Понятие и элементы формы государства.
Форма государства – это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Изучить государство с точки зрения его формы – это значит рассмотреть его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, методы осуществления государственной власти.
Форма государства – это сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента:
1. форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. Под формой правления имеется в виду организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношением органов государства между собой и с населением. Выделяют две основные формы государственного правления в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или принадлежит коллективному органу: монархию и республику;
2. форму государственного устройства – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой. Под формой государственного устройства подразумевается административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Различают демократический и антидемократические режимы (авторитарный, тоталитарный, расистский);
3. форму государственного режима – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их воплощение в государственном строе. Это конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве. Выделяют три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедеративное государство.
Все три стороны формы государства составляют органическое единство. Это три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. В тоже время ведущая роль принадлежит политическому режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей мере) на форме государственного устройства.
Исторический процесс развития государства характеризуется множеством его форм. В пределах одного и того же типа государства могут встречаться разные формы организации и деятельности государственной власти, и наоборот, государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство, т.е. категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Значительное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальный менталитет, географические условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений державы и ее органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и т.д.).
Традиционно по форме правления государства делятся на монархии и республики.
Форма государственного правления – способ организации органов государственной власти, характеризующейся особенностями их формирования и взаимоотношений и обусловленный их связью с носителем верховной государственной власти.
Форма правления характеризует порядок формирования и организацию высших органов государственной власти. Эту сторону государства определяют:
- структура и полномочия высших органов государственной власти страны;
- порядок их образования и взаимоотношений между собой;
- степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения.
Наиболее общим, внешним, формальным признаком отличия государств по форме правления является статус главы государства. В соответствии с этим признаком государства представляют собой либо монархии, либо республики.
Монархией (греч. monarchia — единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже — к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс.
Юридические свойства монархии:
- бессрочное, т.е. пожизненное, пользование властью;
- занятие трона по наследству или по праву родства;
- представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;
- безответственность главы государства (в Швеции в 1809 году был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).
Монархии делятся на абсолютные и ограниченные:
Абсолютная монархия – вся полнота власти сосредоточена в руках монарха (Россия XVII – XVIII вв., Франция до революции 1789 г.). Основной признак абсолютной монархической формы правления - отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян, управляющих с помощью особой касты чиновников и полицейских. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.
Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях — дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма).
Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия- форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Земский собор в России, Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и т.д.), хотя сословное собрание как арена легальной борьбы сословий не была предоставлена огромному большинству населения (крестьянам).
Ограниченная (конституционная) монархия– власть монарха ограничена выборным органом – либо особым правовым актом – конституцией (Великобритания, Дания, Бельгия):
- дуалистическая(в с руках монарха сосредотачиваются полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Этот акт не позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними (Марокко и Иордания));
- парламентарная(монарх — номинальный глава государства, т. е. такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. «От имени» или «по поручению» монарха фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. В парламентарной монархии существует институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства).
В некоторых монархических государствах (Саудовской Аравия) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.
Степень участия населения в формировании органов власти монархии составляет пропорцию, обратную объему власти, сосредоточенной в руках монарха. Как отмечалось выше, в абсолютных монархиях не только население страны, но и ни один орган государства; даже самый высший, не вправе изменить выбор главы государства.
Население приобретает право на участие в формировании органов государственной власти в монархии только с момента ограничения власти монарха.
Конкретный тип монархии, установившийся в стране, зависит в первую очередь от степени развития в ней производственно-экономических отношений.
Республикой(лат. res publica - общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти.
Общие юридические свойства республиканской формы правления:
- ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
- выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
- ответственность главы государства в случаях, определенных законом;
- представительство им интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
- преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.
История государственно-организованного общества знает несколько основных разновидностей республиканской формы правления, которые зарождаются еще в условиях рабовладения.
Демократическая республика существовала в Афинском государстве (V—IV вв. до н.э.), что обусловливалось социальной структурой общества, характером рабовладения, не признающим превращения свободных афинян в рабов, наличием коллективного рабовладения, существованием эффективной системы органов государственной власти, имеющих строго определенные функции. Ведущая роль среди государственных органов отводилась демократическим коллегиальным органам (Народному Собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, магистратура же выполняла второстепенные функции.
Аристократическими республиками были Спарта (V-IV вв. до н.э.) и Римское государство (V-II вв. до н.э.), выражающие преимущественно интересы аристократической части населения.
В эпоху феодализма существует республиканская форма правления в городах-республиках (Флоренция, Генуя, Венеция - в Италии; Новгород и Псков - в России; вольные города в Германии, Англии, Франции).
Феодальные республики образуются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за которыми признается право на самоуправление, издание законов, осуществление суда над горожанами и т.п. Наиболее важная особенность заключалась в признании свободы граждан и свободы рыночных отношений.
Эпоха капитализма породила парламентарную (парламентскую) и президентскую республики- формы, неизвестные прежним эпохам.
Парламентская республика - население страны на строго определенный срок избирает высший представительный законодательный орган государственной власти. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). Определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов. Отставка парламента или изменение соотношения в нем партийно-политического большинства и меньшинства автоматически влечет за собой отставку ответственного перед ним правительства, сформированного по принципу партийного большинства. Исключение составляет коалиционное правительство, формируемое парламентом в условиях отсутствия ярко выраженного парламентского большинства, представленного депутатами одной политической партии.
Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, а иногда и в правительстве представителей различных политических партий. Неотъемлемым элементом парламентарной республики является развитая многопартийная система.
Положение президента в парламентской республике носят номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства - премьер-министр (в ФРГ - канцлер).
Президентская республика - возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой (США). Население избирает не только высший законодательный орган государственной власти, но и главу государства - президента, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках. В президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система взаимных «сдержек и противовесов». Они включают в себя отлагательное вето, налагаемое президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; импичмент президента; судебный контроль за его деятельностью.
Главным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде всего в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.
Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт. Отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (Россия). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.
Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (Франция).
Социалистическая республика - особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и согласно марксистской теории должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом.
Особенностями социалистической республиканской формы правления являются:
- соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;
- ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;
- сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет государственной власти управлять обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ в масштабе всей страны;
- создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;
- отрицание идеи разделения властей.
Различают три разновидности социалистической республиканской формы правления: Парижская коммуна; Советская республика и Народно-демократическая (народная) республика, которые выступают государственной формой диктатуры пролетариата.
Форма государственного устройства - это способ территориальной организации государства, заключающийся в территориальном делении и установлении вертикальных и горизонтальных связей и отношений между органами государственной власти.
Федеративное государство -единое сложное государство, образованное на основе договора в союз, которому они передали свои полномочия на осуществление верховной государственной власти, превратившись в субъекты федерации, не обладающие государственным суверенитетом. В теории различают автономнуюи союзную (договорную)федерацию.
Принципы федерации:
- Добровольность образования союза (или вхождения в союз);
- В основе федерации лежит договор;
- Компетенция союза определяется вступающими в союз государствами;
- Правом выхода из союза субъекты федерации не обладают;
- Невмешательство союза во внутренние дела субъектов федерации;
- Равноправие субъектов федерации.
Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный или территориальный принцип, что способствует разрешению национального вопроса. В первом случае федерация образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором - субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территориальному признаку.
В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. В Российской Федерации в Совете Федерации каждый из ее субъектов имеет по два представителя. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.
Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.
Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства. Ранее такое право признавалось Договором об образовании СССР, союзными и республиканскими конституциями, хотя ни разу и не использовалось.
Разграничение компетенции в федеративном государстве называется разделением властей по вертикали. При этом разграничиваются предметы ведения федерации и субъектов федерации, а также полномочия федерации и субъектов федерации по предметам совместного ведения.
Правовой основой большинства существующих в мире федераций является конституция (Основной Закон) страны. Вместе с тем в основу федерации может быть положен договор (так называемые договорные федерации). Особенность договорных федераций проявляется в большей самостоятельности ее субъектов. Конституционные федерации построены преимущественно в форме реализации воли «центра», закрепленной в принимаемых высшими органами государственной власти конституциях. Конечно, конституция в той или иной форме закрепляет определенную самостоятельность субъектов федерации, но изменение конституции - исключительное право федеральных органов государственной власти. Что же касается договорных федераций, то основа их правового положения - результат сопряжения воли двух сторон (федерации и ее субъектов), в равной степени способных влиять на изменение содержания договора.
Исходя из данной классификации типов федерации, Россия в соответствии с действующей Конституцией (ст. 5 и 11) относится к числу федераций смешанного типа - конституционно-договорных, поскольку основа ее федеративного устройства заложена Конституцией, но отдельные вопросы разграничения вопросов ведения между центральными и региональными органами государственной власти могут решаться на основании федеративного и иных договоров.
Унитарное государство – это единое государство, территория которого подразделяется на административно-территориальные единицы. В унитарном государстве есть только один законодательный орган, обладающий нормотворческой компетенцией по всем отраслям законодательства; нормотворческие органы автономий в унитарном государстве, по существу, обладают подзаконной компетенцией, даже если акты этих органов называются законами. Исполнительную власть осуществляют центральные органы исполнительной власти и созданные ими территориальные (местные) административные органы. Реже территориальные административные органы избираются местным населением. В унитарном государстве судебная система является единой.
Помимо административно-территориальных единиц, управляемых органами центрального подчинения, в унитарном государстве могут быть автономные образования. Население автономных образований самостоятельно формирует свои парламенты и органы исполнительной власти, действующие на основе разграничения компетенции между центральными органами власти и органами власти автономии.
Например, в Испании наряду с историческими областями (страна басков и Каталония), выделенных по национальному признаку, созданы и территориальные автономии. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).
Наряду с территориальными органами исполнительной власти в унитарном (также и в федеративном) государстве существуют формируемые населением органы местного самоуправления. Последние не входят в систему государственных органов. Но государство может передавать этим органам полномочия территориальных органов государственной власти и контролировать их деятельность в пределах переданных полномочий. Унитарные государства, в которых органы местного самоуправления выступают и как территориальные органы власти, называют относительно децентрализованными. Чисто централизованными считаются унитарные государства, в которых власть на местах осуществляют исключительно чиновники, назначаемые из центра.
Унитарное государство примечательно единством власти, территории и населения.