Молодежное движение как субъект личностных и общественных преобразований

Познание сущности, характера и особенностей молодежного движения — это как теоретическая, так и практическая, прикладная задача, позволяющая, с одной стороны, создать условия для саморазвития молодежи, а с другой — включить ее во все общеобразовательные процессы в целях прогрессивного преобразования общества.

В такой проблеме соединения личного и общественного (в процессе реализации молодежной политики), как уже отмечалось ранее, на первый план поставлена личность — субъект всех общественных отношений.

Молодежная политика в целом реализуется через молоде кное движение, представленное в обществе различными молодежными структурами, прежде всего организациями, объединениями, движениями молодежи.

Значит, надлежит прежде всего рассмотреть место, роль и значение молодежных организаций в молодежной политике, в поступательном развитии общества. И не только вообще, а в контексте соответствующих социально-экономических условий развития общества переходного периода (на примере Украины), его политической системы, традиций, культуры, т. е. всего, что отличает это общество от других.

Молодежи свойственно объединяться, организовываться для решения своих собственных проблем, проблем общества. Другими словами, молодежные организации — не просто объединения молодежи, это те социальные структуры общества, посредством которых создаются условия и во многом реализуются интересы, потребности, запросы молодых людей во всех сферах жизни: экономической, политической, социальной, духовной, се-мейно-бытовой.

Десятилетиями в научной литературе бывшего СССР господство вал упрощенный подход к определению понятий "молодежное дви- | жение", "молодежные организации". ]

Прежде всего, молодежное движение всецело связывалось не , иначе как с мировым революционным процессом. Например, словарь "Научный коммунизм" (1978 г.) содержал такую сентенцию: "Марксизм-ленинизм рассматривает молодежное движение как социальную силу в связи с борьбой рабочего класса, исходя из задач перестройки общества" [18, 153].

Что же касается молодежного движения вообще, то длительное время в бывшем СССР его рассматривали только начиная с Октябрьской революции — с 1917 года. В Украине же молодежные организации возникли задолго до этого события, еще во время деятельности Кирилло-Мефодиевского Братства (1846 г.). Членами этого общества, как известно, были главным образом студенты, которые входили в такие молодежные организации. Да и позже, кроме комсомола, в той же Украине в 1919—1926 гг. действовали десятки молодежных организаций, таких как Коммунистический Юношеский Союз, Украинский Коммунистический Рабочий Юношеский Союз и др.

В СССР молодежное движение идентифицировалось с деятель ностью исключительно одной организации — Ленинского Комсо мола. *•

Позже в литературе термин "молодежное движение" упрощенно трактовали как некую сумму молодежных организаций. А отдельные авторы, наоборот, усложняли сущностный характер "молодежного движения". Так, Ю. Булатецкий в своей докторской диссертации доказывал, что молодежное движение охватывает "значительную часть молодежи, которая верно или неверно осознает свои как непосредственные, так и опосредованные интересы и пытается сознательно или стихийно, организованно или спонтанно, самостоятельно или совместно с другими молодежными общественно-политическими силами бороться за их осуществление, за определенное влияние на существующий строй. Это сложное социально-политическое и демографическое явление, которое имеет свою самостоятельность" [4, 36].

Московский ученый В. Левичева, анализируя молодежное движение в период распада СССР, появление так называемых неформальных организаций, объединений молодежи, обращала внимание на то, что в среде молодежи происходит постоянная дифференциация, и выделяла таких три класса социальных объектов: подростковые группы, самодеятельные объединения молодежи самой разнообразной направленности (группы охраны памятников истории и культуры, "зеленые", ассоциации творческой молодежи, группы отдыха, спортивно-оздоровительные и миротворческие объединения, политические клубы) и народные фронты (широкие социальные образования, в которые вошла молодежь).

А. А. Корниевский, В. М. Якушик дают такое определение молодежного движения: "Молодежное движение — это один из компонентов общественно-политической системы, представленный определенным образом организованными молодежными обществами (в том числе и политическими силами), которые в той или иной степени осознают свою собственную специфичность — особенности своего места и роли в обществе и своих собственных (групповых, стартовых) интересов, осуществляют определенную деятельность, направленную на реализацию этих интересов, а также на утверждение своей специфичности и собственной роли в обществе" [Ъ, 7].

Здесь же они дают и свое определение молодежного общественного объединения (читай организации), которое хотя и несколько перегружено философским содержанием (как и данное выше определение молодежного движения), но все же достаточно точно, созвучно нашему пониманию его существа. "Молодежное общественное

объединение — это определенные молодежные общественные силы, которые: а) в той или иной степени осознают свою собственную специфичность, особенность своих собственных интересов и своего места и роли в обществе; б) осуществляют определенную общественно значимую (однако не обязательно положительно оцениваемую большинством общества) деятельность, направленную на реализацию этих интересов и утверждение своей специфичности и собственной роли в обществе; в) имеют четкие внутренние организационные структуры" [8].

По-разному дают определение понятия "молодежное движение" и зарубежные ученые. Так, польские исследователи считают, что это всего лишь совокупность молодежных объединений. А польский социолог Б. Ратусь, например, считает, что это "общее понятие для определения некоторого количества союзов молодежи, хотя бы двух, которых объединяют подобные основные идейно-воспитательные и политические цели и, прежде всего, объект, а также сфера их деятельности" [9, 66].

Российский ученый О. Л. Арефьева считает, что молодежное движение в общественном значении "является массовой формой выражения социальной активности молодежи, которая направлена на изменение (или сохранение и укрепление) системы существующих гражданских отношений" [12, 124}.

Ее коллега, известный специалист по молодежной проблематике профессор В. А. Луков (г. Москва), рассматривает молодежное движение "как средство самодеятельного участия молодежи в процессе изменения и преемственности поколений через специфические коллективные формы ее социальной активности"'[9, 66].

Среди всех определений понятия "молодежная организация" наиболее научным, отвечающим реалиям, является то, которое дано в Законе Украины "О молодежных и детских общественных организациях", принятом Верховной Радой Украины 1 декабря 1998 г.: "Молодежные общественные организации — объединения граждан в возрасте от 14 до 28 лет, целью которых является осуществление деятельности, направленной на удовлетворение и защиту своих законных социальных, экономических, творческих, духовных и других общественных интересов" [2].

В упомянутом Законе также впервые было дано определение терминов "детские общественные организации", "Украинский комитет молодежных организаций".

Так, детские общественные организации — это объединения граждан в возрасте от б до 18 лет, целью которых является осуществление деятельности, направленной на реализацию и защиту своих прав и свобод, творческих способностей, удовлетворение собственных интересов, не противоречащих законодательству, а также социальное становление их как полноправных членов общества [2].

В научной и специальной литературе существуют различные подходы к определению понятий "молодежные формирования", "молодежные объединения", т. е. "молодежные общественные организации".

Первый связан с тем, что классификацию молодежных объединений пытаются осуществлять на основе их социально-экономической природы и особенностей.

Второй обусловлен тем, что такую классификацию ученые осуществляют на основе нормативно-юридического характера и особенностей функционирования молодежных формирований.

Третий характерен тем, что молодежные объединения стремятся классифицировать с учетом пскхолого-физических или морально-этических аспектов их деятельности.

Четвертый берет за основу философский анализ самодеятельного молодежного движения.

Пятый связан с общеполитическим анализом молодежных формирований.

На основании изучения сущности и особенностей молодежных организаций во многих странах можно выделить несколько типов (моделей) таких организаций:

• организации молодежи, которые абсолютно деполитизированы, т. е. в состав которых входят молодые люди, имеющие далеко не одинаковые идейные ориентации, занимающие разные политические позиции. Базисом такой организации являются материальная и организационно-кадровая основы. Нетрудно представить, что подобные организации молодежи вряд ли могут быть крепкими, долговечными;

• организации молодежи, располагающие широкой идейной платформой и объединяющие юношей и девушек, которые имеют приблизительно одну ориентацию (например, социалистический выбор);

• высокополитизированные молодежные организации. Как правило, такие организации крепки, устойчивы; они, подобно комсомолу, тесно примыкают к определенной (чаще всего правящей) политической

партии. Во многих странах, особенно европейских, и сегодня такие организации молодежи функционируют как молодежные секции, фракции, крылья партий. Посредством таких организаций партии готовят себе пополнение, кадры, актив, организуют выборы, референдумы, проводят массовые акции, мероприятия;

• организации молодежи, которые не ориентируются на какие-либо взрослые "формирования" — политические партии, объединения, движения, фракции. При наличии своих программы, устава, политических целей и задач, кадров, материальной базы такие организации, по существу, есть не что иное, как так называемые молодежные партии (феномен молодежных политических партий не изучен достаточно глубоко и в современной литературе практически сегодня не раскрыт);

• организации молодежи, которые не имеют никакой политической основы. Они на деле занимаются главным образом решением социально-экономических, культурно-художественных, бытовых проблем молодежи. Этот тип организаций в мире едва ли не наиболее распространенный.

Рассматривая проблему научного изучения и освещения вопросов, касающихся молодежного движения, молодежных организаций, следует сказать, что специальной литературы, посвященной этой тематике, издано немало.

Изначально, особенно в конце 80-х годов, деятельность молодежных организаций, за исключением комсомола, молодежное движение и так называемое "неформальное" молодежное движение в основном изучалось как источник криминогенных ситуаций, ускоритель различных негативных отклонений в молодежной среде и не более.

Несколько позже в литературе стал преобладать описательный характер таких движений, хотя в это же время на Западе уже имелся ряд фундаментальных обобщающих работ о молодежных организациях таких авторов, как Э. Бенфилд, М. Бесси нджер, Н. Гросс, X. Кес-слер, Л. Манкони, В. Лощь, В. Тольц, Р. Темпест, Р. Шарлет, которые основательно рассматривали именно методологические аспекты, ти-пологизацию молодежного движения.

Если до 80-х годов в науках (социологии, политологии, философии, педагогике, истории и т. д.) подход к изучению молодежи был созерцательно-упрощенческим, то в 90-е годы он стал более разнообразным и многоплановым.

В Украине интерес к изучению молодежного движения существовал всегда, но особенно он возрос с момента провозглашения ее независимости. Весомый вклад в такое изучение внесли молодые ученые А. Булавин, В. Головенько, А. Корниевский, М. Пашков, В. Прилуцкий, В. Рябика и др.

В России и других странах ближнего зарубежья в это же время заметно выделяются публикации И. Бестужева-Лады, А. Галагана, И. Ильинского, В. Криворученка, В. Лукова, В. Мошняги, И. Решетова, Ц. Ямпольской и других авторов.

Среди наиболее обстоятельных, многоплановых работ, посвященных проблемам молодежного движения, можно выделить монографию В. А. Головенько, А. А. Корниевского "Украшський молод!ж-ний рух: 1стор1я та сьогодення" [6]. Авторы определяют место и роль молодежного движения в жизни общества, рассматривают его историю, генезис в Украине, освещают проблемы деятельности молодежных организаций в условиях тоталитарного режима, анализируют состояние и особенности развития молодежного движения в диаспоре, современное молодежное движение в Украине.

Своеобразию взаимоотношений молодежного движения в Украине с политическими объединениями (в основном политическими партиями) посвящена монография А. А. Корниевского и В. М. Яку-шика "Молод1жний рух та полггичн! об'еднання в сучасн!й УкрашГ [8]. Важно, что в монографии предпринята интересная попытка проанализировать сущность, особенности молодежной политики, политических партий, движений именно в условиях переходного периода украинского государства. В частности, впервые рассматривается деятельность так называемых припартийных молодежных организаций — секций, филиалов, крыльев политических партий.

Не менее ценными являются специальные справочные издания о молодежном движении, молодежных общественных объединениях, увидевшие свет в течение 1997—1999 гг. Так, обстоятельным, многоплановым является сборник "Сучасний молод!жний рух в УкрашГ. Особенность этого издания заключается в том, что в нем содержатся не только данные о молодежных общественных организациях (программы, уставы, статистические данные), но и дается информация об основных институциях, которые занимаются разработкой и реализацией государственной молодежной политики в Украине, об основных средствах массовой информации, о регулятивной подсистеме украинского молодежного движения [20].

Еще более фундаментальным является справочное пособие "Мо-лод1жний рух в УкраТнГ [15]. В нем содержатся материалы, дающие представление фактически обо всех всеукраинских молодежных общественных объединениях, зарегистрированных Министерством юстиции Украины к началу 1998 г. Авторы пособия в предисловии обратили внимание, в частности, на то, что молодежное движение как система включает в себя такие важнейшие подсистемы: институционную, или организационно-институционную (государственные и общественные структуры, которые решают проблемы молодежной политики); регулятивную, или нормативную (законодательство, касающееся молодежного движения, программно-уставные документы молодежных общественных организаций); коммуникативную, или информационную (молодежные средства информации, различные молодежные издания). Молодежное движение рассматривается авторами в данном издании как механизм осуществления молодежной политики.

Анализируя источники, специальную литературу о молодежном движении в целом, об общественных молодежных организациях, следует сказать, что такая литература все еще однобока. Многие аспекты молодежного движения практически не изучены. Так, имеются фактически только две публикации о региональном аспекте в молодежном движении. Одна из них касается молодежного движения в Автономной Республике Крым и Тернопольской области [5, 45—51}; другая относится к реализации в Украинском НИИ проблем молодежи специального проекта по изучению молодежного движения во Львовской и Донецкой областях [5, 61 — 67}.

Кроме указанных публикаций, других, касающихся регионального молодежного движения в Украине, нет, как нет подобных работ в большинстве стран переходного периода в ближнем зарубежье вообще, кроме отдельных публикаций российских авторов.

Из всех стран ближнего зарубежья молодежное движение интенсивнее и профессиональнее всего сегодня изучается в России, где еще в социалистические времена сложилась сильная юнологическая (молодежная) научная школа под эгидой широко известного московского Института молодежи (бывшей Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ). Ученые этого института подготовили многочисленные издания о молодежи (в контексте постперестроечного периода), о молодежном движении, молодежной политике, издали ряд интересных сборников, десятки информационных бюллетеней (таких, как "Молодежная политика").

1ак, в специальном выпуске указанного бюллетеня № 1-2 (1995 г.), подготовленном В. К. Криворученко, В. В. Нехаевым, Л. Ф. Шаламо-вой, И. В. Титовым, были собраны интереснейшие документы федеральных органов Российской Федерации и программные документы молодежных объединений, позволяющие проследить как особенности становления принципиально новой молодежной политики, так и развитие молодежного движения в России на новом историческом этапе [13].

Процесс создания и становления молодежных общественных организаций разнообразен, однако в целом он имеет четыре основные стадии (периоды):

1) номинальную, когда молодые люди лишь объединяются (в большинстве случаев стихийно) в организацию, связи между членами которой в этот период весьма слабые;

2) формирования не только связей между членами организации, но и ее внутренней структуры;

3) консолидирующую, характеризующуюся четким определением лидеров, формированием актива, установлением их авторитета, вычленением функций и обязанностей;

4) завершающую, связанную с окончательным оформлением (или, наоборот, распадом) организации. К этой стадии уже приняты основные документы — программы, уставы, воззвания, обращения и т. п. [14,20].

В годы существования такой высокоорганизованной, жестко централизованной организации, как "ближайший помощник и резерв" КПСС — комсомол (ВЛКСМ), в общем-то отсутствовали какие-либо открытые дискуссии относительно возможных иных моделей строения и деятельности молодежных общественных организаций. Интенсивный поиск таких моделей начался фактически с конца 80-х годов, когда он был сопряжен с попыткой усовершенствования и даже трансформаций комсомола, спасения его от развала.

Предложенные тогда варианты концепции молодежного союза крайне интересны и сегодня, особенно тем, кто предпринимает попытки классификации молодежных союзов, организаций на основе определенных черт, особенностей, идейных и организационных принципов строения и деятельности. Так, в 1990 г. рассматривались такие концепции общественной молодежной организации:

• деполитизированная организация, созданная на материальной и организационно-кадровой основе комсомола, ориентирующаяся на специфику молодежи в целом, допускающая наличие в своих рядах людей различных взглядов, кроме ярко выраженных политических;

• молодежная организация с широкой идейной платформой, стремящаяся объединить всех молодых людей социалистического выбора, в том числе допускающая внутреннее организационное оформление и ориентирующаяся на несколько "взрослых" политических формирований;

• высокополитизированная организация единомышленников, основанная на единстве политических взглядов, общем понимании путей и средств их достижения, тесно связанная с одной партией;

• молодежный союз, уклоняющийся от ярко выраженной политической сущности, но приоритетно занимающийся социально-экономическими вопросами, отстаивающий интересы различных категорий молодежи, на которые он опирается;

• молодежная организация, не ориентирующаяся ни на какие "взрослые"формирования, фактически превращающаяся в молодежную партию [11, 7—8].

Заметим, что ни одна модель "новой" организации из перечисленных для реанимации комсомола в свое время использована и принята не была, а сам комсомол просто прекратил свое существование прежде всего в силу того, что не отвечал интересам молодого поколения, в значительной мере потерявшего веру в прежние идеалы и догмы. Комсомол перестал быть организацией, о которой генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ А. Косарев еще в 1937 г. говорил: "Многие товарищи не понимают, что мы являемся организацией самовоспитания, (подчеркнуто нами. — Н. Г.), а это означает, что ее члены воспитываются и в процессе освещения вопросов, и в процессе выполнения этих решений" [11, 37].

Мы акцентируем внимание на существенном значении воспитательной роли общественной молодежной организации по отношению к личности только потому, что и сегодня возникшие новые организации явно недооценивают эту роль.

Отдельного рассмотрения требуют вопросы закономерностей зарождения и генезиса молодежных общественных организаций, уроки которых весьма важны для понимания общего и особенного в становлении молодежного движения вообще.

Широкий спектр молодежных организаций в Украине с момента провозглашения ее независимости возник в силу различных обстоятельств, однако центральным все же было идейно-политическое, духовное расслоение молодежи, ее деление на основе возникаю-

щих новых ценностей, которое произошло значительно раньше — в 80-90-е годы.

К началу 90-х годов молодежь бывшего СССР расслоилась на несколько групп,

1. Сторонники социальных (либеральных) реформ считали, что социализм как общественный строй потерял свою привлекательность; более того, оказался сомнительной, а то и ошибочной идеей, порочным путем в развитии человечества, дискредитировал себя. Понятно, что, по мнению таких молодых людей, социализм необходимо демонтировать, разрушить и построить общество, основанное на частной собственности, рыночной экономике, предпринимательской деятельности.

2. Приверженцы социалистической идеи, социалистического пути развития считали, что дискредитировала себя не социалистическая идея как таковая, а практика социалистического строительства в том виде, в каком она осуществлялась.

3. Сторонники умеренных реформ понимали, что строительство социализма, его результаты оказались далекими от ожидаемых гражданами, но они побаивались и радикальных рыночных реформ, приватизации, разгосударствления собственности, появления таких сопутствующих переходному периоду явлений социального порядка, как проблемы образования, профессиональной подготовки, безработица. Поэтому юноши и девушки этой ориентации считают, что возможны половинчатые действия, реформы, позволяющие, образно говоря, усовершенствовать социализм.

4. Скептики не признают ни социалистического или коммунистического пути развития, ни либеральных, рыночных экономических преобразований.

Вполне закономерно, что сегодня в Украине действует более 60 всеукраинских молодежных общественных организаций и свыше 300 региональных (областных, районных, городских), спектр социально-политических ориентации которых самый разнообразный. Это организации ярко политизированные, нейтральные, культурологические, спортивные, досуговые и т. п. Их систематизация — задача весьма трудная, хотя в специальной литературе подобные попытки делались неоднократно.

Современное украинское молодежное движение зародилось в бывшем СССР еще на рубеже 70 —80-х годов в форме так называемого неформального молодежного движения. Наибольшего расцвета

оно достигло во время перестройки и гласности, когда, с одной стороны, еще не была ликвидирована тоталитарная система, а с другой — в ее недрах уже достаточно ощутимо сформировалась идея радикальных общественно-политических и социально-экономических перемен.

В молодежной среде Советского Союза, в том числе и в Украине как бывшей "суверенной" республике СССР, в те годы возникают группы и объединения, основой деятельности которых были, в первую очередь, культурологические, досуговые интересы молодых людей. Это были театры, кружки, объединения самодеятельной песни, театры-студии, клубы творческой молодежи, литературные объединения, организованные в Киеве, Одессе, Львове, Харькове, Сумах и многих других городах Украины.

В 1986—1987 гг. предпринимаются первые, робкие попытки создать альтернативные комсомолу молодежные общественные организации. С этого же времени в Украине возникают и начинают активно действовать молодежные политические дискуссионные клубы, на арену общественно-политической жизни выходят, в частности, Украинский Демократический Союз; Украинский Хельсинский Союз, 1988 г.; студенческое общество Киевского университета "Громада", 1988 г.; Львов-ское "Студенческое братство", 1989 г.

Многие из таких молодежных студенческих объединений в 1989— 1990 гг. стали инициаторами бойкотов, забастовок, несанкционированных митингов, голодовок, других акций социального протеста. Наиболее инициативными в этом плане были студенты вузов Киева, Львова, Черновцов, Ивано-Франковска, Харькова, Днепропетровска.

В 1989 г. возникает Союз украинской молодежи (Харьков), Союз независимой украинской молодежи (Львов, Тернополь, Полтава, Луцк) и другие общественные молодежные организации.

Практически большинство новых молодежных общественных организаций в Украине возникло и сформировалось уже до 1992 г. Так, одна из наиболее активных организаций — Союз украинского студенчества — возникла в начале 1991 г. В ее рядах насчитывалось около 5 тыс. студентов.

В том же 1992 г. возникает Украинский национальный комитет молодежных организаций; проходит I, а в 1993 г. — II Конгресс молодых политиков Украины, другие важные форумы, события и акции, имевшие огромное влияние на формирование молодежного движения в новой Украине.

К концу 1992 г. молодежное движение в Украине практически уже представляло весь политический спектр — от ультралевых (неокоммунистических} до ультраправых (националистических) молодежных организаций и объединений.

Об Украинском национальном комитете молодежных организаций (УНКМО) следует сказать особо. УНКМО как объединение всеукраинских молодежных, детских организаций, а также комитетов молодежных организаций областей, Автономной Республики Крым, Киева и Севастополя был создан в 1992 г. Сегодня он объединяет большинство всеукраинских и значительную часть региональных организаций, представляет молодежное движение Украины за рубежом. Так, в 1995 г. УНКМО был принят в состав Совета европейских национальных комитетов молодежи стран Совета Европы (СЕМУС) и представляет сегодня эту организацию в Украине.

Законом Украины "О молодежных и детских общественных организациях" от 1 декабря 1998 г. закреплен статус УНКМО как независимой, неправительственной организации, всеукраинского союза молодежных и детских общественных организаций.

Основными задачами УНКМО являются:

• представительство интересов молодежного движения Украины в отношениях с органами высшей государственной власти Украины;

• репрезентация молодежного движения на международном уровне;

• координация деятельности общественных молодежных и детских организаций Украины.

Кроме того, в указанном Законе записано, что Верховная Рада Украины при утверждении Государственного бюджета Украины предусматривает в нем отдельной строкой отчисления на поддержку молодежного союза, членами которого является большинство зарегистрированных всеукраинских молодежных и детских организаций, занимающихся обеспечением социального становления и развития молодых граждан. Именно таким союзом в данном случае и является УНКМО.

С началом строительства самостоятельной, суверенной, демократической Украины молодежное движение прежде всего пошло по пути создания новых организаций. Так, уже в 1993 г. действовали 15 официально зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины

организаций, около 200 объединений на региональном (районном, областном) уровне [14, 3].

С этого времени начинают формироваться и принципиально новые отношения между молодежными организациями и государственными институциями. Так, с принятием Закона Украины "Об объединениях граждан" от 16 июня 1992 г. вмешательство государственных органов и служебных лиц в деятельность молодежных объединений, как и вмешательство этих объединений в работу государственных институций и служебных лиц, было объявлено недопустимым.

Позже в Законе Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" от 5 февраля 1993 г. были закреплены принципиально новые нормы отношений между государством и молодежными организациями.

Государство через Министерство Украины по делам семьи и молодежи взяло на себя функцию финансирования проектов и программ молодежных общественных организаций, предоставление субсидий молодежным организациям. Кроме того, в Законе сказано, что государственные органы могут предоставлять в бесплатное пользование молодежным общественным организациям дома, сооружения, земельные участки и другое имущество, необходимое для осуществления ими уставной деятельности [3, 178].

Молодежные организации — это действенные посредники между молодежью и государством. Поэтому государство, если оно действительно заинтересовано в решении молодежных проблем, обязано стимулировать развитие молодежного движения, деятельность прежде всего тех молодежных организаций, которые работают конструктивно, в пределах законов.

Главная идея сотрудничества государственных институций и молодежных объединений — поддержка социально значимых инициатив и программ молодежи — воплотилась в государственную поддержку Ассоциации МЖСК Украины, Ассоциации МЖК воинов-интернационалистов "Укринтерстрой". С 1991 г. постоянно находят поддержку правительства важные программы для детей, молодежи, молодых семей, реализуемые Министерством Украины по делам молодежи и спорта (затем его преемником в молодежной политике — Министерством Украины по делам семьи и молодежи), министерствами образования, культуры и искусств, труда, охраны здоровья, Госкомспортом, Гос-комтуризмом и др.

Сегодня в Украине активно развивается и совершенствуется регулятивная подсистема молодежного движения, базисные основы которой составляют Декларация "06 общих началах государственной молодежной политики в Украине" (Закон Украины от 15 декабря 1992 г.), Закон Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" от 5 февраля 1993 г., Закон Украины "О молодежных и детских общественных организациях" от 1 декабря 1998 г.

Так, в Декларации "Об общих началах государственной молодежной политики в Украине" главной задачей такой политики провозглашается "изучение состояния молодежи, создание необходимых условий для укрепления правовых и материальных гарантий относительно осуществления прав и свобод молодых граждан, деятельности молодежных организаций для полноценного социального становления и развития молодежи" (подчеркнуто нами. — Я Г.). ( Любое государство заинтересовано иметь не просто молодеж-1ные организации, молодежное движение, а именно разноплановое, плюралистическое молодежное движение, отражающее интересы как можно большего количества молодежных социальных групп.

Это объективное условие, ибо у государства есть два главных пути решения объективных проблем молодежи: а) усилиями самого государства, т. е. патерналистская, отеческая забота о молодежи, контроль ее жизнедеятельности (политика, свойственная большинству тоталитарных режимов); 6) усилиями самой молодежи, инициируя и поддерживая деятельность молодежных организаций, стимулируя юношей и девушек к самостоятельному решению своих проблем.

Так или иначе государство всегда заинтересовано в молодежном движении, заботясь при этом о том, чтобы молодежные организации действовали в пределах Конституции Украины, существующего законодательства. Естественно, что государство поддерживает именно те молодежные общественные организации, которые действуют в интересах молодых граждан и государства и не ставят своей целью насильственное ниспровержение конституционного строя, нарушение территориальной целостности государства, пропаганду войны, насилия, жестокости, национальной и религиозной вражды.

Исходя из изложенного в Законе Украины "О молодежных и детских общественных организациях" от 1 декабря 1998 г. определены

права и обязанности таких организаций, их участие в реализации молодежной и детской политики, формы поддержки государством молодежных и детских общественных организаций. Так, обозначены четыре основные формы поддержки государством общественных молодежных и детских организаций:

1) предоставление им информации о государственной политике относительно детей и молодежи;

2) оказание методической и организационной помощи г вопросах социального становления и развития детей и молодежи;

3) содействие созданию предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляют услуги молодежи и детям или содействуют занятости молодежи;

4) освобождение детских и молодежных общественных организаций от платы за государственную регистрацию и сборов за регистрацию их символики.

К тому же среди прав молодежных и детских организаций, закрепленных в Законе, оговорено, что членские взносы и добровольные пожертвования, полученные от юридических или физических лиц и направленные на осуществление уставной деятельности молодежных и детских общественных организаций, их союзов, не являются объектом налогообложения.

Кроме УНКМО как всеукраинской молодежной организации финансовую поддержку согласно Закону имеют и другие молодежные и детские организации. Она обеспечивается через соответствующие органы исполнительной власти, которые работают с молодежью, и органы местного самоуправления. "При утверждении местных бюджетов, — записано в Законе, — предусматриваются расходы на реализацию программ молодежных и детских общественных организаций" [2].

Украинское государство разрешило и предоставило возможность органам исполнительной власти и местного самоуправления делегировать молодежным и детским общественным организациям полномочия, касающиеся реализации соответствующих проектов, программ, обеспечивая им при этом финансовую и материальную помощь.

Перечисленные формы поддержки детских и молодежных общественных организаций ранее, в бывшем СССР, вообще законодательно никогда не закреплялись и практически не осуществлялись. Тем более, что фактически и действовали-то всего две организации —

Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина и Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (Центральный Комитет которого выполнял функцию молодежного "министерства").

Наши рекомендации