Туризм в современном мире. 1980-2010-е

80-м годам предшествовал период туристского подъема. За 30 лет число участников международных туристских связей выросло в 11 раз. Туризм к этому времени получил раз-витие во всем мире, однако в различных регионах его рост был неодинаков. Увеличение объемов международного туристского обмена в Европе, Африке и Латинской Америке был на уровне среднемировых показателей, а в странах Ближнего Востока оно превысило их бо-лее чем в три раза, в странах Южной Азии - более чем в 5 раз, в Восточной Азии - более чем в 10 раз. В 80-е годы государства Европы и Северной Америки остались на лидирующих позициях, как по приему иностранных туристов, так и по отправке своих граждан за рубеж.

В 80-е годы международный туризм стал важной частью международных экономиче-ских связей. В это время наблюдается стабильный рост доходов от международного турист-ского обмена. В социальном аспекте для 80-х годов характерно повышение спроса на ту-ристские услуги со стороны тех слоев населения, чьи доходы являются средними или даже невысокими. Таким образом, можно сказать и об изменении структуры туристского спроса.

Процессы, протекающие в демографической среде, позволяют говорить о несколь-ких тенденциях на рынке современного туризма. Первая из них — расширение круга потенциальных потребителей туристских услуг. Все новые категории лиц вливаются в туристское движение. У них появляются желания и возможность путешествовать. По про-гнозу ВТО на 2020 г., 7% населения Земли совершат зарубежные поездки. Эта доля постоян-но растет, однако остается пока очень скромной, особенно в Африке, Южной Азии и на Ближнем Востоке, что свидетельствует о большом потенциале международного туризма.

Вторая тенденция — старение путешествующих лиц, т.е. увеличение удельного ве-са пожилых лиц в совокупности посетителей. Она вызвана общедемографической ситуаци-ей в индустриально развитых странах мира.

На первый взгляд, туризм пожилых людей может показаться парадоксом, так как вы-ход на пенсию и обеспечивает заслуженный отдых. Однако углубленное изучение потреб-ностей разных возрастных групп населения свидетельствует, что такая проблема не только существует, но стоит очень остро. В отличие от занятой части населения, для которой ту-ризм — это отдых, позволяющий отойти от повседневных забот и восстановить свою рабо-тоспособность, для пенсионеров туристская поездка — форма активного образа жизни.

Третья тенденция - дробление отпускного периода и рост непродолжительных поез-док. Туристские поездки стали менее продолжительными, но более частыми. В западной ли-тературе это явление получило название «путешествия с интервалами».

Организация таких путешествий оказалась чрезвычайно выгодным делом, и турист-ские фирмы со своей стороны начали всемерно поощрять потребительский спрос на них. Очевидная заинтересованность компаний в расширении нового сегмента туристского рынка объясняется тем, что краткосрочные посетители несут более высокие расходы в расчете на один день пребывания, чем обычные туристы. Кроме того, «путешествия с интервалами» пользуются спросом в течение всего года с некоторым оживлением в апреле, сентябре—октябре и феврале, помогая решить одну из самых Острых проблем туристской отрасли — сгладить сезонную неравномерность в работе гостиниц и транспорта.

В Европе особой популярностью пользуются маршруты выходных и праздничных дней. Они включают посещение выставок, спектаклей, музеев, галерей, а также магазинов, в частности антикварных. С не меньшим удовольствием люди проводят уик-энды в нацио-нальных парках или ненадолго отправляются в путь, чтобы принять участие в фестивалях, карнавалах, различных дегустациях. Основным видом транспорта служат личные автомоби-ли.

Последняя по порядку, но не по важности тенденция — переход от массового стан-дартизированного, конвейерного туризма к массовому дифференцированному.

Философы и социологи приблизительно с начала 70-х гг. говорят о почти револю-ционных переменах в массовом сознании постиндустриального общества. Речь идет о том, что ведущее место на шкале ценностей занимает свободное время, т.е. все больше лю-дей видят возможность реализации своего личного потенциала не в работе, а в любимом за-нятии, в расширении и улучшении социальных контактов и т.п. Первоначально в течение довольно длительного периода труд воспринимался как основа существования человека, а отдых — в качестве средства восстановления сил для дальнейшего труда. Сегодня человек в большей степени ориентирован на познание действительности и впечатления, наслаждение жизнью, чем на потребление материальных благ.

Туризм становится для личности возможностью получить то, что невозможно в больших городах, где живет большинство населения стран, поставляющих туристов. Совре-менное производство и быт больших городов, где индивидуум живет в ситуации отчужде-ния от результатов своего труда и испытывает сильнейший дефицит живого человеческого общения, заставляют горожан искать человеческие контакты и в конечном итоге искать себя вне привычного места жительства. К бегству из индустриальных городов толкает также ухудшение качества среды обитания.

Само собой разумеется, что развитию современного туризма способствуют и ряд внешних факторов, как нейтральных по отношению к сфере досуга и рекреации, так и прямо с ней связанных: рост информированности и образованности населения; рост благосостоя-ния и свободного времени; технологические факторы мобильности населения (развитие сферы транспортных услуг и прежде всего - авиации и автомобильного транспорта, чье зна-чение для мироощущения современного человека еще не до конца оценено).

Исследователи туристского поведения обнаружили в последние годы явную тенден-цию к активным формам отдыха, связанным с познанием, общением, самоутверждением и экспериментом. В частности, швейцарский исследователь туризма Йост Криппендорф гово-рит об очевидной трансформации туристских мотивов за последние двадцать лет: усиление тенденции к активному отдыху, включая спорт и хобби; снижение потребности в пассивном времяпровождении; усиление стремления к социальным контактам, к разнообразию.

Пассивное времяпрепровождение на пляже, хотя и остается наиболее распространен-ной формой проведения отпуска, все в меньшей степени отвечает потребности жить в удо-вольствие. На смену «трем S»: море—солнце—пляж (Sea—Sun—Sand) — постепенно приходит формула «три L»: национальные традиции—пейзаж—досуг (Lore—Landscape—Leisure). Она наилучшим образом соответствует новым ценностям, которые утверждаются в психологии человека и получают выражение в поведении современного ту-риста.

Желая оторваться от повседневной действительности, посетитель проявляет повы-шенный интерес к местному колориту, особенностям быта, нравов, культуры чужого народа. Он жаждет праздника во всем, стараясь уйти от унылого городского пейзажа, монотонной и однообразной жизни. Одновременно растет осознание необходимости активного отдыха для полноценного восстановления и развития сил человека. Люди отправляются в путешествия, чтобы компенсировать недостаток физической нагрузки и нервное перенапряжение, возни-кающее в сфере производства и в быту. Эта эволюция рекреационной мотивации происхо-дит в контексте расширения личных свобод. Каждый человек желает сам определять про-грамму своей туристской поездки без давления извне. Не случайно туроператоры провоз-гласили девизы — «Счастье — в ваших руках», «Все предлагается — ничего не навязывает-ся» и пр.

Это, однако, не означает, что туризм перестает быть видом рекреации. При всем раз-нообразии современных видов туризма и их социокультурных функций все они распо-лагаются как бы между двумя полюсами. На одном находится так называемый клубный туризм как рекреация в чистом виде. В крайних формах такой туризм принимает вид ту-ристских гетто, где отдыхающие живут в изоляции от окружающего мира, встречаясь только с теми представителями местного населения, которые их обслуживают. В таких центрах обеспечен высокий стандарт качества услуг, развлечения и анимация. Но стандартный набор услуг, а также развлечения под руководством профессиональных аниматоров не устраивают тех, кто хотел бы самостоятельно реализовать свои индивидуальные потребно-сти в отдыхе.

На другом полюсе - маршрутный познавательный туризм позволяющий при жела-нии получить максимальное количество впечатлений и осмотреть максимальное количество достопримечательностей за минимальное время. Здесь возникает проблема, которую можно было бы определить как конфликт массового информационного производства и индивиду-ального восприятия. Иными слогами, насыщенные экскурсионные программы очень часто оставляют чувство неудовлетворенности даже при посещении самых выдающихся памятни-ков истории и культуры или самых замечательных природных ландшафтов - из-за недостат-ки времени и огромного количества других туристов, которые хотят именно в это время ознакомиться именно с этими достопримечательностями.

32. Периодизация развития туризма в России, краткая характеристика каждого этапа. ??????????

Периодизация развития туризма в России

1. Предыстория организованного туризма: одиночные события туристского ха-рактера.

1.1. Средневековый период до 1696г.

1.2. Имперский бюрократический период до 1856г

1.3. Имперский либеральный период 1856-1895

2. Добровольно-общественная форма организации туристской деятельности. 1895-1916

3. История туризма в СССР

3.1. Советский либеральный период (НЭП) 1922-1935

3.2. Советский тоталитарный период 1936-1956

3.3 Советский бюрократический период 1957-1989

3.4 Переходный период 1990-1994

4. Современный коммерческий период

Предыстория российского организованного туризма в эпоху Средневековья: виды и направления путешествий, свидетельства путешествий, средства размещения, правовое регулирование зарубежных поездок.

1.1. Русские средневековые путешественники

В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торго-выми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М. Соловьёва, одними из важнейших причин, побудивших её со-вершить путешествие, были “любопытство посмотреть чудеса образованного мира” и пре-стиж, т.к. “…возвышался тот, кто был в Константинополе”.

К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих карава-нов как внутри Древней Руси, так и за её пределами. Существовало несколько торговых пу-тей через Русь.

Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Впо-следствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары». Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государ-ственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазар-ского каганата в низовьях Волги.

Путь начинался от берегов Скандинавии, вёл по Неве и Волхову через Ладогу в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи шли вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышен-ности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги или по Свири и Онеге а Белоозеро. Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад или по Шелковому пути до Китая. Пряности, шёлк и некото-рые другие товары шли на север, меха, мёд и рабы на юг.

Второй - знаменитый торговый путь "из варяг в греки", соединяющий Черное и Балтийское моря. Путь шел от Балтийского моря через реку Неву в Ладожское озеро (или Нево), по реке Волхову на озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловати; здесь суда пере-таскивались по сухому пути волоком, - в верховья Днепра и спускались по нему в Черное море и в Константинополь. Путь возник в начале IX в. (не позднее 825-30 гг.). Наибольшее значение имел в X — 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко.

В результате похода князя Олега в 911 г. на Царьград (Константинополь) был заклю-чен торговый договор с Византийской империей. На основании этого договора русские купцы получали право беспошлинно торговать в Константинополе, а византийские купцы в русских городах находились под покровительством князей. Русские купцы торговали также и с византийскими колониями в Крыму. Из Византии поступали дорогие ткани, золотые и серебряные украшения, вина, фрукты.

Некоторые исследователи подвергают сомнению существование пути «из варяг в греки» как постоянно действующей транзитной торговой магистрали (не отрицая возмож-ности отдельных плаваний).

Существовал более древний и удобный вариант северной части Пути. Он шёл напря-мую из Балтийского моря в Западную Двину через города Рига, Полоцк. Затем, через волоки в Верхнее Поднепровье (Смоленск) и далее вниз по Днепру в Чёрное море. Существует и не менее удобный путь Балтика–Висла–Буг–Припять–Днепр (также с одним волоком) прохо-дящий через города Полоцк, Брест, Пинск и Туров сразу выходящий в район Киева.

Южная часть Пути также имела разветвления: от устья Днепра, помимо Константи-нополя, шёл путь на восток, через Перекопский перешеек в Азовское море. Далее путь шёл вверх по Дону, волок к Волге и вниз по Волге в Каспийское море.

Самым торговым городом на Руси был Новгород. Новгород вел широкую торговлю с городом Висби на острове Готланд. Готландские купцы имели в Новгороде свой двор и свою церковь, а на Готланде была русская церковь. В XII в. рядом с готланским двором в Новгороде возникает немецкий двор. Новгородские купцы постоянно ездили в Суздаль, Владимир, Киев, Чернигов, Галич, в Литовское княжество и продавали там заморские това-ры. Торговля на пути "из варяг в греки" велась через Константинополь. Новгородцы первы-ми проникли за Камень (Урал).

Заволоцкий путь во времена Новгородской республики проходил по Северной Двине и Сухоне в Кубенское озеро, вверх по реке Порозовице, далее волоком к реке Сла-вянке, по ней - в Шексну и далее в Волгу.

Выясняется, что существует стабильный, интенсивно действующий трансевропей-ский торговый маршрут от Испании до Нижней Волге, по крайне мере, который в достаточ-но большой степени обеспечивают своими усилиями еврейские негоцианты.

Вместе с христианством в 988 г на Русь пришла традиция паломничества. Палом-ники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их за-щиты, совершали труднейшие и длительные путешествия.

После Иерусалима наиболее привлекательным городом для русских паломников был Константинополь, в котором с XI в. существовала русская община. Описания "хожений" яв-ляются первыми путевыми очерками в русской литературе. Из них, с документальностью путеводителя, можно почерпнуть много исторических сведений, но при этом для них харак-терен религиозно нравственный пафос. До нашего времени дошло около 20 таких описаний.

Наиболее известным и полным из них является "Хожение игумена Даниила в Свя-тую землю". Сохранилось не менее 70 списков этой рукописи. Считают, что паломничество Даниил совершал в 1106 - 1107 гг. Известно, что он был игуменом в одном из черниговских монастырей. Сначала путешественник прибыл в Царьград, а оттуда отправился на Кипр. После кратковременного пребывания на Кипре, Даниил отплыл в Палестину. Он высадился в городе Яффе и затем достиг Иерусалима. Там он провел 16 месяцев.

После этого прибыл в Галилею, побывал на берегах Иордана и Тивериадского озера, на морском побережье Кесарии Палестинской, а также побывал в Акре, Бейруте, Антиохии и вернулся в Иерусалим. Игумен Даниил путешествовал по Палестине более двух лет. В своих записях Даниил приводил сведения не только о достопримечательностях мест своего пребывания, но приводил сведения об их природных особенностях и основных занятиях населения, сведения о животном и растительном мире.

Например, указывается, что рожковое дерево произрастает в Фавории, Вифлееме и Иерусалиме. Масличное дерево произрастает в Самарии, Иерусалиме. Из животных упомя-нуты львы, встречающиеся в Иерусалимской долине, в окрестностях Бейсана, в районе реки Иордан, а также вблизи Аин-Этана. Около Иордана встречались также барсы. Даниил также дал подробное описание Мертвого моря, которое он называл "Содомским". Он также привел данные о Тивериадском озере, описал ряд пещер.

Примерно в этот же период паломничество в Иерусалим осуществила игуменья Еф-росинья Полоцкая, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича. По ее просьбе византийский император Мануил Комнин прислал для церкви святого Спаса одну из икон Божьей матери, созданную евангелистом Лукой. Во время паломничества Ефросинья умерла и была похоро-нена в Иерусалиме. В 1137 г. она была причислена к лику святых и ее мощи перевезли в Ки-ево-Печерскую лавру, а в начале XX в. - в Полоцк.

В 1200 г. путешествие в Константинополь совершил новгородский архиепископ Ан-тоний (в миру - Добрыня Андрейкович). Он побывал в Палестине, после чего принял по-стриг в Хутынском монастыре. Антоний трижды избирался архиепископом в Новгороде. Путешествия Антония представляют интерес потому, что он посетил столицу Византии до ее разгрома крестоносцами в 1204 г. Им описаны все святые места Константинополя и его окрестностей.

Это церкви Богородицы (Фарская), святого Козьмы и Домиана, святого Луки, святого Георгия. Особенно подробно Антоний описал храм святой Софии. Вернувшись в Новгород, архиепископ Антоний составил записи "Путешествие архиепископа Антония в Царьград", которые служили хорошим путеводителем для последующих паломников.

Из более поздних паломничеств особой известностью пользовались странствия мос-ковских купцов, дипломатов и паломников Трифона Коробейникова и Юрия Грекова, опи-санных в книге « Путешествия в Святую Землю». Трифон первое путешествие совершил в 1582 году в составе посольства Ивана Грозного в Царьград и на Афон, одной из целей по-сольства было замаливание убийства Иваном Грозным своего сына.

Второе путешествие, уже паломническое Трифон Коробейников совершил с Юрием Грековым в 1593-1594 гг. Паломники посетили Царьград, Иерусалим, Вифлеем, реку Иор-дан, Египет. Повествование о путешествии пользовалось на Руси огромной популярностью, известно свыше 400 его списков. В нем подробно описаны не только святыни и достопри-мечательности, но и дорога к ним, расстояния, время в пути, упоминаются торговые корабли из Индии, виденные ими в Египте.

Наряду с зарубежным паломничеством, на Руси хорошо было развито поклонение отечественным святым местам.

Особенным почитанием пользовалась Киево-Печерская обитель, основанная в 1051 г. преподобным Антонием как первый мужской монастырь. В 1598 г. этот монастырь получил статус лавры. Не меньшим почитанием среди паломников пользовалась Оптина Введенская Козельская пустынь. Местами паломничества были Успенский Почаевский монастырь, Тро-ице-Сергиева обитель. Большое количество людей шло к старцам: Феодосию Печерскому, Сергию Радонежскому, отцу Амвросию.

Первый закон, относящийся к путешествиям за границу, появился в Соборном уложении 1649 года при царе Алексее Михайловиче: «А буде кому случится ехать из Мос-ковского государства для торгового промыслу или иного какого своего дела в иное государ-ство, с Московским государством мирное, тому на Москве бити челом государю, а в городах воеводам о проезжей грамоте». Помимо проезжей, путешественник мог получить и так называемую опасную грамоту. В русском языке того времени значение этого слова было прямо противоположно современному — грамота являлась не только пропуском за рубеж, но и удостоверением личности и гарантией неприкосновенности в чужих государствах.

Предшественниками современных гостиниц были постоялые дворы – заведения, предоставлявшие путникам простое жилье и еду. Паломники, прибывавшие в столицу на богомолья и церковные праздники, размещались обычно на монастырских подворьях. Первые гостиные дворы были созданы еще в 12 веке в Великом Новгороде, который вел оживленную торговлю с иностранцами. В отличие от постоялых дворов, при этих заведени-ях имелись торговые ряды и склады; здесь же можно было заключать сделки и торговать. Гостиные дворы часто подразделялись по «национальному» признаку: так, например, суще-ствовали Немецкий, Английский, Греческий и Армянский дворы.

Наши рекомендации