Вопрос 145 Борьба с международным терроризмом
Первые попытки выработать международный договор по борьбы с терроризмом были предприняты в 30-е годы XX в. В 1937 г. была открыта для подписания Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма, которую подписали 24 государства, но ратифицировала одна лишь Индия.
МИД Российской Федерации.Департамент информации и печати // Информационный бюллетень. 18 сентября2003 г. Сообщения пресс-службы СоветаБезопасности Российской Федерации.Статья заместителя Секретаря СоветаБезопасности России О. Д. Чернова ≪Россия— НАТО— ЕС: вместе против новых угроз международнойбезопасности.
Во второй половине XX в., когда терроризм получил широкое распространение на планете, мировое сообщество вновь предприняло серьезные усилия по созданию международно-правовой базы для борьбы с-терроризмом1. Центром разработки международно-правовых документов по борьбе с терроризмом является Организация Объединенных Наций. В ее рамках подготовлен и принят ряд международных договоров, направленных на борьбу с терроризмом:
— Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.;
— Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.;
— Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г.;
— Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г.;
— Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 9 декабря 1994 г.
В один ряд с международными договорами по борьбе с терроризмом необходимо поставить Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 18 декабря 2000 г. Однако для того, чтобы этот документ можно было более эффективно использовать для непосредственной борьбы с терроризмом, следовало бы дополнить его соответствующим протоколом, о чем говорилось 19 июня 2003 г. на круглом столе в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при обсуждении проблемы борьбы с терроризмом2.
Одной из важнейших задач мирового сообщества является перекрытие мировых финансовых потоков, направленных на поддержку террористов. Решению этой задачи служит принятие Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.3
Согласно Конвенции ≪каждое государство принимает в соответствии с принципами своего внутреннего права необходимые меры для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделяемые в целях совершения преступлений, входящих в сферу действия Конвенции, а также средства, полученные в результате таких преступлений, для целей возможной конфискации.
Специфика борьбы с финансированием, и это отражено в Конвенции, включает сложную взаимосвязь разведывательных и правоприменительных аспектов, затрагивающих такую уязвимую область, как банковская тайна, связанную как с вопросами экономической безопасности целых государств, так и с правом собственности, коммерческими и личными интересами отдельных граждан, в чем и заключается исключительная трудность соответствующей деятельности как внутри государства, так и на международном уровне1.
Помимо универсальных международных договоров, направленных против терроризма в целом, действует целый ряд соглашений, задача которых заключается в том, чтобы создать международно-правовую базу для борьбы с терроризмом на отдельных направлениях или в отдельных территориальных пространствах, где осуществляется разнообразная деятельность государств.
Международно-правовой основой сотрудничества государств в борьбе с терроризмом на воздушном транспорте являются следующие документы:
— Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна, от 14 сентября 1963 г.;
— Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.;
— Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г.;
— Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий
•Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1988 г.
Эти документы были приняты в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Поскольку многие террористические акты совершаются на воздушных судах или с их использованием, как это имело место 11 сентября 2001 г. в США, ИКАО обращает особое внимание государств на то, чтобы гражданские воздушные суда не использовались в качестве разрушительного оружия. В сентябре 2002 г. был принят План действий ИКАО по обеспечению авиационной безопасности, в ко-
тором предусмотрен ряд конкретных мер, в том числе проведение регулярных, обязательных, систематических и согласованных проверок с целью проведения оценки применяемых во всех договаривающихся государствах ИКАО процедур обеспечения авиационной безопасности2.
Международно-правовой основой борьбы государств с терроризмом на море являются следующие договоры:
— Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.
(ст. 100-113);
О применении Международной конвенции о борьбе с финансированием международного терроризма подробнее см.: Устинов В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. С, 256—267.
— Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г.);
— Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе
В последние годы Международная морская организация (ИМО) приняла ряд мер, направленных на предупреждение и пресечение террористических актов, угрожающих безопасности судоходства. В частности, ею развернута глобальная программа по безопасности на море, в том числе в портах, призванная помочь этой организации удовлетворить соответствующие потребности в технической помощи развивающихся стран, первоначальные ассигнования на осуществление которой составили свыше двух миллионов долларов США. В 2002 г. созванная под эгидой ИМО международная конференция одобрила Международный кодекс по охране судов и портовых средств
Огромную опасность для государств представляют возможности использования террористами ядерного материала при овладении им. Одно из направлений препятствия такого возможного развития событий — заключение Конвенции ООН о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г. Чтобы полностью перекрыть возможности ядерного терроризма, в рамках ООН разрабатывается проект международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.
Еще одним средством, которое может оказаться в руках террористов в целях совершения ими террористических актов, могут быть оружие и взрывчатые вещества. В целях противодействия этому в рамках ООН были приняты два документа:первый — Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения от 1 марта 1991 г.(Россия пока не ратифицировала); второй — Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, 2001 г.Таким образом, можно сделать вывод о том, что на 1 ноября 2003 г.принято около полутора десятков универсальных международно-правовых документов, которые составляют правовую базу для деятельности государств, международных организаций и иных субъектов международного права в борьбе с величайшим злом цивилизации — терроризмом.
694Глава XXIII. Международно-правовые основы борьбы с терроризмом обращается к новым лозунгам, использует в своей практике все более изощренные средства и технологии. Сказывается целый ряд политических, социальных, психологических и, наконец, исторических факторов, которые несет современный терроризм, по-прежнему определяют существенные различия в подходах к раскрытию содержания этого явления. Например, продолжаются призывы не включать в категорию террористических действия, осуществляемые в рамках борьбы национально-освободительных движений, или приравнять к терроризму действия государств, противоречащие международному праву. Едва ли можно надеяться, что в одночасье будут преодолены эти существующие
противоречия, исчезнет груз конфронташюнного мышления1.