Глава 4 ВНУТРЕННИЙ КРИЗИС: 1878—1881 гг
Проблема завершения реформ. — М. Т. Лорис-Меликов и его программа.
Александр II возвратился в Петербург из действующей армии в декабре 1877 г., после того как —с овладением Плевной —определился успешный для России исход войны. России еще предстояло завершить ее, определить условия мира, статус новосозданных на Балканах государственных образований, отрегулировать неизменно обострявшиеся при всяком изменении границ отношения с европейскими державами и многое другое, и ее ведомства и монарх долго всем этим занимались. И все же появление в столице императора после длительного отсутствия означало, что дела внутренние выходят на подобающий им первый план. На время отложенные внутренние проблемы вернулись в повестку дня во всей их неотвратимости, только в условиях значительно более сложных и неблагоприятных.1 Существеннейшей чертой обстановки была опустошенная войною казна, войною, потребовавшей больших трат из запасов золотой наличности, чрезвычайных расходов, займов и оставившей после себя дефицит и долги. Расходы России на войну составили 1 млрд. руб., что превышало ее годовой бюджет. Все эти финансовые трудности развивались на фоне нарастания кризиса в аграрной сфере, дававшей основные поступления в казну. Помещичьи хозяйства в массе своей так и не приспособились к новым, капиталистическим условиям, крестьянские — развивались крайне медленно и болезненно, почти ежегодно испытывая удары локальных неурожаев. К тому же мобилизация в армию более полумиллиона человек и реквизиция лошадей могли лишь обострить положение. Все чаще создаваемые местными властями комиссии по поводу недоимок в платежах констатировали неплатежеспособность крестьянского хозяйства.2 Стабилизация финансового положения в стране оказывалась неразрывно связанной с преобразованием аграрной сферы, о чем было сказано в прави-
1 «Петербургская Кассандра»—П. А. Валуев—выразил это ощущение момента в словах: «Государь возвращается. Только и речи о восторженной встрече..-Разве ... самодержец возвращается триумфатором? Нужны дальнейшие усилия, нужно сознание всех трудностей незавершенного дела» (Дневник 1877—1884 гг. Пг., 1919. С. 19—20).
2 Подробнее см.: Россия в революционной ситуации на рубеже 1870—1880-х
годов. М., 1983. С. 17—49.
тельственных кругах еще в 1872—1874 гг., в период деятельности валуевской сельскохозяйственной комиссии. Однако тогда этот вывод не был переведен в формы многогранной текущей политики. Теперь недовольство деревни приняло, в частности, форму слухов о предстоящем будто бы переделе помещичьих земель и дополнительном наделении ими крестьянства.
Брожение в среде российского крестьянства было опасно для власти не только само по себе, но еще и потому, что оно являлось одной из причин активизации радикальной части общества — революционных народников, выдвигавших требования социальных и политических преобразований, подкрепляемые угрозами применить насилие.
Таким образом, император, а с ним вместе и вся вообще правительственная верхушка столкнулись с ситуацией, которую уже пережили четверть века тому назад, в первые годы правления Александра II. Призрак разорительной и разрушительной Крымской войны, преследовавший его всю жизнь,3 теперь принял реальную форму последствий войны Балканской. Но были и различия в сложившейся обстановке. Тогда на молодого императора возлагались надежды. Александр II формально не был ответствен за политику реакции, либеральная часть дворянства готова была наставлять нового монарха и сотрудничать с ним. Единение с передовой частью российского общества казалось залогом успешного преодоления кризиса. Теперь же общество испытывало разочарование в монархе. Зато тогда правительство и общество не имели ни кадров реформаторов, ни преобразовательного опыта, ныне же все это было. Российское общество оказалось сильно продвинутым вперед по пути гражданского формирования, имело развитую и разнообразную прессу, становившееся на ноги местное (городское и уездно-губернское) самоуправление, передовой суд, многоступенчатую систему образования. Однако надо было заново приступить к преобразованиям, теперь уже, возможно, более определенным, но и более сложным. Между тем монарх был стар, болен, но, что еще существеннее, он исчерпал свои реформаторские возможности. А жизнь его торопила.
Выстрел В. И. Засулич в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, прозвучавший в январе 1878 г., через месяц после возвращения императора, недвусмысленно свидетельствовал о том, что правительству следует поспешить и с программой, и с ее осуществлением. Скандальный для власти процесс над Засулич обнаружил картину такого произвола власти,, ее беспомощности, неспособности к диалогу и привычку действовать только методами устрашения в условиях неподконтрольности общественному мнению, что симпатии публики, собравшейся не у здания суда, а в самом зале заседания, —публики чиновной, сановной, интеллигентной, великосветской, оказались на стороне террористки, решившей на насилие власти отвечать насилием. К тому же процесс Засулич показал Александру II и власти вообще всю силу нового
3 Милютин Д. А. Дневник. М., 1949. Т. 2. С. 87 (Запись сделана осенью 1876г.).
судебного института, в статусе которого была заложена независимость суда и выносящих вердикт присяжных заседателей. Оправдательный приговор Засулич явился поводом для постановки вопроса о действиях правительства на новом этапе политики. 3 апреля Александр II созвал у себя Совет министров, в последние годы собиравшийся только по делам чрезвычайным. Обнаружилось, что сам он неспособен предложить какую-либо программу а потому все дело свелось к тому, как воспрепятствовать в дальнейшем повторению в суде эпизодов, подобных оправданию Засулич. Время на подготовку преобразований, съеденное войной, продолжало растрачиваться.
Признаком правительственного кризиса, дополнявшего кризис финансовый и социальный, было распространенное в правящих кругах недовольство императором и критическая оценка деятельности власти. «Правительственные органы не в состоянии более поддерживать порядок», — заявлял в апреле 1878 г. прусскому послу Г. Швейницу П. А. Шувалов, посол России в Лондоне.4 «Совершенная несостоятельность, совершенное отсутствие правительствующего правительства», — оценивал тогда же ситуацию П. А. Валуев.5
Завершение войны, или по крайней мере военных действий, вызвало в 1878 г. перестановки в министерских кругах: первым был отправлен в отставку министр юстиции граф К. И. Пален, и поводом к этому послужил все тот же процесс Засулич, поскольку министр не смог обеспечить нужного власти его исхода. Сменил его человек более либеральных взглядов —Д. Н. Набоков. Однако в России это министерство не было влиятельным. В июле последовала отставка министра финансов М. X. Рейтерна, давно предрешенная. Он был несогласен с вовлечением России в войну с Турцией, для него лично означавшей крушение всех его 15-летних усилий по налаживанию российской финансовой системы, и не собирался начинать заново долгое восстановление разрушенного. Его сменил С. А. Грейг, пришедший с должности государственного контролера, а ранее, в 1866—1874 гг., занимавший место товарища министра финансов. Человек честный и умный, он все-таки, как считали современники, не подходил для того, чтобы занять должность главы финансового ведомства в момент, когда нужно было выводить страну из кризиса. Малоинициативного А. Е. Ти-машева, годившегося лишь на то, чтобы формально вести дела текущие, в ноябре заменил человек, совершенно лишенный реформаторской жилки, заурядный исполнитель распоряжений старшего по должности Л. С. Маков, выросший при Валуеве и его канцелярии. Произошла и перемена в руководстве III отделения: серия террористических акций народников 1878 г. коснулась и жандармского ведомства: убитого С. М. Кравчинским Н. В. Мезенцева сменил генерал-адъютант А. Р. Дрентельн. Все это не давало надежды на то, что в министерских кругах сформируется
4 Denkwurdigkeiten des Botschafters General V. Schweinitz. Berlin, [1927]. Bd 2. S 28
5 Валуев П. А. Дневник 1877—1884 гг. С. 26.
группа, которая возьмется за коренные преобразования. К этому времени вел. кн. Константин Николаевич уже упустил лидерство, новый фактический «премьер» не обнаружился, и правительство Александра II продолжало вести рутинную политику, возможную только в условиях спокойного, некризисного состояния. Нужны же были либо немедленное выдвижение программы дальнейшего продолжения реформ, способной увлечь российское общество, либо немедленный переход к жесткому режиму, который следовало использовать для передышки и хотя бы экономических преобразований. Стареющий император оказался неспособен ни на то, ни на другое. На создание института первого министра он идти не хотел, чтобы не делить власть с кем бы то ни было, а потому оставался лишь путь разгребания текущих дел.
Вместо программы финансовой стабилизации, с нетрадиционным решением проблем дефицитного бюджета (а на 1879 г. было только запланировано 50 — 70 млн. дефицита, на деле оказавшегося бблыпим), в 1878 г. власть шла все тем же путем: создания комиссии по экономии средств, заключения за границей нового займа, который бы решил только сегодняшние задачи, и, наконец, выдвижения идеи новых налогов и сборов с того же крестьянства, которое общепризнанно считалось и так переобремененным. Л. С. Маков боролся с тревожным настроением деревни и слухами о переделе с помощью циркуляров губернаторам, которые должны были объяснить крестьянам, что им не следует ждать прирезки помещичьих земель.
И как бывает всегда, когда правительство не справляется со своими задачами, а в стране нарастает беспокойство, за дело принимаются непрофессионалы, которые начинают искать пути выхода из кризиса. В России конца 1870-х годов с ее уже развитой газетной и журнальной публицистикой роль такого исследователя состояния страны и выяснения мер экономической, социальной и политической стабилизации берет на себя пресса.
Давление общества на правительство в конце 1870-х годов шло по нарастающей и было чрезвычайно разнообразным, причем ведущая роль в этом принадлежала либералам, отчетливо осознававшим неизбежность дальнейшего продвижения преобразований за счет завершения ранее ими названных, углубления или территориального расширения уже провозглашенных или проведенных. «Вестник Европы» начиная с 1866 г. проводил неизменно пропаганду либеральной идеологии и движения России по европейскому пути создания правового государства.6 Весьма заметной фигурой в редакции этого журнала был автор умных и глубоких «Внутренних обозрений», неизменно поднимавших самые острые проблемы политики, Л. А. Полонский. В 1880 г. он начинает самостоятельное издание газеты «Страна». А с 1881 г. и М. М. Стасюлевич начал издание газеты «Порядок». Вольное экономическое общество с 1876 г. осуществляет издание «Земского ежегодника», поднимав-
6 См.: Кельнер В. Е. Человек своего времени: (М. М. Стасюлевич: Издательское дело и либеральная оппозиция). СПб., 1993.
12 Власть и реформы
шего все вопросы земской деятельности. Тогда же, в 1876 г., начали выходить журналы и газеты, завоевавшие признание и читательскую аудиторию, — журнал «Русское богатство» и газета «Русское обозрение» Г. К. Градовского (1876—1879 гг.), буквально удушенная правительством, «Северный вестник» (1877— 1878 гг.) —газета Е. В. Корша, пытавшегося продолжить дело либерального издания. А. А. Навроцкий в 1879 г. стал издавать журнал «Русская речь», особенно внимательный к экономическим ц социальным темам. Одним из постоянных его авторов был А. Д. Градовский. Позже эти ряды пополнили журнал «Русская мысль» (в 1880 г.), В. Ю. Скалой приступил к изданию газеты «Земство», а И. С. Аксаков —к изданию газеты «Русь» (1880 г.). Большинство издателей сходилось на том, что необходимо проведение реформ, хотя относительно их перечня, последовательности и методов велась полемика.7
В периодической печати этого времени преобладали либеральные издания. «Московские ведомости» заметно теряли свое влияние, «Гражданин» его и раньше не имел, а «Новое время» А. С. Суворина сообразовывалось с общественными настроениями. В либеральной печати речь шла о необходимости быстрого проведения многих преобразований, например развития цензурной реформы, до тех пор дававшей администрации слишком большие возможности для преследования печати по собственному усмотрению. В обстоятельствах, когда печатное слово могло стать альтернативой все учащавшимся случаям террористических выступлений, отстаивание прессой своих прав на свободу выражалось чаще всего в требовании судебного разбирательства в случаях, когда администрация сочтет, что пресса нарушила закон. Особенно много занималась проблемой свободы печати, понимаемой в этом смысле, редакция «Вестника Европы», да и почти вся пресса громко обсуждала эту тему.8 Но на первый план все же выходили две: аграрная и конституционная — вечные для России нового времени. Аграрная программа к концу 1870-х годов была уже настолько хорошо разработана, что законодателям оставалось только облечь ее в форму нормативных документов.
Неудовлетворительное состояние сельского хозяйства было для общества и власти очевидно, и время простой констатации факта и публицистических восклицаний по этому поводу прошло. Пять томов «трудов» Сельскохозяйственной комиссии послужили материалом для многих последующих серьезных исследований, среди которых в первую очередь нужно назвать работу А. И. Васильчи-кова «Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах».9 При этом кн. Васильчиков, общественный деятель, земец, литератор, постоянно и основательно выступал со статьями
7 Лапшина Г. С. Русская пореформенная печать 70—80-х годов XIX века. М., 1985; Вторая революционная ситуация в России: Отклики на страницах прессы. Сб. статей. М., 1981.
8 Чернуха В. Г. Правительственная политика в отношении печати: 60—70-е годы XIX века. М., 1989. С. 80—81.
9 Т. 1—2. СПб., 1876.
сельском хозяйстве в разных его аспектах и в защиту земского самоуправления,10 а потому за его работами общество вниматель-
о следило. Затронув в своей аграрной работе множество проблем, Васильчиков выделил главный предмет спора: какова главная болезнь крестьянского хозяйства — малый ли надел, не обеспечивающий потребностей крестьянина, или переобремененность его платежами. Васильчиков настаивал на диагнозе: обременительность платежей. Его работе оппонировала позже вышедшая книга Ю. Э. Янсона «Опыт статистического исследования о крестьянских наделах и платежах».11 Написанная известным экономистом и статистиком работа основывалась на всех к тому времени появившихся данных, которые могли быть подвергнуты статистической обработке. Книга Янсона, при всей ее научной серьезности, с интересом читалась в самых высших кругах российской бюрократии. Как бы ни относиться к очередности причин, рецепты лечения этих болезней (малоземелье или переобремененность налогами и платежами) были известны. Недостаточность крестьянского надела в условиях России могла быть восполнена двумя основными способами: организованным переселением земледельцев на свободные казенные земли и (или) предоставлением им кредита на покупку земли. Эти средства, в конце 1870-х годов осо-6Ъшо часто называвшиеся, не были секретом и для правительства. Еще в 1869 г. им была учреждена особая межведомственная комиссия под председательством А. М. Дондукова-Корсакова для разработки проекта правил переселений, однако в то время власть не решилась оформить законом это право крестьян. В огромной стране с многочисленным крестьянским населением особенно велика была опасность массового неуправляемого переселенческого движения, тем более что в конце 1860-х годов власть столкнулась с самовольным переселением небольшой группы эстонских крестьян и испугалась этого. Переселенческий проект был отложен до лучших времен. Другим рецептом считалась организация кредита, вопрос о котором постоянно поднимался в обществе. Вполне понимая его значение, правительство тем не менее уклонялось от принятия на себя организации для крестьян казенного кредита, ибо хронически испытывало финансовые трудности и потому ориентировалось на то, что дело «вывезут» учреждения частного кредита.
То же можно сказать и об обложении крестьянства, к которому прибавились выкупные платежи. То, что вся налоговая система России нуждалась в реформировании, было признано еще в 1859 г., когда при Министерстве финансов была учреждена Податная комиссия с целью представить проекты новых систем налогов. Комиссия пыталась разрешить более чем сложную задачу: не вовлекая в круг налогоплательщиков поместное дворянство, как считалось, пострадавшее от реформы, не уменьшая общей суммы причитающихся налогов, сделать систему налогов более эффек-
10 Васильчиков А. О самоуправлении: Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. 1869—1871. Т. 1—3.
11 СПб., 1877.
тивной. Дело могло свестись и свелось к частностям. Упразднить или хотя бы сократить прежнее налогообложение власти не удавалось, наоборот, налоги незначительно возрастали, и в итоге шел процесс нарастания недоимок с крестьян. Правительство отвечало на него созданием комиссий, изучающих на месте положение крестьянских хозяйств, причины недоимочности, предоставляющих льготы (главным образом рассрочек недоимки, переноса сроков уплаты платежей на более удобное время и т. п.).12
При всей важности аграрной проблемы (а теперь, в конце 1870-х, она стала еще и проблемой поддержки помещичьего хозяйства) на первый план все же вышла другая, для самодержавия более опасная, так называемая «конституционная». Дело в том, что все разговоры о необходимости принятия конституции, где бы они ни велись, в общественных или бюрократических (и это было уже гораздо серьезнее) кругах, подразумевали обычно вовсе не конституцию в строгом смысле слова. Имелось в виду всего лишь представительство интересов различных общественных групп в Государственном совете или особом учреждении, причем с правом совещательного голоса. При всей возросшей смелости российской печати сама конституционная идея, в таком ограниченном смысле понимаемая, формулировалась весьма глухо — как мысль о необходимости привлечения общества к участию в законодательном процессе и о возможности общественного контроля над властями. Усиленное выдвижение идеи общенационального представительства мотивировалось демонстрируемой правительством неспособностью справиться с кризисными экономическими и социально-политическими явлениями. Сотрудничество же власти и общества обеспечит и принятие программы, и осуществление нового курса преобразований. Предварительное условие начала преобразования — создание нового законодательного механизма, который сможет обеспечить соответствующую задачам времени основу. При всей строгости цензуры в том, что касалось темы государственного устройства и тем более создания представительных учреждений, суждения печати, обычно вуалируемые, но тем не менее всем понятные, были распространены уже в 1878 г. В августе 1878 г., после убийства Н. В. Мезенцева, тогдашний редактор «Гражданина» В. Ф. Пуцыкович писал Ф. М. Достоевскому, своему предшественнику по редактированию этой газеты: «От статей, печатающихся во всех (курсив мой. —Авт.) газетах об убийстве Мезенцева, мне делается тошно!.. Я понял все статьи так: если Вы хотите, чтобы мы помогли Вам, т.е. правительству..., то дайте русскому народу... конституцию!!! Вот голос печати».13
Другим каналом общественного давления на правительство в конституционном направлении была деятельность земских собраний. Созданное законом 1864 г. вместо конституционных преобразований местное самоуправление, формально бессословное, с са-
12 Подробнее см.: Чернуха В. Г. Крестьянский вопрос в правительственной политике России (60—70-е годы XIX в.). М., 1971. С. 70—122.
13 Волгин И. Последний год Достоевского // Новый мир. 1981. № 10. С. 103.
мого начала своего существования заговорило о расширении своих прав вплоть до созыва общероссийского земства и, встретив решительный отпор самодержавия, не оставило своих планов, но на некоторое время вынуждено было их отложить, занявшись местными делами. Однако на рубеже 70—80-х годов земцы активизировали свою деятельность, начав говорить о вызове земских депутатов в столицу от имени всего обладающего избирательными правами населения России. Началась земская адресная кампания. Пренебрегая запретами, земские деятели (главным образом председатели управ), пользуясь удобными случаями (например, промышленными выставками и т. п.), съезжались на встречи для выработки общей позиции.14 Таким образом, власть столкнулась с лояльной оппозицией, готовой поддержать ее в борьбе с революционным движением и в деле экономико-социальных преобразований, но в качестве независимого и серьезного партнера. Неуступчивость власти заставляла либералов рассматривать революционеров как возможных союзников.15
Первые признаки начавшегося общественного подъема, пришедшиеся на 1878—1879 гг., правительство встретило традиционными для него приемами реагирования не на существо дела и его причину, а на событие: каждый факт заявления в печати конституционных требований или хотя бы постановки в общей форме вопроса о новом курсе политики вызывал репрессии против газеты или журнала, за выступлениями земств следовали поиски правительством виновных и наказание гласных, осмелившихся вторгаться в сферу монарших прерогатив. Террористические же акты (а они с 1879 г. оказались направленными уже непосредственно против императора) своим неизбежным следствием имели лишь усиленную розыскную деятельность и расправу с участниками. Максимум активности, на который оказалось способно правительство, — учреждение всякого рода следовавших одно за другим особых совещаний, имевших целью выяснить причины «социального» движения и предложить меры борьбы с ним. Последние, разумеется, сводились к мерам усиления полицейской власти и власти вообще и проектам учреждения временных генерал-губернаторов, эквивалентного введению в местах напряженности режима чрезвычайного положения. На борьбу с идеями правительство бросало полицейский аппарат.
Ряд государственных деятелей (П. А. Валуев, Д. А. Милютин, вел. кн. Константин Николаевич, А. А. Половцов, А. М. Горчаков) понимали всю неэффективность дискредитировавших себя рутинных мер, однако, не имея на то монаршей санкции, не толь-
4 Петров Ф. А. Нелегальные общеземские совещания и съезды конца 70-х— начала 80-х rr.XIX в. // ВИ. 1974. № 9. С. 33—44.
Петров Ф. А. Из истории общественного движения в период второй революционной ситуации в России: Революционеры и либералы в конце 1870-х гг. // История СССР. 1981. № 1. С. 144—155. «Настоящего антагонизма между нами и Революционерами нет, вот в чем дело», — объяснял парадоксальность ситуации А- Н. Куломзин (Головин К. Мои воспоминания. СПб., 1908. Т. 1. С. 372).
ко не предпринимали, но и не предлагали позитивных мер, зная в конце концов, что все они непременно связаны с одной — реформой государственного строя. Александр II же долго не был готов отрешиться от привычных приемов властвования. Еще 30 сентября 1878 г. товарищ шефа жандармов генерал-лейтенант Н. Д. Селиверстов объяснял ему: для успешного противодействия «преступным замыслам» революционеров необходимо, чтобы те ведомства, которые за это ответственны и контролируют полицию (имеются в виду Министерства внутренних дел, юстиции и III отделение) , выполняли «указания» императора «совершенно едино-мысленно».16 Но для этого должен был существовать «кабинет», правительство, формируемое не случайными высочайшими повелениями, а на основе партийного признака, на основе парламентского большинства. Император же к идее «кабинета» относился еще более жестко, чем к идее парламента, и отвергал самую возможность формирования министерского корпуса иначе, чем по его собственному усмотрению, в котором мотивы личной преданности и отсутствия амбиций играли важную роль.
В перечне средств из тогдашнего арсенала власти стоит упомянуть, что правительство все же не прямо, а завуалированно попыталось вести пропаганду официальной идеологии, объясняться с обществом. Однако оно даже не решилось признать, что вступает в диалог с подданными, которые так лояльно этого ждали, а организовало два официоза, якобы издаваемых частными лицами. Это были газеты «Берег» и «Отголоски». «Берег» был негласно учрежден Министерством внутренних дел, призвавшим для ведения дела и для официального представления публике литератора П. П. Ци-товича. Его пропаганда была примитивна и сводилась к оправданию проводимой правительством политики. Более гибкой и дольше продержавшейся была газета «Отголоски». Ее учредил П. А. Валуев в бытность его министром государственных иму-ществ. Газета выходила в Петербурге в 1879—1881 гг. Ее номинальным издателем был К. К. Ретгер, официальным редактором Е. П. Карнович, а неофициальным —сам П. А. Валуев.17
И все же с 1879 г. в правительственных кругах начинается подспудное движение в пользу реформ, которые должны были начаться с какой-то конституционной меры. Дополнительным толчком для размышления российских государственных деятелей на эту тему был факт разработки российскими бюрократическими кругами проекта конституции для новосозданного на Балканах Великого княжества Болгарского, управлявшегося — до определения его статуса — российской администрацией. Начало истории подготовки именно Россией конституции для Болгарии восходит к Сан-Сте-фанскому предварительному договору, предусматривавшему будущее конституционное устройство Болгарии, и российская администрация во главе с князем А. М. Дондуковым-Корсаковым привлекла юристов для подготовки проекта конституции, которая бы точно
определила структуру государственной власти Болгарии и права ее населения. Подготовка проекта прошла две стадии, когда составленный на месте, в Болгарии, проект был привезен в конце 1878 г. в Петербург и здесь началась разработка второй его редакции, с привлечением экспертов, в том числе профессора Петербургского университета А. Д. Градовского, разработка, осуществлявшаяся при II отделении особым совещанием под председательством С. Н. Урусова.18 Самый факт составления конституции для Болгарии — а довольно широкий состав участников, естественно, привел к тому, что событие это стало широко известно и в общественных кругах, убежденных в необходимости модернизации российского государственного строя, и вызвал еще большее нетерпение и даже негодование. Обсуждение этого деяния как вызывающего по крайней мере удивление российских подданных выплеснулось и на страницы печати, и в гостиные общественных деятелей. В ходившей несколько позже по рукам записке земцев «О внутреннем состоянии России» выражалось мнение, что Россия «созрела для конституционных учреждений» уж никак не меньше Болгарии. Эта конституция, утвержденная на собрании именитых людей Болгарии, была одной из наиболее демократичных конституций того времени. Она провозглашала всеобщее избирательное право для мужчин, однопалатный парламент, существующий при великом князе Болгарском.
Обсуждение в общественных (да и в правительственных, в виде пока только частных разговоров) кругах проблемы конституционного устройства и для России опять раскололо российское общество на «западников» и «славянофилов», или, точнее, сторонников самобытного пути развития страны. Идее конституции как чуждого природе и истории России заимствования и заурядного подражательства началось противопоставление самобытного варианта государственного устройства, которое виделось его сторонникам в виде модернизированного Земского собора. Ссылки при этом делались на далекое допетровское время, когда якобы власть царя реализовывалась с периодически возобновляемой санкции общества и легитимизировалась Земскими соборами, созываемыми время от времени только по чрезвычайным поводам. Земские соборы (соборы представителей земли русской) брали на себя решение наиболее крупных, спорных, принципиальных вопросов, царь осуществлял текущую политику. Эту линию в 1879 г. пытался отстаивать, в частности, П. Д. Голохвастов. 10 декабря он обратился с письмом к К. П. Победоносцеву , а также с записками, содержащими критику конституционных убеждений и идею Земского собора. Его письма имели хождение в императорской семье и ее окружении и вызывали — явно критикой конституции — удовольствие императора и тогдашнего наследника престола.19 Среди лиц, читавших сочинения Голохвастова, был и граф И. И. Воронцов-Дашков.
16 КА. 1931. № 6 (49). С. 127.
17 Подробнее см.: Чернуха В. Г. Правительственная политика в отношении печати: 60—70-е годы XIX века. М., 1989. С. 111 — 121.
18 Коротких М. X. Россия и конституционное строительство в Болгарии 1878—1879. Воронеж, 1982.
19 РВ. 1905. Февраль. (Кн. 2). С. 746—750; К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки. М.; Пг., 1923. Т. 1. Полутом 1. С. 19.
И. И. Воронцов-Дашков, со времени русско-турецкой войны вошедший в окружение наследника престола,попытался создать умеренную программу, в которой были бы учтены интересы самодержавия и поместного дворянства, во всяком случае верхушечной его части. Вместе с генералом Р. А. Фадеевым, счастливо сочетавшим военные способности с литературными, он подготовил такую программу в форме 12 писем. В одном из них генерал высказывался и о даровании Болгарии конституции. «В то время, когда московский фабрикант, поволжский купец и дельный земец начинают сознавать более или менее ясно наше естественное (курсив мой. — Авт.) направление, Русская империя дает конституцию освобожденной ею Болгарии. По этой конституции иностранцы судят теперь о наших политических идеалах; но есть в ней хоть тень возникающего на наших глазах русского сознания? Вместо учреждений, вырастающих без посева на всякой предоставленной себе славянской почве — владыки или князя и краткосрочной скупщины, каждого по своей части, — Болгарии дают ту самую конституцию, которую офранцуженные заговорщики 14 декабря 1825 года хотели навязать нашему правительству и от которой, к счастью будущих поколений, оно отбилось картечью».20
В «Письмах» рассматривались принципиальные вопросы о месте России в мире, отвергался путь следования за Западом, но зато ставилась и задача: при сохранении самобытности все же решиться на поновление самодержавия, потенциальная дееспособность которого не подвергалась ни малейшему сомнению, но в настоящее время признавалась явно нуждающейся в укреплении. Если в сочинении «Чем нам быть?» роль этого общества отводилась реформированному дворянству, пополняемому за счет наиболее общественно активной части предпринимателей и интеллигентов, то теперь, отказавшись (возможно, под давлением прошлой критики) от такой крайне сословной точки зрения, он высказывался за земство как элемент самоуправления, готовый взять на себя управление на местах и участие в возобновляемой деятельности Земских соборов в центре.21
Такого рода сочинения свидетельствовали о том, что в ближайшем окружении императора шел поиск разных путей модернизации государственного строя.
Для находившихся в трудном положении министров, которых Александр II не уполномочивал на представление принципиальных предложений, как того требовал не только обычай, но и закон, пришло время подготовительных действий, хотя бы в надежде на будущее. В смысле резервов и опыта они находились в гораздо более благоприятном положении, нежели в начале 1860-х. В их распоряжении уже были основательный (списанный с австрийской конституции) проект П. А. Валуева, по которому при Государ-
20 Письма о современном состоянии России: 11 апреля 1879—6 апреля 1880 г. 3-е изд. СПб., [1881]. С. 137—138.
21 Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Р. А. Фадеев, С. Ю. Витте и идеологические искания охранителей в 1881 —1883 гг. // Исследования по социально-политической истории России: Сб. статей памяти Б. А. Романова. Л., 1972. С. 302—303.
ственном совете учреждалась нижняя палата; проект великого князя, более скромный,—создания при Государственном совете двух комиссий, предварительно обсуждающих часть дел, затрагивающих интересы дворянства и земства; постановление Комитета министров 1874 г., в которое в конце концов —съежившись, как шагреневая кожа, — воплотился «конституционный» план Шувалова. К авторам проектов — Валуеву и Константину Николаевичу "(Шувалов, вышедший в отставку, теперь уже занимал значительно более решительную позицию, считая необходимым произвести серьезную реформу, и находил проект Валуева более предпочтительным) присоединился военный министр. Д. А. Милютин начал готовить свою записку, как и сенатор А. А. Половцов.22 Это были программные записки, непременно затрагивавшие и область управления.
Валуев стал в 1879 г. знакомить со своим проектом ближайших коллег, подготовительная работа была завершена им в декабре 1879 г. разговором с императором, который, как и в 1863 г., разрешил поставить ее на обсуждение наряду со старым проектом великого князя. Оно состоялось в январе 1880 г. и показало, что министры в этом их составе в присутствии императора еще не способны откровенно высказать свои взгляды и заботятся о демонстрации своей лояльности принципу неограниченной монархии и своей готовности действовать в чрезвычайных условиях методами текущей политики. По иронии истории отклонение идеи перехода к представительному правлению, при котором законодательная власть сохраняется за монархом, а депутатскому корпусу принадлежит лишь право совещательного голоса («выражения мнения»), состоялось незадолго до очередного покушения на императора.
Итак, политика 1878—1879 гг. строится как ряд откликов на текущие события, без попыток со стороны императора придать ей форму целенаправленной программы. Причина состояла в том, что сам Александр II был просто неспособен выработать программу самостоятельно. Министерские круги в своей среде не находят лидера. Он приходит в феврале 1880 г., неожиданно возглавив курс конструктивных действий, в то время как на него поначалу возлагались вовсе не преобразовательные задачи, а всего лишь «усмирение». Однако самые обстоятельства заставили его поступать в соответствии с логикой развития. История появления лидера такова.
С апреля 1879 г. после длительного (с 1867 г.) перерыва начались покушения на императора. 2 апреля 1879 г. в императора стрелял А. К. Соловьев, причем в двух шагах от главной резиденции монарха —Зимнего дворца. В этом же году народовольцы23 начали готовить — и подготовили — взрыв императорского поезда,
22 Зайончковскип П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х годов. М., 1964. С. 41, 131 — 135, 192—207.
Особенно отчетливо и точно вопрос о значении фактора радикального крыла революционного движения поставил П. А. Троицкий. См. его статью: «Народная воля» как фактор второй революционной ситуации в России // Освободитель-ное движение в России: Сб. статей. Саратов, 1981. Вып. 10.
который должен был произойти во время одной из поездок Александра II. Все это, вкупе с тяжелым экономическим положением окончательно подрывало престиж власти, откровенно неспособной ни снять недовольство, ни подавить его проявления. Сдвинуться с места правительство заставил взрыв в Зимнем дворце, подготовленный С. Н. Халтуриным. Самый факт проникновения террористов в Зимний дворец, основательная подготовка взрыва были скандальными и пугающими, «Страшный переполох» встретил в Зимнем дворце прибывший туда военный министр.24
8 и 9 февраля 1880 г. Александр II созвал у себя узкое совещание министров и наследника престола. Но и там разговор шел об усилении полиции и ускорении судопроизводства. Это не удовлетворяло наследника престола, и он, очевидно, вспомнив 1866 г., когда был призван из политического бездействия самый жесткий из тогдашних государственных деятелей, М. Н. Муравьев, предложил по тому же образцу создать чрезвычайную комиссию. На заседании 9 февраля уже присутствовал гр. М. Т. Лорис-Мели-ков, стало быть, выбор был сделан довольно быстро: еще 8 февраля Александр II не был склонен прибегать к крайним мерам и создавать комиссию, которая бы взяла на себя функции беспомощных ведомств: III отделения, Министерства внутренних дел и генерал-губернаторства. Тут же на заседании было объявлено об упразднении петербургского генерал-губернаторства, введенного менее года тому назад после покушения А. К. Соловьева.
М. Т. Лорис-Меликов в этот момент был харьковским генерал-губернатором, назначенным на такую должность для наведения полувоенного порядка. В период русско-турецкой войны на Кавказском театре военных действий он оказался в должности командующего корпусом, фактически главнокомандующего. На Кавказе в то время ситуация складывалась для России значительно лучше, чем на Балканах, и для Александра II и вообще военного руководства это было своего рода моральной поддержкой. Поэтому после окончания войны Лорис-Меликов был возведен в графское достоинство, и, когда начались поиски крупных местных администраторов, был назначен генерал-губернатором группы поволжских губерний — Астраханской, Саратовской и Самарской. Здесь он отличился энергичными мерами борьбы со вспышкой чумы. После этого он был переведен в Харьков.
Самое назначение боевого генерала на должность главы чрезвычайного учреждения, названного Верховной распорядительной комиссией, показывало, что на него прежде всего возлагается задача репрессивно-полицейская — подавления революционных эксцессов. Ситуация в известной мере напоминала 1866 г. с его Верховной следственной комиссией. Разница заключалась в том, чт( на Верховную распорядительную комиссию, которая была постав
24 Милютин Д. А. Дневник. Т. 3. С. 211.
пена над всеми ведомствами, занимающимися обеспечением по-пядка и внутреннего спокойствия, не возлагалась задача проведения расследования. Она должна была заняться текущей деятельностью с упором на правоохранительную. Похоже, ни Александр Н» ни тем более наследник престола на ожидали от Лорис-Меликова никаких особенных реформаторских программ, надеясь просто обеспечить себе безопасность. Однако события начали разворачиваться ускоренно и в совсем ином направлении.
Лорис-Меликов оказался тем человеком, который исповедовал широко распространенные идеи своего времени. К тому же и обстановка этому способствовала. Уставшее от беспомощности власти либеральное общество и от отсутствия лидера министры явно оживились. Репутация Лорис-Меликова позволяла надеяться, что он не пойдет по пути М. Н. Муравьева, и потому пресса восторженно (как последнюю надежду) приняла Лорис-Меликова и его первые же шаги.25 Если у него были представления о том, что нужно делать в настоящих условиях (что сомнительно), то уж, бесспорно, он заранее был твердо убежден в одном: правительство должно ныне действовать в согласии с обществом и идти в русле общественных настроений. Первое, чем он отметил свое назначение на пост, было обращение к жителям столицы с призывом объединить усилия в борьбе с противоправительственными выступлениями. И поскольку террор мало кому нравился как средство достижения цели, лояльная часть общества с готовностью откликнулась на его призыв, надеясь с его помощью осуществить свои чаяния. По крайней мере небольшой резерв времени был ему обеспечен.
Лорис-Меликов простоял у кормила государственной власти в течение года и сделал необыкновенно много, за это время подготовив программу перехода к новому витку продолжения реформ, причем уже в обстановке сотрудничества самодержавной власти с общественными кругами в сфере законодательства. Ему пришлось сначала возглавлять Верховную распорядительную комиссию, а затем, с августа 1880 г., на посту министра внутренних дел распоряжаться розыском членов революционных организаций и создавать собственное рабочее окружение, которое бы генерировало идеи и поддерживало его предложения о преобразованиях. Он осознавал, что находится в цейтноте, ибо резерв времени растрачен властью. Общество нетерпеливо ждало от него каких-то немедленных позитивных действий, отсюда — поспешное устранение им с поста министра просвещения Д. А. Толстого, упразднение III отделения, попытки объясниться с печатью и ослабить цензурные путы.
Ближайшими сотрудниками Лорис-Меликова стали новый министр финансов А. А. Абаза, пришедший в Министерство финансов с поста государственного контролера, руководитель Главного управления по делам печати Н. С. Абаза, как и Лорис-Меликов
25 Афанасьев А. П. Столичные либеральные газеты и лорис-меликовская диктатура: (начало 80-х годов XIX в.) // Проблемы истории СССР. М., 1973. [Вып. 3].
приобретший популярность со времен войны, где он, медик по специальности, занимался делами Красного креста (организации очень почитавшейся в российском обществе), а потом оказался одним из наиболее способных и либеральных губернаторов. В качестве товарища министра финансов был призван Н. X. Бунге, профессор Киевского университета, участник разработки крестьянской реформы 1861 г. Помощником Лорис-Меликова стал товарищ министра М. С. Каханов, а директором канцелярии А. А. Скаль-ковский. Наиболее близким к Лорис-Меликову органом прессы оказалась самая распространенная петербургская газета «Голос», известная своими умеренно-либеральными взглядами и постоянной поддержкой курса на продолжение реформ.
Один из спорных вопросов политики Лорис-Меликова состоит в том, пришел ли Лорис-Меликов в петербургскую бюрократическую верхушку уже с убеждением в необходимости конституционных шагов или позже обрел его, исчерпав иные средства, подвергшись воздействию событий и своего окружения, а также поддерживавшими его военным министром Д. А. Милютиным, вел. кн. Константином Николаевичем и др. Его отношение к проекту А. А. Ливена о созыве в Петербурге подобия аграрного парламента из чиновников и депутатов от общества (земств и сельскохозяйственных обществ) позволяет уточнить этот вопрос. Оно недвусмысленно показывает, что уже в марте 1880 г. Лорис-Меликов стоял на точке зрения необходимости развития начал народного представительства, но до времени он осторожничал, подготавливая им условия.
Его программа достаточно известна, ибо «всеподданнейшие» доклады, где она излагалась, были опубликованы, а исследователи 26 не могли обойти вниманием эту фигуру, случайно вынесенную историей на пик событий и призванную решить накопившиеся в стране проблемы.
В основу программы М. Т. Лорис-Меликова были положены две главные идеи. Первая — сотрудничество с либеральными кругами общества, перевод их из оппозиции в лагерь союзников по борьбе с революционным движением. Самой существенной уступкой, которая должна была обеспечить сотрудничество либералов с самодержавием, и формой такого сотрудничества оказывалось общегосударственное представительство, причем свои планы в этом отношении Лорис-Меликов сначала старательно маскировал, а когда обнаружил, то, следуя всем предшественникам, характеризовал эту меру не как ограничивающую самодержавие, но, напротив, как способствующую его укреплению. Вторая — облегчение положения крестьянства целым рядом мер, что должно было двинуть развитие сельского хозяйства и тем самым, создав условия экономической стабильности, ослабить недовольство деревни, что удержало бы крестьянство от участия в массовом движении.
26 См.:Хепфец М. И. Вторая революционная ситуация в России (конец 70-х— начало 80-х годов XIX века): Кризис правительственной политики. М., 1963; Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х годов.
Основные положения программы М. Т. Лорис-Меликова были ,i^ сформулированы вскоре после его назначения во всеподдан-