В период Реконструкции наметились пять новых тенденций, заставивших внести коррективы в редакционно-издательскую политику американской прессы. 2 страница
Газетно-издательская продукция Великобритании - адресная, она адресована определенным социальным слоям общества.
Британский институт практиков рекламы делит аудиторию на группы: А, В, С-1, С-2, D, Е. А - элита аристократии и бизнеса, "высший средний класс"; В - средняя буржуазия, чиновники, высококвалифицированные рабочие, "средний класс"; С-1 - "низший средний класс" (мелкая буржуазия, профессиональная интеллигенция, учителя, служащие); С-2 - квалифицированные рабочие. Группа D - малоквалифицированные рабочие, разнорабочие, низкооплачиваемые категории трудящиеся. Е - учащиеся, пенсионеры, безработные, все, кто живет на стипендии и социальные пособия от государства. При определении направленности рекламы и рейтинга издания эти шесть категорий делят на две подгруппы: АВС-1 и С-1DЕ. Они определяют социальное положение людей, уровень их образования, размер состояния.
В британской печати есть четкое разделение труда - одни издания призваны прежде всего информировать и просвещать, другие - развлекать. Поэтому пресса Англии делится на качественную (элитарную) ("Таймс", "Дейли телеграф", "Файнэншл таймс", "Гардиан" и "Индепендент" и воскресные "Санди таймс", "Обсервер", "Санди телеграф" и "Индепендент он санди") и популярную (массовую) ("Сан", "Дейли миррор", воскресные "Санди миррор", "Ньюс оф уорлд" и "Пипл"). Они отличаются не только стилем подачи материалов, версткой и оформлением. Массовые газеты издаются "таблоидным" форматом (формат наших субботних газет). Сегодня появляются и газеты промежуточного характера ("Дейли мейл", "Дейли экспресс", "Тудей" и воскресные "Мейл он санди" и Манди экспресс") - они имеют "таблоидный" формат, но адресуются читателям качественной прессы.
Поначалу эти издания были противоположными полюсами журналистики. Главное содержание качественных газеты - развернутая информация, редакционные статьи, аналитические комментарии, письма видных деятелей политики, экономики, культуры, церкви. Язык газеты - университетский, то есть понятный людям с высшим образованием. Популярная (массовая) пресса - это прежде всего сенсации, скандальные истории и частная жизнь знаменитостей, криминальная хроника, секс, розыгрыши лотерей, призов, спорт и спортивная жизнь во всех проявлениях. Основатель "копеечной" прессы - лорд Нортклиф.
Большинство британских газет, за исключением партийных ("Трибюн" - орган левых лейбористов, "Морнинг стар" - коммунистов и разрозненных сторонников марксизма), стараются не подчеркивать свои симпатии к какой-либо партии вне предвыборных компаний. Но их позиция может существенно повлиять на исход выборов. Так, "бульварная" - массовая газета "Сан" под руководством Р.Мэрдока в 1992 г. не позволила лейбористам прийти к власти, выступив с мнением о некомпетентности руководства лейбористской партии в сфере экономики.
Реклама в британских газетах занимает значительное место (от 15 до 50%), но количество ее на страницах прессы определяется ее рейтингом и тиражом. В массовых изданиях рекламируются повседневные товары, ширпотреб, а в качественных
- предметы роскоши, недвижимость, путешествия. Отличается и стоимость рекламы в разных изданиях. Доходы от рекламы составляют нередко важнейший источник финансирования газет и журналов. Особенно выгодна телевизионная реклама. Немаловажной статье дохода газет является и публикация объявлений.
В последние десятилетия для СМИ Великобритании характерно создание крупных концернов, владеющих акциями многих периодических изданий, телевизионных и радиокомпаний в стране и за рубежом. Такая перекрестная собственность делает их экономически устойчивыми, ибо позволяет перераспределять капитал, подпитывать прессу за счет доходов от телевидения и т.д. Так, в 60-е гг. образовался крупный концерн "Интернэшнл паблишинг корпорейшн" (ИПК) путем обмена акциями концернов
С.Кинга "Миррор-Пикториал" и лорда Саутвуда "Одэмс". В итоге его контроль распространился на ряд изданий в Африке и странах Карибского бассейна, он стал владельцем 300 периодических изданий, а также массовых ежедневных английских газет "Дейли миррор", "Дейли геральд" и воскресных "Санди миррор", "Пипл" и др. Этот концерн провел реорганизацию структуры концерна, "прореживание" издаваемой им периодики, были закрыты дублирующие издания, созданы новые. Но в результате число подписчиков, привыкших к традиционной периодике сократилось. Возникли финансовые трудности. Произошло очередное слияние - с ведущей бумагоделательной компанией "Рид пейпер груп", которая стала фактическим владельцем ИПК.
В жесткую конкуренцию на информационном рынке Великобритании в 60-70-х гг. включились и выходцы из других стран - канадец Р. Томсон, взявший под контроль сначала шотландские СМИ, затем и другие печатные издания Англии, в том числе крупнейшие "Санди таймс" и "Таймс"; австралиец Руперт Мэрдок, основавший популярную "массовую" газету "Сан", и новые британские дельцы газетного бизнеса - например, Роберт Максвелл, создавший транснациональную монополию "Максвелл-хауз". Нововведения Р.Томсона, приведшие его к успеху состояли в реорганизации СМИ как многоотраслевого бизнеса, требующего вложения средств не только в новую технологию печати, но и в предприятия радио и телевидения, организации газетного дела как поточного производства, стандартизации новостей и комментарием, издании в разных городах сходных по содержанию, но под разными названиями газет, управляемых из единого центра, создании сети дочерних предприятий.
Во времена "тэтчеровской революции" (1979-1990) на английском рынке появилось сразу около десятка новых общенациональных изданий - "Дейли стар" (1978), "Тудей" (1986), "Индепендент" (1986), спортивные "Дейли спорт" (1986), воскресные "Санди спорт" (1986), "Мейл он санди" (1982), "Индепендент он санди" (1990), "Корреспондент он санди" (1990), "Лондон дейли ньюс", "Ньюс он санди" (профсоюзная). Это был своеобразный рекорд. Часть новых газет не выдержала конкуренции и быстро сошла со сцены, другие остались.
Экономический спад 90-х гг. отрицательно сказался на прессе: уменьшилось количество рекламы, упали доходы от объявлений, не помогали "ажиотажные" способы привлечения читателей (лотереи, конкурсы). Преимущества получили издания, выходящие в цветном оформлении. Первой это сделала "Сан", с 1991 г. печатавшая четверть тиража с цветными иллюстрациями. Качественные издания, кроме "Гардиан", тоже стали выходить в цвете. Шатким стало положение политических еженедельников. В 1991 г. после смерти Р.Максвелла произошел развал его "империи". Это привело к перегруппировке сил в британском пресс-бизнесе. Теперь на рынке изданий общенационального типа действует 8 групп:
1. "Ньюс интернейшнл" (Руперт Мэрдок): "ежедневные "Сан"(3,5 млн.экз.), "Тудей" (0,5 млн.), "Таймс" (375 тыс.), а также воскресные "Ньюс оф уорлд" (4,6 млн.) и "Санди таймс" (1,2 млн.).
2. "Миррор групп ньюпейперс" (после смерти Р.Максвелла, управляется консорциумом из представителей корпораций Сити, главный менеджер Д.Монтгомери): ежедневная "Дейли миррор" (2,6 млн.), шотландская "Дейли рекорд" (700 тыс.), а также воскресные "Санди миррор" (",6 млн.) и "Пипл" (2 млн.).
3. "Юнайтед ньюпейперс" (лорд Стивенс"): ежедневные "Дейли экспресс" (1,5 млн.), "Дейли стар" 770 тыс.), воскресная "Санди экспресс" (1,7 млн. экз.).
4. "Телеграф груп" (Конрад Блэк): ежедневная "Дейли телеграф" (1,1 мон.), воскресная "Санди телеграф" (565 тыс.).
5. "Ассошиэйтед ньюпейперс" (лорд Ротермир): ежедневная "Дейли мейл" (1,7 млн.) и воскресная "Мейл он санди" (2,7 млн.).
6. "Ньюпейперс паблишинг" (А.Уиттем-Смит и др.): ежедневная "Индепендент" (350 тыс.) и воскресная "Индепендент он санди" (400 тыс.).
7. "Пирсон": ежедневная "Файнэншл таймс" (300 тыс.) и еженедельник "Экономист" (500 тыс.).
8. "Гардиан медиа груп": ежедневная "Гардиан" (400 тыс.) и воскресная "Обсервер" (530 тыс.).
Сегодня английский рынок характеризуется предельной насыщенностью, возможности увеличения тиражей печатных изданий исчерпаны, возможен только "передел" читательского спроса за счет каких-либо изданий, не выдержавших конкуренции. Больше шансов у финансово устойчивых корпораций, которые для привлечения читателей могут существенно снижать цены на газеты, как сделал Р.Мэрдок в 1993 г. на газету "Таймс". Это увеличило тираж и соответственно прибыли от рекламы. Ситуация осложняется экспансией мультимедиа (компьютерных информационных сетей, кабельного и спутникового телевидения, индустрии видеоразвлечений). В перспективе должно произойти превращение всего мира в единое информационное пространство.
Таким образом, сегодня в Великобритании в сфере СМИ на смену "национальному империализму" пришел наднационально-корпоративный. Британские газеты издаются и рассылаются во многие ведущие финансовые столицы мира. Например, "Файнэншл таймс" - в пяти (Париж, Лондон, Франкфурт, Нью-Йорк, Токио) и рассылается во все страны мира. Это касается и других британских газет. Зарубежные подписчики составляют 80 процентов читателей еженедельника "Экономист". Агенство "Рейтер" стало специализироваться на сборе и распространении экономической информации, и это дало результаты 70 процентов доходов. На распространении политических новостей специализируется агенство "Пресс Ассошиэйтед". "Рейтер", завладев видеослужбой "Висньюс", производившей и распространявшей телевизионные новости, начало преобразовывать информационные службы коммерческого британского телевидения Ай-ти-эн в независимое международное агенство теленовостей.
В Великобритании, как и во всем мире, идет процесс слияния (конгломерации) СМИ. Р.Мэрдок одним из первых взял под контроль спутниковое телевидение "Би-скай-би". Группа "Пирсон" ("Файнэншл таймс", "Экономист") полностью контролирует компанию "Темз телевижн", имеет крупные вложения в спутниковые, кабельные телевизионные каналы, является совладельцем 5-го канала коммерческого телевидения ("Ай-ти-ви). То же самое сделали и другие газетные группы.
Великобритания является страной, где реализуется доктрина "естественного права", т.е. права присущи человеку с момента рождения. В том числе свобода мысли и слова, право на информацию и публичное выражение своего мнения. В Англии нет цензуры, нет специального закона о средствах массовой информации. Для того чтобы печатать какое-либо регулярное издание не нужно иметь лицензию. Надо лишь отправить в главное почтовое ведомство уведомление с выходными данными издания и получить регистрационный номер. Соблюдение норм свободы печати и ответственность за злоупотребление им регулируется общим законодательством страны, прежде всего законы о клевете и диффамации, о государственной тайне, о рекламе, а также о непристойностях. Этику журналистов и редакторов газет и журналов регулирует "Кодекс практики". Существуют нормативные акты лишь относительно регулирования радиовещания, телевидения и рекламного дела, а также размеров собственности в газетном бизнесе. За этикой прессы следит Совет по печати, созданный в 1953 г. В 1965 г. Парламент принял закон о монополиях и слияниях, который позволяет слияние газет, если их общий тираж не превышает 500 тыс.экз., только с санкции министерства торговли и промышленности.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова история становления СМИ Великобритании?
2. Назовите и охарактеризуйте первые периодические издания Англии.
3. Какова история развития английского законодательства о печати?
4. Охарактеризуйте структуру современных СМИ Великобритании.
5. В чем отличие качественной и массовой печати Англии?
6. Назовите основные качественные и массовые издания страны. Охарактеризуйте их.
7. Каковы важнейшие источники финансирования британских СМИ?
8. Каковы политические и экономические особенности фукционирования британских газет?
9. Назовите важнейшие газетно-издательские концерны Великобритании и проследите историю их формирования.
10. Важнейшие тенденции в развитии СМИ ВЕликобритании в последние годы.
11. Расскажите о радиовещании и телевидении Великобритании.
Часть 2
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ ФРАНЦИИ
1. Начальный период развития журналистики Франции.
2. Революционный период французской журналистики - Великой Французской революции и Парижской Коммуны.
3. Современные СМИ Франции, их история и сегодняшний день.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Маневич С.М. Издано Парижской Коммуной. М., 1978. Маневич С.М. Печать Парижской Коммуны. М., 1974.
Видясова Л.И. Печать Франции. М., 1962.
Золотуха Л.Н. Возникновение и развитие журналистики в эпоху становления капитализма. М., 1987.
Пухлий Ю.В. Региональная пресса Франции "Эко репюбликен" //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика.
1998. N 1. С.91-102. N 2. С.89-102.
Пухлий Ю.В. Книга карманного формата в новом литературном приложении "Монд" //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1997. N 2. С.89-106.
Шарончикова Л.В., Жукова Л.А. Средства массовой информации Франции в 1996 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1997. N 5. С.78-106.
Качалина Е.К. 1968-й год и французская газета "Либерасьон" //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1997. N 3. С. 105-119.
Шарончикова Л.В. Независимость и свобода "Канор аншене" (к 80-летию французского сатирического еженедельника //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1996. N 6. С.75-78.
Голованова Г.А. и др. Средства массовой информации США, ФРГ, Франции, Испании, Северных стран Европы в 1995 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1996. N 5. С.20-62.
Засурский Я.Н. и др. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1996. N 4. С.46-94.
Засурский Я.Н. и др. Средства массовой информации США, Великобритании, Франции в 1994 г. //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1995. N 4. С.28-66.
Беглов С.И., Котенок и др. Средства массовой информации Великобритании, ФРГ, Франции в 1997 году.//Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1998. N 4. С.34 -76.
Жукова Л.А. "Эвенман дю жеди" - издание нового поколения на рынке французских "журналов новостей" //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1998. N 1. С.59-73.
Шарончикова Л.В. Независимость и свобода "Канор аншене" (к 80-летию французского сатирического еженедельника //Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1996. N 6. С.75-78.
Миронов А.С. Создание политического имиджа кандидата как главное средство освещения предвыборной кампании (Президентский марафон 1995 г. во Франции на страницах парижской газеты "Фигаро") //Вестник Московского университета. Сер.
Цель занятия - знакомство с историей журналистики Франции, ее становлением и современным состоянием.
Журналистика Франции сыграла важную роль в развитии мировой журналистики. Именно ей принадлежит заслуга формирования так называемой революционной прессы, вольнолюбивые принципы деятельности которой оказали существенное влияние на общий процесс демократизации общества и, в частности, журналистики.
Первая типография появилась в Париже в 1470 г., а первая газета была издана в 1604 г. - "Газетт франсуаз" ("Французская газета"), но она не имела постоянной периодичности. В 1611 г. был основан первый ежегодник "Меркюр франсуа" ("Французский вестник"). В 1631 г. Теофраст Ренодо основал еженедельную газету "Газетт" и ее считают лучшим изданием того времени благодаря многотемности, литературному уровню, регулярности и длительности издания. "Журналь де саван" ("Журнал ученых", 1665) - первое в мире издание журнального типа. Основные его черты - энциклопедичность содержания, многообразие форм и жанров уже обнаружились в появившемся в 1672 г. журнале "Меркюр галан" ("Галантный вестник"). Первым периодическим частным изданием стал ежемесячный журнал "Спектатэр франсэ" ("Французский зритель", 1722). Когда появилась первая ежедневная газета "Журналь де Пари" ("Парижская газета", 1777) в Париже уже издавалось 27 газет.
Газеты подвергались официальной предварительной цензуре, введенной в 1629 г. Людовиком ХШ. В соответствии с ее требованиями, ничто не могло быть напечатано без санкции полиции и цензора, а также запрещалось распространять издания, враждебные религии, королю, государству, чистоте нравов, чести и репутации частных лиц. За совершение "преступлений печати" в 1660-1765 гг. было заключено в Бастилию 869 авторов, типографов, книготорговцев и газетчиков.
Однако "подлинная" история французской прессы началась со времени Великой французской революции (1789-1794), которая стала колыбелью политической и революционно-демократической журналистики. В 1789 г. была принята "Декларация прав человека и гражданина", в 1791 г. - первая французская конституция. Они провозгласили свободу слова и печати, отменили цензуру. Резко возросло число газет и других изданий. Уже в 1789 г. их стало 250, в 1790 - 350. Причем за каждым изданием стояли видные политические деятели: Мирабо "Эта женеро" ("Генеральные штаты"), "Курьер де прованс" ("Почта Прованса"), Бриссо - "Патриот франсе", Демулен - "Революсьон де Франсе" и "Вьен Корделье" ("Старый Кордельер". Газета Жана Поля Марата "Ами дю пепль" ("Друг народа", выходила 4 года) была боевым органом революционной демократии, в ней отстаивались интересы революции, необходимость консолидации всех революционных сил для ее победы над интервентами. В 1790 г. он издавал газету подпольно. Позднее переименовал ее в "Газету Французской республики" и направлял ее усилия на пропаганду объединения всех революционных сил для спасения республики. Робеспьер издавал с 1792 г. еженедельник "Defenseur de la constitution", в котором высказывался за всеобщее избирательное право, роспуск Законодательного собрания и созыв Конвента.
С падением республики в 1794 г. фактически ликвидировались гражданские свободы. В 1796 г. была введена смертная казнь за выступления против режима Директории, против частной собственности, за высказывания за восстановление старого режима или якобинской конституции.
Во времена Консульства и Первой империи не допускалось существование газет, не соответствующих добрым нравам и принципам правительства", не проявлявшим уважение к дружественным Франции странам, а также к народному суверенитету, славе французского оружия. Несколько свободней стала печать при Реставрации (1815-1848) - было разрешено высказывать мнения в рамках существовавшего закона. В 1831-32 гг. было возбуждено более 400 судебных дел против прессы. За всякие провинности журналистов и редакторов сажали в тюрьму, подвергали штрафам и прочее. Так, газета "Трибюн" была по совокупности приговорена к 49 годам тюрьмы и 160 тыс.франков штрафа).
В 1824 г. в Париже выходило 12 ежедневных газет, разрешенных властями, их разовый тираж составлял 54 тыс.экз. Крупнейшие из них - "Конститюсьонель" ("Конституционалист") и "Журналь де деба" ("Газета дебатов"), которые имели тираж 16 и 13 тыс.экз.
Печать сыграла важную роль в подготовки революций 1830 и 1848 г. Широко развивалась демократическая пресса. Среди них наиболее заметные - газеты "Реформ", "Ревю репюбликен" ("Республиканское обозрение"), "Трибюн", "Насьональ", "Тан" ("Время"); выделялись еженедельник "Карикатюр" и ежедневная газета "Шаривари" ("Кавардак"), "Ювенала карикатуры", "Наполеона сатиры". В 1848 г. журналистика Франции пользовалась почти полной свободой - за несколько недель в Париже появилось около 200 газет.
В 1835 г. под влиянием общественного и технического прогресса появилось первое в мине информационное агентство "Гавас". Уже в начале века в стране существовала действующая линия механического телеграфа. По ней передавались важнейшие правительственные сообщения, которые также попадали и в газеты. В газете "Пресс"в середине 19 в. впервые была применена и сформулирована концепция массовой, "информационной" прессы - сращение собственно журналистики и коммерческой рекламы. Впервые полная полоса рекламы первая рекламная иллюстрация вышла в газете "Конститюсьонель" в 1851 г. Возник жанр газетного "романа-фельетона". В 1850 г. Луи Ашетт создал первую в истории Франции монополию на распространение и транспортировку периодической печати. С 1856 г. агенство Гавас стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г. стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля. Важный след в истории журналистики Франции оставила Парижская Коммуна (1870-1871). В этот период издавалось несколько сот газет, листовок, политических афиш. Они носили ярко выраженные агитационно-пропагандистский характер, писались и издавались преимущественно деятельными участниками революционных событий. В это время появилась традиция публиковать целые полосы читательских писем, как отражения связи издания с читателями, как способ привлечения их взаимному общению.
"Золотой век" французской журналистики - 1870-1914 гг. - вызвал бурный рост печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой полосе всегда должна быть "кровь". В 1903 г. газета "Пти паризьен" ("маленький парижанин") достигает рекордного тиража в 1,3 млн. экз. и начинает выходить с подзаголовком - "самая крупная газета мира". В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.
Важной вехой развития печати Франции стал закон о печати 1881 г., который отменял предварительную цензуру, штемпельные сборы, залоги, предостережения и прочие административные взыскания с прессы, а рассмотрение серьезных нарушений в печати существующих законов в области распространения информации передавались судам присяжных.
Революционные тенденции, характерные для Франции, вызвали к жизни ряд газет социалистического и коммунистического блока. Одна из них "Юманите" ("Человечество", издается с 1904 г.) сыграла важную роль в антивоенном движении, затем стала главным печатным органом французской компартии (1921). Авторитет газеты был значителен в период действия во Франции антифашистского Народного фронта (1934-1938), объединения левых партий. Он издавал большое количество разнообразных газет и журналов (еженедельники "Вандреди", "Регар", ежемесячники "Коммюн", "Эзоп" и др.).
Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечерней газеты "Пари суар" ("Парижский вечер") - крупной иллюстрированной газеты, которая использовала новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала свои материалы. Ее тираж в 1939 г. составлял 1,6 млн. экз.
В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные "Тан", "Экю де Пари", "Пети" паризьен", "Матен") пошло на сотрудничество с захватчиками ("оккупационная пресса"); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов "Юманите" (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944-1946) ознаменовал ростом количества левых изданий, что соответствовало политике левого коалиционного правительства, состоящего из представителей коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены.
Однако с началом "холодной войны" (1946) роль прессы левого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информационном рынке. Монополизация охватила не только систему информации, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему распространения печати. Перестали выходить ряд газет ("Франс либр", "Резистанс" и "Пэи-Матен"), упали тиражи столичных и провинциальных газет. Из новых газет послевоенного времени, выжила лишь одна - созданная в 1960 г. "Котидьен де Пари" ("Парижская ежедневная газета"). В эти годы главными духовно-идеологическими и политическими изданиями были несколько изданий: "Фигаро", "Франс суар" ("Французский вечер"), "Паризьен либере" ("Освобожденный парижанин"), "Орор" ("Утренняя заря"), "Пари жур" ("Парижский день") - правые газеты, право- и левоцентристские "Монд" ("Мир"), "Комба" ("Бой), "Круа" ("Крест"); левые - "Юманите", "Попилер" ("Народная"), "Либерасьон" ("Освобождение", выходила до 1964 г.). До 1953 г. коммунисты издавали даже свою вечернюю парижскую газету "Се суар" ("Сегодня вечером") и рядом еженедельников.
Во времена IV Республики (1946-1958) издавалось также немало журналов: правые еженедельники "Аспэ де ля Франс" ("Аспекты франции", "Ривароль", "Каррефур" ("Перекресток"); левые издания "Тан модерн" ("Нынешние времена"), "Франс обсерватэр" ("Французский обозреватель"), еженедельник "Экспресс".
Возникла так называемая "пресса сердца". Были популярны литературные периодические издания "Эспри" ("Дух"), "Летр франсез" ("Французская литература"), "Ревю де Пари" ("Французское обозрение") и другие.
В 1970-е гг. возникли несколько новых газет - новая "Либерасьон", "Матен де Пари" (1977-1988). В 1976 г. впервые на первое место по распространению вышла провинциальная пресса. В 1980 г. в десятку наиболее читаемых газет вошли 4 парижских и 6 провинциальных. С этого времени наблюдается постоянное сокращение тиражей столичных газет.
Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия многочисленные бесплатные газеты, содержащие как журналистские материалы, информацию агенств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.
Ныне парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение - 150 тыс., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции было зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона - от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории периодической печати во Франции:
- пресса общей или политической направленности (82 наименования, включая 11 парижских газет);
- специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 - молодежной; 7889 - технической и профессиональной периодики;, спортивная, научная, "эротическая" и прочая периодика;
- экономическая пресса;
- пресса злобы дня и бегства от действительности (иллюстрированные еженедельники, например, "Пари матч");
- печать документа и статистики.
Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1350 экз. на 1 тыс. человек).
Французская печать находится под контролем нескольких монополистических групп:
Группа АШЕТТ. Основана в 1826 г. Луи Ашеттом, занимает 5-е место среди картелей СМИ западного мира. Кроме журналов, является лидером в издании книгоиздания, имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США.