Основные буржуазные реформы Александра II и их значение

В 1860-70-е годы были проведены следующие реформы:

• Крестьянская реформа и отмена крепостного права.Крестьян­ская реформа проводилась в несколько этапов:

1-й этап - 1861 год. Отмена крепостного права. Была решена судьба помещичьих крестьян.

2-й этап — начался в июне 1863 года. Была решена участь удельных крестьян. Царская земля передава­лась в собственность общины.

3-й этап — реформа гос. крестьян. Гос. крестьяне получили земли больше, чем помещичьи крестьяне. Крестьянская реформа сохра­няла общину.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и законодательные акты об отмене крепостного права.

Суть реформы:крестьяне стали лично свободны, перестали быть собственностью помещика. Теперь крестьяне могли покупать землю, за­ключать сделки. Крестьяне получили личную свободу с маленьким участком земли за выкуп. До тех пор, пока крестьянин не выкупит свой надел, он оставался «временнообязанным» - отбывал барщину и платил оброк.

Через 20 лет после отмены крепостного права выкупить землю у помещиков.Но прав-во запла­тило помещикам только 80% выкупной суммы. 20% от выкупной суммы крестьяне должны были выплачивать помещикам сами. Теперь крестья­не должны были выплачивать «выкупные платежи» государству в течение 49 лет. Выкуп­ные платежи были отменены в 1907 году (в ходе революции).

• Финансовая реформа.Она упрочила экономику страны.

• Земская реформа.Это был шаг к европеизации страны. Земства занимались решением социальных вопросов. Существовали за счет налогов.

• Городская реформасоздала городское самоуправление: городскую Думу и управу, решавшие коммунальные вопросы.

• Судебная реформа.создавались суд мировой и суд коронный - они подчинялись Сенату. Мировой суд разбирал мелкие дела. Более серьезные дела разбирались в Корон­ном суде. Решения этих органов могли быть обжалованы в Сена­те. Новые суды были гласными. Появились прокурор и адвокат.

• Военная реформа (1874 г.).На службу при­зывались с 20 лет без различия сословий. В сухопутных войсках стали служить 6 лет, на флоте - 7 лет. Россия была разделена на 15 военных округов. Было проведе­но перевооружение армии.

• Реформы просвещения.Был введен демократический универси­тетский устав, провозгласивший автономию университетов. Расширялась сеть школ. Начали открываться женские гимна­зии, появились высшие женские курсы.

• Реформа печати, ослаблена цензура.

Общество ждало Конституцию, но царь медлил.

1 марта 1881 года Конституция Лорис-Меликова была подписана Александром II.Александр II погиб в результате тер-кого акта. Александр III, очень огорченный смертью отца, не разрешил печатать конституцию и не разрешил создать парламент.
15.Внутренняя политикаАлександра I (1801-1825)

Внутреннюю политику Александра I можно разделить на два пе­риода:

Iпериод -1801-1812 гг. - период реформ.

IIпериод - 1812-1825 гг. - период реакции, получивший название «аракчеевщина».

I период.Появилась серия указов: восстановлена Жалованная грамота дворянству и подтверждены
все привилегии дворянства; объявлялась амнистия политическим ссыльным; разрешен свободный выезд за границу; разрешен ввоз иностранных книг; были восстановлены старые названия полков и возвращена рус­ская униформа.

Из молодых друзей императора был создан «негласный комитет»: В него вошли князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, П. А. Стро­ганов, В. П. Кочубей. Они помогали проводить реформы. Комитет про­существовал до 1805 г. О его заседаниях известно из дневников, которые вел Строганов. М. М. Сперанский назначен статс-секретарем («пра­вая рука» царя). Он подготовил проект конституционных преоб­разований самодержавного строя. Сперанский был против крепостного права. Он предлагал ввести в закон понятие гражданских и политических прав. Граж­данскими правами (свобода личности) должны обладать все ка­тегории населения: дворяне, средние слои, народ рабочий (кре­постные крестьяне, слуги и др.). Политическими правами, т.е.возможностью участия в управлении должны обладать дворяне и средние слои; предлагал разделить власть: на законодательную, исполнитель­ную и судебную. Законодательная - в Государственной Думе, исполнительная - в министерствах, судебная - в Сенате.

Реформы затронули вопросы образования. Создано Министерство просвещения, страну разделили на учебные округа. Помимо Московско­го университета появилось еще 5 (в Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Дерите). Был открыт Царско-сельский лицей - привилегированное учеб­ное заведение. Он приравнивался к университету.

Центральной проблемой было крепостное право. По решению данной проблемы были сделаны некоторые шаги: в газетах запретили публиковать объявления о продаже крестьян; была ограничена продажа крестьян на ярмарках;

в 1803 году вышел Указ о вольных хлебопашцах, о выходе на свободу крестьян по обоюдному согласию с помещиком (за выкуп). Всего выкупилось 0,5 процента крепостных (50 тысяч душ мужского пола с семьями);было отменено крепостное право в Прибалтике.Для чиновников царя Сперанский оказался неугоден и, в 1812 году был сослан в ссылку.

II периодМесто Сперанского занял А. А. Аракчеев. После войны с Наполеоном начинается реакционный период внутренней политики, получивший название «аракчеевщина».Сам Александр I был религиоз­ным человеком, и все больше отдалялся от государственных дел.

Аракчеевщина - система мер по сохранению феодализма, которая характеризуется палочной дисциплиной в армии, подавле-рократического недовольства, значительным увеличением бю-бюрократического аппарата.В 1821 году подверглись разгрому Казанский Петербургский университеты. Начались гонения на прогрессивных профессоров и недовольных студентов. Усилилась цензура, преследовавшая свободную мысль. В 1822 году последовал указ о запрещении тай-ных организаций и масонских лож.

Была проведена военная реформа. С 1816 г. треть армии была пе­реведена на военные поселения. Прежде всего, это коснулось кавалерийских частей, расквартированных на юге страны, и пехоты — на севе­ро-западе. В поселениях все взрослые мужчины несли воен. службу и одновременно исполняли с/х работы. Поселяне-хо­зяева были освобождены от всех повинностей и податей и снабжали про­довольствием армию.

В поселениях работали госпитали и школы. Царила воинская дисциплина, были введены наказания за неповиновение. Служба, работа и быт - все происходило в казармен­ном режиме - под барабан и сигнал полковой трубы. Браки заключались тоже с разрешения начальства. Военной дисциплине были подчинены не только мужчины, но и женщины. Дети с 7 лет зачислялись в школу канто­нистов, где воспитывались унтер-офицером и обучались грамоте, закону Божию, началам арифметики и ремеслам. Военные поселенцы относи­лись к системе с ненавистью, так как это была неволя - хуже крепостного права. В военных поселениях бывали восстания.Система военных поселений про­существовала до 1857 года и была отменена Александром II. У Александра I не было детей и, завещание оставил на своего предпоследнего брата - Николая I.

Наши рекомендации