Методические рекомендации по срс (срсп)
КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАЗПОТРЕБСОЮЗА
Кафедра мировой экономики и международных отношений
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СРС (СРСП) и Методические
Рекомендации ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ДИПЛОМАТИИ»
Дисциплина:ID 2203 «История дипломатии»
Специальность: 5B020200 – « Международные отношения»
Кафедра: мировой экономики и международных отношений
КАРАГАНДЫ - 2012
Методические рекомендации разработаны к.э.н., доцентом Видрицкой Н.И. на основании ГОСО РК специальности 5В020200 – Международные отношения и требований к структуре учебно-методического комплекса дисциплины КЭУК-МИ-85-05.01-2012
Рассмотрены на заседании учебно-методического семинара кафедры мировой экономики и международных отношений от 13 декабря 2012 г. Протокол № 5
Зав. кафедрой:
к.э.н., доцент Абеуова С.Т.
Сведения о преподавателе:
Видрицкая Н.И., к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений, научные публикации в объеме 10,3 п.л., читаемые курсы: «Современные проблемы международных отношений», «Многосторонняя дипломатия», «История дипломатии».
Офис: кафедра мировой экономики и международных отношений, преподавательская аудитория №268
Полный адрес: г. Караганда, ул. Академическая 9, КЭУК
Тел.: 44-16-34 (доб. 143)
E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРС (СРСП)
Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС (СРСП) - подготовка к семинарским занятиям и лекциям. На семинарское занятие выносятся основные вопросы темы. Тематический план семинарского занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам семинарских занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив методические советы к темам семинарских занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана семинарского занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС (СРСП). После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, вызвавшие затруднения при самостоятельной работе, запишите и задайте их преподавателю.
Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться.
Однако объем вопросов, выносимых на семинарское занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРСП. Поэтому на СРСП выносятся дополнительные вопросы, задачи, упражнения и т.д., при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.
Разработка форм и содержания СРСП.
Особенности курса «История дипломатии» обуславливают широчайший набор форм СРС (СРСП). Это такие формы, как:
- изучение конспектов лекций, данных преподавателем;
- подготовка к семинарскому занятию конспекта лекции по основному учебнику;
- подготовка реферата по определенной теме;
- взаимное рецензирование рефератов, эссе, докладов;
- составление глоссария и кроссвордов по терминам курса;
- решение логических задач;
- участие в групповом проекте;
- выступление с презентацией по выбранной теме;
- подготовка обзора по теме и т.д.
Рекомендации студенту для эффективной организации СРСП
Проработка пройденного материала.Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятия, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических и лабораторных занятий.
Приступая к проработке материала, необходимо:
- иметь конспект лекции;
- иметь программу курса;
- иметь рекомендуемую литературу (учебник, пособия, задачник), при необходимости иметь необходимые принадлежности, материалы и инструменты.
Метод работы:
- целесообразно материал лекции прорабатывать «по свежей памяти»;
- работая над конспектом, полезно делать ссылки на литературу (это понадобится при подготовке к экзаменам) и вносить необходимые дополнения, а возможно, и исправления;
- работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала;
- работа над темой завершается разбором примеров и задач, приведенных в учебниках и пособиях, до полного освоения метода их решения;
- если после работы над темой останутся неясные вопросы, необходимо разобрать их с преподавателем на очередной лекции;
Подготовка к коллоквиумам.По данной дисциплине для оценки степени усвоения теоретической части раздела курса проводится коллоквиум (собеседование). Следовательно, теоретический материал по вопросам, выносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен.
Подготовка к контрольным работам.Целями проведения контрольных работ являются:
- проверка текущей успеваемости студентов;
- выяснение подготовленности студентов группы;
- организация методики работы с отстающими студентами.
Студентам, готовясь к контрольной работе, необходимо:
- знать тему контрольной работы;
- освежить в памяти теоретический материал, основные термины;
- вновь просмотреть примеры и задачи, разобранные в учебнике, и задачи, рассмотренные на практических занятиях.
Если студент систематически работает над пройденным материалом, начиная с первой лекции, то подготовка к контрольной работе не вызовет затруднений и много времени на нее не понадобится.
Выполнение проектов.При выполнении проектов и работ необходимо руководствоваться методическими указаниями, выдаваемыми на кафедрах вместе с заданиями.
Порядок выполнения задания:
- если при выполнении задания возникнут затруднения, то вернуться к соответствующей теме курса, доработать ее и вновь приступить к выполнению задания;
- если после этого будут затруднения, то прийти на консультацию к преподавателю;
- проанализировать полученное решение;
- готовясь к защите задания, проверить соответствующие положения теории и продумать решение в случае изменения некоторых данных;
- убедиться в понимании метода, использованного при выполнении задания;
- задание должно быть защищено не позже срока, установленного графиком, иначе оно считается академической задолженностью.
Время на самостоятельную работу весьма ограничено, поэтому необходимо учиться рационально: планировать самостоятельную работу, стремиться овладевать навыками самостоятельной работы, перенимать положительный опыт, учиться производительно работать и разумно отдыхать, чтобы сохранять работоспособность. Поэтому возрастает ответственность каждого преподавателя и кафедры в целом за обучение студентов методике самостоятельной работы.
Формы проведения СРСП по курсу «История дипломатии»
Название темы | Формы проведения СРСП |
Тема 1. Дипломатия Древнего мира | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации.* |
Тема 2. Дипломатия в средние века. | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, написание рефератов, обсуждение кейса.* |
Тема 3. Дипломатия периода новой истории | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий написание рефератов, разработка группового проекта.* |
Тема 4. Дипломатия Российской империи | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, написание академического эссе, разработка группового проекта, оппонирование группового проекта.* |
Тема 5. Блоковая дипломатия в 1970-е гг. – начале XX в. (до Первой мировой войны) | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, написание обзора по теме.* |
Тема 6. Дипломатическая борьба в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение вопросов для самоконтроля, написание рефератов, обзора по теме.* |
Тема 7. Дипломатическая борьба в период становления Версальско-Вашингтонской системы МО | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение вопросов для самоконтроля, составление обзора по теме, групповая презентация.* |
Тема 8. Германский вопрос в дипломатии (1918-33 гг.) | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации,.* |
Тема 9. Дипломатия Советской России (СССР) в 1918-33 гг. | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации.* |
Тема 10. Дипломатия в период кризиса Версальско-Вашингтонской системы МО в 1933-39 гг. | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение вопросов для самоконтроля, написание рефератов, проведение презентации.* |
Тема 11. Дипломатическая борьба в годы Второй мировой войны (1939-45 гг.) | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации.* |
Тема 12. Дипломатия в период «Холодной войны». Блоковая дипломатия | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации.* |
Тема 13. Дипломатия периода разрядки международной напряженности (1962-79 гг.) | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации.* |
Тема 14. Дипломатия в период нового обострения международной напряженности (1979-89 гг.) | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации.* |
Тема 15. Распад биполярной системы международных отношений и формирование новой дипломатии | Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации.* |
* - предусмотрена возможность инициативного предложения студентов по применению по теме дополнительной или альтернативной формы СРС (СРСП)