Соответственно названным стадиям можно выделить и основные элементы механизма правового регулирования
1. Юридические нормы, составляющие нормативную основу механизма правового регулирования. От уровня правотворчества, степени ясности и четкости нормативных предписаний зависит весь последующий процесс регулирования общественных отношений. В необходимых случаях с помощью конкретных правовых предписаний – актов применения права осуществляется индивидуальное поднормативное регулирование.
2. Правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (в том числе и на основе актов применения права).
3. Реализация права в форме использования участниками правоотношений своих прав, исполнения обязанностей, соблюдения запретов и применения права.
Нормальный и эффективный, механизм правового регулирования возможен только тогда, когда соблюдаются все запреты, исполняются обязанности и используются права в пределах допустимого, а юридические нормы применяются строго в соответствии с принципами и требованиями законности.
Таким образом, механизм правового регулирования – это система взаимодействующих юридических средств, способов и форм перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений.
Список рекомендуемой литературы:
1. Конституція України. К., 1996.
2. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация //Сов. гос-во и право. 1987. № 6.
3. Алексеев С.С. Общие дозволения и запреты в советском праве. М., 1989.
4. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985.
5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
6. Винниченко В.К. Морально-естетична позиція //Історія філософії України. К., 1993.
7. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972.
8. Кашанина Т.В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования //Правоведение. 1991. № 4.
9. Кашанина Т.В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере //Гос-во и право. 1992. № 1.
10. Лебедев С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность. Омск, 1989.
11. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
12. Матузов Н.И. Право и мораль в их взаимодействии. Саратов, 1969.
13. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
14. Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. М., 1986.
15. Новгородцев П.И. Право и нравственность //Правоведение. 1995. № 6.
16. Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. Минск, 1989.
17. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990.
18. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М., 1985.
19. Протасов В.Н. Что и как регулирует право? М., 1995.
20. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. К., 1976.
21. Сазонов Б.И. Социально-организационные и правовые основы механизма действия права //Гос-во и право. 1993. № 1.
22. Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Л., 1985.
23. Теория юридического процесса. Х., 1985.
24. Франк С.А. Духовные основы общества. М., 1992.
25. Шмелева Г.Г. Конкретизация юридических норм в правовом регулировании. Львов, 1988.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Что такое социальные нормы?
2. Назовите признаки социальных норм.
3. Перечислите основные виды социальных норм.
4. Определите общие и отличительные признаки норм права и морали.
5. Каким образом право и мораль взаимодействуют в процессе правотворчества?
6. Что такое технические нормы?
7. Какими факторами определяется уровень правового регулирования?
8. Определите предмет правового регулирования.
9. Что такое метод правового регулирования?
10. Перечислите основные способы правового регулирования.
11. Что Вы понимаете под механизмом правового регулирования?
12. Назовите основные стадии механизма правового регулирования.
Глава 2
ПРАВО: СУЩНОСТЬ, Понятие,
ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ
Возникновение права.Исследуя вопрос об историческом возникновении права, прежде всего необходимо различать два пути правообразования: связанный с деятельностью государства и не связанный с деятельностью государства.
Право возникает вместе с государством, и это проявляется:
– в непосредственном правотворчестве государства: издании им нормативно-правовых актов (Законы XII таблиц Древнего Рима и др.), а также появлении прецедентов (административных и судебных) – решений административных и судебных органов по конкретным юридическим делам, ставших образцами, которыми необходимо руководствоваться при решении последующих аналогичных дел;
– в перерождении норм обычаев, свойственных «догосударственным» обществам, в нормы обычного права, состоящего из обычаев, признаваемых и охраняемых государством, поддерживаемых его принудительной силой.
Главной задачей сменявшего родовые обычаи регулирования было стремление создать единый, общий порядок отношений между людьми, соответствующий потребностям производящей, а не присваивающей экономики.
История распорядилась так, что формирование права путем издания нормативных актов преобладало в странах континентальной Европы, например, в Англии право складывалось преимущественно на основе судебных прецедентов.
Исследование древнейших юридических памятников, таких, например, как индийские Законы Ману, Кодекс законов царя Хаммурапи, Законы ХII таблиц Древнего Рима, Русская Правда и др., показывает, что в них содержатся и нормы обычного права, и судебные прецеденты, и прямые законодательные установления.
Право появляется и независимо от государства. На это указывает, в частности, факт появления в Европе в конце Средневековья так называемого «купеческого права» одновременно с возникновением внешней торговли. Негоциантам, управлявшим потоками товаров и денег, было недостаточно обычаев, которые регулировали феодальные отношения. Постепенно купцы ввели в оборот собственное частное право. Так возникли договор между хозяином судна и капитаном-продавцом, страхование от морских рисков, типовые условия продажи на ярмарке и в порту, вексель, институт банкротства и многое другое.
Сущность права.Вопрос о понятии и сущности права – один из основных в юридической науке.
С точки зрения классового подхода, сущность права рассматривалась, исходя из высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса из «Манифеста Коммунистической партии»: «Ваше право (класса буржуазии – И.П.) есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса», то есть сущность права определяется посредством закрепления в юридических нормах воли экономически господствующего класса в социально-неоднородном обществе.
Исходя из цивилизационного подхода, право как явление цивилизации и культуры призвано быть носителем высших начал, основополагающих ценностей цивилизации.
Сущность права заключается в его основном назначении – внести нормативность, упорядоченность социальной жизни и гарантировать свободу человека как автономной личности.
Однако свобода личности, нашедшая отражение в праве, ничего общего не имеет с поведением, не признающим каких-либо внешних ограничений. Ш.Л. Монтескье писал: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. А если допустить, что гражданин может делать и то, что законами воспрещается, – свободы нет, ибо точно также могли поступать и другие граждане».
Следовательно, право должно выступать в качестве общего масштаба свободы и справедливости, мерой поведения людей в обществе.
С помощью права как общесоциальной ценности реально достижение гражданского мира и согласия путем всестороннего учета особенностей и интересов классов, этнических и иных социальных групп.
Сущность права – это выраженная и признаваемая государством с помощью законов или иным способом, обусловленная материальными и духовными условиями жизни воля всего общества, отдельных групп и индивидов.
2.1. Понятие права.
Право в объективном и субъективном смысле
Научный поиск универсального понятия «право» характерен появлением множества концепций, направлений и определений права.
Итогом исследования многообразного содержания права на теоретическом уровне является его понимание в объективном и субъективном смысле.
Собственно право в объективном смысле – это массив регулирующих общественные отношения норм, представляющих собой объективный результат волеизъявления правотворческих органов, а также совокупность правил поведения, применение которых (например, некоторых обычаев) при регулировании общественных отношений санкционируется государством.
Термины «позитивное право» и «объективное право» – синонимы, означающие систему норм, исходящих от государства.
Как объективная реальность позитивное право существует в законах и иных признаваемых государством источниках (формах) права. Эти нормы существуют объективно, то есть независимо от какого-либо конкретного лица – субъекта права, а также независимо от того, знает или не знает о них это лицо. Именно поэтому данная система норм называется «объективным правом».
Развернутое определение объективного права может иметь следующую формулировку: «Право – это система формально-определенных, общеобязательных норм, которые исходят от государства устанавливаются либо санкционируются, обеспечиваются в своей реализации достаточным уровнем правосознания и возможностью применения мер государственного воздействия вплоть до прямого принуждения; выражают общую и индивидуальную волю большей части населения страны и являются всеобщем нормативным регулятором общественных отношений».
Признаки права:
– нормативность – один из основных признаков права. В традиционном значении в ней усматриваются единообразные правила поведения, которые исходят от государства и являются мерой поведения для всех членов общества;
– системность – это такой признак, где нормы права взаимосвязаны, внутренне согласованы, не противоречивы, объединены в систему права с разделением ее на отрасли, подотрасли и институты;
– формальная определенность – означает формализованность, внешнее выражение юридических норм в нормативно-правовых актах как в официальных письменных документах;
– общеобязательность – относится ко всем субъектам права, проживающим на территории государства, исходя из содержания норм права:
а) в правовых нормах выражается общая воля всех членов общества (либо, по крайней мере, его большей части). Как правило, люди ведут себя правомерно, осознавая оптимальность правовых предписаний и полезность своего поведения;
б) реализация норм права обеспечивается возможностью государства применять меры государственного воздействия вплоть до прямого принуждения. Другими словами, к правонарушителям органы и лица, наделенные соответствующими властными полномочиями, могут применить меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной).
Это основные специфические признаки права как всеобщего нормативного регулятора общественных отношений.
Объективное право юристы обычно называют просто «право», например, «право Украины», «право Англии», имея в виду все действующие юридические нормы данного государства. Если говорят «гражданское право», «уголовное право», то имеют в виду отрасль права данного государства. В случае употребления терминов «патентное право», «вексельное право» имеют в виду институт отрасли права. Нормы, исходящие от государства, юристы называют «правовые нормы», «нормы права» или «юридические нормы». Во многих государствах (например, Украина, Франция) объективное право – это, главным образом, писаное право, то есть его нормы закреплены в основном в законодательстве – в законах, подзаконных нормативно-правовых актах. Поэтому нередко юристы в этих странах термины «законодательство» и «право» употребляют как синонимы.
От объективного права следует отличать так называемое субъективное право, то есть обеспеченную законом возможность поведения, принадлежащую определенному субъекту права (какому-нибудь конкретному лицу). Например, собственник дома вправе им владеть, пользоваться, распоряжаться, то есть он может в нем жить, сдать внаем часть жилых помещений, продать или обменять его на что-либо и т.д.
Что касается соотношения объективного права и субъективного права, то последнее возникает на основе норм объективного права и им предусматривается. Например, возможность лица заниматься предпринимательской деятельностью закреплена Законом Украины «О предпринимательстве».
Субъективное право представляет собой единство трех возможностей поведения, иными словами, возможностей поведения трех видов, а именно: обладатель субъективного права располагает, во-первых, возможностью самостоятельно, своими действиями (бездействием) объективно проявить себя в своем определенном поведении (например, может дать деньги взаймы); во-вторых, может требовать определенного поведения от иных лиц (например, возврата денежной суммы, переданной им заемщику); в-третьих, он может обращаться в соответствующие компетентные органы государства в связи с необходимостью защиты нарушенного права путем применения мер государственного принуждения (например, в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы за работу в выходные дни).
Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения.
Наиболее рельефно сущность права проявляется в его функциях, которые направлены на осуществление главных задач права на данном этапе общественного развития.
Различают следующие основные функции права:
1)регулятивные – направления правового воздействия, нацеленные на упорядочение общественных отношений, введение их в определенные рамки, которые, в свою очередь, подразделяются на такие:
а) регулятивно-статическая, которая выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах (право собственности, авторское право и т.д.);
б)регулятивно-динамическая, которая выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их развития, динамики. Она воплощается в нормах гражданского, административного права, обеспечивая поступательное движение прогрессивных хозяйственных процессов в экономике и др.
С регулятивными функциями С.С. Алексеев связывал «исходные юридические начала и «пружины» правового регулирования».
Наиболее характерными путями (способами) осуществления регулятивной функции права являются:
– определение правоспособности и дееспособности граждан посредством норм права;
– закрепление и изменение правового статуса граждан;
– определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;
– установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
– определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям;
2)охранительная –выражается в охране наиболее значимых, с точки зрения общества и государства, отношений (экономических, политических, личных, национальных) и одновременно в вытеснении негативных отношений, противоречащих охраняемым.
Существуют и иные функции:
а) информационная (право – источник знаний о государственно-организованном обществе и правовом статусе личности, воле законодателя, выраженной в юридических нормах и т.д.);
б)ориентационная (право – источник знаний о механизме государства, о дозволяемых или запрещаемых формах поведения);
в) воспитательная (право – фактор, влияющий на формирование поведенческих установок личности).
Принципы права – это исходные положения (начала) права, являющиеся основой его содержания и выполняющие функции социальных ориентиров.
Виды принципов права.
Общеправовые(общие) – выражают общие исходные начала в содержании всех отраслей права.
К числу этих принципов, в частности, относятся следующие:
– верховенство права;
– законность;
– равенство всех перед законом (равноправие);
– взаимная ответственность личности и государства;
– ответственность при наличии вины.
Межотраслевые – выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия).
Отраслевые – лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципом гражданского права является полное возмещение убытков.
Роль, значение принципов права в правовой системе определяется их природой. Принципы права в концентрированном виде выражают содержание права, в силу чего имеют значение руководящих начал при осуществлении государством (его органами, должностными лицами) правотворческой, правоприменительной деятельности. Нормы права создаются на основе принципов права. Последние являются «несущими конструкциями» всей системы права, всего массива норм права. Принципы права могут применяться при решении конкретных юридических дел, например, при необходимости применять аналогию права в качестве средства преодоления пробела в праве.