Предмет, метод и задачи статистики

Федеральное агентство по образованию

РЯЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

СТАТИСТИКА

Часть I

Учебно-методическое пособие

Рязань 2005

ББК C6я 73

УДК 31 (021)

Статистика. Часть I: Учебно-методическое пособие/ Рязан. гос. радиотехн. акад.; Сост.: Н.А. Подгорнова, Н.И. Федотов. Рязань, 2005. 40 c.

Содержит краткий конспект лекций и варианты задач для контрольных работ по статистике населения, труда, занятости, безработицы, трудовых ресурсов, уровня и качества жизни населения, социального развития и культуры, национального богатства, использованию математических методов в исследовании социальных явлений и процессов и изучению группировок, средних величин и вариаций.

Предназначено для студентов заочной и дневной форм обучения специальностей 061000 "Государственное и муниципальное управление" и 6061800 "Математические методы в экономике", изучающих курс "Статистика».

Ил. 1. Библиогр.: 6 назв.

Группировки, вариация, выборочные наблюдения, корреляционная связь, выборка, ряды динамики, индексы

Печатается по решению методического совета Рязанской государственной радиотехнической академии.

Рецензент: кафедра экономической теории Рязанской государственной радиотехнической академии (доц. кафедры ГМУиЭТ Л.А. Чернобродова)

Статистика

Составители: П о д г о р н о в а Наталья Алексеевна

Ф е д о т о в Николай Иванович

Редактор Е.В. Ипатова

Корректор С.В. Макушина

Подписано в печать 12.05.05 Формат бумаги 60 х 84 I/16.

Бумага газетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 2,5.

Уч.-изд. л. 2,5. Тираж 50 экз. Заказ

Рязанская государственная радиотехническая академия.

390005, Рязань, ул.Гагарина, 59/I.

Редакционно-издательский центр РГРТА.

Тема № 1. Предмет, метод и задачи статистики

1. История статистики.

2. Предмет, метод и задачи статистики.

3. Составные части статистики.

4. Статистическая совокупность и ее характеристики.

История статистики

Термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в средние века означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен немецким ученым Готфридом Ахенвалем (1719-1772 гг.) и означал государствоведение.

Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться уже в глубокой древности. В те отдаленные времена осуществлялся лишь сбор статистических сведений, а их обра­ботку и анализ, т.е. зарождение статистики как науки, следует отнести ко второй половине XVII в. Именно в это время про­фессор физиологии и права Г. Ахенваль с 1746 г. начал читать впервые в Марбургском, а затем в Геттенгенском университетах новую учебную дисциплину, которую и назвал статистикой. Основным содержанием этого курса было описание политиче­ского состояния государства и его достопримечательностей.

Это направление развития статистики получило название описательного. Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Её основателями были В. Петти (1623-1687 гг.) и Дж. Граунт (1620-1674 гг.). Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие об­щества, показать закономерности развития общественных явле­ний, проявляющихся в массовом материале.

В первой половинеXIX в. возникло третье направление статистической науки — статистико-математическое. Среди представителей этого направления следует отметить бельгий­ского статистика А. Кетле (1796-1874 гг.) — основоположника учения о средних величинах. Математическое направле­ние в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822-1911 гг.) и К. Пирсона (1857-1936 гг.); В. Госсета (1876-1937 гг.), более известного под псевдонимом Стьюдент; Р. Фишера (1890-1962 гг.); М. Митчела (1874-1948 гг.) и др. Представители этого направления считали основой стати­стики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.

В развитии российской статистической науки и практики видное место принадлежит И. К. Кириллову (1689-1737 гг.), И.Ф. Герману (1755-1815 гг.), Д.Н. Журавскому (1810-1856 гг.), Н.Н. Семенову-Тян-Шанскому (1827-1914 гг.), Ю.Э. Янсону (1835-1893 гг.), А.А. Чупрову (1874-1926 гг.), В.С. Немчи­нову (1894-1964 гг.), С.Г. Струмилину (1877-1974 гг.), В.Н. Старовскому (1905-1975 гг.) и др.

Таким образом, история развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных, прежде всего, по­требностями управления жизнью общества.

Предмет, метод и задачи статистики

В настоящее время слово «статистика» имеет несколько толкований:

§ это наука, изучающая массовые явления, закономерности в социальной, политической и экономической среде;

§ это данные;

§ это методология, которая применяется в различных областях.

Предметом статистики является изучение количественной стороны массовых социально-экономических процессов.

Функции статистики:

1) сбор и обработка информации для принятия управленческого решения на различных уровнях;

2) пропаганда.

Задачи статистики:

1) разработка системы показателей, характеризующих процессы воспроизводства, масштабы, темпы, уровни и пропорции развития, структуру народного хозяйства, социальную структуру общества и методологии их измерений;

2) разработка методов расчета и сравнительного анализа социально-экономических показателей.

Методы статистики:

- наблюдение;

- методы классификации;

- балансовые методы;

- математические методы (метод средних, индексный метод, регрессионный анализ, кластерный анализ и т.д.);

- методы представления информации (таблицы, графики).

Наши рекомендации