Служебная халатность (ст.367 ук)
Основным непосредственны.» объектом преступления, предусмотренного ст.367 УК, является надлежащее выполнение должностными лицами своих служебных обязанностей. Дополнительным непосредственны.» объектом
данного преступления являются охраняемые законом права, свободы и интересы отдельных граждан или государственные или общественные интересы, а также интересы юридических лиц.
Объективная сторона должностной халатности сформулирована в законе как преступление с материальным составом и характеризуется совокупностью следующих трех обязательных признаков:
1) деяния в виде невыполнения или ненадлежащего выполнения служебных обязанностей вследствие недобросовестного к ним отношения;
2) последствия в виде наступления существенного вреда охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или государственным или общественным интересам, или интересам отдельных юридических лиц;
3) причинная связь между указанным деянием и наступившими последствиями.
Невыполнение служебных обязанностей — это бездействие должностного лица в условиях, когда оно должно было и могло совершить действия, входящие в круг его служебных обязанностей. Ненадлежащее выполнение служебных обязанностей — это действия должностного лица в пределах своих служебных обязанностей, выполненных не так, как этого требуют интересы службы. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей проявляется, как правило, в длительном бездействии или ряде действий, совершаемых ненадлежащим образом.
Характеристика общественно опасных последствий в виде причинения существенного вреда полностью аналогична рассмотренному признаку в предыдущих составах преступлений (ч. 1 ст.364 и ч. 1 ст.365 УК) и имеет место в случае:
а) причинения прямого материального ущерба, который в сто и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан;
б) нарушения охраняемых законом прав, свобод и интересов отдельных граждан;
в) подрыва авторитета и престижа государственного или общественного аппарата;
г) создания обстановки, осложняющей осуществление функций такого аппарата.
При этом необходимо установить, какие конкретно действия должностное лицо должно было совершить, но фактически не совершило (при условии, что оно имело объективную возможность их выполнить) или совершило не так, как это требуется, что и обусловило наступление существенного вреда. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных общественно опасных последствий.
Субъективная сторона должностной халатности в целом характеризуется неосторожной формой вины. При этом по отношению к общественно опасному деянию (невыполнению или ненадлежащему выполнению служебных обязанностей) вина лица может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. По отношению к указанным общественно опасным последствиям — только в форме неосторожности — в виде преступной небрежности (лицо не предвидело вредных последствий своей ненадле-
жащей деятельности, хотя должно было и могло их предвидеть) или преступной самоуверенности (лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их ненаступление или предотвращение).
Субъектом рассматриваемого преступления может быть физическое вменяемое, достигшее 16 — летнего возраста должностное лицо.
Квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч.2 ст.367 УК, является совершение действий, указанных в ч.1 ст.367 У К, повлекших тяжкие последствия.
Понятие тяжелых последствийздесь полностью аналогично рассмотренному в отношении ч.2 ст.364, ч.З ст.365 и ч.2 ст.366 УК.
133. ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО (СТАТЬИ 368! - 370 УК)
Понятие взяточничество охватывает три состава преступления, предусмотренные самостоятельными статьями Особенной части УК: получение взятки (ст.368 УК); дачу взятки (ст.369 УК); провокацию взятки (ст.370 УК).
Непосредственным объектом взяточничества служит нормальное функционирование государственных либо общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений или организаций независимо от формы собственности.
Предметом этих преступлений является взятка.Необходимо выделить три самостоятельных предмета, которые могут образовывать предмет взятки:
· имущество (деньги, материальные ценности и т.п.);
· право на имущество (документы, предоставляющие право на получение имущества; предоставление права использования имущества или права требовать исполнения обязательств и т.п.);
· действия имущественного характера (передача имущественных выгод, отказ от них, отказ от права на имущество, бесплатное предоставление услуг имущественного характера, санаторных и туристических путевок, проведение ремонтных и строительных работ и т.п.). Услуги нематериального характера (позитивная характеристика, выступление в прессе, предоставление престижной работы и т.п.) не могут бытьпризнаны предметом взятки. При наличии других необходимых признаков предоставление данных услуг следует квалифицировать по ст.364 УК Украины.