ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX—XI вв.)

Введение

Предмет и задачи изучения истории государства и прав России. Историография.

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Становление государственных и правовых феноменов рассматривается в данном курсе в определенных пределах — временных и пространственных. Временной предел — с момента возникновения государственности до сегодняшнего состояния государственной и правовой систем, пространственный — территории, занимаемые Русским или Российским государством на протяжении всего исторического времени (IX— XX вв.).

История государства России включает и отдельные факты, прежде всего юридические, и закономерности исторического развития; обосновывает основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных систем и институтов. Организация и деятельность этих органов [органы власти, управления (центральные и местные) и юстиции] рассматриваются как в отдельности, так и в целом, в системе. Важно представлять цельную картину и обстоятельства их эволюции и взаимодействия.

В истории права главное внимание уделяется возникновению правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. Их формы могут быть разнообразными — манифесты, указы, грамоты, постановления и т. п. В курсе изучается процесс возникновения различных отраслей права (уголовного, гражданского, административного, процессуального и т. д.) и анализируются содержание и структура наиболее значимых юридических норм.

В курсе истории государства и права России исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления и т. д.) и правовых институтов (кодификаций, отдельных правовых норм, отраслей права и т.п.).

История государства и права России изучает юридический быт и правовую культуру народов, населявших ее территорию. Государство возникает на основе племенных территориальных объединений. Право рождается из обычая. Эти факты — исходные для изучения процесса государственно-правового развития. Доюридическими феноменами, из которых позже появляются государственные и правовые образования, специально занимаются прикладные дисциплины: юридическая археология и историческое правоведение (автор предлагает ввести эти термины в научный оборот).

Многочисленные факты из истории разных народов требуют сравнительного изучения. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить общие закономерности развития государства и права у разных народов, на разных территориях и в разные исторические эпохи.

Главная методологическая предпосылка курса — историческая преемственность в развитии государства и права. Все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. «Связь времен» позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе. Развитие может осуществляться плавно или скачками (эволюция, революция); возможны возврат к утраченным институтам (полный или частичный); разрыв или прекращение дальнейшего развития, Юридический быт складывается из различных обычаев (обрядов, ритуалов), действий, правил и органов, с помощью которых осуществляется правовая деятельность. Действия людей основываются на их представлениях о справедливом и несправедливом, законном и незаконном. Юридический быт может иметь разные уровни развития — примитивный или сложный. Его важная составляющая — судебная практика, которая является одним из источников права. Другой источник — обычай. Обычаи существуют в обществе как неправовые явления (традиция, «так принято»). Но когда государство берет их под свою защиту, обычаи становятся источником права, нормой права. На более высоком уровне развития юридического быта и юридической техники источником права становится закон в широком смысле слова. Это могут быть разнообразные по форме нормы права, но их общим признаком является то, что они принимаются компетентным органом, а не заимствуются из обычая или практики.

Периодизация курса истории государства и права России обусловлена несколькими факторами. Главные из них — развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Правоведа в истории прежде всего интересуют государственно-правовые формы, факты и явления. Курс разделен на несколько периодов: Древняя Русь (IX—XII вв.); период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII—XIV вв.); Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.); Российская империя периода абсолютизма (XVIII — середина XIX в.); Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX — начало XX в.); Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.); период социалистической революции и создание советского государства (1918— 1920 гг.); переходный период, или период нэпа (1921—1930 гг.); период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг.); период кризиса социализма (1960—1990-е гг.).

Данная периодизация курса в значительной степени условна. Тем не менее в ее рамках удается рассмотреть основные государственные и правовые изменения и тенденции. Особая дробность периодов на последних этапах истории государства и .права России объясняется исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем и его объемом.

* *

Историография предмета возникла только в XVIII в., и хотя в первых исследованиях историко-правовые темы были включены в общеисторический контекст, составляющие можно найти в курсах А.И. Манкиева «Ядро Российской истории» (1784), Φ. Прокоповича «Слово о власти и чести царской» (1718), П.П. Шафирова «Рассуждения, какие законные причины его царское величество Петр I к начинанию войны против короля Карла XII Шведского в 1700 г. имел» (1717). Наиболее существенный вклад в историографию курса в XVIII в. внес Β.Η. Татищев («История Российская с самых древнейших времен», в 5 томах, 1768).

В Российской Академии наук проблемы происхождения русского государства разрабатывались как представителями норманнской школы (Байер, Шлецер), так и ее противниками, наиболее влиятельным из которых был М.В. Ломоносов. Норманнская теория исходила из положения, что русское государство возникло под влиянием и руководством выходцев из Скандинавских стран.

Первым русским профессором юридического факультета Московского университета был С.Е. Десницкий, исследовавший проблемы развития собственности, семьи, судоустройства, разделения властей и другие историко-правовые темы.

В первой половине XIX в. историко-правовая наука стала самостоятельной дисциплиной. Вышел курс Н.М. Карамзина «История государства Российского...» (1842). П.М. Строевым и К.Ф. Каляйдовичем был обнаружен и исследован текст Судебника 1497 г. Большой материал по истории русского права использовался в ходе подготовки Полного собрания законов и Свода законов комиссией М.М. Сперанского. Начинают складываться научные школы в области истории государства и права: школа «официальной народности», основывающаяся на формуле «самодержавие, православие, народность» (М.П. Погодин); славянофильское направление (И.Д. Беляев); государственная школа (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин). Государственная, или «юридическая», школа в историографии главную роль в историческом процессе отводила государству. Ее приверженцы считали, что все социальные преобразования осуществляются сверху и все социальные группы в обществе в той или иной мере подчинены государству. Особенно это характерно для русской истории. Во второй половине XIX в. к государственной школе примыкали известные историки государства и права: В.И. Сергеевич, А.Д. Градовский, М.Ф. Владимирский-Буданов. Основными идеями школы были: представление о государстве как надклассовом институте, о договорном происхождении государства (В.И. Сергеевич), о «служебном характере всех сословий по отношению к государству» (Б.Н. Чичерин), об «органическом» единстве власти и народа (А.Д. Градовский) и др.

Основные направления в историко-правовой науке в конце XIX — начале XX в.: исследование «внешней» истории права, т. е. истории кодификаций, создания основных форм права (курсы Β.Η. Латкина и Α.Η. Филиппова); культурно-исторический метод исследования права (курсы Β.Ο. Ключевского и Π.Η. Милюкова); сравнительный метод (М.М. Ковалевский и Н.П. Павлов-Сильванский). Классическим стал метод исследования, разработанный М.Ф. Владимирским-Будановым.

Как специфическое течение в области историко-правовых и историко-государственных исследований проявилось так называемое евразийство. Это научное направление сложилось в 20-х гг. XX в. в среде русской эмиграции, однако его истоки были заложены еще в XIX в. такими мыслителями, как Κ.Η. Леонтьев и Н.Я. Данилевский. Евразийцы (наибольший вклад в историю государства и права России внесли Г. Вернадский, Г. Флоровский, Н. Алексеев) определяли Россию-Евразию как особый культурный мир со свойственными только ему чертами государственности и права. Ни западные, ни восточные образцы развития для него не приемлемы. Его специфику определили географические, этнографические и религиозные особенности. Российское государство всегда было идеократичным, в его основе существовала главная идея (политическая или религиозная). Власть всегда носила авторитарный характер, а право стремилось решать идеальные цели.

Марксистская историография стала складываться в сфере науки истории государства и права в начале XX в. и связывалась с именами историков Μ.Η. Покровского и H.A. Рыжкова. Первый курс «Истории государства и права СССР» был подготовлен C.B. Юшковым (начинавшим как историк церковного права). Проблемы курса исследовались также в работах историков Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова, Л.В. Черепнина, С.О. Шмидта, Б.В. Виленского, Π.Α. Зайончковского и др.

К числу современных направлений исследований курса можно отнести: политическую историю России (И.И. Смирнов, A.M. Сахаров, A.A. Зимин, А.Я. Аврех и др.); преобразования в системе органов власти, государственного управления и суда (Н.М. Дружинин Π.Α. Зайончковский, Л.Г. Захарова, Б.В. Виленский, Н.П. Ерошкин Ю.П. Титов и др.); основные изменения в сфере права (И.Д. Мартысевич, О.И. Чистяков, С.И. Штамм, Ε.Α. Скрипилев, H.H. Ефремова И.А. Исаев и др.).

Проблему помогает решать работа по подготовке и изданию юридических памятников. Изданы многотомное собрание «Российское законодательство IX—XX вв.», ряд хрестоматий и сборников правовых документов.

Предлагаемый читателю учебный курс в значительной мере основывается на исследованиях вышеназванных и многих других авторов, в TO] числе и зарубежных исследователей истории русского и советского государства и права — Н. Верта, Д. Боффа, Э. Kappa, P. Пайпса и др. Автор ставил перед собой задачу как можно полнее и одновременно компактнее проследить наиболее значимые государственно-правовые и историко-правовые факты и явления в их неразрывной связи.

К оглавлению

==10

Введение

Вся структура правовой реальности складывается из трех основных элементов: правовой идеологии (правосознания, правовых идей и концепций, взглядов и установок), правовой нормы (в форме кодификаций, различных правовых актов, правовой системы в целом) и правоотношения (реально возникающих правовых связей, различных видов реализации права в жизни).

Эти элементы правовой реальности приобретают специфические черты на разных исторических этапах развития. Государственное и правовое строительство — это одновременно непрерывный и дифференцированный процесс. Иногда кажется, что исторические события повторяются почти что детально, но даже в этих случаях они несут на себе черты исключительности: опыт истории учит, но не воспроизводится.

В учебнике дан большой объем информации, материал систематизирован в соответствии с программой курса «История государства и права России», Автор стремился осветить все аспекты государственного и правового развития нашего Отечества на всех этапах его истории.

Учебник предназначен для студентов юридических вузов и факультетов и подготовлен в соответствии с утвержденными Министерством общего и профессионального образования России научными стандартами.

==11

00.htm - glava02

I. Государство и право Древней Руси. Киевская Русь и феодальная раздробленность

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX—XI вв.)

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Наши рекомендации