Тема 6. Процесс сбора информации

Вопросник

1. Назовите первых журналистов-профессионаловИталии и Англии.

2. Каковы задачи и функции просветительской журналистики в культурном контексте эпохи?

3. В чём особенности «персонального» журнализма в Англии?

4. Чем характерны публицистические памфлеты и трактаты Д. Дефо?

Задания:1. Подготовьте сообщения, (на выбор):

1 Особенности европейской публицистики в эпоху Просвещения.

2. Право и закон в памфлете Д. Лильберна «Защита прирожденного права Англии».

3. Библейская образность, религиозная риторика и социальные проблемы в трактатах и памфлетах Дж. Уинстэнли.

4. Идеология Просвещения в публицистике Дефо, Аддисона и Стила.

5. Жанровое своеобразие эссе Дж. Аддисона и Р. Стила.

6. Образы, маски и характеры в эссе Аддисона и Стила из журналов «Фригольдер» и «Зритель».

7. Сатирические и публицистические приемы в памфлетах Дж. Свифта.

Тема 7.

Вопро0сник

1. Назовите первых журналистов-профессионаловИталии и Англии.

2. Какую роль для развития журналистики в Англии сыграл Уильям Кекстон?

3. Каково значение 1-й типографии во Франции, созданнойпри старейшем университете в Сорбонне?

4. Когда было создано первое французское информационное агентство Гавас? (1832). Каковы его формы организации работы и принципы взаимодействия с редакциями газет?

5. Когда начинается эпоха расцвета партийно-политической печати в Англии?

Задания: Подготовьте сообщение на одну из тем:

1. Особенности просветительской идеологии во Франции.

2. Французская концепция свободы печати.

3. Отражение политической борьбы во французской прессе.

4. Общественная и публицистическая деятельность Вольтера.

Тема 8.Расцвет периодической печати в Англии XIX в.

Вопросник

1. Назовите первых журналистов-профессионаловИталии и Англии.

2. Каковы причины бурного роста числа вечерних газет в Лондоне?

3. Какова роль прессы в формировании основ «массовой культуры»?

Задания: 1. Используя рекомендованную литературу, дайте характеристику «качественных» и «массовых» газет.

2. Расскажите об особенностях религиозной, спортивной, профессиональной, технической, научной периодике.

Тема 9. Коммуникационные инновации в Европе конца 19 в.

Вопросник

1. Какие технические коммуникационные изобретения появились в Европе в 19 веке?

2. Какие изменения произошли в журналистском труде, деятельности редакций, техническом оснащении?

3. С чем связано появление новых профессий в журналистике: репортер, художник-иллюстратор, спортивный журналист?

4. Какие изменения произошли в уровне оформления газетной полосы?

Задания: Подготовьте сообщение на одну из тем: 1. «Газета как выразитель общественного мнения и политической позиции», 2. «Новое место печати в государственной жизни», 3. «Технические изобретения на службе печати».

Тема 10.Североамериканская журналистика 17 века

Вопросник

1. Назовите первых журналистов-профессионаловИталии и Англии.

2. Каковы условия возникновения и особенности первых американских газет?

Задания: Подготовьте сообщения на лодну из тем: 1. Бенджамин Франклин – журналист и издатель,

2. Роль американской печати в борьбе за независимость США.

Тема 11. Американская журналистика 18 века

Вопросник

1. Какую роль в развитии журналистики Америки сыгралДжеймс Франклин?

2. В каких известных печатных органах находили отражение идеи Просвещения?

3. Кто из известных политиков Америки был проповедником в СМИ идейПросвещения?

Задания: Подготовьте сообщения на одну из тем:

1. Традиции просветительской журналистики в произведениях Б. Франклина.

2. Моральный кодекс американца по произведениям Франклина.

3. Возникновение и становление журналистики в английских колониях Северной Америки в первой половине XVIII в.

4. Американская концепция свободы печати.

Тема 12. Американские журналы 18 века

Вопросник

1. Когда появились первые американские журналы?

2. Какова проблематика американских журналов 18 века?

3. Кто из видных публицистов публиковал свои материалы в журналах?

Задания: Дайте характеристику одного из журналов (на выбор).

Тема 13. Американская журналистика XIX века

Вопросник

1. Какова роль американской печати в борьбе за независимость США?

2. Когда начинается эпоха расцвета партийно- политической печати в США?

Когда появляются первые ростки «макрекерской» журналистики, т. е. журналистики, специализирующейся по разоблачениям?

Какой перид в развитии америкнской журналистике называютпериодом окончания «персонального журнализма»?

Задания: Подготовьте сообщение: «Проблемы свободы печати в период становления США»

Тема 14. Журналистика в условиях рыночных отношений.

Вопросник.

1. Когда был запатентован механический печатный станок Фридриха Кенига?

2. Расскажите о возникновении первых издательских монополий.

3. Что собой представляли концерны Пулицера и Херста?

Задания: Подготовьте сообщение на одну из тем: «Научно-технический прогресс и его значение для развития журналистики в XIX веке», «Появление информационных агентств и их значение для развития периодической печати в XIX веке», «Периодическая печать и развитие рекламной деятельности в XIX веке».

Тема 15. Становление журналистики в странах Латинской Америки, Азии и Африки

Вопросник

1. Расскажите о зарождении журналистики в колониально-зависимых странах Азии, Африки и Латинской Америки.

2. Когда появились первые газеты: а)в Южной Африке? б) на части территорий Западной Африки? в) в Восточной и Центральной Африке?

3. Охарактеризуйте наиболее известные газеты Японии.

Задания: Подготовьте сообщение: «Зарождение процессов концентрации и монополизации печати в конце XIX века».

Планы лабораторных занятий (не предусмотрены)

11. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Тема 1-3.Предмет и задачи дисциплины. Роль и значение журналистики в общественно-политической и культурной жизни страны

Задания: 1. Подберите материал о роли и значении печати в общественно-политической и культурной жизни страны.

Форма проведения: Аналитическая работа с научным материалом.

Методические рекомендации: Необходимо определить роль и значение печати в общественно-политической и культурной жизни страны.Для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, журналист должен хорошо владеть словом, обладать речевой культурой, знать историю и теорию науки.

Основная литература: 1,2,4.

Дополнительная литература:3, 5.

Тема 4-6. Предшественники первых печатных изданий

Задания: Подготовьте сообщение на темы (по выбору):

1. История книгопечатания в разных странах.

2. Изобретение Иоганна Гуттенберга и его значение для европейских информационных обменов.

Форма проведения: Аналитическая работа с научным материалом.

Методические рекомендации: Практика свидетельствует о том, что хорошим журналистом может стать тот, кто в совершенстве овладел теорией и историей науки. Для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, журналист должен не только хорошо владеть словом, но и обладать общей культурой, знать историю и предысторию предмета.

Основная литература: 2,4.

Дополнительная литература: 3.

Тема 7-9. Зарождение европейской газетной периодики

Задания: Подготовьте сообщение о возникновении первых печатных газет.

Форма проведения: Аналитическая работа с научным материалом.

Методические рекомендации: Чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, журналист должен не только хорошо владеть словом, но и обладать общей культурой, знать историю и предысторию предмета. При изучении литературы следует охватить наиболее важные, ключевые моменты становления и развития зарубежной журналистики в качестве социально-политического института, каким она является в настоящее время.

Основная литература: 2,4.

Дополнительная литература: 3.

Тема 10-12.Появление первых печатных периодических изданий в Италии и Англии

Задания: Подготовьте сообщение о возникновении цензуры и ее особенности в разных странах Европы.

Форма проведения: Аналитическая работа с научным материалом.

Методические рекомендации: Для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, журналист должен не только хорошо владеть словом, но и обладать общей культурой, знать историю и предысторию предмета. При изучении рекомендуемой литературы следует охватить наиболее важные, ключевые моменты становления и развития зарубежной журналистики в качестве того важнейшего социально-политического института, каким она является в настоящее время.

Основная литература: 2,4.

Дополнительная литература: 3.

Тема 13-15. Становление газетной периодики в Европе в 17-18 в.в.Задания: Подготовьте сообщения (на выбор):

1. «Памфлетная публицистика как главный из факторов, сформировавших английскую журналистику»

2. Английская памфлетная публицистика XVII века

3. Памфлет: происхождение и эволюция жанра, его характерные черты и функции.

4. Памфлетная публицистика английской буржуазной революции.

Форма проведения: Аналитическая работа с научным материалом.

Методические рекомендации: Студент должен продемонстрировать не только владение ключевыми понятиями курса, знание конкретных дат, названий и имен, но и умение анализировать обозначенные исторические события с точки зрения их значимости для развития зарубежной журналистики.

Основная литература: 2,4.

Дополнительная литература: 3

Тема 16-18.Расцвет журнальной периодики в эпоху Просвещения

Задания: Подготовьте сообщения, (на выбор):

1 Особенности европейской публицистики в эпоху Просвещения.

2. Право и закон в памфлете Д. Лильберна «Защита прирожденного права Англии».

3. Библейская образность, религиозная риторика и социальные проблемы в трактатах и памфлетах Дж. Уинстэнли.

4. Идеология Просвещения в публицистике Дефо, Аддисона и Стила.

5. Жанровое своеобразие эссе Дж. Аддисона и Р. Стила.

6. Образы, маски и характеры в эссе Аддисона и Стила из журналов «Фригольдер» и «Зритель».

7. Сатирические и публицистические приемы в памфлетах Дж. Свифта.

Форма проведения: Аналитическая работа с научным материалом.

Методические рекомендации: Изучив литературу, следует продемонстрировать конкретно-историческую обусловленность анализируемых событий и явлений, их связь с предшествующим и дальнейшим процессом эволюции журналистики.

Основная литература: 1,2,4.

Дополнительная литература:3, 5.

Тема 19-21.Становление политической прессы во Франции и Германии

Задания: Подготовьте сообщение на одну из тем:

1. Особенности просветительской идеологии во Франции.

2. Французская концепция свободы печати.

3. Отражение политической борьбы во французской прессе.

4. Общественная и публицистическая деятельность Вольтера.

5. Французские просветители о государстве и обществе.

Форма проведения: Аналитическая работа с научным материалом.

Методические рекомендации: При подготовке к занятию не следует бездумно заимствовать материалы из сети Интернет. Рекомендуется воспользоваться основной и дополнительной литературой, указанной в конце раздела. Приветствуется самостоятельный поиск новых источников информации, дополняющих содержание лекций и практических занятий.

Студент должен продемонстрировать не только владение ключевыми понятиями курса, знание конкретных дат, названий и имен, но и умение анализировать обозначенные исторические события с точки зрения их значимости для развития зарубежной журналистики.

Основная литература: 2,4.

Дополнительная литература: 3.

Тема 22-24.Расцвет периодической печати в Англии XIX в.

Задания: 1. Используя рекомендованную литературу, дайте характеристику «качественных» и «массовых» газет.

2. Расскажите об особенностях религиозной, спортивной, профессиональной, технической, научной периодике.

Форма проведения: Аналитическая работа с научным материалом.

Методические рекомендации: Изучив литературу, следует продемонстрировать конкретно-историческую обусловленность анализируемых событий и явлений, их связь с предшествующим и дальнейшим процессом эволюции журналистики.

Основная литература: 2,4.

Дополнительная литература: 3.

Тема 25-27. Коммуникационные инновации в Европе конца 19 в.

Задания: Подготовьте сообщение на одну из тем: 1. «Газета как выразитель общественного мнения и политической позиции» 2. «Новое место печати в государственной жизни» 3. «Технические изобретения на службе печати».

Форма проведения: Аналитическая работа с научным материалом.

Методические рекомендации: Изучив литературу, следует продемонстрировать конкретно-историческую обусловленность анализируемых событий и явлений, их связь с предшествующим и дальнейшим процессом эволюции журналистики.

Основная литература: 2,4.

Дополнительная литература: 3.

Тема 28-30.Североамериканская журналистика 17 века

Задания: Подготовьте сообщения на одну из тем:

1. Бенджамин Франклин – журналист и издатель,

2. Роль американской печати в борьбе за независимость США.

Форма проведения: Аналитическая работа с научным материалом.

Изучив необходимую литературу, следует продемонстрировать конкретно-историческую обусловленность анализируемых событий и явлений, их связь с предшествующим и дальнейшим процессом эволюции журналистики.

Основная литература: 1,2,4.

Дополнительная литература:3, 5.

Тема 31-33. Американская журналистика 18 века

Задания: Подготовьте сообщения на одну из тем:

1. Традиции просветительской журналистики в произведениях Б. Франклина.

2. Моральный кодекс американца по произведениям Франклина.

3. Возникновение и становление журналистики в английских колониях Северной Америки в первой половине XVIII в.

4. Американская концепция свободы печати.

Форма проведения: Аналитическая работа с научным материалом.

Методические рекомендации: Изучив литературу, следует продемонстрировать конкретно-историческую обусловленность анализируемых событий и явлений, их связь с предшествующим и дальнейшим процессом эволюции журналистики.

Основная литература: 1,2,4.

Дополнительная литература:3, 5.

Тема 34-36. Американские журналы 18 века

Задания: Дайте характеристику одного из журналов (на выбор).

Форма проведения: Аналитическая работа с периодическими изданиями.

Методические рекомендации: Изучив литературу, следует продемонстрировать конкретно-историческую обусловленность анализируемых событий и явлений, их связь с предшествующим и дальнейшим процессом эволюции журналистики.

Основная литература: 1,2,4.

Дополнительная литература:3, 5.

Тема 37-39. Американская журналистика XIX века

Задания: Подготовьте сообщение: «Проблемы свободы печати в период становления США»

Форма проведения: Аналитическая работа с периодическими изданиями.

Методические рекомендации: Изучив литературу, следует продемонстрировать конкретно-историческую обусловленность анализируемых событий и явлений, их связь с предшествующим и дальнейшим процессом эволюции журналистики.

Основная литература: 1,2,4.

Дополнительная литература:3, 5.

Тема 40-42. Журналистика в условиях рыночных отношений

Задания: Подготовьте сообщение на одну из тем: «Научно-технический прогресс и его значение для развития журналистики в XIX веке», «Появление информационных агентств и их значение для развития периодической печати в XIX веке», «Периодическая печать и развитие рекламной деятельности в XIX веке».

Форма проведения: Аналитическая работа с периодическими изданиями.

Методические рекомендации: Изучив литературу, следует продемонстрировать конкретно-историческую обусловленность анализируемых событий и явлений, их связь с предшествующим и дальнейшим процессом эволюции журналистики.

Основная литература: 1,2,4.

Дополнительная литература:3, 5.

Тема 43-45. Становление журналистики в странах Латинской Америки, Азии и Африки

Задания:1. Подготовьте сообщение: «Зарождение процессов концентрации и монополизации печати в конце XIX века».

Форма проведения: Аналитическая работа с периодическими изданиями.

Методические рекомендации: Изучив необходимую литературу, следует продемонстрировать конкретно-историческую обусловленность анализируемых событий и явлений, их связь с предшествующим и дальнейшим процессом эволюции журналистики.

Основная литература: 1,2,4.

Дополнительная литература:3, 5.

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов

Тема 1-3.Предмет и задачи дисциплины. Роль и значение журналистики в общественно-политической и культурной жизни страны

Задания: Подберите материал о роли и значении печати в общественно-политической и культурной жизни страны.

Материалы самоконтроля: Хрестоматия по истории мировой журналистики.

Методические рекомендации: Необходимо определить роль и значение печати в общественно- политической и культурной жизни страны.Для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, журналист должен хорошо владеть словом, обладать речевой культурой, знать историю и теорию науки.

Основная литература: 1,2,4.

Дополнительная литература:3, 5.

Тема 4-6. Предшественники первых печатных изданий

Задания: Подготовьте сообщение на темы (по выбору):

1. История книгопечатания в разных странах.

2. Изобретение Иоганна Гуттенберга и его значение для европейских информационных обменов.

Материалы самоконтроля: Энциклопедия «Хроники мировой журналистики».

Методические рекомендации:Практика свидетельствует о том, что хорошим журналистом может стать тот, кто в совершенстве овладел теорией и историей науки. Для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, журналист должен не только хорошо владеть словом, но и обладать общей культурой, знать историю и предысторию предмета.

Основная литература: 1,2,4.

Дополнительная литература:3, 5.

Тема 7-9. Зарождение европейской газетной периодики

Задания: Подготовьте сообщение о возникновении первых печатных газет.

Материалы самоконтроля: Лекционный материал по теме «Зарождение европейской газетной периодики».

Методические рекомендаци: Чтобы воздействовать на разум и чувства, журналист должен не только хорошо владеть словом, но и обладать общей культурой, знать историю и предысторию предмета. При изучении рекомендуемой литературы следует охватить наиболее важные, ключевые моменты становления и развития зарубежной журналистики в качестве того важнейшего социально-политического института, каким она является в настоящее время.

Основная литература: 2,4.

Дополнительная литература: 3.

Тема 10-12.Появление первых печатных периодических изданий в Италии и Англии

Задания: Подготовьте сообщение о возникновении цензуры и ее особенности в разных странах Европы.

Материалы самоконтроля: Библиографический указатель известных журналистов мира.

Методические рекомендации:

Для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, журналист должен не только хорошо владеть словом, но и обладать общей культурой, знать историю и предысторию предмета. При изучении рекомендуемой литературы следует охватить наиболее важные, ключевые моменты становления и развития зарубежной журналистики в качестве того важнейшего социально-политического института, каким она является в настоящее время.

Основная литература: 2,4.

Дополнительная литература: 3.

Тема 13-15. Становление газетной периодики в Европе в 17-18 в.в.

Задания: Подготовьте сообщения (на выбор):

1. «Памфлетная публицистика как главный из факторов, сформировавших английскую журналистику»

Наши рекомендации