Между двумя мировыми войнами. С первых шагов развития авиации конструкторы стремились «научить» самолеты летать как можно дальше и с максимально высокой скоростью

Между двумя мировыми войнами. С первых шагов развития авиации конструкторы стремились «научить» самолеты летать как можно дальше и с максимально высокой скоростью - student2.ru

Между двумя мировыми войнами. С первых шагов развития авиации конструкторы стремились «научить» самолеты летать как можно дальше и с максимально высокой скоростью - student2.ru

Между двумя мировыми войнами. С первых шагов развития авиации конструкторы стремились «научить» самолеты летать как можно дальше и с максимально высокой скоростью - student2.ru

Между двумя мировыми войнами. С первых шагов развития авиации конструкторы стремились «научить» самолеты летать как можно дальше и с максимально высокой скоростью - student2.ru
«Юнкерс-G38».

Между двумя мировыми войнами. С первых шагов развития авиации конструкторы стремились «научить» самолеты летать как можно дальше и с максимально высокой скоростью - student2.ru
В стратосфере.

С первых шагов развития авиации конструкторы стремились «научить» самолеты летать как можно дальше и с максимально высокой скоростью.

Начав с секунд полета и метров покорения пространства, аэропланы с каждым годом превосходили старые показатели. Мирные 1920-1930е годы занимают в этом смысле особое место. В то время была своеобразная мода на авиационные рекорды. Для стран-производителей самолетов стало делом государственного престижа превзойти достижение конкурентов.

Ради этой цели тратились огромные средства и строились специальные самолеты. Пилоты-рекордсмены становились национальными героями. Воистину, олимпийский лозунг «Выше, дальше, быстрее!» стал девизом авиаторов тех лет.

«Выше!». Рекорды высоты.

Конечно, аэроплан - не космический корабль, и его назначение - перемещаться вдоль поверхности земли. Но человечество не переделать и его мечта подняться «выше звезд» неискоренима.

Наверное, поэтому высота полета самолетов менялась стремительно. В мае 1909 года француз поднял свой самолет всего лишь на 55 метров, а в январе следующего года аэроплан преодолел .

К началу I мировой войны потолок полетов вырос в шесть раз. Годы, последовавшие за окончанием мировой войны, значительно приподняли планку высоты полетов. В большой степени этому способствовали полеты североамериканских и французских летчиков.

В 1920 году американец Р.У.Шредер на самолете «Leper» поднялся на 10 093 м. В 1923 г. француз Сади Лекуэнт, в надежде вывести свою страну в лидеры, устанавливает сразу два рекорда подряд: 10 742 и 11 145 метров. Их снова перебивают пилоты из Соединенных штатов.

Между двумя мировыми войнами. С первых шагов развития авиации конструкторы стремились «научить» самолеты летать как можно дальше и с максимально высокой скоростью - student2.ru

Между двумя мировыми войнами. С первых шагов развития авиации конструкторы стремились «научить» самолеты летать как можно дальше и с максимально высокой скоростью - student2.ru
О.Пиккар.

Между двумя мировыми войнами. С первых шагов развития авиации конструкторы стремились «научить» самолеты летать как можно дальше и с максимально высокой скоростью - student2.ru
Экипаж стратостата «Осоавиахим-1» (П.Федосеенко, А.Васенко, И.Усыскин), погибший во время рекордного полета 1934 года.

Между двумя мировыми войнами. С первых шагов развития авиации конструкторы стремились «научить» самолеты летать как можно дальше и с максимально высокой скоростью - student2.ru
Запуск стратостата «Осоавиахим-1».

Далее в соревнование вступили немцы. Знаменитый цельнометаллический «Юнкерс», ведомый В.Нойенхофеном, в 1929 году достиг отметки 12 739 м. С середины 1930х годов начался штурм стратосферы.

Это было тяжелое испытание. На легких самолетах с открытыми кабинами летчики оказались в царстве жестокого холода. Кроме того, на уже на высоте около 6 000 метров люди начинали задыхаться от недостатка кислорода.

Теплые комбинезоны и кислородные маски лишь частично решали проблему. Но несмотря ни на что, пилоты набирали высоту. 11 апреля 1934 года итальянец Р.Донати поднял рекорд до 14 433 м. Следующим в эту почетную кагорту рекордсменов вписал свое имя советский летчик В.Коккинаки. Его достижение – 14 575 м (1935 год).

Конечно, все эти цифры можно было бы и округлить, но что значил для пилота каждый из этих метров!

Однако в начале 1930х годов в деле покорения высших слоев атмосферы у аэропланов появился опасный конкурент. Речь идет о стратостате – новом типе воздушных шаров. Оболочка таких аэростатов изготавливалась из особых многослойных сверхпрочных материалов. Шар наполняли газом лишь частично.

Поднявшись на высоту, где плотность воздуха значительно снижена, оболочка раздувалась и принимала округлую форму. Для безопасности воздухоплавателей их облачали в специальные скафандры, а гондолы стратостатов делали герметичными, с обогреваемыми стенками. Такие аппараты были лучше, чем аэропланы были приспособлены для покорения стратосферы. Уже в 1931 году швейцарские ученые П.Кипфер и О.Пиккар на стратостате преодолели планку в 15 км. Так абсолютный «высотный» рекорд был отвоеван у авиаторов. Уже через год Пиккар улучшил собственное достижение: 16 370 метров.

Казалось, этот рекорд продержится долгие годы. Но с этим не были согласны советские ученые. Осенью 1933 года небывалой по тем временам высоты достиг стратостат «СССР-1» с тремя героями на борту. Их имена – Г. Прокофьев, К. Годунов и Э.Бирнбаум.

Подъем на стратостате был связан с большим риском. Так, например, 31 января 1934 года при попытке установить очередной рекорд погиб экипаж стратостата «Осоавиахим-1»: П.Федосеенко, А.Васенко, И.Усыскин. Собственно, рекорд был установлен. Им удалось достигнуть фантастической для того времени высоты – 22 000 метров.

Однако во время спуска оболчка стратостата обледенела настолько, что крепления гондолы не выдержали, и она рухнула на землю.

Ни какие жертвы не могут удержать человека в его стремлении ввысь. Рекорды 1930х годов уже давно побиты. В настоящий момент высшим достижением стратостата считается 34 688 метров. А абсолютный рекорд высоты (37 650 м) принадлежит замечательному советскому пилоту А.Федорову. Но и эти рекорды рано или поздно будут побиты…

1920-1930е годы – время рекордов. Часть II. Рекорды дальности.

Наши рекомендации