Возникновение германского нацизма.
Политическим и идеологическим предшественником национал-социализма в Германии было немецкое националистическое и антисемитское движение, которое сформировалось в конце 1870–1880-х годов. Его сторонники происходили преимущественно из среды городских и сельских мелких собственников и деклассированных элементов. Уже одна из первых политических организаций движения – «Лига антисемитов» имела тайное членство и была построена на жестких принципах слепого повиновения вождям. Лига и связанные с ней группировки собирали подписи под петицией за ограничение гражданских прав евреев, устраивали еврейские погромы. Действовали также «Христианско-социальная рабочая партия», «Социальная имперская партия», «Немецкий народный союз», «Немецкая партия реформ», «Немецкий союз антисемитов», объединение антисемитских студенческих союзов и др. В 1888 было создано объединенное общенациональное «Немецкое антисемитское объединение». Его программа предусматривала создание «немецко-социального государства» с сильной императорской властью, ограничением демократических свобод и агрессивной внешней политикой. Антисемиты предлагали ввести жесткое «государственно-социалистическое» регулирование экономики: установить контроль над банковской и биржевой деятельностью, над монополистическими объединениями, принять меры по защите крестьянства и развитию цехового ремесла, устранить классовую борьбу и добиться гармонии между трудом и «национальным» капиталом при уничтожении «антинационального» (прежде всего, еврейского). С 1890 движение антисемитов было представлено в германском парламенте – рейхстаге.
В начале 20 в. на идейную и общественную арену Германии вышло националистическое движение «фёлькише» (от нем. das Volk – народ). «Фёлькише» трактовали народ как культурно-биологическую и мистическую общность «крови и почвы» и пропагандировали превосходство «германского духа» и немецкой культуры над бездушной либеральной цивилизацией остальной Европы. Они не только воспевали древнегерманское прошлое и Средневековье, но и соединяли идеализацию старины с «расовыми теориями» Хустона Стюарта Чемберлена (1855–1927), графа Гобино и др., идеями социал-дарвинизма и господства сильных, а также с мистическими и оккультными учениями (теософией, ариософией и т.д.). Все эти старые и новые учения использовались для того, чтобы обосновать изначальное биологическое «превосходство» германской или «арийской» расы. Движение «фёлькише» составляли многотысячные общественные организации – молодежные, крестьянские, приказчицкие, рабочие и иные союзы, а также интеллигентские группы, которые занимались разработкой идеологии немецкого расизма и национализма. Среди этих последних особое место занимали оккультные ордена – «Германский орден», «Орден рыцарей святого Грааля» и «Общество Туле», избравшее своей эмблемой древний знак «свастики», который затем заимствовали национал-социалисты.
Значительная активизация националистических организаций в Германии произошла в период Первой мировой войны. Сотни тысяч человек состояли в таких появившихся в 1917–1918 группах, как «Свободный комитет за немецкий рабочий мир», «Независимый комитет за германский мир», «Народный комитет за скорейший разгром Англии» и т.д. 3 марта 1918 в Мюнхене возникла одна из таких организаций – «Свободный рабочий комитет за хороший мир» во главе с железнодорожным слесарем Антоном Дрекслером. Первоначально в нем состояло всего 40 членов. Фактически комитет Дрекслера находился под идейно-политическим влиянием «Общества Туле». После поражения Германии в войне националистические и реваншистские настроения усилились. 5 января 1919 на базе кружков и комитетов, связанных с «Туле» и Дрекслером, в одной из пивных Мюнхена было провозглашено создание Немецкой рабочей партии; в ней состояло первоначало около 40 человек. К осени 1919 в партию по заданию военного командования вступили офицеры, унтер-офицеры и солдаты, включая ефрейтора Адольфа Шикльгрубера, австрийца по происхождению, принявшего фамилию Гитлер и капитана Эрнста Рёма. В феврале 1920 партия сменила имя на НСДАП – Национал-социалистическую немецкую рабочую партию; членов партии (их было уже около 200) стали называть «наци» или «нацистами». Программа НСДАП соединяла принципиальные националистические декларации в духе «фёлькише» и всевозможные социальные обещания, адресованные к одинокому и ощущавшему страх перед миром «маленькому человеку», который должен был в итоге почувствовать себя хозяином страны. При этом нацисты широко пользовались принципом: обещать людям именно то, что те хотели услышать, не заботясь о выполнении сделанных посулов. В области внешней политики нацисты провозглашали своей целью объединение всех немцев в «Великой Германии» и отмены Версальского и других послевоенных договоров, как неравноправных и ущемлявших германские интересы. Что касается политики внутренней, то НСДАП объявляла себя сторонницей равных прав и обязанностей для всех германских граждан, но тут же оговаривала, что гражданами могут быть исключительно те, «в чьих жилах течет немецкая кровь»; евреи подлежали лишению гражданства. Партия взывала к духу коллективизма, но трактовала его весьма своеобразно, в традициях «фёлькише» и «фронтового братства», подчиняя личность определяемой на основе «расовых» критериев нации, организованной в идеале как огромная, жестко дисциплинированная военная машина. НСДАП заявила о своем стремлении к национальному, «подлинному и честному социализму», при котором «личная польза» подчинена «общественному благу», все люди трудятся умственно или физически (сюда включались не только наемный труд, но и предпринимательская деятельность), прибыли военных спекулянтов и ростовщиков национализированы, крупные тресты переданы государству, действует разветвленная пенсионная система, развиваются образование и здравоохранение. Крестьянам была обещана земельная реформа, рабочим – участие в прибылях предприятий, лавочникам и торговцам – закрытие крупных универмагов, принадлежавших «еврейскому капиталу». Различные социальные слои («сословия») должны были получить органы представительства своих интересов – «палаты».
Коммунизм – В основе коммунистической идеологии, идеи которой по окончании первой Мировой войны были на практике реализованы в России (СССР) партией большевиков, возглавляемой В.И. Лениным, лежали принципы установления диктатуры пролетариата, то есть политического господства одного из классов общества при подчинении, а в определенных случаях даже физическом уничтожении других классов. Кроме того, важной составной частью коммунистической идеологии было почти полное подчинение личности государству. Конкретное содержание коммунистической идеологии можно свести к следующим положениям:
1. В экономической сфере - полное уничтожение института частной собственности и как следствие, экономической независимости человека от государства. В СССР данный принцип был реализован на практике. Институт частной собственности как таковой в Советском Союзе отсутствовал. В других коммунистических государствах, в первую очередь в станах Восточной Европы, где коммунистические режимы были установлены по окончании второй Мировой войны, данный принцип соблюдался уже не столь строго. В ряде восточноевропейских государств - таких как Венгрия, Польша, Чехословакия, институт частной собственности (хотя и в ограниченном виде) был сохранен. 2. В политической сфере - полное отрицание политических прав и свобод (избираемость власти, многопартийная система, свобода слова) и, как следствие отсутствие политической свободы личности. 3. В сфере личной жизни - максимальный контроль государства над личной жизнью человека. В XX столетии коммунистическая идеология прошла сложный путь развития. Реализовавшись на практике в начале столетия, достигнув своего расцвета в середине века, в период 90-х годов, в результате распада СССР и краха мировой коммунистической системы коммунизм как идеология утратил свои позиции. На сегодняшний день необходимо отметить процесс социал-демократизации коммунистической идеологии. Суть этого процесса заключается в том, что современные коммунистические партии,как в России, так и в других странах мира отказываются от идей классического коммунизма (классовая борьба, отрицание частной собственности) и переходят на позиции социал-демократии.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Идеологияявляется теоретическим обоснованием системы определённых социальных субъектов, она определяет их значение и смысл, приобщая к делу, которое выходит за рамки индивидуального существования.
Уровни идеологии: 1) Концептуально-теоретический – это уровень, на котором создаётся политическое обоснование идеологии; 2) Программно – политический уровень. На этом уровне система идей переходит в цели и находит своё отражение в конкретных программах политических партий, а так же политических лозунгах. Данный уровень предполагает выработку стратегий, концепций и политических нормативов; 3) Актуализированный уровень. На данном уровне происходит адаптация идеологии к доминирующим ценностям в политической культуре, а так же к неписаным социальным нормативам.
Свойства идеологии:1) Спекулятивность - высокие идеи воспаряют над реальными проблемами и дестабилизируют социальные слои в угоду той, или иной политической силе; 2) Догматичность - безальтернативное идеализирование ценностей; 3) Авторитетность. Популярность идеологии в массах.
Политические идеологии прошлого и современности:
· Неолиберализм
· Неоконсерватизм
· Социализм
· Национал-социализм
· Фашизм
· Коммунизм