Избирательная агитация на улице
Трудно добиться того, чтобы люди приходили и встречались с кандидатом - нужно, чтобы кандидат сам приходил к ним. Существует множество способов организации таких встреч. Публич-
ные выступления в домах культуры, актовых залах, других заранее оговоренных местах не всегда возможны, да и не всегда необходимы. Часто наиболее эффективная агитационная кампания проводится прямо на улице, например, с использованием следующих вариантов:
Посещение предприятий торговли - кандидат посещает магазины и пожимает руки покупателям и работникам торговли. Рекомендуется заранее предупредить местных торговцев о приезде кандидата. Даже если подразумевается краткий визит, кандидат должен провести некоторое время, лично общаясь с хозяевами магазинов. Желательно спланировать визиты, когда в торговых центрах больше всего посетителей. Нужно организовать сопровождение кандидата его помощниками, раздачу агитационных материалов. Этим способом широко пользовался Б. Ельцин в 1989, 1990, 1996 годах. Осенью 1998 года он повторил этот прием, чем опять вызвал большой энтузиазм у населения. Тем же методом пользуются многие действующие российские губернаторы.
Посещение предприятий - может быть очень эффективной формой проведения кампании. При этом следует избегать сопровождения начальниками, которых рабочие недолюбливают. Можно организовать сопровождение кандидата лидером профсоюза или сторонниками, работающими на данном предприятии. Необходимо встретиться с как можно большим количеством людей, беседы с работающими надо организовывать там, где уровень шума незначителен и где есть открытые места, чтобы люди могли видеть кандидата.
Обходы избирателей по месту жительства — эта форма проведения предвыборной агитации весьма эффективна, если выбор микрорайона основан на системе приоритетов. Кандидат может «обойти» за один раз два или три квартала, но он не должен сам заходить в квартиры. В это время помощники, сопровождающие кандидата, должны раздавать агитационные материалы, приглашать избирателей на краткие встречи с кандидатом, проводимые в подъездах, на площадках перед домом, в помещении жэков, в специальном агитационном автобусе. Главный успех такой акции -ее грамотная подготовка.
Посещение вузов и школ - хороший способ поговорить с молодежью и потенциальными добровольными помощниками. Можно организовать интервью студенческой газете, радиостанции, организовать посещение занятий, встретиться с учащимися на перемене.
Иногда полезно (в основном для создания информационных поводов) посещение выпускных и средних классов школы, особенно, если образование является одним из вопросов программы кандидата. Иногда эффективным является посещение родительских собраний.
Дома престарелых, больницы и др. - Существует несколько целей посещения подобных мест: встреча с избирателями, проведение проверки, выяснение проблем для принятия мер или оказания помощи. Люди, живущие в домах престарелых, чутко реагируют на личное внимание и обычно участвуют в голосовании.
Места отдыха, дискотеки — могут стать хорошими местами для встреч с молодыми избирателями. Обычно в таких заведениях не привыкли к появлению кандидатов, поэтому встреча с кандидатом может дать неплохой агитационный эффект. В то же время чаще всего такие встречи оказываются бесполезными для окончательного результата. Молодые редко голосуют.
Спортивные мероприятия - В тех случаях, когда кандидат собирается присутствовать на спортивном мероприятии, нужно заранее «обработать публику». Использование команды помощников при этом более эффективно, чем деятельность самого кандидата.
Собрания общественных организаций - На таких собраниях обычно требуется выступление. Поэтому кандидат должен быть хорошо информирован о проблемах организации. Кандидат может иметь иное мнение, чем организация, где он выступает, но может добиться успеха только, если покажет заботу, сочувствие и понимание Поэтому, например, ветеранские организации не полностью потеряны и для демократически ориентированных кандидатов.
Агитационные походы или поездки - являются эффективным способом привлечения внимания избирателей при условии тщательного планирования, особенно в первые и последние недели избирательной кампании. Агитационные поезда позволяют кандидату «вырваться на простор» и одновременно не дают ему «увязнуть» в полемике с избирателями. Особенно эффективно такие формы использует ЛДПР.
Для успеха поездок необходимо массовое сопровождение кандидата, тщательная выверка маршрута и плана встреч. На каждой встрече нужно иметь «основное ядро толпы», состоящее, по меньшей мере, из 10-20 человек. Кандидат может останавливаться в дороге для проведения митингов, посещения домов, предприятий, организаций, проведения агитации на улице.
10.9. Организация проведения кампаний «От двери к двери»
Кампании «От двери к двери», которые часто еще называют «от дома к дому», «с глазу на глаз», являются неотъемлемой частью избирательных кампаний любого уровня. Обходы по квартирам обеспечивают личные контакты агитаторов, помощников кандидата с избирателями. Обычно агитаторы делают обход в доме или районе, где они сами проживают. Таким образом, в дополнение к другим видам рекламы и пропаганды избиратели получают информацию в поддержку кандидата лично от своего соседа.
Кампания «От двери к двери» широко пропагандируется организаторами выборов. Анализ показывает, что она эффективна лишь при грамотной организации, тщательном подборе и обучении агитаторов, скрупулезной работе со списками избирателей и т. д. Там же, где кампания проводится по принципу «лишь бы отчитаться», ее результаты обычно отрицательны. Особенно результативны такие кампании на региональном и местном уровне, где они часто заменяют все другие виды агитации.
Кампания «От двери к двери» обычно направлена на решение следующих задач:
• привлечение сторонников к активной поддержке кандидата и к участию в голосовании;
• сплочение проживающих по соседству сторонников(например, программа кандидата может стать темойобщения с пенсионерами во дворе дома, постепенновтягивая в орбиту обсуждения все новых соседей);
• разъяснение позиции и программы кандидата не определившимся избирателям;
• агитация за кандидата - когда это происходит при личномразговоре, это звучит более убедительно;
• контрпропаганда;
• мониторинг агитационных кампаний соперников.
Обход квартир требует большого числа квалифицированных агитаторов. Поэтому при планировании такой работы основным фактором является наличие квалифицированных кадров. Желательно, чтобы агитаторы жили в том же районе.
Так, например, в Омской, Кемеровской, Кировской областях при выборах глав областной и городских администраций в качестве
агитаторов кампании «От двери к двери» выступали почтальоны, разносчики денег, старые учителя, выучившие 10 и более поколений выпускников школ, участковые врачи и участковые милиционеры. Именно таких агитаторов люди охотно впускают в свои дома и прислушиваются к их авторитетному мнению.
Агитаторы, работающие в кампании «От двери к двери», должны:
• иметь пропагандистскую и рекламную литературу окандидате;
• хорошо знать программу кандидата, его позиции поосновным проблемам округа, его биографию и легенду,иметь набор утвержденных ответов на стандартныевопросы, обычно задаваемые жителями;
• тщательно готовить все акции и обходы, эти акциидолжны быть согласованы с общей стратегией агитации,происходить по единому плану;
• предварительно изучать людей, к которым собираютсяпостучаться. Хорошим вариантом является наличиевыверенной базы данных по избирателям;
• быть тщательно обучены методам эффективного общенияс гражданами.
При планировании кампании обычно выделяются наиболее перспективные объекты (районы, кварталы, дома, подъезды) обхода, которым уделяется основное внимание
Прежде всего, город разбивается на непересекающиеся сектора; лучший вариант, когда эта схема совпадает со схемой разбивки на избирательные участки.
Каждый участок закрепляется за группой из двух-четырех человек. На территории каждого сектора отмечаются места наиболее плотного и компактного заселения (многоквартирные дома) и места, наиболее удобные для организации встреч с избирателями на улице. Назначаются старшие каждой группы.
В ходе разработки и ведения агитационной кампании «От двери к двери» используются, в основном, два метода ее проведения.
Первый метод - создание команды по территории избирательных участков заключается в том, что после разработки плана, стратегии и тактики работы группа агитаторов-пропагандистов, имея на руках список избирателей и раздаточный материал, ежедневно обходит дома и квартиры в закрепленном районе.
Каждая группа должна иметь: легенду и официальную биографию кандидата, его фотографии, набор агитационных материалов (буклеты, листовки), специальные блокноты, в которых фиксируется реакция избирателей на предложение прийти на встречу с кандидатом, а также объявления относительно этих встреч, которые вывешиваются на дверях подъездов или в специально отведенных местах.
Данный метод проведения кампании может быть значительно усилен присутствием самого кандидата. Если кандидат дал согласие на участие в такой акции, то планирование работы осуществляется в следующем порядке: назначаются старшие каждой группы, которые и определяют график встреч на своем участке. Старшие передают в штаб графики, на основе которых вырабатывается общий план всех встреч с избирателями.
Перед каждой встречей агитаторы заранее, за несколько дней, обходят все квартиры и частные дома, предупреждают избирателей о предстоящем мероприятии, оставляют приглашения на встречу, агитационные материалы, отмечают реакцию избирателей на приглашение, в первую очередь, фиксируя тех, кто согласился прийти на встречу, и тех, кто резко отказался, вывешивают объявления о встрече.
В день проведения встречи, за несколько часов до нее, агитаторы повторно обходят квартиры, жильцы которых согласились на встречу, еще раз напоминая о факте и месте встречи и времени ее начала, вывешивают объявления. Старший группы присутствует на встрече и после ее окончания сдает в штаб справку, в которой отмечены избиратели и квартиры, жильцы которых пришли на встречу.
Кампания «От двери к двери» с привлечением кандидата к работе на территории дает положительный результат только при ее грамотной подготовке. В этом случае на встречу с кандидатом собирается до трети избирателей микрорайона, как правило, наиболее политически активных граждан, из которых, в свою очередь, можно набирать агитаторов. Около двух третей пришедших на встречу удается убедить прийти на выборы. Повышается вероятность того, что они проголосуют за кандидата, с которым встречались.
Второй метод - создание спецкоманды - состоит в том, что в штабе готовится отряд пропагандистов из 2СМЮ человек, который включает в себя группу пикетчиков, группу доверенных лиц, группу агитаторов, группы расклейщиков листовок, группу пропагандистов
на базарах, остановках, предприятиях и т. д. В этом случае кампания «от двери к двери» становится составной частью более широкой, но разовой агитационной акции.
Бригада агитаторов по намеченному заранее плану и графику и подготовленным маршрутам выезжает в близлежащие (не более 10-12 часов езды от штаба) населенные пункты и проводит в течение нескольких часов (обычно 6-8 часов) весь спектр пропагандистских мероприятий с массовой раздачей агитационных материалов. Для более успешной деятельности на местах заранее проводится подготовительная работа.
При проведении такой акции приходится сталкиваться с опасениями жителей, которые не хотят пускать к себе незнакомых людей. Это понятно.
В связи с этим в период проведения избирательных кампаний необходимо вырабатывать эффективные способы преодоления опасений у жителей при встрече с агитаторами. Кроме того, определенные правила предосторожности должны знать и сами агитаторы. Вот некоторые приемы, которые необходимо предпринимать для снятия у жителей чувства опасности, страха при общении с избирателями:
• подбирать агитаторов, которые обладают природнымобаянием, хорошими коммуникативными умениями ипривлекательной, располагающей внешностью;
• при проведении акции агитаторы должны ходить группами по два-три человека, а среди сопровождающихдолжны быть люди, которые хорошо знают округ и, чтосамое главное, которых здесь знают;
• предварительно развешивать листовки, плакаты о кандидате, чтобы люди были готовы к тому, что к ним могутприйти агитировать домой (что уже не являетсяредкостью для российских избирателей);
• предъявлять специальные карточки (значки) на груди сназванием партии и именем кандидата;
• предъявлять удостоверения доверенных лиц или добровольцев;
• обзванивать все квартиры на лестничной площадке, чтобысоседи знали, что они откроют не одни;
• выбирать время для визитов в дневные часы в субботу,воскресенье, или же несколько часов в вечернее время,желательно до наступления темноты;
• не заходить в дом, квартиру избирателя. После звонкалучше отойти на шаг от дверей, чтобы люди моглиувидеть агитатора в глазок и выйти к нему на улицу илилестничную площадку;
• при первых же секундах общения, после приветствия иуказания цели посещения, раздавать литературу о кандидате, агитационные материалы, информацию о месте иправилах голосования и т. д., чтобы люди настроились наконкретную тему разговора;
• оставлять специальную предвыборную литературу дляизбирателей, которых не застали дома;
• регулярно, после проведения акции «От двери к двери»,нужно устраивать разбор работы, отмечая находки ипросчеты, которые будут учитываться при дальнейшихпоходах по домам и квартирам;
• заранее предупреждать участкового милиционера о том,что на его участке будет проходить акция «От двери кдвери» и дать точное расписание проведения этогоагитационного мероприятия.
Обязательное условие проведения эффективной кампании - согласование ее со стратегией и тактикой избирательной кампании, другими методами проведения агитации, прежде всего, агитацией на территории. Рассылка почтовых отправлений усиливает кампанию «От двери к двери». Хорошо отправлять почтовые открытки до или после визита агитаторов в дом. Данная кампания очень хорошо сочетается с листовочной кампанией, кампанией слухов и контрпропаганды. После проведения такой крупномасштабной акции практически весь населенный пункт узнает о партии и кандидате, за которых проводилась агитация.
Наиболее эффективно кампании «От двери к двери» проводит КПРФ. Грамотная работа их активистов дает значительный агитационный эффект. Популярность кампаний «От двери к двери» будет возрастать:
• во-первых, потому, что резко увеличилось количество кандидатов с размытыми очертаниями программ и людям требуются более детальные разъяснения для того, чтобы разобраться кому отдать предпочтение;
• во-вторых, современная политическая борьба проходит нафоне растущей аполитичности электората, что приводит ксоперничеству за каждый голос;
• в-третьих, такая кампания позволяет в полной мере использовать большое количество агитаторов, восполнив, такимобразом, недостаток других ресурсов;
• в-четвертых, ограничения нового выборного закона пофинансированию кампаний заставляют изыскивать условно «малозатратные» способы ведения агитации. Системаспециальных договоров с агитаторами позволяет представить их работу как добровольную и бесплатную, не«нагружая» дополнительно фонд кандидата или партии.В случае работы только со СМИ это сделать очень трудно.