Гробница 55 в Долине царей
С этой гробницей связана одна из самых темных страниц в истории египетской археологии. Гробница была обнаружена в 1907 году экспедицией Дэвиса, совсем рядом с гробницей Рамсеса IX и современной гостиницей.
Археологи раскопали коридор, заваленный разнообразными обломками, в том числе очень хрупких позолоченных ковчегов. Потолок был покрыт трещинами. Грунтовые воды попортили позолоченные панно.
К сожалению, раскопки осуществлялись очень некачественно. Несмотря на присутствие квалифицированных египтологов, никто не вел точного и подробного дневника работ. Рассказы людей, посещавших гробницу, противоречивы. Часть находок, как кажется, была разворована. Никто не обратился к специалистам, которые могли бы произвести необходимые реставрационные работы. Перед приходом фотографов в гробнице «навели порядок» – и в результате мы не знаем первоначального расположения предметов.
План царской гробницы в эль-Амарне.
В древности гробница, вероятно, все-таки не была систематическим образом ограблена, так как в ней нашли довольно много золота. Более того, вход в погребальную камеру был замурован каменной стеной, которая осталась нетронутой. Гробница 55 могла бы поведать нам многое о событиях амарнской эпохи, если бы раскопки не велись с такой плачевной небрежностью.
Множество исследований – как общего характера, так и специальных – было посвящено этой таинственной гробнице, в которой содержались любопытные и разнообразные вещи и которая, несомненно, еще в древности неоднократно подвергалась ревизиям и переделкам.
На панно из позолоченного дерева (стенке ковчега) Эхнатон и его мать Тийа изображены в акте поклонения Атону. Фигура царя была намеренно изглажена, остался лишь ее контур. Этот ковчег (с медными гранями) Эхнатон повелел изготовить для похорон своей матери. Четыре помещавшиеся в нем канопы египтологи атрибутировали разным лицам – Тийе, Меритатон, Сменхкара. Дело в том, что на самих канопах нет никаких имен. На оттисках печатей сохранились картуши Тутанхамона. На магических кирпичах – картуши Эхнатона.
В гробнице находился также саркофаг, установленный на ложе, украшенном резными львиными головами. Но ложе сгнило, и саркофаг упал на землю. Имена, некогда надписанные на саркофаге, уже не прочесть. Какой-то вор завладел золотой маской.
Изучение текстов, как кажется, позволяет заключить, что «владельцем» этого погребения следует считать не мужчину, а женщину! А значит, мумия не может принадлежать Эхнатону. И действительно, специалист, работавший с мумией, идентифицировал тело как женское. Вывод напрашивался сам собой: археологи обнаружили последнее пристанище царицы Тийи.
В1907 году Элиот Смит, тоже специалист по мумификации, доказал, что его коллега ошибся. Мумия принадлежит мужчине, который скончался в возрасте около двадцати пяти лет и при жизни страдал гидроцефалией (водянкой мозга). Неизбежный вывод: мы имеем дело с мумией Эхнатона; мы, наконец, получили в свое распоряжение тело, которому свойственны деформации, соответствующие тем, что отражены в амарнском искусстве!
Однако третий специалист, Дерри, после нового тщательного исследования мумии убедительно продемонстрировал, что она не обнаруживает ни малейшего следа гидроцефалии. Умерший, следовательно, не Эхнатон, что подтверждается и его приблизительным возрастом в момент смерти. Ведь основатель Ахетатона определенно прожил не менее тридцати лет.
Правда, в надписях гробницы упоминаются только Эхнатон и Тийа. Поэтому кажется неоспоримым тот факт, что изначально царь готовил гробницу для своей матери. Но была ли она действительно там похоронена? Мы этого не знаем.
Мумия, весьма вероятно, принадлежит соправителю фараона, Сменхкара. «Женский» контекст саркофага не должен нас удивлять, потому что, как мы видели, Сменхкара выступал в роли «мистической супруги» Эхнатона. В этой связи очень показательно ритуальное положение мумии: ее левая рука согнута на груди, правая вытянута вдоль тела – поза, традиционная для цариц Египта!
Открытие мумии Сменхкара подтверждает, что Эхнатон придавал огромное значение символике царской четы; амарнцы, которые хоронили корегента, помнили об этом и выбрали для него особую ритуальную позу, которая, несмотря на все прошедшие века, не оставляет никакого сомнения относительно его символической роли.
Этот саркофаг ныне выставлен в Каирском музее, и совсем недавно мы имели случай еще раз его осмотреть. Он выполнен из позолоченного дерева, с инкрустациями из сердолика и стеклянной пасты. Плеть, которую держит царь, сделана из бусин синего стекла и позолоченного дерева. Процитируем (в переводе) текст, записанный на ступнях антропоморфного саркофага:
Слова, произнесенные… [имя в картуше изглажено]. Да буду я вдыхать сладостное дыхание, что исходит из твоих уст, да буду я лицезреть красоту твою каждодневно; мое желание – внимать твоему сладкозвучному голосу, сравнимому с (освежающим) ветерком, и чтобы мое обновленное тело пребывало в жизни благодаря любви к тебе. Протягивай ко мне твои руки, несущие твою духовную силу, дабы я мог принимать ее и жить ею. Зови меня моим именем – вечно, всегда!.. Ты ecu… живущий вечно, подобно солнечному Диску… Царь Верхнего и Нижнего Египта, живущий Правдою, владыка Обеих Земель… тебя, дитя совершенное Атона, что будет жить вечно…
Прощание с Макетатон. Статуя или мумия умершей принцессы стоит в украшенной цветами беседке (слева), в то время как ее родители и сестры в знак траура посыпают головы прахом. Прорись рельефа из царской гробницы в эль-Амарне.
Ни в одной фразе, где было записано имя фараона, оно не сохранилось. Вместо него остались лишь раздражающие нас пустоты. Сам же текст, как мы видим, посвящен проблемам вечности, а не историческим событиям.
Гробница 55, если бы ее должным образом исследовали, могла бы пролить свет на конец амарнской эпохи. Но – увы! – нам приходится довольствоваться немногими разрозненными свидетельствами. По нашему мнению, с уверенностью можно утверждать одно: обнаруженная в гробнице мумия принадлежит Сменхкара, соправителю Эхнатона, который готовил возвращение в Фивы царского двора.
Англичанин Сэйс, описывая раскопки царской гробницы в эль-Амарне, упоминает о найденном там трупе мужчины, который был сожжен уже после мумификации. Официальный археологический отчет об этом умалчивает. Разумеется, ничто не доказывает, что речь идет о мумии Эхнатона. Но даже если бы это было так, совершенное святотатство следует отнести на счет грабителей XIX века, которые имели обыкновение, завершив свою «работу», сжигать мумии и устраивать пожары в гробницах.
Что же касается гробницы 55 в Долине царей, то она изначально предназначалась для царицы Тийи, но позднее была передана Сменхкара. Место его вечного упокоения находится совсем недалеко от гробницы его преемника, Тутанхамона.