Роль Организации объединенных Наций в истории развития международных отношений

По общепризнанному международному мнению фундамент современного международного права был заложен Уставом Организации Объединенных наций. Конечно же, данный международный нормативно-правовой акт был создан не на пустом месте, а опирался на уже имеющийся опыт международных отношений. Основные принципы и направления деятельности Организации Объединенных наций мы рассмотрели в первом параграфе данной работы, исходя из которого необходимо сделать вывод, что принципы международного права, закрепленные в Уставе Организации Объединенных наций играют незаменимую роль в обеспечении безопасности всего мирового сообщества.

Именно благодаря имеющимся международным принципам безопасности мир избежал начала Третьей мировой войны, признаки и возможность которой наблюдались во время накала гонки вооружений и во время апогея Холодной войны в 60-70 года XX века. Холодная война, которая разгорелась между двумя великим державами США и СССР не дошла до открытого военного столкновения, однако События "холодной войны" – это самое важное, что происходило в XX веке, а гонка вооружений является ее неотъемлемой частью.

Через шесть лет после создания НАТО, в 1955 году, был сделал ответный шаг – подписан Варшавский договор, по которому СССР вступил в военный союз с Болгарией, Венгрией, Германской Демократической Республикой, Чехословакией, Польшей, Албанией и Румынией, то есть теми странами, где при помощи советских войск после войны был установлен социалистический строй. Европа окончательно разделилась на два враждебных блока. Страны Западной Европы поддерживали тесное военное сотрудничество с США.

В военных разработках СССР т США шли голова в голову – СССР чуть отставал в ядерных вооружениях, зато опережал в ракетной технике. Оставалось лишь сделать жизнь по-американски сытной. В этом Хрущев сделал ставку на исконно американскую сельскохозяйственную культуру – кукурузу. Теперь же ее сеяли чуть ли не за Полярным кругом. Кукуруза, конечно, не росла. А с 1958 года стала стремительно падать урожайность на целинных землях. Но тем, не менее, ослабив жесткий сталинский режим, Хрущев сумел дать возможность экономике развиваться.

В 1957 году бывшие сталинские соратники попытались сместить Хрущева. В июне на заседании высшего партийного руководства большинство его участников проголосовали за отставку Хрущева с поста первого секретаря. Формально поводом к этому стали новшества в управлении народным хозяйством. После того как Хрущев передал управление экономикой в руки местных властей, его обвинили в развале промышленности. В ответ Хрущев потребовал созвать расширенное совещание, на котором его сторонники оказались в большинстве. Сталинцев Молотова, Меленкова и Когановича обвинили в создании «антипартийной группы» и вывели из партийного руководства. Их места заняли верные соратники Хрущева, в том числе маршал Г.К. Жуков и Л.И. Брежнев, возглавлявший ранее партийную организацию в Казахстане. Спустя несколько месяцев и Жуков был смещен со всех постов (с 1955 года он был министром обороны). Хрущев опасался всенародной славы маршала и не хотел усиления влияния военных. Вскоре в армии началось сокращение офицеров. Эта жесткая борьба за власть обходилась без арестов и тяжких обвинений. Хрущев оставался верен идее отказа от сталинских методов.

Однако вскоре Хрущев осознал, что предоставил стране слишком много свободы. Вскоре началось ужесточение политики. Поводом к нему стали события в Венгрии в октябре 1956 года. Там началось восстание, участники которого требовали отказа от советского образца построения коммунизма и освобождения от влияния СССР. Сталинский ставленник глава Венгерской партии грудящихся М. Ракоши решил отказаться от преобразований и попытался по-прежнему управлять страной по-сталински.

При поддержке других стран-участниц Варшавского договора Хрущев распорядился ввести в Венгрию советские войска. Западные страны осудили действия СССР, но вмешиваться не стали. И не удивительно – Советский Союз приближался к вершине своего военно-технического могущества. На ядерных полигонах в Казахстане и на Новой Земле регулярно испытывались атомные и водородные бомбы. А 4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. Это было началом новой – космической – эры, и начала ее именно наша страна. Запуск искусственного спутника произвел огромное впечатление в мире, а в США испытали настоящий шок: такого от России не ожидали.

С 1958 года Хрущев мог больше не опасаться за свою власть. Жестокое подавление венгерского восстания больше не позволяло упрекать Хрущева в излишней мягкости.

Отношения с США стали совсем плохими после того, как 1 мая 1960 года над СССР был сбит американский самолет-разведчик. В борьбе за Берлин Хрущев пошел на крайние меры. 13 августа 1961 года восточную и западную части города разделила бетонная стена, построенная за одну ночь. Ни в чем не желая уступать США, СССР игнорировал американский запрет на торговлю с революционной Кубой. Осенью 1962 года разразился «Карибский кризис», поставивший человечество на грань ядерной войны. Он возник после того, как СССР разместил на Кубе ракеты, которые могли мгновенно поразить цели на территории США. Американский президент Джон Кеннеди немедленно потребовал их убрать. Советскому Союзу был предъявлен жесткий выбор – или вывод ракет, или война. Хрущев проявил государственную мудрость и отступил. Военного столкновения, которое могло привести к Третьей мировой войне, удалось избежать. Жесткое противостояние с Западом Хрущев умело сочетал с призывами к мирному сосуществованию. Это, в свою очередь, обостряло отношения с Китаем. Китайское руководство сохраняло верность заветам Сталина и так же, как и Советский Союз, стремилось управлять мировым коммунистическим движением. Китай объявил вывод советских ракет с Кубы предательством дела социализма. С точки зрения китайского лидера Мао Цзэдуна, Третья мировая война должна была стать зарей нового справедливого мира. В 1963 году Китай потребовал от Советского Союза передать ему некоторые пограничные земли. На границе шли военные столкновения. Китайских дипломатов выслали из Москвы.[5]

Приверженность принципам международного права также помогла безболезненно пережить развал СССР и Варшавского пакта и предотвратить или же потушить многочисленные конфликты, которые могли бы возникнуть и возникали на просторах бывшего социалистического блока. Именно активность мирового сообщества в отстаивании принципов международного права позволила Кувейту избежать длительной оккупации со стороны Ирака.

Наиболее важный и большой шаг в развитии принципов международных отношений был сделан в форме принятия принципа разоружения. Разоружение было давней мечтой всех прогрессивных умов человечества. После Второй мировой войны оно нашло свое отражение во многих международно-правовых актах. Многие склонны даже к выделению разоружения в качестве обособленного независимого принципа международного права, однако в связи с современной геополитической обстановкой пока это практически невозможно. Разоружение – это скорее идея или цель, но не принцип международного права. Устав ООН также не мог обойти проблему разоружения и в ст. 11 отметил, что Генеральная Ассамблея ООН уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений.[6] Не оставил Устав ООН без внимания и Совет безопасности, на который ст. 26 наложил ответственность за формулирование планов создания системы регулирования вооружений.[7]

Принципиальная основа разоружения отразилась во многих международно-правовых актах. Так в 1959 году Резолюция Ассамблеи закрепила в себе принцип всеобщего разоружения как конечную цель. Стоит отметить, что инициатором этого стал Советский Союз несколько лет назад одержавший победу в Великой Отечественной войне. Следующим примером официального закрепления принципа разоружения стало одобрение Ассамблеей ООН Совместного заявления правительств Соединенных Штатов Америки и Советского Союза в 1962 году, которое предусматривало следующие мероприятия:

- ликвидация военных учреждений и роспуск вооруженных сил;

- прекращение производства оружия массового уничтожения;

- уничтожение имеющегося оружия массового поражения;

- прекращение военного обучения.[8]

К сожалению ни имеющийся план Совместного заявления, ни Резолюция Ассамблеи ООН не нашли своего отражения в реальной действительности в связи с военно-политическими амбициями самих же ведущих стран, что в итоге привело к Холодной войне. Уже в 1960-е годы нереальность полного разоружения была уже очевидна. Все пошло обратным ходом – державы стали активно вооружаться для обеспечения безопасности своих границ от внешних факторов опасности. К 1980 годам суммарные расходы СССР и США на развитие вооружений составили уже 900 миллиардов долларов в год.[9] Когда проблема разоружения достигла своего пика, и ее невозможность стала действительно нереальной, вопрос встал иным образом – на первую позицию перешел принцип нераспространения стратегического оружия массового поражения и сокращение вооружения.

Учитывая невозможность полного разоружения, во главу угла встал вопрос о сокращении вооружений и нераспространении стратегического оружия массового поражения. Так, начиная с 1961 года, Генеральная Ассамблея ООН приняла целый ряд резолюций, которые запрещали применение ядерного оружия и иных видов массового поражения. Помимо этого благодаря действиям ООН между СССР и США были заключены соглашения об уменьшении опасности возникновения ядерной войны в 1971 году, и предотвращении ядерной войны в 1973 году. Кроме этого с 1968 года действует договор о не распространённости ядерного оружия, к которому подключились многие государства. Стоит отметить, что перед тем, как данный договор был заключен, Совет Безопасности ООН принял резолюцию о гарантии безопасности неядерных государствах. В соответствии с данной резолюцией в том случае, если против неядерного государства будет применена агрессия с использованием ядерного оружия, это немедленно вызовет реакцию со стороны Совета и его постоянных членов.[10] Однако после того как Индия и Пакистан реализовали свои программы по производству ядерного оружия, данный договор существенно потерял свой авторитет.

Помимо ядерного оружия, нормами международных правовых актов контролируется и иные виды оружия массового поражения, в том числе бактериологическое, химическое и биологическое. Так в 1972 году была принята Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении. Конвенция 1977 года посвящена экологическим средствам и методам ведения войны. Также немаловажную роль в обеспечении международной безопасности играют соглашения о безъядерных зонах, которые заключены в отношении южной части Тихоокеанского региона и стран Латинской Америки. Данные международные нормативно-правовые акты запрещают производство и применение ядерного оружия.

Подводя итог исследованию роли Организации объединенных Наций в истории развития международных отношений особый упор необходимо сделать на то, что, во-первых, как во второй половине XX столетия, так и сегодня принципы международного права, которые охраняются международным сообществом важны в первую очередь для того, чтобы предотвратить нерациональное распределение и применения оружия массового поражения; во-вторых, предотвратить повсеместное изготовление оружия массового поражения, что, в итоге, может привести к следующей мировой войне, опасность которой уже веет холодным ветром не первый год. В настоящее время основной задачей ООН на международной арене является проведение миротворческих операций, которые уже развернуты на четырех континентах. В число данных операций входят следующие миротворческие действия ООН:

- Укрепление стабильности на Ближнем Востоке, которое продолжается уже более полувека;

- Содействие прекращению огня в Кашмире и Джамму;

- Политическое урегулирование на Кипре;

- Наблюдение за прекращением огня и соблюдением соглашения о разъединении;

- Контроль над прекращением боевых действий и содействие обеспечению гуманитарного доступа к гражданскому населению;

- Проведение референдума в Западной Сахаре;

- Миссия Организации Объединенных Наций в Либерии;

- Операция в Кот-д'Ивуаре;

- Операция в Дарфуре, проводимая совместно с африканским Союзом;

- Стабилизация в Демократической Республике Конго;

- Миссия ООН в Республике Южный Судан.

Руководство данными операциями осуществляет Департамент операций по поддержанию мира.[11]

Подводя итог рассмотрению деятельности Организации Объединенных Наций, следует указать, что одной из центральных задач данной международной организации является повышение качества и уровня жизни населения нашей планеты. Но для того, чтобы данная задача была решена, необходимо решение таких проблем как искоренение нищеты, повышение уровня благосостояния людей и обеспечение прочного мира на всех континентах.

Заключение

В данной работе перед нами стояла цель раскрытия истории деятельности Организации Объединенных Наций.

Для достижения указанной цели перед нами были поставлены конкретные задачи, которые мы решили, а именно:

- изучена история создания Организации Объединенных Наций;

- определены основные цели деятельности ООН;

- исследован состав ООН и полномочия ее структурных органов;

- исследована роль ООН в истории развития международных отношений.

Таким образом, Организация Объединенных Наций является универсальной, всеобъемлющей, обладающей наибольшей легитимностью по сравнению с другими международными организациями многопрофильной структурой, целью которой является укрепление мира во всем мире и повышение качества жизни на планете Земля. Деятельность Организации Объединенных Наций построена по принципу проведения, переговоров, дискуссий, конференций и консультаций между всеми субъектами мировой политики.

Наши рекомендации