Сущностные и содержательные признаки права
Полноценное представление о праве, его природе можно получить, раскрыв его сущность, содержание и социальное предназначение в обществе. Сущность любого права заключается в тех его внутренних, закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых раскрывается многообразие и противоречивость форм бытия, закономерностей существования права, функционирования и развития. Свойства права, носящие сущностный характер, необходимы и неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение во всех правовых явлениях, относящихся как к содержанию (внутренней субстанции) права, так и к его функционированию. Эти свойства находятся в органическом единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на обособленные части.
Таковыми служат свойства права, показывающие:
а) какими объективными историческими факторами обусловлены право, его содержание и действие («материальный» аспект);
б) чью организованную волю они выражают (социально-психологический аспект);
в) кем такая воля официально формируется (политический аспект);
г) в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг (юридический аспект).
Неразрывность цепи этих свойств права объективно предопределена самой логикой происхождения и существования права. Оно появилось на определенном этапе развития человеческого общества, когда в силу известных исторических факторов в дополнение к прежним правилам общежития первобытнообщинного строя, ориентирующих человека на соблюдение коллективных интересов, на коллективные действия, потребовалось создание новых – связанных с защитой личности, отдельного индивида и его личных интересов. Существование права становится возможным и необходимым потому, что в результате культурологического развития общества появилась потребность в мере социально оправданной свободы поведения человека, в дозволенности как элементе социального регулирования, в системе правил поведения, устанавливающих особый порядок бытия, вытекающий из свободы выбора человека. Реальный механизм всякого правообразования был и остается таковым, что определенные процессы в жизнедеятельности общества предстают как объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их общностей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как результат согласования различных интересов, воля, которая при определенных условиях превращается в общеобязательную, возводится в ранг правовых норм, создание или санкционирование которых начинает возлагаться на возникшую в обществе на этом этапе новую организацию - государство. Инструментом государства стал закон – акт, изданный государством и обязательный к исполнению под страхом физического принуждения. В законе (и других официальных юридических источниках) закреплялись признанные обществом притязания людей на те или иные блага. С этого момента уже появляется право в юридическом смысле (позитивное право) как система официально установленных правил поведения, обеспечиваемых государственным принуждением, закрепляющих естественные права человека.
Ранее, в марксистско-ленинской теории государства и права, вопрос о сущности права сомнений не вызывал и трактовался однозначно: «Сущность права выражается в его классовости. Право – классовый регулятор общественных отношений, обладающий мощной классовой силой. По своей сущности оно представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни»[99].
Современный подход к раскрытию сущности права заключается в отказе от односторонности при раскрытии этого вопроса. Как справедливо утверждается в юридической литературе, право по своей социальной сущности является средством общественного согласия, компромисса[100]. Под сущностью праваотечественные ученые отнынепонимают обусловленную экономическими, социальными, политическими и духовными условиями жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенную в государственную волю и выраженную официально в виде правовых норм[101].
Таким образом, общая воля, выраженная в правовых нормах, предстает как результат согласования, сочетания интересов различных субъектов. При таком понимании сущность права может интерпретироваться как единство противоречивых сторон: классового и общечеловеческого интересов, конкретное соотношение которых зависит от условий исторической эпохи; личного и общественного, ибо еще В.С. Соловьев писал, что «сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага».
Органическим продолжением сущности права является его мобильное содержание, находящееся с ней в единстве. Если под сущностью права понимаются наиболее главные качества, определяющие его природу, то под содержанием понимается конкретное выражение сущности предмета, проявляющееся во всех его элементах, взаимодействующих друг с другом, а также и с окружающей средой (общественными условиями, в которых действует право). Сущностные свойства права развертываются, конкретизируются в его содержательных свойствах, которые вместе с ними раскрывают его единую природу.
Содержание права складывается из всех его внутренних элементов, из единства всех его компонентов. В нем сущность права представлена не в зеркальном виде. Она трансформирована таким образом, что отдельные ее стороны (моменты) расчленены, выделены и перегруппированы по новым закономерным свойствам, носящим уже другой, а именно содержательный характер. Содержание права как конкретизированная обогащенная его сущность вбирает в себя процессы, связанные с его воздействием на общественные отношения. Рассматривая проблему содержания права с философских позиций, Д.А. Керимов правильно отмечал, что конкретизация сущности права в его содержании состоит в том, что государственная воля получает строгую и четкую определенность в конкретных правовых правилах поведения[102].
В отечественной науке было общепризнано, что содержание права определяется рядом факторов, среди которых воля и интересы политической, экономической, религиозной, расовой, национальной или другой элиты (верхушки общества) играют заметную, порой решающую роль. Но содержание права может выражать интересы разных социальных групп, их компромиссы, прошлогоднюю волю господствующего класса, которая ныне изменилась, прихоти и произвол правителей и т.п. Некоторые нормы могут вообще не выражать ничью волю, а быть ошибкой, заблуждением или невыполнимым правилом (нормы средневекового права о «нечистой силе» и т.п.). Изучение факторов, определяющих содержание права, представляет значительный интерес для историка и социолога. Для юриста первостепенное значение имеет то, что, собственно, делает право правом, уже не зависящим в своем существовании от меняющихся интересов социальных общностей и их воль. С этой точки зрения, правом становятся те нормы и отношения, которые официально признаны, охраняются и поддерживаются государственной властью[103].
Следовательно, можно сделать вывод, что если сущностью права является выраженная в нем государственная воля, обусловленная всей реальной жизнью общества, то содержанием – нормативное выражение этой воли. Иначе, как путем издания или санкционирования публичной властью правил поведения, представляется невозможным возвести волю общества во всеобщий ранг. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм.
Как и многим другим социальным нормам, в содержательном плане праву свойственны нормативность, формальная определенность, регулятивность, системность и принудительность. Но эти свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государством, в чем состоит одно из коренных внешних отличий от одноименных свойств остальных социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоятельству право характеризуется общеобязательной нормативностью и государственной обеспеченностью.
«Государственная доминанта» права не свидетельствует о его подчиненности государству или о несовместимости его содержания с естественными, вытекающими из самой человеческой природы правами и свободами личности. Как уже отмечалось, позитивное право выступает целесообразной формой поддержания естественного права. [104]
В содержании права необходимо различать социальные, государственно-волевые и собственно-юридические компоненты. Подобный структурный анализ позволяет более конкретно выяснить смысл общетеоретической категории «содержание права».
Социальное содержание права меняется в процессе развития общества. Оно состоит в определении социальной структуры общества, установлении привилегий или повинностей различных сословий либо в утверждении всеобщего равенства перед законом, в закреплении разных форм собственности, в охране и регулировании семейных, хозяйственных, корпоративных, коммерческих, производственных, религиозных, политических и других общественных отношений. Будучи бесконечно разнообразным, обслуживая разные общества в их тысячелетним развитии, социальное содержание права имело конкретно-исторический характер. В связи с этим оно вполне закономерно составляет специфический предмет истории права.
Однако социальные проблемы получают нормативно-правовое решение, только пройдя через государственную волю. Государство берет на себя ответственность за порядок в обществе. Если это не удается – сначала меняется верховная власть государства, а затем уже содержание права или способы его осуществления. Конечно, правотворческую деятельность государства направляют социальные силы, но непосредственным источником права является государственная воля, выраженная в виде правовых норм. У политических деятелей, которые могут влиять на развитие и изменение права, при подготовке и издании законов «свобода выбора различных вариантов поведения» значительно больше и шире, чем, скажем, при санкционировании обычаев или создании прецедентов. Государственно-волевое содержание права представляет собой проявление объективного в праве, когда это содержание обусловлено социально-экономическими, политическими и иными общественными потребностями; и - субъективного – когда это содержание не является обоснованным, а, наоборот, произвольно опровергается всей социальной практикой.
Юридическое содержание права состоит в том, что посредством правовых норм определяются субъекты права, их юридические статусы, условия вступления в правоотношения, права, обязанности, запреты, юридические факты, виды правоотношений, составы правонарушений, процессуальный порядок решения споров и рассмотрения дел о правонарушениях, назначения и применения санкций. Именно оно разворачивает и конкретизирует признаки права, существующие во все времена его истории. Это общетеоретическое понятие необходимо для выявления социального и государственно-волевого содержания права и обозначения направлений правового воздействия на общественные отношения.
Таким образом, в содержательном плане правопредставляет собойсистему формально-определенных, общеобязательных, установленных или санкционированных государством и им обеспеченных правил поведения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование тех или иных общественных отношений [105].
В приведенной формулировке выделены такие содержательные признаки права, как:
а) особая нормативность, заключающаяся в установлении или санкционировании соответствующих норм государством при помощи нормативно-правовых актов и других юридических источников;
б) формальная определенность этих норм, то есть их обозначенность в словесно-документальном виде;
в) общеобязательность действующих правовых норм, их безусловность для любого участника регулируемых отношений, если он только попадает в смоделированную ими ситуацию;
г) системность, предполагающая взаимосвязанность, целостность и единство действующих в стране правовых норм;
д) государственная обеспеченность, придающая праву надежность и реальную осуществимость.
Литература по теме
Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Издательство: Зерцало, 2008.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2010.
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. Гриф МО РФ. М.: Юстицинформ, 2012.
Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Основы учения о праве и государстве: Учебное пособие. Казань, 2002.
Шершеневич Г.Ф.Общая теория права. М., 1911 г. http://www.knigafund.ru
Вопросы для самопроверки
1. Назовите виды социальных регуляторов и перечислите их основные признаки.
2. Назовите сущностные и содержательные признаки права.
3. Проведите различия между правом и моралью по основным критериям.
4. Каковы цель, назначение и основные функции права?