Государственно-управленческая мысль в форме административного права
С 60-х годов XIX в. и до 1917 г. — это период перехода науки полицейского права в науку административного права. Конкретными объективными факторами, которые обусловили новое состояние и новое название науки, были:
1) резкое сужение в результате реформ 60—70-х годов компетенции органов полиции . и передача в ведение земских губернских и уездных органов значительного количества дел (хозяйство, финансы, просвещение, культура, социальное обеспечение);
2) кардинальные изменения администативно-правового статуса личности. Основной житель России — крестьянин — в соответствии с Общим положением о крестьянах 1861 г. получил право принимать участие в управлении селом и волостью, а на основе Судебных уставов 1864 г. — право обжаловать в случае нарушения его прав и свобод действия должностных лиц, обращаясь в такие институты власти, как земский начальник, губернское смешанное присутствие и Правительствующий сенат;
3) расширение поля административно-правовых отношений, для регламентации которых полицейское право оказалось узкой отраслью права.
Таким образом, во второй половине XIX в. понятия «полиция», «полицейское право», «полицейская деятельность» стали утрачивать свое универсальное значение, оказались слишком узкими для возникших новых административно-управленческих, административно-правовых решений.
Реформа науки полицейского права и перевод ее на рельсы административного права включали в себя:
• научное признание понятия «административное право» и определение его места в качестве наименования отрасли и научной дисциплины;
разработку новых понятий — «государственное управление», «исполнительная власть», указывавших на такую обширную сферу общественных отношений, с регламентацией которых полицейское право уже не могло справиться;
• трактовку исполнительной власти как системы органов, подразделяющихся на «администрацию» и «полицию» с их точно определенной компетенцией. В научном отношении понятия «администрация» и «полиция» должны были заменить изжившие себя понятия «полиция благоустройства» и «полиция безопасности» с их недостаточно определенным содержанием;
• очерчивание института административного (полицейского) принуждения и классификация его на различные виды, подчеркивание важности правовой регламентации этого принуждения в плане соблюдения прав и свобод граждан;
• разграничение актов органов государства на законы и акты управления (распоряжения) и классификацию актов как актов органов исполнительной власти, которые, в свою очередь, подразделяются на два вида: распоряжения-акты управления нормативного характера и предписания-акты управления индивидуального назначения, адресованные конкретным лицам;
• новую систему изложения административно-правового материала в учебно-лекционном курсе по схеме «Общая — Особенная части»;
• общая часть охватывала теоретический раздел о нормах и правоотношениях, раздел об органах исполнительной власти, формах административной деятельности (вместе с административным принуждением), раздел об обеспечении законности в государственном управлении. Особенная часть охватывала материал, построенный по отраслевому принципу и сгруппированный по отраслям управления (управление экономикой, образованием, военным делом);
• включение в качестве завершающего раздела Общей части раздела об обеспечении законности в государственном управлении, в котором наиболее значительное место занимал институт административной юстиции (разрабатывали В. В. Ивановский, В. Ф. Дерюжинский, Э. Н. Борендтс (последняя треть XIX — начало XX в.). Поставлен вопрос о новом административном правоотношении, субъектами которого является должностное лицо (орган управления) и гражданин. Это уже иное качественное правоотношение, в котором каждый из субъектов в одинаковой мере наделен правами, осуществляет определенные обязанности и отвечает за свое поведение.
13.1. Концепция общественного права В. Лешкова
Носителем новых взглядов на правовые отношения администрации и граждан в пореформенной России и резким критиком полицейского права выступил автор концепции общественного права В. Н.Лешков. Он ставил в вину русским ученым-полицеистам, и в первую очередь И. Е. Андреевскому, то, что в Их теории полицейская
деятельность всеобъемлюща и охватывает жизнь всего общества и отдельного человека. «Конечно, все совершается в государстве, т. е.в пределах данной страны, но не всем государством, а тем более полицией...»[15]. В. Н. Лешков считает понятие «полиция», «полицейскоеправо» узкими, не охватывающими широкой управленческой действительности. По его мнению, «давно пора нам, русским, отделаться от иноземного, столь неудачного слова и поискать другое, которое было
бы более в гармонии с делом...»[16]. В. Н. Лешков полагал, что другим правом, которое могло сменить полицейское право, должно быть «общественное право». ;
Концепция общественного права появилась в середине XIX в. как оппозиционная идеям полицейского государства и полицейского права. Это была реакция на «всевластие полиции» и широкого государственного вмешательства во все стороны народной и общественной жизни. Стремление оградить самодеятельные организации народа и органы местного самоуправления от чрезмерной опеки чиновников, дать возможность им развернуть свободно свою деятельность — «таковы те скрытые пружины, какие побудили создать теорию особого общественного или социального права»[17]. Первым начал разрабатывать концепцию общественного права австрийский ученый Глейссер, но он сделал только первые шаги в этом направлении. Заслуга фундаментальной разработки данной концепции принадлежит В. Н.Лешко-ву, который вошёл в историю российского и европейского правоведения как ее автор.
Одна из его первых' капитальных работ — это монография «Русский народ и государство» (1858 г.), охватывающая всю историю России, в самом названии ставит глобальный вопрос о соотношении народа и государства. В. Н. Лешков сформулировал примат народа, нации над государством. Это — основополагающая идея ученого. Она позволила Лешкову дать развернутую концепцию «общественного права» и рассматривать народ как субъект управления.
В другой работе «Опыт теории земства и его земских учреждений по Положению 1864г.», изданной в 1865г., В. Н. Лешков объясняет Положение о земской реформе 1864г. как/закон, содержащий нормы «общественного права» и юридически обосновывающий, теорию общественного права. Работа распадается на две части. В первой характеризуется русский человек с его общинным характером, стремлением к соединению в общественные союзы — семейства, дворы, села, области и т. д. «Это постоянное движение, по мнению автора, составляет особое свойство русских людей сливаться в общинное единство и носит название земства русского народа»[18]. Во второй части работы В. Н. Лешков комментирует статьи Положения о земских учреждениях 1864 г. и полагает, что нормы этого закона составляют часть «особого, земского права, носящего еще название общественного»[19]. Автор одобряет закон о земстве, но соглашается, как он заявляет, скорее с его духом и направлением, чем с буквой этого закона. «Наше понятие о земстве, — подчеркивает В. Н. Лешков, — более широко, нежели указанное, 'обнимая собою села, волости, города и их соединение в уездных и губернских обществах»[20].
Третьим крупным исследованием В. Н.Лешкова является «Общественное право», представляющее собой достаточно солидную работу и изданную в рукописном виде. Это — лекционный курс, прочитанный автором в 1870/1871 учебном году на юридическом факультете Московского университета.
Что же представляла собой концепция общественного права? В. Н. Лешков различал в основном четыре отрасли права: гражданское (частное), регулирующее имущественные отношения между отдельными лицами; государственное, определяющее устройство государства и деятельность верховной власти, т. е. правительства; общественное право, нормы которого регулируют непосредственную жизнь людей, соединенных в союзы типа «семьи», «двора», села, города и т.д.; уголовное право, обслуживающее все названные отрасли права. Наиболее обширной и сложной отраслью права является общественное право, которое у Лешкова в других случаях называется земским правом.
По Лешкову, в исторической жизни народов постоянно взаимодействуют три фактора: частные лица, общественные союзы и государство. Между частными лицами («частным гражданским элементом») и государством («политическим союзом») имеют место общественные союзы как промежуточные звенья, необходимые в условиях возникающих от случая к случаю конфликтов между первым и третьим фактором. Но так как этот промежуточный элемент живет своей, самостоятельной жизнью, то у него складывается свое право — «общественное право», действующее наряду с гражданским, государственным и уголовным[21].
Можно сказать, что какого-то точного и универсального определения общественного права в работах В. Н. Лешкова не встречается. Имеется множество определений «общественного права», но каждое определение показывает только какой-то аспект «общественного права». «Система этого права, — писал В. Н. Лешков, — обнимает законы о лицах, предметах, правах и средствах защиты этих прав. Законы общественного права разделяются на законы установительные и законы охранительные»[22]. Законы установительные — это законы благоустройства, регламентирующие свободную и позитивную деятельность людей. Законы охранительные — это законы благочиния, направйШные на сохранение всего общественного на пользу будущих поколений и на пресечение противоправных деяний.
Вопрос о лицах или субъектах общественного права разработан В. Н. Лешковым достаточно подробно, но не систематизированно. Он утверждает, что «субъектами общественного права являются, прежде всего, семейства, общины, сословия, вообще органические соединения, представляющие собой весь народ и все население, все общество»[23]. Особое место среди субъектов общественного права занимает община: семья, двор, улица, село, небольшой город. Община представляет собой территорию, пространство земли, занятое населением, «это население рассматривает занятое пространство как свою землю, а себя как собственника и владельца земли, оно чувствует себя чем-то отдаленным и целым, округленным и замкнутым»[24].
Но община, по мнению Лешкова, получает свою завершенность и определенность благодаря общинному органу самоуправления, такому, как вече в Древней Руси, Земской собор в Московском государстве, сельский сход в пореформенной России. Показав общину в связке с органом общинного самоуправления, Лешков раскрыл общину как политико-юридическое учреждение, внес в ее объяснение «юридическую определенность», достаточно убедительно обрисовал общину как субъект общественного правд.
Важное место в системе очерченных В. Н. Лешковым субъектов общественного права занимает народ. С народом как субъектом общественного права В. Н. Лешков связывает категорию «субъективного права». Общественное право есть совокупность субъективных, прав народа. Общественное право, уточняет ученый, есть право как на развитие народа в целом, так и на развитие личности.
Важное субъективное право народа — это право на природу, на обладание ею и в первую очередь право на землю («Земля есть слож ное понятие»). Народ владеет землей, но пользуются ею отдельные члены общины. Лешков цитирует Библию — Господь говорит: «Земля моя, я Господь этой земли, а ты только владеешь ею». Называет он и другие права народа: на самозащиту, охрану своих прав и т. д.
Обосновывая общественное право, Лешков логичен и историчен: он полагает, что это право предшествовало «праву правительства» и регламентировало внутреннее устройство и управление славянских племен еще до призвания варяжских князей. Лешков говорит: «И до прихода князей были на Руси народ, устройство, власть и управа^ только по землям и областям, племенам и непосредственным подразделениям народа», под которыми он понимает общественные союзы: семейства, села, деревни, торжища. Варяжские князья приняли уже сложившуюся систему управления на Руси и только завершили процесс складывания государства. Общинное управление определило государственное управление, а общественное право было продолжено государственным.
В целом концепция общественного права не была понята современниками. В наши дни она возродилась как теория естественного права.
Итак, в XIX в. правовые представления об администрации затмили науку государственного управления. Изучение порядка обращения в государственные органы и права управляемых главенствуют над рассмотрением вопросов организации государственного аппарата и административной среды.