Основные буржуазные реформы Александра II и их значение
В 1860-70-е годы были проведены следующие реформы:
• Крестьянская реформа и отмена крепостного права.Крестьянская реформа проводилась в несколько этапов:
1-й этап - 1861 год. Отмена крепостного права. Была решена судьба помещичьих крестьян.
2-й этап — начался в июне 1863 года. Была решена участь удельных крестьян. Царская земля передавалась в собственность общины.
3-й этап — реформа гос. крестьян. Гос. крестьяне получили земли больше, чем помещичьи крестьяне. Крестьянская реформа сохраняла общину.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и законодательные акты об отмене крепостного права.
Суть реформы:крестьяне стали лично свободны, перестали быть собственностью помещика. Теперь крестьяне могли покупать землю, заключать сделки. Крестьяне получили личную свободу с маленьким участком земли за выкуп. До тех пор, пока крестьянин не выкупит свой надел, он оставался «временнообязанным» - отбывал барщину и платил оброк.
Через 20 лет после отмены крепостного права выкупить землю у помещиков.Но прав-во заплатило помещикам только 80% выкупной суммы. 20% от выкупной суммы крестьяне должны были выплачивать помещикам сами. Теперь крестьяне должны были выплачивать «выкупные платежи» государству в течение 49 лет. Выкупные платежи были отменены в 1907 году (в ходе революции).
• Финансовая реформа.Она упрочила экономику страны.
• Земская реформа.Это был шаг к европеизации страны. Земства занимались решением социальных вопросов. Существовали за счет налогов.
• Городская реформасоздала городское самоуправление: городскую Думу и управу, решавшие коммунальные вопросы.
• Судебная реформа.создавались суд мировой и суд коронный - они подчинялись Сенату. Мировой суд разбирал мелкие дела. Более серьезные дела разбирались в Коронном суде. Решения этих органов могли быть обжалованы в Сенате. Новые суды были гласными. Появились прокурор и адвокат.
• Военная реформа (1874 г.).На службу призывались с 20 лет без различия сословий. В сухопутных войсках стали служить 6 лет, на флоте - 7 лет. Россия была разделена на 15 военных округов. Было проведено перевооружение армии.
• Реформы просвещения.Был введен демократический университетский устав, провозгласивший автономию университетов. Расширялась сеть школ. Начали открываться женские гимназии, появились высшие женские курсы.
• Реформа печати, ослаблена цензура.
Общество ждало Конституцию, но царь медлил.
1 марта 1881 года Конституция Лорис-Меликова была подписана Александром II.Александр II погиб в результате тер-кого акта. Александр III, очень огорченный смертью отца, не разрешил печатать конституцию и не разрешил создать парламент.
15.Внутренняя политикаАлександра I (1801-1825)
Внутреннюю политику Александра I можно разделить на два периода:
Iпериод -1801-1812 гг. - период реформ.
IIпериод - 1812-1825 гг. - период реакции, получивший название «аракчеевщина».
I период.Появилась серия указов: восстановлена Жалованная грамота дворянству и подтверждены
все привилегии дворянства; объявлялась амнистия политическим ссыльным; разрешен свободный выезд за границу; разрешен ввоз иностранных книг; были восстановлены старые названия полков и возвращена русская униформа.
Из молодых друзей императора был создан «негласный комитет»: В него вошли князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, В. П. Кочубей. Они помогали проводить реформы. Комитет просуществовал до 1805 г. О его заседаниях известно из дневников, которые вел Строганов. М. М. Сперанский назначен статс-секретарем («правая рука» царя). Он подготовил проект конституционных преобразований самодержавного строя. Сперанский был против крепостного права. Он предлагал ввести в закон понятие гражданских и политических прав. Гражданскими правами (свобода личности) должны обладать все категории населения: дворяне, средние слои, народ рабочий (крепостные крестьяне, слуги и др.). Политическими правами, т.е.возможностью участия в управлении должны обладать дворяне и средние слои; предлагал разделить власть: на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная - в Государственной Думе, исполнительная - в министерствах, судебная - в Сенате.
Реформы затронули вопросы образования. Создано Министерство просвещения, страну разделили на учебные округа. Помимо Московского университета появилось еще 5 (в Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Дерите). Был открыт Царско-сельский лицей - привилегированное учебное заведение. Он приравнивался к университету.
Центральной проблемой было крепостное право. По решению данной проблемы были сделаны некоторые шаги: в газетах запретили публиковать объявления о продаже крестьян; была ограничена продажа крестьян на ярмарках;
в 1803 году вышел Указ о вольных хлебопашцах, о выходе на свободу крестьян по обоюдному согласию с помещиком (за выкуп). Всего выкупилось 0,5 процента крепостных (50 тысяч душ мужского пола с семьями);было отменено крепостное право в Прибалтике.Для чиновников царя Сперанский оказался неугоден и, в 1812 году был сослан в ссылку.
II периодМесто Сперанского занял А. А. Аракчеев. После войны с Наполеоном начинается реакционный период внутренней политики, получивший название «аракчеевщина».Сам Александр I был религиозным человеком, и все больше отдалялся от государственных дел.
Аракчеевщина - система мер по сохранению феодализма, которая характеризуется палочной дисциплиной в армии, подавле-рократического недовольства, значительным увеличением бю-бюрократического аппарата.В 1821 году подверглись разгрому Казанский Петербургский университеты. Начались гонения на прогрессивных профессоров и недовольных студентов. Усилилась цензура, преследовавшая свободную мысль. В 1822 году последовал указ о запрещении тай-ных организаций и масонских лож.
Была проведена военная реформа. С 1816 г. треть армии была переведена на военные поселения. Прежде всего, это коснулось кавалерийских частей, расквартированных на юге страны, и пехоты — на северо-западе. В поселениях все взрослые мужчины несли воен. службу и одновременно исполняли с/х работы. Поселяне-хозяева были освобождены от всех повинностей и податей и снабжали продовольствием армию.
В поселениях работали госпитали и школы. Царила воинская дисциплина, были введены наказания за неповиновение. Служба, работа и быт - все происходило в казарменном режиме - под барабан и сигнал полковой трубы. Браки заключались тоже с разрешения начальства. Военной дисциплине были подчинены не только мужчины, но и женщины. Дети с 7 лет зачислялись в школу кантонистов, где воспитывались унтер-офицером и обучались грамоте, закону Божию, началам арифметики и ремеслам. Военные поселенцы относились к системе с ненавистью, так как это была неволя - хуже крепостного права. В военных поселениях бывали восстания.Система военных поселений просуществовала до 1857 года и была отменена Александром II. У Александра I не было детей и, завещание оставил на своего предпоследнего брата - Николая I.