Французская революция 1789–1799 гг. 3 страница
13 декабря 1799 г. был обнародован проект Конституции, составленный специально для этой цели сформированными двумя законодательными комиссиями. Важнейшие положения документа были продиктованы Бонапартом, который отверг первоначальный проект Сийеса, пытавшегося не допустить установления во Франции личной военно-административной власти. Действуя с позиции силы, Бонапарт не допустил обсуждения своего проекта в законодательных комиссиях, а вынес его на плебисцит, апеллируя к принципу народного суверенитета. Популярность генерала обеспечила полный успех его предприятию: Конституция была принята подавляющим большинством голосов (3 млн «за», 1562 «против»).
Конституция 1799 г. установила республиканское правление, которое, однако, сочеталось с единоличной властью Бонапарта. Особенностями политического режима, а также названиями учреждений – Трибунат, Сенат, консулы – эта республика скорее напоминала Respublica Цезаря и Октавиана, нежели государственный строй эпохи Конвента.
Восстанавливалось всеобщее избирательное право – для мужчин с 21 года. Имущественный ценз Конституцией не предусматривался, оговаривался лишь независимый статус избирателя и ценз оседлости. Однако, рядовые избиратели участвовали лишь в составлении списков кандидатов на государственные должности. Избиратели коммун делегировали 1/10 своего числа в коммунальные списки, 1/10 от числа попавших в эти списки попадали в департаментские списки, а 1/10 последних – в национальный. В национальный список автоматически попадали лица, хотя бы однажды занимавшие высокие государственные должности (так называемые, наполеоновские нотабли). Правительство заполняло вакансии на основании этих списков. Так был реализован основополагающий принцип бонапартистского режима: доверие идет «снизу», а власть – «сверху».
В Конституции формально сохранялся принцип разделения властей, но реальные полномочия передавались правительству, которое одно, по мнению Наполеона, способно выражать общенациональные интересы. Правительство возглавляли три консула, избиравшиеся на 10 лет одной из законодательных палат – Сенатом. Однако, первый состав консулов был определен в тексте Конституции. Всей полнотой правительственной власти обладал первый консул – Наполеон Бонапарт. В его компетенцию входило назначение на высшие военные и государственные должности, командование армией, подписание и обнародование законов. Важнейшие распоряжения первого консула приобретали силу закона. Его коллеги, консулы Комбасерес и Лебрен, обладали только совещательным голосом и не могли составить конституционного противовеса диктатуре Бонапарта.
Управление страной Бонапарт осуществлял при помощи хорошо отлаженного, эффективного и централизованного бюрократического аппарата. Министерства работали под непосредственным контролем первого консула, который лично проводил заседания, давал поручения должностным лицам и осуществлял контроль за их исполнением. В департаментах согласно закону 17 февраля 1800 главами администраций стали префекты, в округах – супрефекты, в муниципалитетах – мэры. Вакансии на эти должности заполнялись лично первым консулом (мэров небольших общин, в которых было менее 5 тыс. жителей, назначал префект). Главам администраций помогали провинциальные советы, в которые входили назначенные Наполеоном лица из числа избранных в муниципальные или департаментские списки. Париж внушал первому консулу опасения революционными традициями и огромным влиянием на страну. С этой целью столица была лишена административного единства и самоуправления. Город с окрестностями получил статус департамента, делился на 11 округов во главе с назначенными Бонапартом мэрами, центральное управление находилось в руках префекта, а охрана общественного порядка передавалась префекту полиции, которому подчинялись полицейские комиссары в округах.
С целью обеспечить безраздельное господство правительства над законодательной властью, последняя была раздроблена на 4 палаты. Проекты законов готовились в Государственном совете, члены которого назначались первым консулом. Обсуждение законопроектов осуществлялось Трибунатом, а утверждение или отклонение – Законодательным корпусом, который не имел права их обсуждать. Состав Трибуната и Законодательного корпуса формировался на основании «национальных списков» членами четвертой палаты – Сенатом, которая осуществляла проверку конституционности принятых законов. Консулы назначили 80 сенаторов, которые впоследствии пополняли состав своей палаты путем кооптации из кандидатов, представленных разными государственными органами.
Судебная власть оказалась в зависимости от первого консула, поскольку он производил назначения всех судей, за исключением ведавших незначительными делами мировых, а также судей коммерческих трибуналов. Большая часть судей назначалась пожизненно, что не исключало административного контроля их действий, который осуществлялся аппаратом канцлера.
В целях укрепления личной власти Бонапарт использовал желание нации обрести политическую стабильность после десятилетия революционных потрясений. Первый консул объявил себя национальным арбитром, стоявшим вне партийных пристрастий. Амнистия была обещана всем, кто прекращал борьбу против правительства. Эмигранты получили право вернуться во Францию при условии признания режима и отказа от национализированного и проданного новым собственникам имущества. Организованное восстание в Вандее было прекращено, лидеры шуанов получили от правительства гарантии прощения и личной безопасности. Непримиримая оппозиция, как роялистская, так и якобинская, подверглась массовым репрессиям после неудачного покушения роялистов на жизнь Бонапарта 24 декабря 1800 г.
Политические деятели разных партийных направлений были привлечены на службу режиму. Возможность участвовать в управлении страной, в проведении судьбоносных для французской нации реформ, казалась гораздо привлекательнее бесплодной политической борьбы. При назначении на должности Бонапарт принимал во внимание только административные таланты кандидатов и личную лояльность. Консул Лебрен служил чиновником еще при Старом порядке. Консул Комбасерес был депутатом Национального Конвента, голосовал за казнь Людовика XVI. «Террорист» Фуше занял пост министра полиции, а бывший епископ и депутат Учредительного собрания Талейран возглавил министерство иностранных дел. Известные ученые, деятели искусства становились сенаторами, придавая блеск режиму своими именами.
Бонапарту удалось преодолеть и церковную рознь, возникшую в годы революции. Проводившаяся в годы правления Директории политика отделения церкви от государства привела к столкновениям между священниками, признававшими законодательство о гражданском устройстве духовенства, и священниками, отказавшимися от гражданской присяги. Наполеон предпочел восстановить союз государства и церкви. В последней он видел «священную жандармерию», призванную служить правительственным целям. В 1801 г. с папой Пием VII был подписан конкордат, согласно которому «правительство Французской Республики признавало, что католическая, апостольская и римская религия есть религия огромного большинства французских граждан». Влияние идей Просвещения, получивших распространение в годы революции, сказалось в том, что католицизм не был объявлен государственной религией. Однако, согласно статьям конкордата и в особенности приложенным к нему «органическим статьям» правительство получало полный контроль над церковью во Франции. Первый консул наделялся правом назначать архиепископов и епископов, Папа лишь утверждал назначения. Правительство определяло число лиц, которых епископы могли посвящать в духовный сан. Распоряжения Папы и постановления церковных соборов не имели силы во Франции без санкции государственной власти. Все духовные лица перед вступлением в должность обязывались приносить присягу верности республике и консулам и молиться за них в церквях. Государственный контроль был установлен за отправлением не только католического, но также протестантского и иудейского культов.
В Конституции 1799 г. законодатель давал гарантии, что не допустит передела собственности, который произошел за годы революции. В этих гарантиях были кровно заинтересованы не только нувориши, но и большая часть крестьянства, а также другие мелкие приобретатели имуществ, которые до революции составляли собственность церкви, дворянства и короны. Подробно отношения собственности, а также другие личные и имущественные права были рассмотрены в гражданском кодексе 1804 г. Первый консул отдавал отчет в огромной важности этого документа для создания правового поля постреволюционной Франции, он принимал участие в обсуждении важнейших положений этого документа и в процедуре его прохождения в законодательных палатах. Свод гражданского права получил название Наполеоновский кодекс.
Структура гражданского кодекса, а также многие его учреждения заимствованы (рецепированы) из римского частного права, как наиболее развитого и регулировавшего отношения между равными гражданами. Вместе с тем, составители этого документа творчески соединили в нем традиции исторического права Франции (кутюмов), принципы революционного законодательства и собственно бонапартистские идеи.
Кодексом устанавливалось единое французское гражданство. Это означало равенство граждан в частноправовой сфере, гарантировало от реставрации привилегий Старого порядка.
В кодексе 1804 г. провозглашен абсолютный характер права собственности, его неприкосновенность и неотчуждаемость. Особое внимание законодатель уделил регулированию отношений частной собственности на недвижимость, в частности на землю, поскольку в этой сфере лежали основополагающие интересы нации. Помимо частной собственности в кодексе закреплялись государственная и муниципальная формы собственности, а также другие права на вещи: владение, пользование и т. д.
Доктрина договорного права предусматривала равенство участников соглашения, свободу их воли, а также обязательную силу заключенных сделок.
Брак провозглашался светским учреждением, регистрировался не в церкви, а государственными административными органами. Предусматривалась возможность заключения брачных контрактов, а также развода. В соответствии с патриархальным строем аграрной Франции, а также со взглядами Бонапарта, на которые наложило отпечаток клановое общество Корсики, статьи кодекса предусматривали полное преобладание главы семейства над женой и детьми. Члены семьи обязаны были ему послушанием в обмен на «покровительство». Отец был вправе распоряжаться имуществом несовершеннолетних детей и жены, определять род их занятий и даже назначать им административные наказания, включая заключение в тюрьму или исправительное учреждение.
Несмотря на некоторый консерватизм кодекса в сравнении с законодательством революции, значение его трудно переоценить. Вместе с кодексами эпохи империи (коммерческим, уголовным, процессуальными) он создал юридические основания для модернизации французского общества. Наполеоновский кодекс был заимствован во многих европейских странах, а во Франции он действует до сих пор, разумеется, подвергаясь редакциям и изменениям, продиктованными временем.
Политическая стабилизация и правовая определенность содействовали подъему экономики Франции в начале XIX в. Устойчивый экономический рост напрямую связан с оздоровлением финансовой системы. Наполеон закрепил победу над инфляцией, обузданием которой начало заниматься еще правительство Директории. Монополия на эмиссию бумажных денег осуществлялась через Французский банк, частное учреждение, действовавшее под контролем государства. В 1803 г. в обращение был введен серебряный франк, свободно обменивавшийся на бумажные деньги. Французский банк обеспечил также стабильность рынка ценных бумаг. Налоговая реформа, в результате которой центр тяжести был перенесен со сбора прямых налогов на косвенные (акцизы на алкоголь, табак), позволила увеличить доходную часть бюджета. Возобновилась выплата процентов по долговым обязательствам государства, что повысило доверие населения и инвесторов к экономической политике правительства.
Финансовая стабилизация стала важной предпосылкой промышленной революции, которая началась во Франции в правление Бонапарта. Наиболее быстро этот процесс проходил в хлопкопрядильной отрасли. Количество механических веретен, исчисляемых к началу XIX в. тысячами, в последние годы в империи приблизилось к миллиону.
Внутриполитические успехи в период консульства подкреплялись внешнеполитическими достижениями. Обеспечив нейтралитет Пруссии и России, Наполеон в 1801 г. нанес военное поражение Австрии, заставив эту державу, а годом позже и Великобританию, заключить мирные договоры с Францией. Враждебной коалиции европейских держав более не существовало.
Используя свою необычайную популярность среди населения, Наполеон инициировал конституционные изменения, укреплявшие его единоличную власть. В мае 1802 г. состоялся плебисцит, в ходе которого французы высказались за пожизненный характер власти первого консула. Результаты голосования отразили рост общественной поддержки режима: Наполеона поддержали 3,6 млн избирателей и только 8,3 тыс. отказали ему в доверии.
По итогам плебисцита Сенат внес изменения в Конституцию. Наполеон получал право назначать себе преемника, ратифицировать мирные договоры, отменять смертные приговоры. Расширились возможности первого консула оказывать влияние на высшие органы власти. Бонапарт представлял отныне кандидатов для назначения своих коллег-консулов, лично участвовал в заполнении вакансий в Сенат, созывал эту палату для заседаний, обладал правом роспуска Трибуната и Законодательного корпуса. Столь важные изменения в системе государственной власти дали основания называть их новой Конституцией Франции.
Процесс перерастания власти первого консула в монархическую был завершен в 1804 г. Возобновившаяся годом раньше война с Великобританией потребовала концентрации гражданской и военной власти в одних руках. Между тем, французская полиция раскрыла заговор против жизни первого консула, который готовили роялисты при живейшей поддержке английского правительства. По подозрению в руководстве заговором был расстрелян представитель знатнейшего во Франции рода Конде – герцог Энгиенский – похищенный с целью расправы из германского государства Баден. Правительственная пропаганда сумела убедить население в необходимости конституционных гарантий неотвратимости перемен, которые произошли во Франции. Путем плебисцита была основана империя с наследственной властью Наполеона.
Новая редакция Конституции была утверждена постановлением Сената (сенатус-консультом) 18 мая 1804 г. В этом конституционном акте Франция еще называлась республикой, управление которой вверялось императору. Надпись «Французская Республика» оставалась на монетах, чеканившихся до 1807 г. Тогда же был отменен революционный календарь. Конституция 1804 г. включала в себя положения об императорской семье, о престолонаследии, регентстве; создавалась иерархия высших чинов империи, звания маршалов. 2 декабря 1804 г. в соборе Парижской богоматери состоялась церемония коронации. В ней участвовал папа Пий VII, который должен был увенчать Наполеона короной подобно тому как Лев III короновал Карла Великого императором Запада. Неожиданно для первосвященника Наполеон нарушил обряд: он взял корону из рук Пия VII и сам возложил на свою голову.
Вместе с титулом Наполеон восстановил и другие атрибуты монархического правления. Пышный двор располагался в бывших королевских дворцах Тюильри, Фонтенбло. В 1811 г. Наполеон развелся с первой женой Жозефиной и сочетался браком с австрийской принцессой Марией Луизой, породнившись тем самым с одной из самых знатных династий в Европе. Члены семьи Бонапартов получали королевские титулы правителей завоеванных территорий. Сложилось новое дворянство империи, поскольку старая аристократия неохотно шла на службу к узурпатору престола. Прообразом новой знати стал учрежденный в мае 1802 г. Почетный легион – личная гвардия Наполеона, первоначально состоявшая из 15 когорт по 400 воинов. Орден Почетного легиона стал знаком высшего отличия, принадлежности к аристократии нового режима. После провозглашения Империи были возвращены традиционные титулы князей, баронов, графов, шевалье и т. д., которые получали выдвиженцы Наполеона. Но формирование элиты империи не сопровождалось реставрацией системы сословных привилегий, присущих Старому порядку.
Укрепление личной власти Наполеона сопровождалось подавлением учреждений, через которые проявляется общественная свобода. Представительные учреждения, поставленные в зависимость от правительства уже Конституцией 1799 г., постепенно превращались в советы при Наполеоне. Особенную неприязнь глава государства испытывал к Трибунату, в котором обсуждались предложенные правительством законопроекты. Критика депутатами некоторых консервативных положений проекта гражданского кодекса побудила первого консула резко сократить численность этого учреждения, «очистив» его от либералов, а также сделать заседания закрытыми и тайными, чтобы не вызывать дискуссии в обществе. А в 1807 г. Трибунат был упразднен. Законодательный корпус созывался по усмотрению Наполеона, и перерывы между сессиями порой длились по несколько лет. Государственный совет окончательно превратился в административное учреждение, а Сенат, чьи полномочия расширились согласно Конституции 1804 г., оказался в полной зависимости от Наполеона, формировавшего большую часть его состава и назначавшего председателя. Высшим политическим учреждением стал Тайный совет, состоявший из узкого круга назначенных Наполеоном особо доверенных лиц.
Жесткий контроль режим установил за периодической прессой как самым массовым средством информации, влияющим общественное мнение. Наполеон не признавал свободы слова, он утверждал, что права собственности на газеты есть лишь концессия, предоставляемая правительством, которое может эту концессию отозвать обратно. Уже в январе 1800 г. были закрыты 60 из 73 парижских газет. Издатели оставшихся газет были обязаны представиться в министерстве полиции, заявить о верности политическому режиму и согласовывать с правительством кандидатуры редакторов своих изданий. В 1810–1811 гг. была восстановлена цензура, а число газет в столице было сокращено до 4. В департаментах осталось по одному печатному периодическому изданию, которое находилось под контролем префектов.
Издатели и владельцы типографий должны были обязательно извещать префектов и министерство полиции о печатающихся книгах и брошюрах, чтобы властные органы при желании могли распорядиться о предварительной цензуре и не допустить распространения опасной для режима литературы. Писатели, осмеливавшиеся критиковать власть (г-жа Сталь, Шатобриан) были высланы из страны.
Под угрозой тюремного заключения запрещались как политические собрания и ассоциации, так и профессиональные стачки. Для лиц наемного труда были введены рабочие книжки без обладания которыми они квалифицировались как бродяги и подлежали полицейскому задержанию.
Роль министерства полиции в политической системе бонапартизма трудно переоценить. Ежедневно Наполеон получал сводку сообщений о происшествиях в империи, о настроениях подданных, о высказываниях и поведении лиц из политической элиты. Большую роль в организации и деятельности этого министерства сыграл бывший революционер, талантливый, хотя и беспринципный администратор Ж. Фуше. Произвольные аресты, с размахом организованная слежка за лицами, заподозренными в нелояльности режиму, изготовление компромата и провокации против политических противников сводили на нет конституционные гарантии индивидуальной свободы.
Наполеон стремился к установлению правительственного контроля за сферой образования. С этой целью была создана преподавательская корпорация – Университет – которая получила монополию обучения в высшей и средней школе. В состав Университета входили факультеты, лицеи и колледжи. Во главе этого учреждения был поставлен великий магистр, который назначал руководителей учебных округов, инспекторов и других администраторов. Начальное образование оказалось под контролем церкви, префектов и мэров. Целью этой централизации было формирование граждан, отвечавших потребностям государства. Этой цели служила в течение ряда лет и церковь, прославлявшая власть императора. В 1808 г. для школ был составлен новый катехизис, в котором служба императору приравнивалась служению Богу, а непослушание объявлялось смертным грехом.
Государственный надзор распространялся и на другие области духовной жизни. Поощряя развитие естествознания, математики, Наполеон упразднил академии моральных и политических наук, в которых видел рассадник ненавистной ему «идеологии» – суждений, свободных от задачи служения государству.
По этой причине Наполеон с недоверием относился к литературе и театру, рекомендовал министру полиции установить контроль за сферой художественной критики, посредством которой рекомендовать публике лишь авторов «достойных внимания».
Искусство, по мнению императора, должно было прославлять его достижения. Наполеон поощрял грандиозные архитектурные проекты и живопись, которыми проводились параллели его державы и Римской империи. Триумфальная арка в Париже, полотна художника Давида, которому поручалось запечатлеть важнейшие государственные события, дают представление о стиле ампир – торжественном, пышном, основанном на строгой симметрии форм и объемов.
Войны практически не прекращались все время правления Наполеона. Амьенский мир с Великобританией, заключенный в 1802 г., был нарушен 9 месяцев спустя, после чего Франция не выходила из состояния войны с европейскими державами до самого крушения империи в 1814 г. Субъективной причиной этих войн было честолюбие Наполеона, мечтавшего о создании европейской империи подобной античному Риму или державе Карла Великого. Объективные обстоятельства столь длительного и масштабного вооруженного конфликта состояли в противоборстве ведущих стран Запада за первенство на континенте и в колониях, а также в противостоянии Франции, пережившей революционную модернизацию, феодально-абсолютистским режимам Европы.
Война стала частью политического режима бонапартизма. Необходимость оперативного управления в условиях чрезвычайной ситуации, которой является война, вела к постоянному ослаблению представительных учреждений. Они утратили контроль за бюджетом, оказались оттеснены от решения задач, стоявших перед страной. Война сделала политическую деятельность бесполезной и упрочила торжество эффективной администрации.
Потребностями успешного ведения войны объяснялись ограничения общественных и индивидуальных свобод, нараставший деспотизм правления.
Война содействовала сплочению нации. В глазах большинства французов она продолжала традицию революционных войн против феодальной и абсолютистской Европы. Военные успехи и завоевания льстили национальному тщеславию, подтверждали мнение о выдающейся миссии французов, завоевавших свои права и желавших освободить другие народы от ига их собственных «коронованных тиранов». Действительно, в странах, на которые распространилась власть Наполеона, проводились общественные и политические реформы, глубина и последовательность которых зависела от конкретных обстоятельств. Успешные войны имели результатом приток во Францию колоссальных финансовых средств, что позволяло в течение долгого времени избегать роста налогообложения. Военная и политическая гегемония в Европе обеспечивала преимущественные условия для французской торговли.
Успехи французского оружия в первые 10 лет правления Наполеона привели к созданию европейской империи. К исконно французским землям были присоединены территории Бельгии, Голландии, часть северной Германии, Пьемонт, Лигурия, Тоскана, Папская область. Количество департаментов империи возросло до 130, столицами новых департаментов стали Гамбург, Амстердам, Флоренция, Рим. Численность населения «Великой империи» удвоилась за 10 лет и достигла 44 млн. Наполеон стал государем ряда стран, которые не вошли в состав империи: королем Италии, правителем провинций Иллирии, протектором Рейнского союза германских государств, «покровителем» Швейцарской конфедерации и Великого герцогства Варшавского. Европейскими монархами стали члены семьи Бонапартов.
Наполеону таким образом удалось на короткое время восстановить политическое единство Запада, создать объединенный рынок европейских стран, упрочить основы культурной общности путем распространения принципов и учреждений революции и насильственного внедрения французского языка в качестве государственного в подвластных странах. Однако возможности «личного» правления большей частью Европы, как и ресурсы Франции – человеческие и материальные – затраченные на создание и сохранение «Великой империи», были небеспредельны. В конце десятилетнего правления Наполеона проявились признаки кризиса, который привел империю к гибели.
Деспотичность режима личного правления возрастала, по мере того как военные успехи и отсутствие оппозиции в стране убеждали Наполеона в собственной непогрешимости. Независимо мыслившие государственные деятели, которых было немало в окружении первого консула в начале правления, заменялись лишенными собственного мнения и исполнительными чиновниками. В управлении окончательно возобладали авторитаризм, злоупотребление политикой силы. Это множило число врагов империи.
В 1808 г. произошел разрыв отношений с папой Пием VII. С целью не допустить ввоза товаров из Англии французские войска заняли порты Папского государства. Возражения Пия VII привели к тому, что французы вступили в Рим. В 1809 г. Наполеон объявил о прекращении светской власти Папы и включил его владения в состав империи. Первосвященник отлучил императора от церкви, за что был немедленно арестован и содержался в крепости. Наполеон стал назначать епископов без согласия Папы, это вызвало протесты во многих епархиях. Власть прибегала к насилию над непокорными клириками, а это уничтожало результаты конкордата и лишало империю поддержки верующих.
Произвольное вмешательство французского правительства в сферу хозяйственных отношений спровоцировало экономический кризис 1811 г. Еще в 1806 г., с целью разорить экономику Великобритании, Наполеон запретил торговлю с этой державой и рядом колоний. Вслед за Францией к режиму континентальной блокады вынуждены были присоединиться другие европейские державы. Экономика континентальной Европы столкнулась с дефицитом ряда товаров и получаемого из колоний сырья (в частности, хлопка), необходимого для промышленного производства. Наполеон был вынужден предоставлять лицензии на ввоз запрещенных товаров, обкладывая эту узаконенную контрабанду высокими (до 50 % от стоимости товаров) пошлинами. Лицензии получали только французские купцы. Создавая им преимущественные условия, Наполеон вводил запреты на свободную торговлю конкурирующими товарами других стран континентальной Европы. Результатом этой политики в условиях непрекращающихся войн стало разорение многих торговых домов и мануфактур, падение покупательного спроса при росте цен на товары из-за высоких пошлин. Разрушительный кризис перепроизводства 1811 г. больно ударил по экономике Франции. Наполеон пытался выправить положение предоставлением ссуд товаропроизводителям, занятием работников военными заказами, однако популярность режима, основанная на экономическом процветании периода Консульства, была существенно подорвана.
Важным фактором нестабильности европейской империи Наполеона стал рост национального движения в подвластных и зависимых странах. Французские завоевания сопровождались контрибуциями, ростом налогов для населения, прямыми грабежами и военной повинностью на службу в «Великой армии» императора. Унижение национального самосознания приводило к анти-французским выступлениям. Самым значительным стало испанское восстание 1808 г., спровоцированное низложением законного короля Карла IV и возведением на испанский престол брата Наполеона Жерома Бонапарта. Двухсоттысячная армия во главе с императором подавила организованное сопротивление участников восстания, которое, тем не менее, продолжалось в последующие годы, приняв форму партизанской войны – герильи. Антифранцузские выступления проходили на территориях бывшего Папского государства, в Неаполитанском королевстве, в котором правил зять Наполеона маршал Мюрат, в Тироле. Центром национального самосознания Германии стала разгромленная в ходе войн 1806–1807 гг., униженная огромными территориальными потерями и угрозой потери самостоятельной государственности Пруссия.
Начало крушению наполеоновской империи положил поход в Россию в 1812 г. «Великая армия», которая насчитывала почти 700 тыс. человек, причем на 2/3 состояла из вооруженных сил союзников Франции или зависимых от нее стран, перестала существовать в результате этой кампании. Столь полный разгром прежде непобедимой армии Наполеона стал сигналом к созданию очередной анти-французской коалиции ведущих европейских держав (России, Великобритании, Пруссии, Швеции, Австрии). Ожесточенные войны 1813–1814 гг. показали, что деспотический режим бонапартизма не пользуется поддержкой подданных ни в завоеванных странах, ни в самой Франции, человеческие и материальные ресурсы которой были подорваны бесконечными войнами.
После русского похода были резко повышены налоги, жалование служащих сокращено на 25 %. Конскрипция – военная обязанность по жребию с правом замены наемником – была заменена призывом всех мужчин определенного возраста («классов). При этом в 1813 г. мобилизации подлежали не только 20-летние, как следовало по закону, а все мужчины с 18 до 30 лет, не служившие в армии. Обеспеченные слои населения могли откупаться от военной службы, но массовый призыв трудоспособных мужчин пагубно сказывался на хозяйстве, в особенности в деревнях. Несмотря на суровые меры, которые правительство принимало против уклоняющихся от службы и их семей, дезертирство приняло массовый характер.