Manfred Karge // Wer war wer in der DDR?.
Мюллер, Хайнер
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Хайнер Мюллер | |
нем. Heiner Müller | |
Хайнер Мюллер выступает на митинге наАлександерплац в ноябре 1989 года | |
Дата рождения: | 9 января 1929 |
Место рождения: | Эппендорф |
Дата смерти: | 30 декабря 1995 (66 лет) |
Место смерти: | Берлин |
Гражданство: | ГДР Германия |
Род деятельности: | поэт, драматург, театральный режиссёр, эссеист |
Годы творчества: | 1948—1996 |
Хайнер Мюллер (нем. Heiner Müller, 9 января 1929, Эппендорф, — 30 декабря 1995, Берлин) — немецкий драматург, театральный режиссёр, поэт, эссеист, крупнейшая фигура немецкого театра после Бертольта Брехта[источник не указан 304 дня].
Биография[править | править исходный текст]
Член Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) c 1947 года, член Союза писателей ГДР с 1954 года, лауреат премии Т. Манна (1959), виднейший драматург ГДР на тот момент. Однако цензурное запрещение его пьесы «Переселенка» после первого же представления в 1961 годуухудшило отношения писателя с руководством СЕПГ, в том же году его исключили из Союза писателей.
В 1966—1967 годах Мюллер работал с Бенно Бессоном в Немецком театре над пьесами «Строительство», постановка которой была запрещена, и «Эдип-царь». С 1970 года в качестве драматурга работал в театре «Берлинер ансамбль»[1]. В 1970-х он начал сотрудничать с театрами Западной Германии, его драмы были поставлены в Мюнхене, Эссене, Бохуме. Растущая мировая известность писателя вынудила руководство ГДР несколько смягчиться: в 1975 году в берлинском «Фольксбюне», который возглавлял в то время Бенно Бессон, Манфред Карге поставил его пьесы «Битва» (нем. Die Schlacht) и «Трактор» (нем. Traktor)[2]. В том же году Мюллер получил премию Лессинга.
С 1976 года Мюллер в качестве драматурга работал в «Фольксбюне»[2]. В 1984 году он стал членом Академии искусств ГДР (с 1986 был также членом Академии искусств Западного Берлина); 1985 году был удостоен премии Бюхнера, в 1988 году — восстановлен в Союзе писателей. В 1990 году Мюллер был избран президентом Академии искусств ГДР[3].
В 1992 году, после отставки Манфреда Векверта, Мюллер был приглашён в театр «Берлинер ансамбль» в качестве одного из членов коллективного руководства (наряду с режиссёрами Маттиасом Лангхофом, Фрицем Марквардтом, Петером Паличем и Петером Цадеком), в 1995 году стал его единоличным художественным руководителем. Здесь он поставил свой самый значительный и последний спектакль по пьесе Б. Брехта «Карьера Артуро Уи».
Драмы[править | править исходный текст]
· Die Morgendämmerung löst das Ungeheuer auf (1948)
· Das Laken (1951)
· Die Schlacht (1 вариант, 1951)
· Die Reise (1951/1952)
· Szenen aus einem Stück über Werner Seelenbinder (1952)
· Gespräch der Bediensteten im Palast des Agamemnon während dieser ermordet wird ind Küche (1952/1953)
· Traktor (1 вариант, 1955)
· Zehn Tage, die die Welt erschütterten (1956)
· Der Lohndrücker (1956/1957)
· Die Korrektur I (1957)
· Die Korrektur II (1958)
· Klettwitzer Bericht 1958 — Eine Hörfoge (1957/1958)
· Glücksgott (1958)
· Die Umsiedlerin oder Das Leben auf dem Lande (1961)
· Philoktet (1958/1964)
· Der Bau (1963/1964)
· Sophokles/Ödipus, Tyrann (1966/1967)
· Der Horatier (1968)
· Mauser (1970)
· Macbeth (1971)
· Germania Tod in Berlin (1956/1971)
· Zement (1972)
· Die Schlacht (1951/1974)
· Traktor (1955/1961/1974)
· Leben Gundlings Friedrich von Preußen Lessings Schlaf Traum Schrei. Ein Greuelmärchen (1976)
· Die Hamletmaschine (1977)
· Bertolt Brecht/Der Untergang des Egoisten Johann Fatzer (1978)
· Der Auftrag (1979)
· Quartett (1980/1981)
· Verkommenes Ufer Medeamaterial Landschaft mit Argonauten (1982)
· Wolokolamsker Chaussee I: Russische Eröffnung (1984)
· Anatomie Titus Fall of Rome Ein Shakespearekommentar (1984)
· Wolokolamsker Chaussee II: Wald bei Moskau (1985/1986)
· Wolokolamsker Chaussee III: Das Duell (1985/1986)
· Wolokolamsker Chaussee IV: Kentauren
· Wolokolamsker Chausse V: Der Findling
· Germania 3 Gespenster am toten Mann (1995)
Творческая манера[править | править исходный текст]
Многие драмы Мюллера — свободная, остро осовремененная трактовка пьес древнегреческих трагиков, Шекспира, Брехта, произведений Шодерло де Лакло, Дж. Рида, ранней советской литературы и др.
Наследие[править | править исходный текст]
Собрание сочинений Мюллера в 9-ти томах (1998—2005) издано авторитетным немецким издательством Зуркамп. Архив писателя находится в университете Гумбольдта в Берлине. Его пьесы переведены на многие языки, они идут в крупнейших театрах мира. В России драму Мюллера «Медея-материал» в 2001 году поставил Анатолий Васильев в «Школе драматического искусства».
Публикации на русском языке[править | править исходный текст]
· Гамлет-машина // Мюнхенская свобода и другие пьесы. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 161-170.
· Злотин Г. С. Et in Arcadia ego: Инспекция (Из Хайнера Мюллера)
· Стихи из разных книг / пер. Алексея Прокопьева// Иностранная литература. 2009. № 10.
· Проза. Драмы. Эссе. Диалоги / сост. В. Колязин. М.: РОССПЭН, 2012.
Примечания[править | править исходный текст]
Manfred Karge // Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. — В. 1. — ISBN 978-3-86153-561-4..
2. ↑ Перейти к:12 Heiner Müller // Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. — В. 1. — ISBN 978-3-86153-561-4..