Структура системы ООН и принципы международной гражданской службы

В систему Организации Объединенных Наций входят собствен­но Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, фонды и программы. Организации группы Всемирно­го банка — МВФ относятся к специализированным учреждениям ООН, однако они не входят в общую систему. Большинство из указанных структур согласились стандартизировать условия граж­данской службы и участвовать в работе Комиссии по международ­ной гражданской службе (КМГС). А значит, согласились на по­строение гражданской службы на принципах научности, систем­ности, функциональности, международно-правовой упорядочен­ности, высокой нравственной устойчивости.

Структура гражданской службы ООН соответствует, естествен­но, структуре самой ООН.

Год созда­ния ОРГАНИЗАЦИЯ Место расположе­ния штаб-квартиры
ООН — Организация Объединенных Наций  
ФОНДЫ И ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединенных наций Нью-Йорк
БАПОР — Ближневосточное агентство Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ Газа
УВКБ — Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев Женева
МПП — Мировая продовольственная программа Рим
ЮНКТАД — Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию Женева
ПРООН — Программа развития Организации Объединенных Наций Нью-Йорк
ЮНИТАР — Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций Женева
ЮНФПА — Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения Нью-Йорк
ЮНЕП — Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде Найроби
УООН — Университет Организации Объединенных Наций Токио
ЦНПООН — Центр Организации Объединенных Наций по населенным пунктам Найроби
ЮНОПС — Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Нью-Йорк
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМИССИИ ООН
ЕЭК — Европейская экономическая комиссия Женева
ЭСКАТО — Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана Бангкок
ЭКЛАК — Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна Сантьяго
ЭКА — Экономическая комиссия для Африки Аддис-Абеба
ЭСКЗА — Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии Бейрут
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
МСЭ — Международный союз электросвязи Женева
ВМО — Всемирная метеорологическая организация Женева
ВПС — Всемирный почтовый союз Берн
ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности Женева
МОТ — Международная организация труда Женева
Всемирный банк — Международный банк реконструкции и развития Вашингтон
МВФ — Международный валютный фонд Вашингтон
ФАО — Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций Рим
ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Париж
ИКАО — Международная организация гражданской авиации Монреаль
ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения Женева
МФК — Международная финансовая корпорация Вашингтон
МАГАТЭ* — Международное агентство по атомной энергии Вена
ИМО — Международная морская организация Лондон
МАР — Международная ассоциация развития Вашингтон
МФСР — Международный фонд сельскохозяйственного развития Рим
ЮНИДО — Организация Объединенных Наций по промышленному развитию Вена
ВТО — Всемирная торговая организация Женева

* МАГАТЭ не является специализированным учреждением; оно явля­ется межправительственной организацией, поставленной в связь с ООН не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею ООН.

Каждая международная организация имеет собственную граж­данскую службу. Однако с момента возникновения ООН и ее спе­циализированных учреждений появилась идея создания единой международной гражданской службы. В этих целях между ООН и рядом специализированных учреждений были заключены межор­ганизационные кадровые соглашения, направленные на урегули­рование ряда общих проблем, стоящих перед международными гражданскими службами системы ООН.

Ныне концепция международной гражданской службы получи­ла всеобщее признание. Мировая практика показала, что, когда сотрудники разных стран работают в секретариатах и в материаль­ном плане полностью независимы от своего государства, они на­много более эффективны и могут выполнять самые разнообразные функции, где требуется беспристрастный подход. Во многом бла­годаря такой независимости Секретариату ООН и многим специа­лизированным организациям удалось в целом успешно выдержать испытание «холодной войной», удержаться от скатывания на пози­цию той или иной из конфликтующих сторон или группировок.

С тем чтобы политические разногласия в самой ООН не ока­зывали непосредственного влияния на работу специализированных учреждений, государства-основатели придали общей системе меж­дународной гражданской службы децентрализованный характер, предоставляющий каждой из них значительную самостоятельность. С течением времени система развивалась, становилась более масштабной и многогранной. Соответственно, усложнялась задача внутрисистемной координации. У государств и самих международ­ных организаций зрело понимание того, что согласованная поли­тика в кадровых и административных вопросах является одним из немногих факторов, связывающих организации общей системы.

Подводя итог вышесказанному, можно определить, что в сис­тему Организации Объединенных Наций входят ряд автономных организаций, которые на основе достигнутых договоренностей стали участниками механизмов, обеспечивающих общую основу управления людскими ресурсами. Основными ее элементами явля­ются те элементы основных положений, касающихся управления людскими ресурсами, которые объединяют организации системы Организации Объединенных Наций, с тем, чтобы а) избегать любой конкуренции в сфере найма сотрудников, которая может быть результатом существенных различий в оплате труда; b) со­действовать распространению общих ценностей международной гражданской службы; с) содействовать мобильности и, в опреде­ленной степени, ротации сотрудников, в данном случае, в рамках системы.

При этом следует отметить, что для организаций системы Ор­ганизации Объединенных Наций характерны еще три присущие только им особенности, которые так или иначе оказывают влия­ние на управление людскими ресурсами и проводят четкую грань различия между национальной и международной гражданскими службами:

— их система управления: все организации отвечают перед большим числом государств-членов, которые определяют их зада­чи, мандаты и стратегии;

— их правовой статус: эти организации являются экстратерри­ториальными, и на них не распространяется действие националь­ного законодательства и международных конвенций о труде;

— их международный, многокультурный характер: цели и дея­тельность организаций носят глобальный характер, а их сотрудни­ки набираются из разных стран мира.

К характеристикам, отличающим международную гражданскую службу от национальной, следует отнести и то, что последняя, яв­ляясь частью государственной системы, участвует в обеспечении реализации конституционного права гражданина своей страны на труд, т.е. постоянную занятость.

Международная гражданская служба таких обязательств не имеет. Под этим углом можно рассматривать всю систему управ­ления людскими ресурсами в ММПО, в том числе условия найма и продолжительность договоров о найме/контрактов, за­дачи и смысл профессионального обучения и переподготовки персонала и ряд других элементов, включая мобильностьили ротацию персонала.

Мобильность имеет особое значение в управлении людскими ресурсами, включая в себя как ротацию персонала внутри и между организациями общей системы, так и с национальными гражданскими службами, другими национальными организация­ми и институтами, позволяя набирать персонал, необходимый для выполнения постоянно усложняющихся задач ММПО, кото­рые далеко не всегда имеют достаточно времени и средств для подготовки такого персонала за счет внутренних, в том числе люд­ских, ресурсов.

Организация службы.

Наши рекомендации