Февральская революция и проблематика публикаций в многопартийной палитре российской печати 1917 г.

Историческая ситуация: состояние России после I Мировой Войны. Конфликты с Турцией и Германией. Февральская революция – 27 февраля 1917 года (свержение самодержавия, установление временного правительства). Министрами во Временном правительстве становились дворяне.

Пресса февральского периода:

Социалистической направленности (большевики, меньшевики)

Буржуазной направленности

Буржуазные издания: «Русское слово», «Биржевые ведомости», «Петербургский листок», «Новое время», «Раннее утро», «Речь».

Меньшевистские издания: «Рабочая газета». Газета «Единство»: рубрики «Приветствие Плеханову». (Плеханов негативно относился в будущем к Октябрьской революции, считал, что Россия еще не готова, что это чревато экономическим кризисом). Газета «Вестник временного правительства»: по тематике – новости, указы, отмены; рубрики: «постановления», «война», «о России»; редакция считала, что временное правительство должно продолжить прежний курс России во внешней политике.

Газета партии кадетов: «Речь» - рубрики «известия за день», «о России», так же публиковали краткие сводки с фронтов.

Газета «Дело народа» - в ней участвовал и КерЕнский (представитель партии социалистов); девиз издания – «В борьбе обретешь ты право свое»; рубрики – «в совете рабочих и солдатских депутатов», «рабочая жизнь», «война», «хроника», «приветствие ЧернОву»

26.Журнал «Нива» – издание для семейного чтения.

Журнальная печать в пореформленной России может быть поделена условно на общую и отраслевую (посвященные проблемам экономической, культурной, политической жизни, разным областям знаний, деятельности, отдельным наукам). Существовали два типа общих журналов:

«Толстые» ежемесячные (Современник, Отечественные записки, Вестник Европы, Просвещение)

«Тонкие» еженедельные (Нива, Огонек, Родина)

Первые считались органами солидными, серьезными, ориентированными на интеллигентного читателя, вторые были более легкими по содержанию, адресовались широким кругам публики самого разного рода. Первые рисунков не имели, вторые были богато иллюстрированными.

В истории русских иллюстрированных журналов заслуженно большое место заняла Нива (1870-1917). Еженедельный журнал для семейного чтения, выпускавшийся издательством А.Ф. Маркса. Это был самый распространенный в дореволюционной России журнал.

В Ниве печаталось приложение, где публиковались стихи, рассказы, воспроизводились картины отечественных и иностранных художников, публиковалось множество тематических рисунков, сделанных видными мастерами по заказам редакции, фотографии и рисунки, относящиеся к истории войн, в которых участвовала Россия, а так же к политическим и общественным событиям последних предреволюционных десятилетий.

В известной мере равнялись «под Ниву» и другие хорошо иллюстрированные журналы-еженедельники: Родина, Север, Огонек, Нева.

Журналы «для семейного чтения» содержали богатые сведения из области домашнего быта, убранства, мебели, экипажей, мод, причесок, головных уборов и т.д. Выполняли воспитательную функцию. Цель в том, чтобы каждая семья находила в нем этику и красоту.

27.Научно-популярные журналы России: темы, традиции, проблематика публикаций.

Российская журналистика началась с газет, и продолжилась журналами. В начале ХХ века журнал популярен как тип издания. Функции журнала: формирование мировоззрение, описание устойчивого процесса. До 1917 года журналы в России делились по различным тематикам и целям. Например, были журналы для семейного чтения, самообразования, научно-познавательные журналы… Цель научно-популярных журналов:

-популяризация науки и самообразования

-собрать аудиторию по интересам

Обязательные элементы:

-Наличие иллюстраций в качестве самостоятельных материалов издания

-Беллетристические отделы

-Компелятивные обзоры по разным вопросам

-Невысокая цена и определенный день выхода.

Журналы: «Природа и люди»; «Вокруг света». География, этнография, описания экзотических стран и народов, путешествия, приключения. Темы: научные экспедиции и географические открытия, катастрофы в воздухе и драмы на море, люди науки, культуры, искусства, современный спорт. Приложения: Р. Киплинга, Э. По, В. Скотта.

28.«Мир искусства» как журнал-манифест в культуре России начала XX в.

Журналы русского модернизма: «Мир искуссвтва», «Новый путь», «Золотое руно», «Аполлон».

«Мир искусства» - новый тип журнала, журнал-манифест, оказывал влияние на развитие искусства не только в России, но и Европе. Это был литературно-художественный журнал, начавшийся с кружка единомышленников Петербургского университета. Основатели: БенуА, Дмитрий Философов, ЛансерЕ, Константин Сомов, Лев Бакст, Сергей Дягилев. Открытие журнала в 1898 ознаменовало в российском книгоиздательстве новую эру.

Содержание: теория искусства, философские статьи, портретная живопись старых мастеров, рецензии, театральные публикации, архитектура Петербурга, репортажи и сообщения о выставках.

Журнал «Мир искусства» просуществовал до 1905 года, его сменяет журнал «Новый путь».

29.Сатирическая линия в советской журналистике: авторы, тематика публикаций, адресат.

Сатирическая линия в советской журналистике была представлена в жанре фельетона (литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики) и сатирического рассказа. В этом жанре работали Зощенко, Дорошевич, Булгаков, Ильф и Петров. Здесь можно выделить две линии:

-дидактическо-просветительскую

-публицистическую

Темы: зло, недостатки жизни своей страны, факты и явления быта, идеологии, политики, морали. От сатирического жанра фельетон отличает конкретная фактическая основа, присущая всем жанрам публицистики. Стиль фельетона – «короткая строка», особая манера письма, стремление к краткости фразы. Изобретатель этой строки – Влас Дорошевич. Фельетон – мощное оружие прессы.

Газеты, где публиковались фельетоны: «Гудок», «Заноза».

Цель фельетона – поиск нравственного идеала в особой форме. Советская журналистика начала века несла нравственность, которую не все могли увидеть, в форме фельетона. Функция – дидактическая, воспитательная. Особый иносказательный язык, свойственный фельетонам. Язык, который мог понять образованный читатель, «между строк».

Сатира – форма художественного отображения действительности, обличение и высмеивание отрицательных явлений жизни. Смех – реакция на сатиру, может звучать открыто или приглушенно. Эстетическая задача сатиры – обличая, возбуждать стремление к прекрасному (добру, истине). Сатира советского периода осознается почти полностью сферой идеологии. В сатире преобладают гротеск и фантастика.

Наши рекомендации