его своеобразная двойственность: с одной стороны, труд представляет собой процесс преобразование предмета труда в продукт труда, с другой – он выступает как развертывание и развитие рабочей силы, сущностных сил человека. В этом двойственном процессе обнаруживается его основное направление, выражающее саму сущность труда – движение от простого, исходного предмета труда к более сложному, продукту труда.
Резко сократилась доля физического труда и возросла – умственного => дематриализация труда => идеализация сфер?
Нужна новая аргументация в новую эпохуэ.
Сущность труда свели к его содержанию, технико-организационные процессы – это техника, технология, мастерство работника, организация производства, то есть трудовые операции.
В таком понимании утеряна его субстанция – действующие сущностные силы Ч: ставить под контроль силы природы и управлять ими. Труд – духовный процесс. Маркс – объективный процесс, развитие сил Ч.
Нельзя отождествлять материальный труд и физический.
В АС субстанция сохраняется. Новая техника появляется с новыми силами природы, невозможными без наука («всеобщий научный»). Современный труд сродни экспериментальной науке.