Предмет, метод и задачи статистики
Федеральное агентство по образованию
РЯЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
СТАТИСТИКА
Часть I
Учебно-методическое пособие
Рязань 2005
ББК C6я 73
УДК 31 (021)
Статистика. Часть I: Учебно-методическое пособие/ Рязан. гос. радиотехн. акад.; Сост.: Н.А. Подгорнова, Н.И. Федотов. Рязань, 2005. 40 c.
Содержит краткий конспект лекций и варианты задач для контрольных работ по статистике населения, труда, занятости, безработицы, трудовых ресурсов, уровня и качества жизни населения, социального развития и культуры, национального богатства, использованию математических методов в исследовании социальных явлений и процессов и изучению группировок, средних величин и вариаций.
Предназначено для студентов заочной и дневной форм обучения специальностей 061000 "Государственное и муниципальное управление" и 6061800 "Математические методы в экономике", изучающих курс "Статистика».
Ил. 1. Библиогр.: 6 назв.
Группировки, вариация, выборочные наблюдения, корреляционная связь, выборка, ряды динамики, индексы
Печатается по решению методического совета Рязанской государственной радиотехнической академии.
Рецензент: кафедра экономической теории Рязанской государственной радиотехнической академии (доц. кафедры ГМУиЭТ Л.А. Чернобродова)
Статистика
Составители: П о д г о р н о в а Наталья Алексеевна
Ф е д о т о в Николай Иванович
Редактор Е.В. Ипатова
Корректор С.В. Макушина
Подписано в печать 12.05.05 Формат бумаги 60 х 84 I/16.
Бумага газетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 2,5.
Уч.-изд. л. 2,5. Тираж 50 экз. Заказ
Рязанская государственная радиотехническая академия.
390005, Рязань, ул.Гагарина, 59/I.
Редакционно-издательский центр РГРТА.
Тема № 1. Предмет, метод и задачи статистики
1. История статистики.
2. Предмет, метод и задачи статистики.
3. Составные части статистики.
4. Статистическая совокупность и ее характеристики.
История статистики
Термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в средние века означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен немецким ученым Готфридом Ахенвалем (1719-1772 гг.) и означал государствоведение.
Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться уже в глубокой древности. В те отдаленные времена осуществлялся лишь сбор статистических сведений, а их обработку и анализ, т.е. зарождение статистики как науки, следует отнести ко второй половине XVII в. Именно в это время профессор физиологии и права Г. Ахенваль с 1746 г. начал читать впервые в Марбургском, а затем в Геттенгенском университетах новую учебную дисциплину, которую и назвал статистикой. Основным содержанием этого курса было описание политического состояния государства и его достопримечательностей.
Это направление развития статистики получило название описательного. Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Её основателями были В. Петти (1623-1687 гг.) и Дж. Граунт (1620-1674 гг.). Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовом материале.
В первой половинеXIX в. возникло третье направление статистической науки — статистико-математическое. Среди представителей этого направления следует отметить бельгийского статистика А. Кетле (1796-1874 гг.) — основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822-1911 гг.) и К. Пирсона (1857-1936 гг.); В. Госсета (1876-1937 гг.), более известного под псевдонимом Стьюдент; Р. Фишера (1890-1962 гг.); М. Митчела (1874-1948 гг.) и др. Представители этого направления считали основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.
В развитии российской статистической науки и практики видное место принадлежит И. К. Кириллову (1689-1737 гг.), И.Ф. Герману (1755-1815 гг.), Д.Н. Журавскому (1810-1856 гг.), Н.Н. Семенову-Тян-Шанскому (1827-1914 гг.), Ю.Э. Янсону (1835-1893 гг.), А.А. Чупрову (1874-1926 гг.), В.С. Немчинову (1894-1964 гг.), С.Г. Струмилину (1877-1974 гг.), В.Н. Старовскому (1905-1975 гг.) и др.
Таким образом, история развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизнью общества.
Предмет, метод и задачи статистики
В настоящее время слово «статистика» имеет несколько толкований:
§ это наука, изучающая массовые явления, закономерности в социальной, политической и экономической среде;
§ это данные;
§ это методология, которая применяется в различных областях.
Предметом статистики является изучение количественной стороны массовых социально-экономических процессов.
Функции статистики:
1) сбор и обработка информации для принятия управленческого решения на различных уровнях;
2) пропаганда.
Задачи статистики:
1) разработка системы показателей, характеризующих процессы воспроизводства, масштабы, темпы, уровни и пропорции развития, структуру народного хозяйства, социальную структуру общества и методологии их измерений;
2) разработка методов расчета и сравнительного анализа социально-экономических показателей.
Методы статистики:
- наблюдение;
- методы классификации;
- балансовые методы;
- математические методы (метод средних, индексный метод, регрессионный анализ, кластерный анализ и т.д.);
- методы представления информации (таблицы, графики).