Первые шаги новой российской государственности
Государственный аппарат России в конце 1980-х годов состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти — Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией объявлялся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента — В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного Суда — В. Зорькин, многие главы администраций на местах.
Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 года V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживало курс социально-экономической реформы. К началу 1992 года правительство, возглавляемое кандидатом экономических наук Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования («шоковая терапия»).
Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.
Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 году он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.
Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990–1992 годах ежегодное падение производства составляло 20%.
Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 1990-х годов в сравнении с 1991–1992 годах упал на 70% Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 года под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал В. С. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б. Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 года Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу». Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 года. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 года Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти —Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. Парламентом был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ. В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2–3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. Выступление оппозиции было подавлено вооруженным образом. В декабре 1993 года состоялись выборы в новый орган государственной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации (2 палаты: Совет Федерации и Государственная Дума). В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент» вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.
Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы возникли несколько партийных фракций, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция «Выбор России» (председатель Е. Т. Гайдар).
Рис. 3. Схема высших органов государственной власти и управления
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Подчеркивалась самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной властей.
Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В составе Госдумы II созыва (1995 год) подавляющее большинство получили КПРФ (36%), «Наш дом — Россия» (12%), ЛДПР (11%), блок Г. А. Явлинского («Яблоко»). Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г. А. Явлинского.
Особую остроту и драматичность периоду становления новых органов власти придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 году состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 года на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне.
Сразу же после подведения итогов думских выборов началась борьба за президентский пост. Кандидатами в президенты были зарегистрированы: В. Жириновский (ЛДПР), Г. Зюганов (КПРФ), генерал А. Лебедь, Г. Явлинский («Яблоко»), врач-офтальмолог С. Федоров, миллиардер В. Брынцалов, экс-президент СССР М. Горбачев. 15 февраля 1996 года в г. Екатеринбурге официально заявил о своем намерении быть избранным на второй срок Б. Ельцин. В июне 1996 года прошел первый тур президентских выборов. В нем приняло участие 69,8% зарегистрированных избирателей. Наибольшее число голосов получили Б. Ельцин и Г. Зюганов, которые вышли во второй тур голосования. По итогам выборов 3 июля 1996 года за Б. Ельцина проголосовало 53,8 % принявших участие в выборах, за Г. Зюганова — 40,3%. Основными лозунгами избирательной кампании Бориса Ельцина стало «Зюганов — это гражданская война». Имелось в виду, что переход власти к коммунистам будет означать новый передел собственности («А сделать это теперь, когда госсобственность перешла в частные руки, можно лишь силой оружия). Переизбрание Б. Н. Ельцина на новый срок не привело к стабилизации в стране.
18 декабря 1999 года прошли выборы в третью Государственную Думу. Ее председателем стал Г. Н. Селезнев. В отличие от предшественницы в ней не было четко выраженного левого или правого большинства.
31 декабря 1999 года избранный президентом России Б. Н. Ельцин выступил с заявлением о передаче полномочий президента действующему премьеру В. В. Путину. Согласно Конституции, 26 марта 2000 года были проведены досрочные президентские выборы. На высший пост страны выдвинули свои кандидатуры 11 человек. В их числе В. Путин, Г. Зюганов, Г. Явлинский, А. Тулеев, Э. Панфилова и др. Общая тональность выступлений претендентов сводилась к повышению роли государства в решении экономических, политических и социальных проблем при верховенстве закона. Президентом России был избран В. Путин.
Изменения в политической жизни общества шли параллельно с процессом становления российской многопартийности. В этом процессе в конце XX века условно можно выделить ряд этапов. На первом этапе (1989 год — август 1991 года) заявило о себе большинство действующих в 90-е годы XX века общественных образований. Ультраправое направление было представлено «Демократическим союзом», выступившим за резкую и безоговорочную смену модели общественного развития, и партиями христианско-демократической ориентации. Либеральное направление было представлено Демократической партией Советского Союза (позже преобразованной в Консервативную партию), Демократической партией России, Либерально-демократической партией России и другими подобными организациями, выступившими с идеей создания в России правового государства. В октябре 1990 года большинство из них объединилось в массовое общественно-политическое движение «Демократическая Россия». Социал-демократическое направление было представлено социал-демократическими и Социалистической партиями, выступавшими за модернизацию общества через систему социальных реформ. К этому направлению тяготели и партии анархического толка, выступавшие за безгосударственный социализм.
Общим для большинства новых партий было то, что они возникли как анти-КПСС, как оппозиция ей: отсюда антикоммунизм (антитоталитаризм), отказ от социалистического выбора. В программах партий выдвигались одни и те же демократические лозунги, ранее введенные в оборот М. Горбачевым. Поэтому какой-либо серьезной альтернативы курсу «перестройки» ни одна партия не смогла предложить.
Одновременно с указанными процессами шел процесс образования партий национально-патриотической ориентации (Национально-патриотический фронт «Память», Русская национально-демократическая партия), выступающих с позиций праворадикального переустройства общества и ставящих целью возрождение русской нации, единой и неделимой России. На втором этапе (август 1991 года — октябрь 1993 года) в формировании многопартийности проявились новые тенденции — расколы и размежевания, создание блоков. В результате расколов и размежеваний резко ослабли позиции движения «Демократическая Россия». Перестало существовать как «общесоюзное» «Движение демократических реформ», став по существу политической партией — РДДР. Приостановка деятельности КПСС после августовского путча привела к распаду и эту партию. На базе бывшей КПСС возникли 10 новых партий. Некоторые из них отказались от коммунистической идеи и фактически превратились в социал-демократические партии западного образца. Другие остались верными идеалам коммунизма. Практически сразу с распадом КПСС началась борьба за восстановление единства коммунистического движения на территории всего бывшего СССР.
Одновременно продолжался процесс образования новых партий (Партия экономической свободы, Всероссийский союз «Обновление», Русская партия национального возрождения, Союз Русского Народа и др.), сопровождавшийся перегруппировкой сил и образованием блоков и объединений различной политической ориентации: Русский национальный собор и Российское народное собрание; «Новая Россия» и Гражданский союз; Фронт национального спасения. В блоковой политике деление на «правых» и «левых» отступило на второй план. На первый план выдвигалась задача защиты государственности, общественных устоев и традиций. В результате политическая борьба приобретала типичную для России структуру противостояния западнического и «почвенного» направлений. Она развела по разные стороны баррикад либералов и демократов и закончилась кровавыми событиями октября 1993 года. Третий этап (с октября 1993 года) в развитии российской многопартийности характеризуется дальнейшей разработкой партиями и политическими объединениями своих идейных ориентиров (оценка западнических концепций, поиски особой, российской модели рыночных отношений) и совершенствованием организационных основ. Продолжался процесс партогенеза — в конце 1993 года заявил о себе ряд новых политических объединений: «Выбор России», «Яблоко», ПРЕС, «Женщины России», Аграрная партия; в первой половине 1994 года — Партия большинства, либерально-демократический союз «12 декабря», Державная партия, Партия созидания, партия «Левая Россия», Партия бедноты, Национально-трудовая партия, а также политические движения (Движение национального возрождения России, движение «Традиции и прогресс»), молодежные и женские организации (Либеральный молодежный союз, «Женский форум — новая политика»), придерживающиеся различной политической ориентации.
В партийном строительстве доминирующими тенденциями стали: преобразование движений в партии (РОС, «Выбор России»), стремление к установлению жесткой дисциплины, возврат к фиксированному членству и демократическому централизму, переход к единоначалию (Либерально-демократическая партия России, Русский национальный союз).
В целом к началу 1995 года партийная структура России по-прежнему отличалась чрезмерной дробностью (действовало до 50 партий), подвижностью и неустойчивостью. Вместе с тем выявилась тенденция к преодолению фрагментарности, поиску консолидирующего идейного и организационного начала. Во второй половине 1990-х годов на базе левых оппозиционных сил образовался блок «Народно-патриотический союз России». Президентские и правительственные структуры в центре и на местах сформировали так называемую «партию власти» — «Единство». В результате углубления процесса партогенеза образовались контуры уникальной двупартийной антогонистической системы.