Б. Трактовка институтов с позиций теории рационального выбора
Одна из основных задач Марча и Ольсена сводилась к тому, чтобы отстоять свою версию нового институционализма в условиях растущего преобладания в политической науке моделей рационального выбора (March, Olsen, 1984, р. 736—737). Они доказывали, что внимание теории рационального выбора к микроуровневому анализу и акцент на утилитарном расчете поведения индивидов обесценивают многие нормативные и коллективистские аспекты уп-
равления. Кроме того, Марч и Ольсен подчеркивали, что экономическая ориентация этих моделей предполагает индивидуалистскую доминанту в принятии решений, тогда как этот процесс гораздо лучше объясняется коллективистскими и институциональными факторами. Это превосходство имеет нормативный характер, но, как отмечают авторы, подтверждается и эмпирическим путем.
Несмотря на отрицательное отношение основоположников современного институционального анализа в политической науке к теории рационального выбора, в литературе появляется все больше работ по анализу исследований институтов с применением этой теории. Такая ориентация в определенной степени была заимствована политологией напрямую из экономической науки на общем фоне возрождения интереса к институциональному анализу4. Одним из свидетельств такого возрождения внимания стало награждение в 1993 г. Нобелевской премией по экономике Д. Норта, а в 1986 г. — Дж. Бьюкэнена за его работу по общественному выбору. Представители этой дисциплины также начали признавать значение структурных ограничений в поведении индивидов и необходимость для рационального актора максимизировать свои усилия в границах экзогенных структур.
Политологи, приверженцы теории рационального выбора, разработали собственную версию институционального анализа. Институционализм можно со многих точек зрения рассматривать как решение одной из важнейших проблем применения экономического анализа к изучению политики. Эта проблема связана с трудностями достижения равновесия в мире, который состоит из рациональных индивидуалистов. Правила, определяемые институтами, ограничивают возможности максимизации индивидуального поведения и позволяют принимать стабильные и предсказуемые решения.
Однако даже такой подход к институтам не является цельным — он включает в себя несколько альтернативных точек зрения. Например, Элинор Остром разработала подход к изучению институтов, основанный на правилах, которые «позволяют, предписывают и запрещают» членам определенного института те или иные действия (Ostrom, 1990; 1991). Маргарет Леви применила аналогичный подход при анализе значимости правил для объяснения решений правительства по вопросу о получении с граждан средств через налогообложение или воинскую повинность (Levi, 1988; 1996). Ее точка зрения имеет много общего с позицией Марча и Ольсена, в частности, в рассужденияхобосновополагающей роли коллективистских ценностей при определении моделей поведения.
Как было отмечено ниже, основной элемент при таком подходе к институтам — правила — ставит перед исследователями ряд концептуальных проблем. Главный вопрос, который можно сформулировать в этой связи, звучит так:
«Когда правило является правилом?» Ответ очевиден: «Правило — это нечто такое, что следует выполнять». Но тогда как быть с формальными институциональными правилами, которые не выполняются, или одними выполняются, а другими нет? Означает ли это, что данный институт реально не существует? Если мы столкнемся с необходимостью вернуться к неформальным организационным правилам, будет ли такой подход сильно отличаться от давно утвердившихся подходов к изучению организаций (Scott, 1995р.)?
4 Институциональная экономика имеет долгую и славную историю, нашедшую отражение в работах таких ученых и практиков, как Р. Г. Тагвелл и Дж. Коммонс и Дж. К. Гэлбрейт (Commons, 1934; Rutherford, 1994).
К. Шепсл и Б. Вейнгаст предлагают иную точку зрения на роль теории рационального выбора в институциональном анализе (Shepsle, 1989; гл. 5 наст. изд.). Они считают, что институты следует понимать как средство объединения предпочтений индивидов, каждый из которых стремится преследовать собственные цели. В качестве таковых институты становятся своего рода формой ограничения, по крайней мере, для первого поколения членов организации. Кроме того, их можно рассматривать как способ избежать ошибок при использовании более индивидуалистских моделей принятия решений, таких, как «теорема невозможности» К. Арроу.