Объективные признаки составов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
Отталкиваясь от структуры УК РФ, родовой объект преступлений, представляющих незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественную безопасность и общественный порядок. Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности нормальных условий жизни людей и их деятельности. Общественный порядок складывается из общественной нравственности и общественной безопасности.
Вопрос о видовом объекте рассматриваемой группы преступлений носит дискуссионный характер. Как следует из названия главы 25 УК РФ, ответственность в ней предусматривается за посягательство на две группы общественных отношений, а именно обеспечивающих 1) здоровье населения и 2) общественную нравственность.
В медицинской науке здоровье населения определяется как здоровье людей, обусловленное воздействием социальных, биологических факторов, окружающей среды, оцениваемое демографическими показателями, характеризующими физическое развитие, заболеваемость, индивидуальность при определяющем значении социально-экономических условий[17]. Здоровье населения напрямую зависит от социально-экономического развития страны, правовой культуры и ответственности граждан за личное здоровье.
Представляется, что преступления, представляющие незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, не посягают на общественную нравственность, которая является категорией морально-этического плана. Незаконный оборот наркотиков, психотропных веществ причиняет вред общественным отношениям, оберегающим общественную нравственность, лишь опосредованно, как и любое другое преступление. Поэтому общественные отношения, обеспечивающие общественную нравственность, нельзя относить к видовому объекту таких преступлений. Однако данная группа общественных отношений, как и группа отношений, обеспечивающих здоровье населения, является объектом преступлений, предусмотренных статьей 230, 232 УК РФ (склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ). Таким образом, видовой объект выступает в качестве критерия для разграничения данных преступлений.
Э.Г. Гасанов отмечает, что общим объектом анализируемых преступлений являются не все общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения, а только та их часть, которая обеспечивает безопасность здоровья населения от незаконного немедицинского потребления или возможного негативного воздействия наркотических средств или психотропных веществ. Последняя группа, представляя собой общий объект для рассматриваемых преступлений, есть в то же время ничто иное, как подродовой объект всей группы преступлений, нормы о которой помещены в гл. 25 УК РФ 1996 г.[18].
Вопрос о непосредственном объекте преступлений, представляющих незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, представляется, не получил разрешения в юридической литературе. С точки зрения Ю.А. Красикова, объектом этих преступлений являются отношения, обеспечивающие здоровье граждан[19]. Другие авторы считают, что непосредственным объектом преступлений, предусмотренный главой 25 УК РФ, является правильное, нормальное здоровье организма людей[20]. П.Н. Сбирунов полагает, что объект данных преступлений сложный, им выступает здоровье населения, установленный порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ, общественный порядок, общественная безопасность[21].
Г.В. Середа указывает, что в преступлениях рассматриваемой группы видовой и непосредственный объекты совпадают, и предлагает понимать под ними общественные отношения, связанные с обеспечением здоровья населения и общественной нравственности. При этом он отмечает, что в сферу уголовно-правового регулирования попадает лишь часть таких отношений – те, которые связаны с обеспечением порядка обращения и использования наркотических средств и психотропных веществ и претерпевают ущерб в результате их незаконного оборота15.
Подобное определение непосредственного объекта преступлений, представляющих незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, представляется спорным. Следует отметить, что ст. 14 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» прямо устанавливает: оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации запрещается (ч. 4).
В число уголовно-правовых мер по обеспечению здоровья населения входит также установление запрета на свободный оборот ядовитых и сильнодействующих веществ, склонение к потреблению наркотических средств (которое не относится к преступлениям, непосредственно составляющим нарушение законного оборота наркотических средств и психотропных веществ), незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ (посягающее на общественную нравственность), незаконное занятие частной фармацевтической деятельностью, нарушение санитарно-эпидемиологических правил, сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, выпуск или продажу товаров, выполнение работ либо оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Изготовление, приобретение, хранение, сбыт, перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, культивирование растений, содержащих наркотические вещества, сами по себе не причиняют вреда ни здоровью конкретного гражданина, ни населения. Здоровью причиняется вред при употреблении наркотиков. При этом их потребление не является уголовно-наказуемым, и не входит в понятие незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Незаконный оборот указанных средств и веществ является одним из условий немедицинского потребления их населением, но одного такого условия недостаточно, необходим еще ряд других (желание лица употребить наркотик, наличие материальных возможностей для его приобретения и др.). Уголовно-правовая охрана здоровья населения применительно к анализируемой проблеме обеспечивается запретом свободного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (подобный свободный оборот несет угрозу причинению вреда здоровью неограниченного круга лиц).
Общественные отношения, обеспечивающие законный оборот наркотических средств и психотропных веществ, являются частью общественных отношений, обеспечивающих здоровье населения, и соотносятся с ними как часть с целым. Таким образом, под непосредственным объектом преступлений, предусмотренных статьями 228, 228.1, 228.2, 229 УК РФ, следует понимать общественные отношения, обеспечивающие законный, безопасный для здоровья населения оборот наркотических средств и психотропных веществ.
Под предметом преступления понимается материальная вещь объективно существующего внешнего мира, в связи или по поводу которой совершается преступление. Обязательным признаком преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1 УК РФ, является предмет посягательства – наркотические средства или психотропные вещества, которые находятся в незаконном обороте, либо аналоги этих средств и веществ, оборот которых вообще запрещен (ч. 4 ст. 14 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»). Если данный признак не будет установлен по конкретному уголовному делу, то состав преступления отсутствует.
До 1987 года в законодательстве СССР использовался термин «наркотическое вещество», что не соответствовало общепринятой международно-правовой терминологии и не отражало специфики данного понятия, поскольку понятие «средство» шире понятия «вещество» и включает в себя, помимо него, части растений и всевозможные примеси. Только в 1987 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был введен термин «наркотическое средство», который используется Федеральном Законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681[22] был утвержден исчерпывающий Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ. Внесение в данный перечень изменений и дополнений осуществляется по представлению Министерства здравоохранения РФ совместно с Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Как правило, понятие наркотических средств определяется через характеристику трех присущих им признаков (аспектов): медицинского, правового и социального. Данные признаки тесно связаны между собой и взаимозависимы. Для признания конкретного вещества наркотическим необходимо наличие их совокупности.
Медицинский аспект заключается в том, что наркотическим средствам присуще такое свойство, как воздействие на центральную нервную систему, вызывающее угнетающее, возбуждающее либо галлюциногенное действие (иначе говоря, наркотическое опьянение), а также вызывающее болезненное пристрастие и представляющее вред для здоровья при немедицинском потреблении. Кроме того, наркотическое средство, будучи введенным в живой организм, способно изменить одну или ряд его функций, вызвать психическую или соматическую зависимость[23].
Вещество, относящееся к категории психотропных, способно вызывать состояние зависимости и оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему человека, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции, мышления, поведения, восприятия либо настроения или приводить к аналогичному злоупотреблению и аналогичным вредным последствиям.
Социальный аспект заключается в том, что в результате незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ их немедицинское потребление конкретными гражданами постоянно увеличивается, в результате чего возникает опасность для здоровья значительной части населения. Именно наличие такой опасности обусловливает необходимость установления специального правового контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Правовой признак является производным от совокупности медицинского и социального признаков. Он означает, что свободный оборот наркотических средств и психотропных веществ ограничен, над ним установлен строгий контроль со стороны государства и международного сообщества.
В литературе неоднократно предлагалось выработать медико-юридический критерий отнесения неизвестных ранее средств к числу наркотических. В таком случае отпадает необходимость существования Списков наркотических средств и их постоянное обновление — с одной стороны, и исключается возможность апелляции виновных к тому обстоятельству, что они не знали, что данное вещество является наркотическим – с другой[24].
Законодатель попытался устранить данное упущение изменениями в УК РФ законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», предусмотрев ответственность за оборот аналоговнаркотических средств и психотропных веществ. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[25], под ними понимаются запрещенные для оборота в РФ вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств или психотропных веществ, но химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
Наиболее важными компонентами, используемыми при изготовлении любых наркотиков, являются прекурсоры. К таковым относятся вещества, которые полностью или частично становятся молекулой наркотического средства (ангидрид уксусной кислоты, антраниловая кислота, ацетон, лизергиновая кислота, перманганат калия, серная кислота, исключая ее соли, и др.). Помимо прекурсоров, в процессе химического синтеза используются вещества, которые, участвуя в реакции, не становятся частью наркотического средства. Такие вещества получили общее название – реагенты. Применяются растворители – жидкости, растворяющие, экстрагирующие, извлекающие другие вещества без изменения химического состава растворяемого вещества. Растворители также не становятся частью конечного продукта. УК РФ включает прекурсоры лишь в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ.
В предмет преступления, предусмотренного указанной статьей, наряду с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами входят также инструменты и оборудование, используемые для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, находящиеся под специальным контролем.
Постановлением Правительства РФ от 22 марта 2001 года №221[26] утвержден Перечень инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ. Данным Перечнем к ним отнесены: пресс-инструменты, используемые с оборудованием для прессования таблеток; оборудование для наполнения ампул; оборудование для запайки ампул; оборудование для прессования таблеток.
Наркотические средства, составляющие предмет рассматриваемых преступлений, в некоторых ситуациях могут являться орудиями и средствами при совершении иных преступлений. Так, Абрамов и Сулейманов похитили Демидова из корыстных побуждений, удерживали его в пригороде г.Орла. Соучастники знали, что Демидов употреблял наркотики, однако до поры их потерпевшему не передавали. Когда же для них возникла опасность разоблачения, Абрамов и Сулейманов предложили потерпевшему и передали смертельную дозу героина, что вызвало его смерть. Суд, наряду с другими статьями обвинения, вменил подсудимым и п. «г» ч.2 ст.230 УК (склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, совершенное группой лиц)[27].
В науке уголовного права остается дискуссионным вопрос о моменте окончания приобретения, хранения либо сбыта наркотического средства. В частности, одной из насущных проблем практики является квалификация деяний виновного в незаконном обороте наркотиков при наличии проверочной закупки[28]. Некоторые авторы предлагают действия лица, сбывающего наркотики при контрольной закупке рассматривать как оконченный состав преступления при реализации им наркотиков. В качестве подтверждающего свою правоту довода, сторонники указанной позиции ссылаются на то, что ст.228 и 228-1 УК имеют формальную конструкцию состава, преступление окончено независимо от наступления преступного результата. Следует учесть, что купля-продажа наркотических средств при проверочной закупке, в соответствии со ст. 170 ГК РФ, есть сделка мнимая. Реального сбыта наркотиков не происходит.
Проверочная закупка определяется пунктом 4 ч.1 ст.6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и представляет собой совокупность действий по созданию оперативно-розыскным органом ситуации сделки (мнимой), в которой под контролем оперативно-розыскного органа возмездно приобретаются товар или предметы (без цели потребления или сбыта) у лица, обоснованно подозреваемого в совершении преступления с целью получения информации о вероятной преступной деятельности, а также решения иных задач ОРД[29].
Проверочная закупка осуществляемая в процессе оперативно-розыскной деятельности лишь имитация. В то же время умысел виновного был направлен на незаконный оборот наркотических средств. Поэтому мы присоединимся к мнению тех ученых, которые считают, что в подобных случаях деяние следует квалифицировать как покушение на сбыт наркотических средств[30]. То, что в таком случае преступление незавершено, осознают и практические работники в сфере борьбы с наркооборотом.
У практиков вызывает затруднения квалификация деяний, выразившихся в совершении незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления и переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в целях сбыта. Иногда такие действия квалифицируются как приготовление к сбыту по ч.1 ст. 30 и ч.1 ст. 228.1 УК РФ. Однако в большинстве исследованных случаев деяния виновных, даже при наличии признаков, свидетельствующих о последующей цели сбыта, оцениваются в конечном итоге по ст.228 УК. Для того чтобы исключить двусмысленность в толковании, предлагаем предусмотреть ответственность за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку наркотических средств в целях сбыта в диспозиции ч.3 ст. 228 УК РФ. При этом, чтобы избежать неоправданной громоздкости в названии статьи 228-1 УК РФ, изменить ее название на «Незаконный оборот наркотических средств».